Как сказать ребенку «нельзя»?
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
Для того, чтобы ребенок с раннего возраста усвоил, что можно и что нельзя, ему важно понимать причины родительского отказа или запрета.
Если малыш не видит четкой взаимосвязи между своими действиями и их последствиями, то он не может адекватно воспринимать запреты, даже если взрослые будут регулярно ему напоминать о них. Родителям следует объяснять своему чаду, что произойдет, если подобное требование будет нарушено.
Когда ребенок задает резонный вопрос «почему?», постарайтесь не отвечать «потому что» или «так надо», обоснуйте запрет, по возможности объяснив его причины.Родителям нужно знать, как сказать ребенку «нельзя», чтобы подготовить его к взрослой жизни. Как правильно это делать? Поделитесь своим мнением на портале «Я-родитель».
Искусство говорить «нельзя»
Приготовьтесь к тому, что вам придется не один раз объяснять ребенку, почему ему не следует совершать то или иное действие.
Перед тем, как сказать «нельзя», обдумайте, с какой целью вы устанавливаете запрет: повлечет ли его нарушение за собой серьезные проблемы (угрозу жизни и здоровью ребенка, психологический дискомфорт, вредные привычки) или же вы попросту хотите, чтобы малыш прекратил что-то делать, потому что вас это раздражает или отвлекает от других дел.
Так, например, игра на проезжей части, касание рукой горячего утюга или поедание немытых фруктов могут привести к неприятным последствиям в виде травм и болезней, тогда как просьбы родителей прекратить греметь игрушками или громко напевать песенку, большей частью, обусловлены их желанием побыть в тишине.
Всегда оценивайте адекватность своих запретов с позиции их влияния на ребенка. Запрещая что-то, не повышайте голос, говорите спокойным тоном – в этом случае вероятность того, что малыш примет сказанное к сведению намного выше. Громкие крики «Отойди!», «Нельзя!», «Не трогай!», скорее всего, напугают ребенка и вряд ли будут способствовать пониманию запрета.
Избегайте применения физической силы по отношению к ребенку. Не используйте угрозы, запугивания и подобные им приемы. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и психологическим отклонениям.
Старайтесь использовать в своей практике только приемлемые способы наказания ребенка. Объяснение в корректной форме запретов оказывается гораздо действеннее, чем шлепок по попе.
Для этого ознакомьтесь с рекомендациями родителям по профилактике жестокости к детям.
Устанавливая для ребенка правила и границы дозволенного, не забывайте о том, что дети внимательно следят за поведением взрослых, поэтому если вы запрещаете что-то своему малышу – постарайтесь и сами соблюдать эти запреты.Если вы объяснили чаду, что не стоит переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно игнорируете это правило, объясняя тем, что торопитесь и «машин все равно нет», помните, однажды малыш может скопировать ваше поведение.
Следите за тем, чтобы все члены семьи придерживались одинаковой политики запретов.
Если вы не разрешаете ребенку есть мороженое на улице или гладить бездомных кошек, убедитесь в том, что другой родитель, а также бабушки и дедушки солидарны с вами.
В противном случае малыш решит, что эти запреты должны соблюдаться только в вашем присутствии, и будет с легкостью нарушать их, когда вас не будет рядом.
Существуют ли правила ответственного родительства? Этот вопрос занимает и молодых родителей, и пары, которые только планируют завести семью. Полезные рекомендации вы найдете в передаче из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».
Нюансы общения с детьми
Существует множество психологических приемов, которые помогут взрослым избежать конфликтов при общении с детьми.
Хорошие результаты приносит применение техники рефрейминга, которая позволяет добиться желаемого или приемлемого поведения ребенка, изменив его отношение к ситуации.
Например, если ваше чадо не хочет делиться игрушками с другими детьми, то вместо того чтобы сказать «Не жадничай!», предложите ему дать свой совочек на время другому малышу, чтобы узнать, получится ли у того набрать ведерко песка так же быстро, как у него.
Другой альтернативой слова «нет» является переключение внимания малыша на другое действие. Если дети часто приходят к вам на кухню и находятся рядом с работающей плитой, придумайте для них более интересное занятие или дайте задание. Например, попросите принести из комнаты полотенце или посчитать, сколько тарелок стоит в серванте.
Не стоит ставить ультиматумы, тем более, если вы относите своего малыша к категории трудных детей. Они могут вызвать у него желание сделать наоборот из принципа – чтобы отстоять свою точку зрения.
Для этого исключите из своего лексикона фразы «Ты должен» и «Ты обязан», которые вызывают наибольший протест у детей. Замените их на более привлекательные формулировки, например, «А давай мы с тобой…».
Еще один прием называется «Мнимый выбор». Вместо того, чтобы постоянно напоминать ребенку, что нельзя ходить босиком по полу, спросите у него, какие носки он хочет одеть – зеленые или голубые. Этот прием поможет вам преодолеть барьер детского упрямства и научит запрещать, не оказывая давления на ребенка.Воспитывать детей нужно не пряником или кнутом, а серьезным разговором. Об этом говорит пример супругов Дмитрия и Анны Городжих, которые стали гостями передачи «Мы-родители!».
Виктория Грицук
Пройдите тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Тест «Кем вас видит ваш ребенок?»
Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-skazat-rebenku-nelzya-/
Первое «нельзя» в жизни ребенка
Почти всегда, обращаясь к малышу, взрослые начинают свой спич словом «нельзя»…
Почти всегда, обращаясь к малышу, взрослые начинают свой спич словом «нельзя» …
Дать бы им волю, они бы твердили это слово с утра до вечера и без выходных.
По крайней мере, так кажется детям.
Почему дети не любят слово «нельзя»?
Оказывается, слово «нельзя», впервые произнесённое в ответ на какое-то действие малыша, рождает в его душе негативные эмоции, а часто и настоящий протест.
Учёные объясняют это по-разному: здесь и память поколений, накопившая неприязненные чувства к слову, лишающему детей свободы, и сам тон родителей, который зачастую бывает слишком категоричным и поэтому вызывает ответный бунт. Но это вовсе не означает, что это слово нужно искоренить из лексикона старших.
Для чего нужны запреты?
Никому не хочется допускать, чтобы ребёнок вырос необузданным и диким, и чтобы люди шарахались от него в разные стороны.
Запреты обусловлены социально, и они необходимы для того, чтобы сделать возможным мирное сосуществование людей с разными, порой противоречивыми жизненными установками. По большому счету, нельзя делать только то, что причинит вред самому малышу и окружающим, всё остальное — можно.
Ниже мы приведём перечень правил, которые помогут сохранять бесконфликтную ситуацию в семье.
Лучше вы, чем кто-то другой
Вначале младенцу разрешается абсолютно всё: весь мир и люди крутятся вокруг него и его желаний, и это нормально. Но всем, кроме самого малыша, прекрасно известно, что это явление временное.
Поэтому первый запрет для него становится шоком. Некоторые родители избегают этого, боясь причинить ребёнку боль. Но если ему придётся впервые столкнуться с запретом где-нибудь вне семьи — это будет намного более болезненно. Кроме того, у детей, которым все дозволено, формируется неверное представление о мире, эгоцентрический тип личности.
Проявляйте умеренность и гибкость
Ограничений не должно быть много, и при этом они должны быть достаточно гибкими. Ведь в мире запретов тоже все не так однозначно. В нашей культуре детям не разрешают брать в руки нож без присмотра родителей, а на острове Самоа девочка 5-6-ти лет прекрасно умеет открывать кокосовые орехи ножом размером чуть ли не в собственный рост.
Требования родителей не должны вступать в конфликт с основными потребностями ребёнка. Если запретов слишком много, они могут помешать правильному формированию личности, а также психическому и физическому развитию малыша.
Нормального ребёнка всегда интересует, сможет ли он залезть на дерево, что находится внутри телевизора или телефона, что будет, если поесть, а потом наклониться вниз головой: куда пойдёт еда? Когда малыш уже умеет разговаривать, он просто может задать вопрос об этом родителям, а когда нет? Да и многие говорящие маленькие исследователи предпочитают испробовать всё на практике…
Некоторых запретов можно избежать
Безопасность малыша, конечно, превыше всего. Но навязчивое желание удержать его рядом с собой, контролировать каждый шаг, часто лишает кроху ценности самостоятельных открытий.
Ограничения в творчестве и исследовательской деятельности могут привести к тому, что малыш не будет знать, чем ему заняться, станет грустить и скучать. Из-за этого с детьми иногда случаются и невротические состояния: энурез, заикание, ночные кошмары.
Вместо того, чтобы ругать малыша, который копается в песке, стоя на коленях, оденьте его в такую одёжку, чтобы он мог в ней спокойно заниматься своими делами. Маленьким исследователям всех окрестных луж и детских площадок необходимы резиновые сапожки, непромокаемый комбинезон и другие средства защиты.
Воспитывайте ребёнка всей семьёй
Все требования к малышу должны быть согласованы между взрослыми. В тех семьях, где отношения между людьми, сообща занимающимися воспитанием ребёнка, не вполне гармоничны, зачастую запретами манипулируют лишь для получения собственного психологического преимущества.
В этом случае малыш становится жертвой противоречий между родителями, бабушками и дедушками.
К примеру, мама запрещает дочке надевать новые туфли во двор, а папа, чтобы уколоть маму, разрешает: «Пусть моя девочка покрасуется!» В этом случае горе-папа получает сразу несколько преимуществ: завоёвывает мгновенный авторитет в глазах дочери, выражает жене накопленную агрессию и избегает семейного скандала. Но то, что этот момент не сыграет положительной роли в воспитании девочки, сомнений не вызывает.
«Спокойствие, только спокойствие!»
Когда вы что-то запрещаете совсем маленькому ребёнку, говорите это твёрдым и спокойным голосом, глядя ему прямо в глаза.
Малейшая улыбка или колебание с вашей стороны — и кроха не поймёт, что вы настроены серьёзно. Его реакцией на такой «запрет» будет ослепительная улыбка, от которой вы тут же растаете.
А после — что бы вы ни делали и не говорили, детёныш уже не будет воспринимать этого всерьёз.
Маленький ребёнок на прогулке попробовал есть снег с лопатки, как с ложки. Мама сделала ему замечание, но при этом не смогла удержаться от улыбки — слишком уж комично это выглядело. Сыну понравилось смешить маму, и он стал делать это постоянно. Больше маме смеяться не хотелось.
Ребёнку постарше нужно доносить требования в дружественно-разъяснительном тоне. Фразу «Нельзя, потому что нельзя» нужно исключить из употребления, хотя, возможно, она и облегчила бы вам жизнь. Не приказ «Стой на месте», а «Дай мне ручку, сейчас мы будем переходить дорогу», не «Куда ты летишь?», а «Осторожно, там качели, они могут тебя ударить».
Читайте детям умные книжки
Больше читайте детям сказок и историй, которые помогают осознать, чем могут быть опасны нарушения запретов. Только после прочтения не слишком усердствуйте с моралью, чтобы не формировать у малыша отвращение к чтению книг.
Используйте синонимы
Слово «нельзя» можно заменить множеством других понятных слов, которые не вызовут у малыша протеста. Например: «Опасно», «Осторожно», «Горячо». Знакомство с этими словами является важной составляющей процесса воспитания.
Лучше показать малышу иголочку и дать уколоть пальчик, сопроводив это эмоциональными возгласами «Ой, как больно! Иголка острая!». Конечно, по поводу розеток вам придётся найти другой способ предупредить малыша об опасности.
Переключите внимание
Очень действенный и щадящий для психики ребёнка приём — не запрещать категорически, а переключить внимание и объяснить, что этим можно заняться в другое время и в другом месте: «Можно, но чуть позже и не здесь». «В квартире шуметь нельзя, но скоро мы пойдём на улицу, и там будет можно». «Нельзя рвать книгу, а рекламные буклеты — можно». «Нельзя конфету, потому что доктор не разрешает, но можно съесть яблочко».
Будьте примером!
И последний метод, который считается самым действенным в воспитании детей — это показывать правильный пример собственным поведением. Сколько угодно запрещайте ребёнку переходить дорогу на красный свет или не бросать мусор посреди улицы, он не поймёт этого, пока не увидит, что вы тоже неукоснительно следуете этим правилам.
Дорогие мамы и папы, желаем вам терпения, чувства меры, выдержки и сил в деле воспитания детей! Пусть ваши крохи растут послушными и умными!
Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr10/ppervoe-laquonelzyaraquo-vnbspzhizni-rebenkap
Как сказать ребёнку НЕТ. Первые запреты
Екатерина Зиновьева, психолог: Чувства, связанные с появлением малыша трудно описать какими-либо словами. Хочется подарить ему целый мир, уберечь от всех невзгод, всегда видеть его счастливую улыбку. Хочется быть рядом, радовать, удивлять, смешить своего малыша. Эти чувства так знакомы почти всем родителям. Но вот малыш начинает подрастать.
Вот он уже ползает, встаёт на ножки, ходит. И ему так всё интересно. Он так и норовит исследовать каждую щёлочку, изучить всё, что попадается на пути. И ему пока совершенно безразлично, опасно это для него или нет, сломается эта вещь или нет, нравится маме его поведение или нет.
К тому же карапуз уже может вовсю настаивать на своём, возмущаться, сопротивляться, расстраиваться, требовать.
В это самое время родители понимают, что пора вводить в жизнь ребёнка первые запреты. Вот только КАК говорить ребёнку «НЕТ»? Это один из самых важных и довольно болезненных вопросов, с которым неизбежно сталкиваются все родители.
На самом деле отказать ребёнку и при этом добиться нужного результата не так уж и сложно. Главное, следовать следующим правилам:
1. Слово «НЕТ» нужно произносить РЕДКО
Если ребёнок постоянно слышит «нет» и «нельзя», он очень быстро перестает реагировать на эти слова. Если употреблять слово «нет» редко на фоне многих «да», оно будет восприниматься как «стоп-сигнал», как что-то очень важное и не обсуждаемое.
Слово «нельзя» — еще более категорично в восприятии ребёнка. Оно более резкое и довольно неприятное на слух. Это слово лучше приберечь для самых серьёзных случаев. Ещё лучше, если ребёнку говорят «нельзя» при одних и тех же ситуациях.
Например: «нельзя выходить одному на дорогу» и «нельзя тянуть цветочные горшки с подоконника». А в остальных ситуациях используются другие запрещающие или предупреждающие слова. Чем младше ребёнок, тем меньше «нельзя» он способен усвоить.
1-1,5 годовалому малышу оптимально вводить 2-3 нельзя.
Слова «нет» и «нельзя» можно заменить множеством других слов так же предупреждающих ребёнка об опасности. Например, вместо «нет» и «нельзя» — опасно, горячо, горько, высоко. Согласитесь, звучит по-разному: «Нельзя трогать кастрюлю, обожжешься!» и «Кастрюля горячая, можно обжечься».Во втором случае вы оставляете ребёнку выбор, трогать кастрюлю или нет, честно предупреждая его о возможных последствиях. В случае, если ребёнок после вашего предупреждения все же решит потрогать кастрюлю, он получит определённый опыт (пусть и негативный).
И в дальнейшем при желании прикоснуться к кастрюле, он будет вспоминать его, а не то, что ему это запрещено.
В первом варианте жёсткий запрет может привести к нежеланию связываться с кастрюлями (т.е. отбить исследовательский интерес), а во-вторых вызовет, скорее всего, массу протестов.
Упростите себе жизнь! Создайте для вашего ребёнка такое пространство, в котором слово «нет» вам придется произносить как можно реже.
Уберите вещи, которые ребёнок может сломать, разбить, и те, которые могут быть для него опасны.
Может быть, дом ваш немного потеряет в эстетической красоте от временного отсутствия вазочек, блюдечек и других украшений, но зато ваша жизнь будет намного спокойнее.
2. Запреты нельзя отменять
Если вы запрещаете ребёнку лить воду на пол, значит и сегодня, и завтра, не зависимо от того заняты вы или нет, какое у вас настроение и самочувствие, вам придётся запрещать ему лить воду на пол. Это большая работа, следить за постоянным выполнением запрета.
Но если сегодня вы ребёнку что-то запретили, а завтра не обратили на это внимания, ребёнок очень быстро обесценит ваши запреты и не будет придавать им какого-либо значения.
Поэтому лучше всего продумайте заранее, что вы действительно готовы запрещать, а с чем лучше не связываться.
3. Если вы сказали НЕТ, будьте готовы к серьёзной работе
Ваш отказ, безусловно, вызовет у ребёнка массу разнообразных чувств. Будьте готовы к тому, что он может начать плакать, злиться, настаивать, упрашивать, продолжать делать по-своему, протестовать. Это совершенно нормальные реакции на запрет, особенно, если он только-только вводится. Важно понимать, какие чувства стоят за таким поведением ребёнка.
Обычно детям очень обидно, если им отказывают. Эта обида может выражаться слезами или вспышками агрессии. Для малыша складывается непростая ситуация, и он, соответственно, нуждается в вашей поддержке. Вот здесь и кроется основная загвоздка, так мучающая родителей. Как одновременно запрещать ребёнку, т.е. обижать его и при этом еще жалеть и сочувствовать.
На самом деле просто! Вы ребёнку запрещаете и ему, конечно, обидно. Он настаивает на своём, но вы не изменяете своего решения. Тогда ребёнок вынужден смириться с отказом, следовательно, выплакать слёзы тщетности (проделать работу горя).
Как вы можете облегчить переживания ребёнка? Разделите их с ним.
Обнимите его, посочувствуйте, скажите о том, что вы понимаете, что ему очень хочется, царапать пол (например), и ему очень обидно, что вы не даёте ему это делать (важно, озвучить чувство, которое испытывает ребёнок).Объясните ему причину вашего «нет». Главное, не отменяйте запрет! Ребёнок смирится с невозможностью сделать задуманное, но при этом не будет одинок в своих переживаниях и будет чувствовать вашу любовь и поддержку.
Постепенно сила реакции ребёнка будет уменьшаться, и он привыкнет, что «нет» — это и вправду «нет».
4. Дайте ребёнку альтернативу
Предложите ему альтернативу запрещаемого действия (или поведения). «Я не разрешаю тебе выливать воду из ванны на пол, но ты можешь лить её в этот тазик». «Я не разрешаю царапать вилкой пол, но ты можешь царапать ею вот по этой дощечке». Как правило, дети охотно и очень быстро соглашаются на альтернативу.
5. Объясняйте свои запреты ребёнку коротко и ясно
Когда ребёнок сердится или огорчён, он просто не в состоянии воспринимать долгие и сложные объяснения «почему ему нельзя».
Длинные нотации он, скорее всего, пропустит мимо ушей, поэтому формулируйте предложения коротко и на доступном ребёнку языке. «Я не разрешаю царапать вилкой пол, он испортится».
Лучше повторяйте ребёнку эту фразу столько раз, сколько ему понадобится, чтобы понять её.
6. Давайте ребёнку встречаться с последствиями его действий
Прекрасный метод объяснения ребёнку, почему ему «нельзя» делать то, что вы запрещаете – метод естественных последствий. Суть его заключается в том, что у каждого действия есть определённое последствие. Почему, собственно, взрослый человек стремится поддерживать порядок в своём доме. Потому что убираться придется тоже ему (в большинстве случаев). И тратить на это время и силы.
Так же и с ребёнком.
Если после того, как он разлил воду, вы предложите ему тряпку, покажите, как вытирать воду и проследите за тем, чтобы он её действительно вытирал, то при следующей попытке намеренно разлить воду, ваш малыш может уже и задуматься, а хочется ли ему вместо игр заниматься уборкой. Часто после такого опыта ребёнку уже достаточно простого предупреждения: «Ты можешь вылить воду на пол, но тебе же придется её вытирать».
Этот метод является прекрасной альтернативой наказанию ребёнка. Сама по себе необходимость встречаться с последствиями своих действий – уже само по себе наказание, а вернее опыт, почему так лучше не делать.
Главное, не превращайте логическое последствие в наказание, т.е. не кричите, заставляя ребёнка убирать за собой, говорите доброжелательным тоном, СО-чувствуйте малышу, устраняющего последствия своих проделок, помогите ему. Но не делайте это за него.
7. Позиция всех членов вашей семьи относительно каждого «нет» для ребёнка должна быть одинаковой
Договоритесь об устанавливаемых для ребёнка правилах со всеми, с кем вы живете. Соберите семейный совет и обсудите, что вы будете запрещать малышу и каким образом. Постарайтесь прийти к общему решению.
Чтобы запреты работали, и у ребёнка сложилось четкое представление, о том, чего делать нельзя и почему, вам придётся действовать согласованно.
К тому же у ребёнка не будет возможности научиться манипулировать вами.
Придерживайтесь установленных правил и сами. Если вы разрешаете ребёнку есть только за столом, а сами устраиваетесь с бутербродом на диване, ребёнок скорее последует вашему примеру, чем вашему запрету.
Применяя эти правила на практике, вы почувствуете свою «золотую середину», поймёте, как они могут работать именно с вашим ребёнком, выработаете ваш собственный способ ограничивать ребёнка, сохраняя при этом близость и радость общения друг с другом.веб-марафон для молодых мам «Введение в материнство» (7 вебинаров)
Бесплатный мини-курс психолога Екатерины Бурмистровой «Мама всемогущая»
Бесплатную онлайн-лекция психолога Екатерины Бурмистровой «Со мной так нельзя: Где проходит моя личная граница?»
ФОТО Джош Уиллинк
Источник: https://soznatelno.ru/kak-skazat-rebyonku-net-pervye-zaprety/
О вреде слова «нельзя» или как правильно запрещать ребенку?
2014-11-28
В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания.
Прежде чем понять, что и в каком объеме вы собираетесь запрещать своему ребенку, задайте себе один вопрос: «Какого человека вы хотите вырастить? Свободного, способного самостоятельно принимать решения, или удобного для окружающих, закомплексованного, постоянно испытывающего чувство вины?»
Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать. Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения.
Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к.
привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет.
Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе.
Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека… нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть.
Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье!
Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев. И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку.
В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится.
Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами.
Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку «нет» и какие правила при этом нужно знать. Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3 …
1. Запрещайте как можно реже!
Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!
Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.
Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы.
Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки.
Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки.
Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия.
Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).
Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный.
Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя.
Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.
Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.
2. Позиция родителей относительно запретов должна быть одинаковой
Избегайте ситуации, когда «плохой» папа запрещает, а «добрая» мама разрешает, или наоборот. Поначалу это только сбивает ребенка с толку, но вскоре ему становится ясно, что ваш запрет не является непререкаемым, и прислушиваться к нему тоже необязательно.
3. Не отменяйте запрет только потому, что ребенок плачет или кричит
Конечно, это нелегко. Стоит только ребенку заплакать, хочется сразу все ему разрешить, лишь бы он только успокоился. Но если уж вы решили в чем-то отказать (а как я уже писала, нужно это делать обдуманно и не слишком часто), то стойте на своем до конца.
4. Выберите правильный тон
Некоторые родители, боясь показаться «плохим» папой или «злой» мамой, говорят «нельзя» заискивающим, извиняющимся тоном. Другие же наоборот кричат на ребенка истошным голосом. Конечно, оба эти варианта крайне неправильны.
Слова запрета нужно произносить четко, твердо и однозначно. Голос должен быть спокойный и, если того требуют обстоятельства, строгий. Желательно при этом смотреть ребенку в глаза.
Чтобы ребенок поверил вам и прислушался, вы должны сами себе поверить, не должно быть ни сомнения, ни истерики в ваших словах.
5. Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей
Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам.
Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.
Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди. А это очень важно для счастливой жизни маленького человека.
Что запрещать?
Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда.
У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться).
Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.
Зачем же все-таки нужны запреты и правила?
Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.
Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра.
Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон.Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.
Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты
Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам. Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.
К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение.
«Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов.
А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.
Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.
Из личного опыта
В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась.
Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.
Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно.
Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться.
Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.
Источник: https://jili-blog.ru/o-vrede-slova-nelzya-ili-kak-pravilno-zapreshyat-rebenku.html
Как правильно говорить ребенку «НЕЛЬЗЯ»
Недавно ваш малыш лежал на кроватке и тянул к вам ручки, а теперь он – самый главный затейник и исследователь? Да, малыши стараются как можно быстрее исследовать окружающий мир и им невдомек, почему мама запрещает им лазать в розетки или брать нож. Конечно, для родителей подобное «изучение мира» связано со многими беспокойствами, так как ребенок не только может испортить какую-то вещь, но и может подвергнуть себя опасности.
Именно потому психологи рекомендуют уже начиная с года объяснять малышам, что такое «нельзя» и «нет». Как делать это правильно, чтобы не вызвать агрессию и у малыша не появилось желание сделать все против воли родителей, читайте ниже.
Как дети воспринимают запреты
Родители вынуждены смириться с тем, что кроха, исследуя мир, обязательно полезет и в унитаз, и потянется к миксеру, так как не может сразу же идентифицировать, что эти предметы опасны для него.
Ему интересно и потому кроха пытается утолить свое любопытство. Если же мама или папа что-то ему запрещают, сразу же немедля ребенок начинает плакать.
Это вполне нормальная реакция, так как таким образом малыш выражает свой протест.
Когда мама или папа запрещают ребенку лезть к микроволновке, они сетуют на то, что он пытается дернуть провод миксера, ведь ему же запрещали трогать технику на кухне.
На самом деле это невозможно, так как в раннем детстве дети еще не осознают, что такое запрет и не умеют сопоставлять две аналогичные ситуации.
Потому не стоит думать, что таким образом ребенок хочет как-то вам насолить, это не так, это просто особенность детского восприятия, к которой нужно относится с терпением.Также малыши не воспринимают запрет как нечто постоянное и глобальное, потому удивляться тому, что завтра ребенок может сделать то, что мама запрещала делать сегодня, не стоит.
Не злоупотребляйте запретами
Перво-наперво, следует усвоить – нельзя все запрещать ребенку, так как слыша регулярно «нет» и «нельзя», дети перестают воспринимать их как сигнал немедленно отойти и не продолжать совершать действие.
Свое любопытство ребенок все равно должен утолить, потому пусть бегает по улице, гоняет бабочек и трогает все, что не причинит ему вреда. Помните, что если кроха запачкается, одежду можно будет постирать, а вот успокоить «маленького исследователя», которому снова что-то запретили, удастся не так просто.
Также следует учитывать, что дети до трех лет не понимают, почему на детской площадке они могут играть водяным пистолетом, а дома из него стрелять по стенам нельзя. В таких случаях нужно без запретных слов объяснить, почему действуют такие правила.
Слово «нельзя» до трех лет родители могут использовать, если совершаемое действие может быть опасным для малыша, а также если он кому-то может причинить боль. Нельзя бить кого-то, нельзя кусаться, щипаться, нельзя всовывать вилку в розетку. Если действие малыша не приносит никакого вреда, то тогда запрещать ему что-то только из-за нежелания после убирать, не стоит.
Как только малышу исполнится три года, он будет понимать больше и уже тогда ему можно будет объяснить, почему нельзя рисовать красками на обоях.
Важно объяснять причину запрета
Родителям следует запомнить – одного запрета мало, ребенку нужно обязательно объяснить, почему его действие может нести опасность и что родители не запрещают ему ничего только из-за своей прихоти.
Объяснение причины должно быть простым, также можно воочию показать, почему, например, трогать горячую кастрюлю опасно.
Можно дать малышу ее коснуться, когда она слегка остынет, чтобы он понял, что так она теплая, а когда стоит на огне, становится очень горячей и касание к ней может закончится ожогом.
Чтобы ребенок понимал значение слова «нельзя», ему следует чаще повторять слово «можно».Прекрасный результат дает их использование в одном предложении, к примеру, можно сказать: «Нельзя трогать руками горячую кастрюлю, но можно взять ложку и поиграть ей!» Когда ребенок услышит, что ему «можно», это отвлечет от того досадного обстоятельства, что родители запрещают сделать что-то другое и будет сопутствовать его развитию и исследованию окружающего мира.
Чтобы ребенка не тянуло к «запретному плоду», следует ему купить вещи, похожие на взрослые. К примеру, игрушечные инструменты или игрушечную посуду.
Тогда у девочки будет игрушечная плита, на которой она, как и мама, сможет готовить суп, а у мальчика будет свой молоток, как у папы.
Так, интерес малыша к взрослым вещам пропадет, кроме того когда у него появятся свои вещи, он почувствует себя более взрослым.
Запреты должны быть системными
Рассуждая на тему запретов, нельзя не учитывать то, что они обязательно должны иметь системный характер.
То есть если мама не разрешила рисовать красками на обоях сегодня, то она не разрешит это сделать и завтра, и это не будет зависеть от ее усталости или занятости.
Если же на следующий день после «нельзя» ребенок услышит «можно», тогда он сделает вывод, что запрет зависит исключительно от настроения родителей и на самом деле запретная вещь не несет никакой опасности, а следовательно родителя можно не послушать.
Это же касается таких случаев, когда мама запрещает, а папа – разрешает. Это сразу же понижает авторитет мамы в глазах ребенка, так как теперь все спрашивать он будет именно у папы.
Поэтому родители должны быть едины в своих запретах и даже слезы или истерики не должны влиять на это.
Тоже самое касается бабушек и дедушек, желая выглядеть более добрыми, чем родители, они не должны разрешать внукам то, что им запрещено дома.
Будьте гибкими
В это же время психологи рекомендуют порой проявлять и некоторую гибкость. Так, когда малыш болеет, ему можно в виду его состояния, разрешить что-то больше, чем обычно. Однако ребенка нужно сразу же предупредить – как только он выздоровеет, запрет снова начнет действовать.
В таком сложном вопросе как запрет важно все делать правильно, в том числе и самим не провоцировать детей на определенные поступки. Так, вполне логично, что если бумаги лежат на столе, то ребенок рано или поздно захочет их посмотреть. Потому, чтобы не запрещать трогать документы, лучше всего их просто убрать в ящик. Подобных ситуаций очень много.
Все вещи, которые ребенку трогать нельзя, следует убрать в недоступные для него места. Особенно это касается ценных и хрупких вещей. Малыша следует оградить от всего, что может стать для него опасным, но что может пробудить его интерес, а именно острые углы, режущие и колющие предметы, стекла и розетки.
Как правильно говорить «нет»
Чтобы запрет не пробуждал истерику или агрессию малыша, нужно следовать нижеуказанным советам.
- Следите за своим тоном и интонацией. Голос должен быть спокоен, запрещая что-то, нельзя ругаться или кричать, но при этом всем своим видом нужно показать, что мама или папа рассержены и обижены. Также нельзя ребенка запугивать или угрожать ему, так как вместо уважения со стороны малыша, можно пробудить в нем страх. Спокойная интонация увеличит шансы того, что кроха все услышит и поймет, что если он снова сделает что-то подобное, строгого наказания не избежать.
- Проявите уважение к ребенку. Оскорблять малыша ни в коем случае нельзя, так как это понижает его самооценку. После оскорбительных слов не исключено, что ребенок потеряет доверие к родителям.
- Вспомните себя в детстве. Желая запретить малышу что-то сделать, подумайте, а хотелось вам того же. Возможно есть варианты удовлетворить интересы крохи.
- Корректируйте запреты в соответствии с возрастом малыша. Взрослея, ребенок уже сможет и сам залезть на стул и достать что-то с полки, не стоит запрещать ему этого делать, проявляя гиперопеку. Однако это не значит, что нужно забывать про меры предосторожности.
- Станьте личным примером. Если вы сами постоянно опаздываете куда-то или не уважаете окружающих, то как сможете требовать это от ребенка, который учится у своих родителей?
Перечень запретов должен быть небольшим и включать только то, что действительно несет в себе опасность. Не забывайте про альтернативу – наряду со словом «нельзя», используйте и слово «можно». В скором времени вы увидите и результат такого воспитания, малыш станет более послушным.
Как сказать ребенку НЕЛЬЗЯ. Советы психолога (видео)
Дача многими воспринимается как место с неблагоприятными бытовыми условиями, поскольку далеко не в каждом дачном домике есть отопление, водопровод, канализация и другие блага современного жилья. Но настоящими ценителям дач эти факторы не мешают, потому что они видят в дачном времяпровождении гораздо больше плюсов, чем минусов, особенно для детей. Что же хорошего ждет на даче ребенка?
Воздух в большом городе пропитан пылью, грязью, выхлопными газами. Воздух на даче насыщен ароматами цветущих кустарников и деревьев, влагой от расположенных неподалеку рек и озер.
С учетом того, что человек потребляет в сутки примерно в 10 раз больше воздуха, чем еды, этот фактор имеет огромное значение для здоровья людей.
Ребенок на даче в такой обстановке сможет «прочистить легкие» и «продышаться».
Продолжительные прогулки
В условиях городской квартиры сбор ребенка на прогулку приносит одни мучения. На даче этот процесс ограничивается надеванием обуви, а гулять можно хоть целыми днями. Кроме того, на улице во время нахождения на даче можно спать и принимать пищу, что невозможно в городе.
Продукты с собственного огорода
Вкусные помидоры, ароматные огурчики, малина, яблоки и многое другое – все это выращивается лично и без применения опасных для здоровья химикатов. Если к этому меню добавить парное молоко, натуральный мед, яйца, творог, то такому набору полезных и вкусных продуктов позавидуют посетители дорогого ресторана.
Здоровый сон
Как показывает практика, даже неугомонные ребятишки, которые с большой неохотой укладываются спать дома, на даче засыпают очень быстро и легко. Способствует этому, конечно же, свежий воздух и активный отдых.
Условия для повышения иммунитета
Не вызывает сомнений тезис, что носившийся по траве босиком под теплым дождиком, загоравший под солнцем ребенок в зимний период будет болеть значительно реже по сравнению со сверстником, который все каникулы провел в условиях городской квартиры.
Отдых для родителей
На дачу часто выезжают всей семьей. Вполне естественно, что наверняка найдутся родственники (дедушки и бабушки, дяди и тети и так далее), которые примут на себя хлопоты по присмотру и уходу за детьми. Дети всегда могут устроить веселые игры с соседскими ребятами и занять, таким образом, на некоторое время. Родители в этот период могут себе позволить немного отдохнуть и расслабиться.
Много интересного для детей
Любопытные дети с удовольствием будут наблюдать за красивыми бабочками, мерцающими в темноте светлячками, плетущим свою паутину пауком или обычными, но очень яркими и красивыми звездами на небе. Да и различные растения. Грибы, овощи определенно будут вызывать у них интерес.
А еще нужно будет помочь маме приготовить вкусный обед из продуктов с огорода, наколоть с папой дрова и растопить печку.
Кроме того, пребывание на даче автоматически означает некоторое ослабление внимания по присмотру за детьми в связи с отсутствием многочисленных источников проблем, присущих городу.
Смена обстановки
Смена обстановки приносит пользу не только взрослым, но и детям. Для многих ребят это стимул активнее развиваться и взрослеть, а для других – повод пересмотреть свое отношение к уже прилично поднадоевшим делам, в том числе обучению и урокам.
Общение
Проживание в городе всегда предполагает активный ритм жизни, постоянную занятость. Обусловлено это и наличием технических решений в совокупности с интернетом. На даче появляется прекрасная возможность отдохнуть ото всего этого и пообщаться со своими детьми и важных темах, стать с ними ближе. А располагает к откровенным и душевным разговорам пение птиц, тишина, треск костра.
Незабываемые воспоминания
Для родителей дача часто не является чем – то особенным, а для абсолютного большинства детей – это место, где можно найти много интересного. Чего только стоит строительство шалаша, поиск зарытого другими сокровища, посиделки около яркого и жаркого костра. Через многие годы такое времяпровождение будет вспоминаться с невероятной теплотой.
Источник: https://babymir.net/kak-pravilno-govorit-rebenku-nelzya/