Как помочь ребенку стать уверенным в себе: советы для родителей
Вера в себя – это не дар небес, а качество характера, которое воспитывается и оттачивается на протяжении всей жизни. Но фундамент закладывается в детстве.
Один ребенок в компании выступает заводилой, командует и устанавливает правила. Он даже не думает усомниться, что кто-то не исполнит его распоряжений! Это яркое проявление уверенной в себе личности.
Но встречается другая картина: малыш скромно сидит, стараясь никого не задеть, и даже контакт глаз для него – настоящая пытка. Крохе страшно завести друзей, хотя бы одного, а в похвале он видит скрытый упрек.
Как помочь такому ребенку стать уверенным в себе, раскрепостить его, чтобы каждый день сиял яркими красками – об этом наша статья.
С чего все начинается
Очень часто поверить в свои силы ребенку мешает чувство собственной уязвимости, вызванное беспокойством о безопасности. Причина кроется в родителях, точнее, в тех методах, которые они применяют для воспитания малыша.
Метод кнута
Чтобы была понятна суть часто допускаемой ошибки родителей, вот вам пример.
За одни только сутки ребенок выслушивает более, чем 2 000 (!) требований, высказанных в ультимативной форме:
- Иди завтракать!
- Почисти зубы!
- Заправь кровать!
- Одевайся! Не копайся! Быстрее!
- Собери игрушки!
- Ложись спать!
Вот только некоторые из них, самые узнаваемые. А ведь их можно высказать и по-другому, если у родителя иссякло терпение:
- Говори все начистоту, а не то хуже будет!
- Убери игрушки с пола, иначе они окажутся в мусорном ведре!
Ребенок оказывается под сильным давлением в течение всего дня, каждый день.
Теперь включите фантазию и вообразите, что так на работе раздает вам указания начальник: у него такой стиль общения. Ваши действия? Скорее всего, займетесь поиском нового места работы. Но ваш малыш никуда не может уйти. Семья – это его мир.
Чтобы развить в ребенке уверенность в себе, сделайте этот мир доброжелательным. Замените требования вопросами, к примеру, так: «А ты уже почистил зубы, или еще не успел?».
Формулируя фразу таким образом, вы сохраняете личное достоинство ребенка и даете ему возможность самому предпринять шаги, чтобы исправить оплошность.
Метод пряника
«Дети еще слишком малы, чтобы принимать решения о чем-либо», – так думает большинство родителей. Куда проще решить за несмышленыша, что для него лучше, самим, чем наблюдать, как он набивает себе шишки из-за неверного выбора.
Еще пример: утром чадо собирается в школу или садик, опаздывает. Вы тоже спешите, поэтому считаете благом натянуть на полусонного малыша одежду или заправить за школьником постель: ведь так можно сэкономить время.
Вырастить уверенного в себе ребенка, постоянно принимая за него решения, не выйдет.
Чтобы поверить в свои силы, он должен их применять на практике. Позвольте ему сделать выбор, пусть ошибочный, и полностью прочувствовать последствия. Ведь самый ценный опыт – тот, который пережил, а не услышал.Спотыкаясь и набивая шишки, ребенок научится делать выводы, а это ценный навык. Вам же нужно не ругать его (ничего не можешь сделать; ты совсем бестолковый и др.), а оказывать поддержку:
- ничего страшного, можно попробовать еще раз позже;
- у тебя все получится, я верю в тебя.
Если делать за ребенка ту работу, которую он может выполнить сам, вы вырастите инфантильную личность, получив в итоге великовозрастного увальня.
Ведь очень часто взрослая лень – это всего лишь маскировка неуверенного в себе человека, который просто-напросто боится что-либо сделать самостоятельно, потому что не умеет.
- Малыш не станет убирать игрушки, если за него это делает мама.
- Девочка не научится готовить (шить, гладить), если ей не дать возможность научиться этому.
Здесь для родителя важно не уничтожить настрой на самообучение неловким комментарием или деструктивной критикой. Ребенок только учится. Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом. Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело.
Признаки неуверенного в себе ребенка
С возрастом простая неуверенность усиливается, если не предпринимать мер для ее преодоления, и перерастает в полноценные комплексы. Для родителей важно вовремя заметить, что ребенок зажат, и постараться помочь ему.
По некоторым признакам можно разглядеть неуверенное поведение:
- тихая речь;
- избегание контакта глаз (отводит взгляд);
- зацикленные действия: грызет ногти, облизывает губы, стучит по поверхности, скручивает край одежды, облизывает губы;
- молчание или уход от ответа;
- злость на других людей;
- наличие фобий;
- отказ от ответственности.
Внешне робкий ребенок выглядит сутулым. Он стремится занять в помещении самый удаленный от скопления людей уголок.
Рисунки и буквы написаны со слабым нажимом, мелкие.
С возрастом у личности вырабатывается защитный механизм поведения, маскирующий неуверенность в себе:
- в неудачах обвиняются посторонние;
- применяется сила по отношению к более слабым: мелким животным, любящим людям;
- демонстративная легкомысленность;
- замкнутость;
- копирование поведения другого ребенка.
Как справиться с робостью ребенка
О том, как воспитать ребенка уверенным в себе, написано множество книг. Но вам не обязательно штудировать тонны фолиантов, чтобы помочь своему чаду побороть нерешительность.
Критика должна быть только конструктивной. Если малыш разбил вазу, не обзывайте его безруким, косоглазым или еще похуже. Узнайте, как такое могло случиться, попросите убрать осколки, выразите сожаление, что такая красивая вещь больше не будет вас радовать.
Не допускайте оскорблений со стороны других людей, пресекайте любые попытки этого. Вы должны быть опорой вашему отпрыску, чтобы он чувствовал поддержку в любой ситуации.
Навешанные ярлыки порой приклеиваются на всю жизнь, становясь ориентиром неуверенному в себе человеку. Фразы типа: она отстает в развитии; отец не смог с ними жить; он трус; она красавица заставляют ребенка действовать соответственно его пониманию присвоенного ему стереотипа.
Если вы убедили ребенка, что думаете о нем, что он дурак, не ждите высокой успеваемости в школе. Он использует ярлык как отговорку, чтобы не стараться.
Совет 2: хвалите детей
Ничто так не воодушевляет на свершения, как искренняя похвала.
Воспитать ребенка уверенным в себе поможет ваше внимание к тому, что у него получается делать хорошо.
Старайтесь каждый день находить повод похвалить отпрыска.
Когда ребенок слышит только упреки, у него пропадает желание вообще что-то делать (все равно отругают!), и он замыкается.
Совет 3: позвольте ребенку быть самостоятельным
Чем больше вы делаете за своего любимого отпрыска, тем хуже для вас и для него.
Ребенок должен стать полноценным членом общества, тогда как ваша задача – заставить его поверить в себя:
- доверьте малютке передать денежку кассиру в магазине;
- предложите дочке выбрать рецепт пирога, чтобы испечь его вместе;
- вместо того, чтобы запретить что-либо, перечислите возможные последствия спокойным голосом и предложите подростку самому принять решение.
Последний пункт самый сложный. Гораздо проще сказать: «Нет, потому что я так решила!», чем успокоиться и потратить время и терпение на принуждение чада к ответственности.
Может быть обратный вариант, когда ребенок прибегает к слабости, чтобы вынудить вас что-то делать. Здесь важно не поддаться: да, время потратится больше, но польза воспитания перевешивает потерянные минуты. Скажите капризничающему чаду: «Верь в себя – и все получится!». Пусть он увидит, что вы в нем не сомневаетесь.
Совет 4: научите сочувствовать
Родители очень желают, чтобы их ребенок мог отстаивать собственные интересы, побеждать в конкурентной борьбе. Хотя больше возможностей для выживания у тех, кто умеет помогать людям.
Ребенок не следует установке всегда и во всем превосходить других, а учится искренне контактировать с окружающими.
К тому же, он реально оценивает свои способности, меньше боится неудач, потому что знает, что они случаются у любого.
Совет 5: не откупайтесь
Когда ребенку плохо, его можно:
- выслушать, понять;
- проигнорировать, ссылаясь на занятость;
- купить/подарить что-то, что отвлечет от проблемы.
Самый энергозатратный – первый путь. Второй – путь наименьшего сопротивления, разрушающий семейные связи.
Третий кажется приемлемым, но только в краткосрочной перспективе. Как только пропадет ощущение новизны, проблема проявится с новой силой.
Заключение
Исследования маркетологов подтверждают, что брендовые новинки покупают большей частью неуверенные в себе люди, пытаясь самоутвердиться. Они так делают, потому что их научили этому родители: не тратить силы на развитие, а прикрываться дорогим фасадом.
Дорогой подарок дарит уверенность, это факт. Но откупаться от ребенка не нужно: лучше подарите ему несколько лишних минут своего внимания. Окруженный любовью, ребенок чувствует внутреннюю свободу, забыв, что такое неуверенность в себе.
Источник: https://its-kids.ru/kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym-v-sebe.html
Как родителю воспитать ребенка уверенным в себе
29.06.2018
4
2190
Вырастить уверенного в себе ребенка хочет любой родитель. Но иногда с этим возникают проблемы. Почему? Попробуем разобраться.
Все наши страхи и комплексы идут из детства. Поэтому ребенок может быть не уверен в себе, потому что его окружает негатив прошлого. Например:
- Боязнь оставаться одному в комнате, нежелание спать без мамы.
- Неумение ребенка находить контакт со своими сверстниками, нежелание проигрывать и признавать себя побежденным.
- Фанатичная опека и контроль родителями своего ребенка.
- Нежелание родителей давать ребенку возможность самостоятельно принимать какие-либо решения.
- Сравнение родителями своего ребенка с каким-либо более успешным ребенком.
Что нужно делать родителям, если ребенок не уверен в себе?
Многие мамы и папы задаются вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе? Существует множество рекомендаций для взрослых, которые способствуют повышению уверенности в себе у детей. Родители должны:
- Не допустить порочный круг. В первую очередь начните с себя. У неуверенных в себе родителей не может быть уверенных в себе детей.
- Не формировать у ребенка негативное отношение к себе выражениями, типа: «Горе ты мое, луковое», «Не ребенок, а 33 несчастья!» и т.д.
- Формировать навыки самообслуживания и самостоятельности. Чем более самостоятелен ребенок, тем более уверен он в своих силах.
- Развивать творческие способности ребенка. Помочь определиться с тем видом деятельности, который больше всего нравится. Это поможет малышу поднять свою самооценку.
- Видеть в своем ребенке личность, достойную уважения. Принимать малыша таким, каким он есть, не сравнивая его ни с кем.
- Поддерживать и хвалить ребенка в его начинаниях. Ребенок должен видеть эту поддержку и заинтересованность в его деятельности.
Как развить в ребенке уверенность в себе?
Помочь ребенку стать уверенным в себе – задача каждого родителя. Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.
- Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
- Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
- Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая. А какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.
В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Они способны к анализу своих действий.
Развитие уверенности у мальчиков
В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:
- Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставленные вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
- Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
- Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.
Развитие уверенности у девочек
- Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица».
Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
- Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером.
Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
- С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми.
Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе.
6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка
Как ребенку стать уверенным в себе? В этом вам помогут несколько рекомендаций.
- Никогда не сравнивайте со сверстниками. После фразы: «Лиза с 9 этажа твой ровесник, а читает, как взрослая» ваш ребенок не станет лучше читать. Он решит, что родители считают его глупым, не любят и соседка Лиза нравится им гораздо больше. Во взрослой жизни он будет пытаться быть «не хуже». О каких-то больших стремлениях и речи быть не может. Уверенные в себе люди соревнуются с собой и не оглядываются на успехи других.
- Доверяйте ему. Запаситесь терпением и позвольте ребенку самому преодолеть новую для него задачу. Если родители в растрепанных чувствах со словами «Я уже устал ждать» доделывают начатое за ребенка, он усваивает, что он никчемный, ему не доверяют. Вселяйте обратное: «Я сильный, я смогу, родители поддерживают меня!»
- Не критикуйте. Высказывать недовольство можно только по отношению к поступкам ребенка. Например, он играл с телефоном и разбил его. Сравните: «Руки у тебя дырявые, вечно от тебя одни проблемы» и «Видишь, что получается, когда неосторожно обращаешься с вещами?» Принижая незрелую личность, вы воспитываете склонность к самоуничижению.
- Одобряйте. Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение». Одобряйте любое новое его занятие. Рисунок повесьте на стену. Ребенку важно быть признанным, знать, что он талантлив. Вера в себя и есть уверенность.
- Не высмеивайте его. Когда вы весело рассказываете посторонним людям, как ваше чадо умудрилось сказать глупость при всем классе, это вызовет минутный смех окружающих и возведет стену недоверия между вами и ребенком. В его душе поселятся тревога, отчаяние и разочарование. Будьте опорой и защитой, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе.
- Выражайте благодарность. Вы благодарите мужа или подругу за помощь, приятный вечер, поход в кафе? Точно также нужно благодарить и маленького человека, когда он помог в уборке по дому, рассмешил и поднял вам настроение и даже за попытку оказать помощь. Ребенок будет чувствовать себя нужным, и самооценка укрепится.
Источник: https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/kak-vospitat-uverennogo-v-sebe-rebenka-6-sovetov/
8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка
«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе.
Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать.
О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Уверьтесь в неуверенности
Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное.
Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин.
Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.
Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!
Как воспитать уверенную в себе личность
Дети — наше отражение, поэтому начните с себя
Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.
Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.
Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.
Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком
Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!
Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.
Устраните вредные привычки воспитания
Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу.
По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.
Проанализируйте игры и пособия ребенка
Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» — и т. д.
Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом.
Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д.Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.
Практические шаги
Дерево достижений
Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями.
Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша.
Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.
Мяч умений
Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.
Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»
В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша.
Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!
Дневник чувств и эмоций
Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.
Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.
VGstockstudio/Olesia Bilkei/altanaka/Shutterstock.com
Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9395
Как помочь ребенку стать увереннее?
Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.
Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.
Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.
Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.
Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.
Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.
Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.
Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:
- ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
- пытается уйти от ответа взрослого;
- излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
- часто сердится на посторонних;
- боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
- боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
- паникует перед выполнением новых дел;
- имеет ряд страхов и даже фобий;
- стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
- не имеет собственного мнения;
- пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
- иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
- сутулится.
Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.
Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.
Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д.
Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера.
Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:
- замкнутость;
- необщительность;
- робость;
- слепое подражание уверенному ребенку;
- трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
- заниженная самооценка;
- заторможенность, упрямство.
Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.
Родители – сами неуверенные люди.
То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение.
Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными.
Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, избегать ответственности.
Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.
Читаем также: как повысить самооценку ребенку
Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.
Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.
Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.Постоянная критика, сравнивание, наказания.
Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.
Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка.
Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку.
Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.
Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.
Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью.
Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка.
Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.
Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.Неудачи в социальной жизни.
Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками.
Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний.
Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.
Не соответствие стандартам.
Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии.
Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов.
Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.
Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!
Качества, характеризующие уверенного в себе ребенка
- Способность быть лидером;
- Адекватное восприятие критики;
- Способность защитить себя и других;
- Эмоциональная устойчивость;
- Артистичность.
Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях.
Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.
Читаем также:
- 12 советов по воспитанию уверенного в себе ребенка
- 10 советов, как научить ребенка верить в себя и ничего не бояться
- Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста?
- Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость
- Вредные советы: как вырастить ребёнка неуверенным в себе
Рекомендации: как воспитать из ребенка успешного взрослого
- Если хотите что-либо изменить в ребенке — начинайте с себя. Помните, дети копируют родителей.
- Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи.
- Говорите малышу, что полезно, а не о том, что нельзя делать.
- Составляйте с ребенком короткие формулы внушения типа: «Я лучший», «Я успешный».
- Учите заменять негативные мысли позитивными. Если малыш не умеет красиво петь, скажите ему: «Зато ты отлично рисуешь!».
- Чаще говорите крохе, как вы его любите, что вы в него верите.
- Поддерживайте все начинания ребенка, даже если они покажутся вам странными.
- Старайтесь всегда быть объективными по отношению к разным поступкам своего ребенка.
Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.
Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Источник: http://baby-tut.ru/2018/02/12/kak-pomoch-rebenku-stat-uverennee/
Помочь ребенку стать уверенным в себе нужно своевременно
Вопрос, как помочь ребенку стать уверенным в себе, не беспокоит родителей, пока малыш общается только в кругу семьи или находится под бдительной опекой бабушек и нянь.
Но рано или поздно всем детям необходимо вливаться в социальную среду. Одних ожидает детский сад. Обычный, с большим количеством детей в группах. Другие в активное общение погружаются с поступлением в школу.
И тут оказывается, что не каждому ребенку легко адаптироваться в новых условиях.
В какой форме проявляется детская неуверенность
Наблюдая, как дети дошкольного возраста играют на детской площадке, родители невольно отмечают, насколько по-разному все себя ведут. Бросаются в глаза те, кто чувствует себя, как рыба в воде. Также обращают на себя внимание детишки, стоящие в сторонке.
Первые успевают общаться со всеми, меняться игрушками, предлагать свою игру и тут же выполнять в ней главную роль. Другим почему-то и роли не достаются, и партнеры по игре не находятся. Взрослые видят повторяющуюся ситуацию и тревожатся, если в сторонке оказывается их ребенок. А тревожиться есть основания. Это не тот случай, чтобы отмахнуться: «Само пройдет!».
Детям нужно помогать с малых лет приобретать уверенность в своих действиях, в поступках, в общении. Начиная с пяти лет, дошкольник осознает свою успешность или неудачливость и соответствующе переживает.Далеко не всем даны от природы коммуникативные способности. Оказываясь среди посторонних людей, сталкиваясь с новым заданием, такие дети теряются, чувствуют себя неуверенно, испытывают отрицательные эмоции. Родители обязаны чутко отреагировать и уделить особое внимание социализации ребенка, ели наблюдают следующее:
- На детской площадке малыш, в основном, играет один.
- Ребенок отказывается подходить к группе сверстников, играющих во дворе.
- Дошкольник боится остаться подождать близкого человека (в коридоре поликлиники, в фойе театра и пр.).
- Ребенок не решается на обычное публичное выступление (рассказать стишок у елки, дать ответ в конкурсе).
- Старший дошкольник не соглашается выйти из дома без сопровождения близких.
Это краткий перечень возможных вариантов проявления неуверенности в себе в дошкольном возрасте. В действительности данный список гораздо длиннее, и для каждого дошкольника он может быть нестандартным.
Решать обнаруженную проблему необходимо не сиюминутно, а глобально. Имеется в виду, приложить усилия по формированию у ребенка базового доверия к окружающему миру и осознания ценности своей личности.
Подход к формированию уверенного в себе дошкольника
Психику дошкольника важно укреплять. Развивать эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать отрицательные переживания от неудач, разбираться с причинами страхов и избавляться от них. Взрослым важно разобраться в себе, не перекладывают ли они свои страхи на ребенка.
«Туда не ходи», «Одному нельзя», «Ты еще маленький», — обоснованы ли такие ограничения в каждом случае, когда они звучат? Мамы и бабушки часто употребляют подобные фразы и… как будто заражают детей страхом.
А потом удивляются, что ребенок не может даже 5 минут подождать их у двери врачебного кабинета. Дети должны знать, что естественно испытывать страх, но это чувство не должно стать преградой в их социализации.
Принципы подхода к воспитанию
Близкие взрослые поддерживают малыша одобрением, похвалой. Но при этом важно исходить из уважения к его личности и веры в его умения справиться, а не просто захваливать или «лепить» образ идеального ребенка.
Несколько важнейших принципов воспитания детей:
Иметь веру по отношению к детям не означает надежду, что они всегда будут поступать лучшим образом и со всем справятся без вашей помощи. Это означает принимать ребенка таким, какой он есть.
Не мелькают ли у вас в глубине сознания мысли о неполноценности ребенка, если ваш малыш в 4 года еще плохо разговаривает? Не испытываете ли вы чувство стыда, если 5-летняя дочь делает что-то не то в присутствии ваших знакомых?
Если вы верите в своего малыша, то такие мысли и чувства вас посещать не будут. Вы будете уверены, что с вашей помощью за годы дошкольного детства ребенок научится всему, что для него необходимо.
Некоторым родителям непременно хочется, чтобы их ребенок был умнее, привлекательнее, способнее, талантливее других детей. В случае, когда они видят большее продвижение других детишек, они пытаются подстегнуть развитие своего малыша.
«Миша как красиво рисует. Давай и ты нарисуешь…», «Аня уже научилась шнурки завязывать, учись и ты», — так намерены мотивировать родители. Им невдомек, что подобные фразы только тормозят детей в освоении и без того непростого для них дела.
Сравнивайте только то, как продвинулся ваш ребенок. Что он сегодня умеет делать лучше, чем вчера. И обязательно отмечайте эти достижения.
- Ободряйте и поддерживайте
Легко хвалить ребенка, который ведет себя хорошо. Приятно отметить, какой он молодец, если что-то нарисовал, построил, сконструировал. В этих случаях взрослые щедры на похвалу.
Гораздо сложнее поддержать дошкольника, делающего промахи в поступках, не особо интересующегося творческой деятельностью или познавательной активностью.
А ведь именно в этих случаях маленький человечек нуждается в поддержке.
Крайне важно находить хотя бы маленькие пошаговые достижения (принес тарелки, положил игрушку на место, откликнулся на зов с первого раза) и ободрять ребенка.
У многих пап и мам есть свой идеал, что и как должен уметь дошкольник в определенном возрасте. Тем более что по многим показателям существуют усредненные нормы. Такие родители признают достижения ребенка, если они достигают и превышают эту условную норму.В итоге вместо поддержки может прозвучать: «Такие каракули рисуют в 3 года, а ты уже должен картинку нарисовать». Или: «Да разве так складывают одежду? Это же ворох!». Подобная критическая оценка нисколько не поможет малышу, чтобы справиться лучше. А вот вреда принесет много.
Это и занижение самооценки, и нежелание упражняться в подобном деле.
Существует более действенный и при этом полезный подход, побуждающий ребенка улучшить результаты. «Давай посмотрим, что у тебя получилось лучше всего. Солнышко как здорово нарисовано. Кофточку ты аккуратно сложила» — такая поддержка действеннее всякой критики.
Если вредно критиковать детей, вовсе не значит, что их нужно хвалить за все подряд.
Во-первых, дети в этом случае не смогут выработать внутренние критерии, что соответствует определенному уровню качества. Во-вторых, они будут бояться сделать что-то хуже, чем им удалось раньше.
Это может привести к отказу ребенка выполнить сложное для него задание. Может также подтолкнуть к обману, чтобы скрыть неудачи.
Похвала и поощрение очень важны в воспитании детей, но они должны применяться объективно. Всегда можно найти, за что похвалить. Такой подход подскажет дошкольнику, где нужно приложить усилия, чтобы его старания привели к заслуженной оценке.
Перечисленные базовые принципы способствуют формированию у ребенка адекватной самооценки и чувства защищенности. Ему верят, его поддерживают. Ему позволительно ошибаться и методом проб и ошибок продвигаться в своем развитии.
Как помочь ребенку стать общительным
Придерживаясь методов воспитания, укрепляющих самооценку, помогите ребенку стать смелее в общении.
Детское общество отличается тем, что там некому поощрять и оказывать поддержку. Зато конкуренция и соревновательность присутствуют в большой мере.
Общение детей отличается нерегламентированностью и нестандартностью. Дошкольнику важно говорить самому, а не слушать сверстника. Ребенок норовит управлять действиями партнеров по игре, пристрастно относится к соблюдению правил с их стороны и лоялен к себе, навязывает собственный образец поведения.
Контакты со сверстниками требуют освоения норм взаимоотношений между людьми. Парадоксально, что дети, общаясь, такие нормы выдерживают условно и часто нарушают. В подобных ситуациях проявляются нравственные качества. Ребенок, у которого развито чувство справедливости, уважения к другим, старается обратить внимание на нарушения и призывает их не допускать.
Вхождение в сообщество сверстников подчинено определенным правилам. Так, девочкам важно, чтобы возникла симпатия, расположение к новичку. После этой искорки между девочками завязывается общение. Еще девочкам важно познакомиться, узнать имена. Поэтому приобщаться к детскому сообществу помогает хотя бы минимальная информация о себе.
Мальчикам важно партнерство. «Будешь вратарем?», «Умеешь играть в…?» — если ответ положительный, новичок принимается в игру. Поэтому мальчикам так важно идти играть с соответствующим средством: машинкой, мячиком и пр.Барьером может выступать первый шаг к общению. Особо чувствительные дети с меланхолическим темпераментом испытывают тревожность и чувство незащищенности, если им необходимо первым сделать шаг. Родители помогут ребенку, если потренируют это момент, посоветуют, как начать общение.
Полезно заблаговременное проигрывание подобных диалогов, используя сказочные сюжеты, ситуации с героями мультиков.
В то время как дошкольник проигрывает роль, он оказывается внутри ситуации и идентифицирует себя с успешным героем. Ребенок приобретает опыт общения, который частично переносится в реальную среду.
Также дошкольник постепенно преодолевает скованность, его эмоции становятся разнообразнее и естественнее, повышается уверенность в себе. С этим растворяется проблема, ранее мешающая поучаствовать в детском конкурсе, рассказать стихи.
Если родители воспринимают ребенка как развивающую личность, как умеющего справиться со многими соответствующими возрасту задачами, то дошкольник окажется на одной волне и будет ощущать собственную уверенность.
Источник: https://alldoshkol.ru/vospitanie/pomoch-rebenku-stat-uverennym