Раннее развитие детей до года по месяцам

Содержание

Календарь развития ребенка по месяцам до года — узнайте о развитии ребенка на каждом месяце

Раннее развитие детей до года по месяцам

Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

1-й месяц жизни

Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

2-й месяц жизни

Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

  • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
  • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
  • Различает звуки и цвета;
  • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

3-й месяц жизни

Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

  • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
  • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
  • Находит свои кулачки и обсасывает их.

Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

4-й месяц жизни

Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

Отмечаются следующие навыки:

  • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
  • Со спины переворачивается на бочок;
  • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
  • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
  • Начинает смеяться;
  • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

5-й месяц жизни

Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

Отмечаются следующие умения:

  • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
  • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
  • Может произносить отдельные слоги;
  • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

6-й месяц жизни

Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям.

Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени.

Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

Совершенствуются следующие навыки:

  • Может перевернуться с живота на спинку;
  • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
  • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
  • Стоит с поддержкой.

Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика.

Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать.

Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

Умеет он тоже уже довольно много:

  • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
  • Сидит с поддержкой;
  • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
  • Повторяет один и тот же слог много раз;
  • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  • Хорошо держит голову из любого положения.

Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

8-й месяц жизни

С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

  • Активно ползает;
  • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
  • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
  • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
  • Может сидеть и стоять у опоры.

Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

9-й месяц жизни

Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

Развитие ребёнка на данном этапе:

  • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
  • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
  • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника.

Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение.

Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

10-й месяц жизни

Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

Его навыки всё более совершенствуются:

  • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
  • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
  • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
  • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

11-й месяц жизни

Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

  • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
  • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
  • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

12-й месяц жизни

Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

  • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
  • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
  • Знает предназначение большинства предметов;
  • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
  • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.

— календарь развития ребенка по месяцам до года

  • Мария Сухоруких
  • Распечатать

Источник: https://moy-kroha.info/kalendar-razvitiya-rebenka-po-mesyatsam-do-goda

Развитие ребенка от рождения до года по месяцам

Раннее развитие детей до года по месяцам

Если вы читаете эту статью, значит недавно в вашей семье произошло счастливое событие — родился ребенок. С этого момента  ему предстоит пройти долгий путь от крохотного кулечка, который вы торжественно принесли домой,  до почти сознательного годовалого малыша.

Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, все детки уникальны и у всех развитие проходит по-разному (конечно, что-то общее все же есть). Но, за первые 12 месяцев жизни он научится очень многому и никогда больше малыш не будет обучаться всему с такой скоростью.

Ваш малыш научится наблюдать за окружающими, держать голову, задорно улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ползать, ходить, играть с развивающими игрушками и еще много чему. Если ребенок первенец в семье, очень часто молодые мамы не всегда могут разобраться, есть ли у малыша  проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением.

 Цель этой статьи — помочь разобраться, рассказать, какие изменения будут происходить с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему научится малыш в первый год своей жизни и как он будет воспринимать мир вокруг себя.

Развитие ребенка от рождения до года: 1 месяц

Первый месяц — самый сложный месяц не только для малыша, но и  для мамочки. Его также называют периодом адаптации. Девять месяцев малыш жил и развивался в мамином животике, теперь же ему нужно приспосабливаться к новой жизни: новому способу дыхания, питания и кровообращения, а также к наличию зрительных, слуховых и осязательных ощущений.

Также, у него есть два ярко выраженных рефлекса — глотательный и сосательный, и несколько обычных — плавательный ( если ребенка положить животиком на воду, он начнет делать плавательные движения), хватательный (попробуйте приложить палец к ладошке, она тут же сожмется в кулачок) и поисковый (поиск груди).

Спустя несколько месяцев часть этих рефлексов пропадет.

Ребенок проводит этот месяц в основном между сном (сон занимает 70 % времени)и едой, практически не обращая внимания на родителей и не отличая день и ночь. Самая главная потребность ребенка в это время — телесный контакт с мамой и теплое молочко. Главное, что должна сделать мама до конца первого месяца — это хорошо кормить малыша и приучить к режиму день-ночь.

К концу 1 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 600-700 грамм и подрастает на 2-3 см;
  • спит около 22 часов в сутки;
  • кушает примерно каждые два часа;
  • двигается рефлекторно и хаотично;
  • фиксирует взгляд на неподвижных предметах;
  • реагирует на резкие или громкие звуки;
  • узнает мамин голос и запах.

Развитие ребенка от рождения до года: 2 месяц

Второй месяц развития ребенка более оживленный. Ваш малыш уже узнает маму и, видя вас, начинает улыбаться самой очаровательной в мире беззубой улыбкой. А когда вы подходите к его кроватке он начинает махать ручками и ножками. Он и раньше вам улыбался, но делал это еще неосознанно. Сейчас же, улыбка малыша это его способ общения с мамой и папой.

К концу 2 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе около 800 грамм и вырастает еще на 3 см;
  • спит примерно 18-20  часов в сутки;
  • более уверенно держит головку;
  • переворачивается с бока на спинку;
  • активно и громко гулит, пытается агукать;
  • поворачивает голову на звук;
  • если вложить в ручку легкую погремушку, он попытается ее удержать;
  • любит рассматривать свои ручки и ножки и сосать пальчики.

Развитие ребенка от рождения до года: 3 месяц

В 3 месяца малыш немного меняется внешне и внутренне, он уже не такой беспомощный. Он умеет держать голову около 30 секунд.

Нужно как можно чаще выкладывать малыша на животик, это не только поможет избавиться от газиков и коликов, но и укрепит мышцы шеи и спины. В этот период ребенок уже может разглядывать яркие игрушки, пытается дотянутся до них ручкой.

Детский организм уже полностью приспособился к внеутробному существованию, он активно растет и развивается, ему интересно абсолютно все, что есть вокруг него.

К концу 3 месяца ребенок:

  • прибавляет в все около 800 грамм и подрастает на 3-3,5 см;
  • ночной сон становится длиннее, дневной короче;
  • уверенно держит головку, опирается на локти;
  • узнает близких, улыбается им;
  • становится более эмоциональным, учится смеяться;
  • иногда хватает игрушки и тянет их в рот.

Развитие ребенка от рождения до года: 4 месяц

В 4 месяца ребенок становится спокойнее, меньше капризничает, жизнь его родителей становится более упорядоченной. Его желудок стал больше, и теперь он может побольше покушать, а потом подольше поспать (около 6 часов подряд).

Ночной сон стал еще дольше. Его любимое занятие трогать себя ручками, пробовать и сосать пальчики и кулачки, как будто он пытается понять кто он.

Малыш начинает интересоваться игрушками, умеет захватывать понравившуюся игрушку ручкой, правда сразу же тащит ее в рот.

К концу 4 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 700 грамм, подрастает на 2,5 см;
  • переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и крутит ее в разные стороны;
  • пытается сесть, приподнимая верхнюю часть туловища;
  • лежа на животе дрыгает ножками и ручками, как будто хочет поползти;
  • появляются первые любимые игрушки, он их выделяет из остальных;
  • говорит слогами, вроде «ба», «ма»;
  • реагирует на музыку, затихает и слушает ее.

Развитие ребенка от рождения до года: 5 месяц

Пятый месяц это огромный скачок в развитии. Ваш ребенок уже столько всего умеет — переворачиваться, держать голову, многие дети уже пытаются сесть. Также ребенок узнает близких, улыбается им и умеет читать эмоции на лицах, так он может понять злится мама или радуется.

Малыш уже отличает своих от чужих, и на руках у незнакомых людей ведет себя настороженно, а многие и вовсе отказываются идти на ручки к малознакомым людям.

Он активно играет погремушками, сначала, конечно, попробует на вкус, но потом пытается ее потрясти или стукнуть об пол и посмотреть, что получится.

К концу 5 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 700 грамм, подрастает на 2,5 см;
  • может сидеть с опорой;
  • дневной сон разделяется на 2  сна по 3-4 часа, остальное время ребенок бодрствует;
  • различает своих и чужих;
  • узнает родителей на фотографии;
  • обожает общаться, лепечет, тянет ручки к маме и папе;
  • играет с погремушками, бросает их, тянет к себе, облизывает, гремит;
  • понимает эмоциональную окраску разговора, пугается громких слов;
  • у многих детей начинают прорезываться зубы.

Развитие ребенка от рождения до года: 6 месяц

Шесть месяцев — это солидный возраст среди малышей. Ребенок уже отличает свое имя от других и отзывается на него (если пожелает). Без помощи и поддержки может сидеть на попе, подолгу играя в игрушки.

Больше всего ему в это возрасте нравятся громкие погремушки, музыкальные игрушки с громкой музыкой. Лежа на животике малыш подтягивает ножки и, стоя на четвереньках, раскачивается, но ползать еще слишком сложно для него.

Так как 6 месяц — это месяц ввода прикорма, многие малыши с удовольствием пробуют новую еду.

К концу 6 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 700 грамм, подрастает на 2,5 см;
  • самостоятельно садится на попу и сидит некоторое время;
  • пытается ползать, но мало у кого получается;
  • сидя, наклоняется и поворачивается в разные стороны;
  • может понимать простые слова, такие как «кушать», «пойдем», «нельзя»;
  • умеет пить из кружки, если ее придерживать, кушать с ложки;
  • умеет играть ( и делает это с удовольствием) в столь обожаемую малышами игру в «ку-ку».

Развитие ребенка от рождения до года: 7 месяц

В 7 месяцев малыш начинает ползать, передвигаться по комнате и превращается в непоседу, неутомимого исследователя. Многие дети ползают назад, ничего страшного, это скоро пройдет.

Этот как раз тот период, когда нужно убираться все опасные предметы с нижних полок и шкафов, потому что ребенку интересно абсолютно все.

Также, в этом возрасте все малыши обожают купаться, имеется ввиду, конечно же, не мытье ребенка, а полномасштабное купание с уточками, игрушками, плесканием и брызгами. Во время купания, рассказывайте ребенку какая часть тела как называется, просите показать.

В 7 месяцев ребенок прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда будет подчиняться, испытывая мамино терпение.  В целом, ребенок знает довольно много слов. Попросите его показать где, например, часы, диван, и другие предметы, малыш немного покрутит головой и обязательно найдет.

К концу 7 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 600 грамм, подрастает на 2 см;
  • уверенно сидит, прямо держит спинку;
  • учится или уже умеет ползать;
  • пробует вставать у опоры;
  • любит ходить, когда мама держит его за ручки;
  • с удовольствием играет в «ку-ку», «ладушки» и «сороку-ворону»;
  • показывает где у мамы и у него носик, ротик, глазки, и т.д.;
  • играет с игрушками, перекладывает их из одной ручки в другую, стучит ими.

Развитие ребенка от рождения до года: 8 месяц

Ребенок продолжает активно развиваться. Он оттачивает свое мастерство в ползании, умеет вставать у опоры, не стоит оставлять его одного в кроватке, если он не спит. С удовольствием играет с близкими, умеет махать ручкой привет и пока. Если дает малышу ложку, он попытается кушать самостоятельно. Также, ребенок обожает слушать музыку, встает и пытается танцевать по-своему.

К концу 8 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 600 грамм, подрастает на 2 см;
  • как правило, детки в этом возрасте очень привязаны к маме, не любят расставаться ни на минут;
  • сам садится, уверенно сидит, встает и ходит у опоры приставными шагами;
  • понимает и может выполнять простые просьбы — например, принести и показать;
  • начинает играть в развивающие игрушки, собирает пирамиду, ставит кубик на кубик;
  • начинает говорить первые осознанные слова — мама, папа, баба, дай;
  • с удовольствием слушает музыку, танцует под нее.

Развитие ребенка от рождения до года: 9 месяц

Девять месяцев — отличная дата, внеутробное время сравнилось с внутриутробным, и теперь будет его только превышать. Ваш малыш с каждым днем становится все менее беспомощным и более самостоятельным. Он уже довольно подвижен и требует постоянного присмотра.

К концу 9 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 600 грамм, подрастает на 2 см;
  • садится из положения лежа, встает из положения сидя, ходит приставным шагом, держась за опору;
  • пытается залезть на диван или кровать и слезть самостоятельно;
  • пытается открывать полки и ящики, так что лучше убрать все ценное куда-нибудь повыше;
  • умеет разворачиваться во время ползания;
  • активно проявляет эмоции;
  • запоминает все больше слов, умеет выполнять небольшие просьбы.

Развитие ребенка от рождения до года: 10 месяц

В этом возрасте дети с удовольствием выполняют простые просьбы родителей, а иногда и сами себе придумывают «важные» дела, подражая взрослым. Старается помогать маме в домашних делах (хотя по большей части мешает), но не стоит ругать его. если он сделал что-то не так, малыш ведь искренне хотел помочь.

К концу 10 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 350 грамм, подрастает на 1 см;
  • быстро, как метеор передвигается ползком, пытается ходить без опоры на короткие расстояния;
  • любит танцевать под музыку, хлопать в ладоши;
  • умеет держать в руке 2, а то и 3 предмета;
  • повторяет движения взрослых;
  • может повторять, как говорят собачки, кошечки, петушки.

Развитие ребенка от рождения до года: 11 месяц

И вот малышу 11 месяцев, оглядываясь назад вы понимаете как же быстро он подрос. Он уже столько всего умеет, знает и понимает — настоящий маленький человечек. В этот период нужно быть особенно осторожными и следить за ребенком в 4 глаза, а лучше в 6.

Если раньше его интересовали игрушки — разные яркие погремушки, пищалки, музыкальные игрушки, то теперь ребенок стал более наблюдательным и его все больше интересуют предметы из мира взрослых.

Тут лучший совет это разделить все предметы в доме на три части: первое то, что категорически нельзя, то есть предметы опасные для ребенка, второе — то, что можно всегда, и то, что вроде как нельзя, но иногда можно.

К концу 11 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 350 грамм, подрастает на 1 см;
  • активно передвигается по дому;
  • пытается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевается.
  • понимает строгую речь, знает, что значит «нельзя», понимает по реакции родителей, хорошо или плохо он поступил; также, наоборот очень любит когда его хвалят;
  • много разговаривает на своем языке. отчетливо говорит «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • машет рукой при прощании;
  • развивает мелкую моторику.

Развитие ребенка от рождения до года: 1 год

Вот он долгожданный день, вашему малышу исполнился один годик, кто бы мог подумать, что время пролетит так быстро. Только вспомните каким он бы крохой, а сейчас уже почти самостоятельный малыш. Весь следующий год малышу нужно будет совершенствовать 2 основных навыка — речь и умение ходить.

В 1 год ребенок:

  • самостоятельно ходит, без опоры, поддержки или маминой руки;
  • говорит несколько простых слов, и понимает практически все, что говорят ему родители;
  • умеет кусать и жевать пищу;
  • помогает маме во время одевания и раздевания — поднимает и просовывает ручки и ножки;
  • знает как пользоваться различными предметами, например, телефоном, молотком или веником;

Конечно, все приведенные показатели условны, все детки развиваются по-разному, кто то быстрее развивается физически, но долго не говорит, а кто-то наоборот. В любом случае не стоит слишком остро реагировать, просто помогайте малышу учится и обязательно хвалите его за успехи.

Источник: https://just-woman.ru/razvitie-po-mesyatsam-rebenka.html

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам

Раннее развитие детей до года по месяцам

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда.

Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей».

Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик.

«А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. 

Психомоторное развитие – что это?

Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка?

ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной.

Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

С чем сравнивать и знакомство с пмр-календарем

Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие.

На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д.

Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей

Если же вы решили все таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей.

Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода.

Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:

  • Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
  • Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
  • Способен держать головку в лежачем положении
  • Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:

  • Поворачивает головку в сторону источника шума
  • Следит за предметами
  • Способен держать головку в вертикальном положении
  • Реагирует на речь

Третий месяц:

  • Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
  • Тянется к игрушкам
  • Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
  • Хорошо держит голову
  • Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
  • Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:

  • Пытается переворачиваться на спинку или на бок
  • Тянется за игрушкой
  • Смеётся
  • «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:

  • Звуки выстраиваются в цепочку
  • Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
  • Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
  • Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:

  • Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
  • Активно переворачивается со спины на животик
  • По разному реагирует на родных и чужих
  • «Просится» на ручки

Седьмой месяц:

  • При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
  • Способен сам держать спинку
  • Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
  • Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
  • Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:

  • Способен самостоятельно сесть или лечь
  • Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
  • Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
  • Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:

  • Стоит, если держать за ручку
  • Самостоятельно играется с игрушками
  • Специально кидает и следит за падением
  • Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
  • Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:

  • Играет с другими детками
  • Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
  • Говорит первые слова
  • Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:

  • Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
  • Способен самостоятельно стоять
  • По разному реагирует на знакомых
  • Машет ручками в знак приветствия и прощания

Годик:

  • Говорит от 5 и более слов
  • Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
  • Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
  • Способен долго играть с игрушками
  • Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития.

Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Лекция детского невролога о психомоторном развитие ребёнка до года по месяцам. – Что должен уметь ребенок в каждый из первых месяцев своей жизни, как должно протекать его развитие:

Источник: http://MaryPop.ru/mladenec/razvitie/kalendar-razvitija-rebenka-po-mesjacam.html

Обзор методик раннего развития, помогающих правильно развить ребенка до года

Раннее развитие детей до года по месяцам

Каждый желает, чтобы его ребенок развивался быстрей сверстников и добивался больших успехов, и это абсолютно нормальное желание. В помощь молодым мамам и папам приходит масса популяризированных и адаптированных для семейного воспитания методик раннего развития. Какую из них лучше выбрать и не способно ли преждевременное обучение навредить малышу?

Раннее развитие: «за» и «против»

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.

  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя.

    У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.

  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.

  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний.

    Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.

  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.

«За»

  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным.

    Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.

  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

Постулаты раннего развития

В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи.

Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это.

Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.

Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект.

  • Если младенцу не понравилось занятие, он протестует и плачет, — остановитесь и займите кроху чем-то другим;
  • не нужно отрывать грудничка от того, чем он занимается, ради обучения. Если дитя увлеченно играет с обычными кубиками, правильно будет дождаться, когда он закончит;
  • все занятия, которые рекомендует выбранная вами методика, должны быть понятны вам и вызывать ваше доверие, а ваши действия должны быть адекватными;
  • развитие ребенка должно проходить комплексно, нельзя делать упор только лишь на физические или интеллектуальные занятия, вы должны активно социализировать кроху и развивать его эмоционально.

Методики раннего развития

Решая заниматься с грудничком, используя методики раннего развития, знайте, что подготовка и непосредственное обучение будут занимать у вас массу времени, а результат своего труда вы сможете оценить спустя года.

Не забывайте о естественных потребностях крохи, ведь ему намного важней адаптироваться к миру, вовремя освоить необходимые по возрасту навыки и посредством игр постепенно познавать свойства предметов, нежели научиться в полгода плавать, а в год — читать.

Подбирая методику раннего развития, которая должна подойти малышу до года, помните, что из них ни одна не универсальна, и каждая имеет ряд недостатков. Не нужно слепо следовать рекомендациям известных педагогов, все занятия должны применяться по отношению к ребенку обдуманно и объективно.

Вальдорфская методика

  1. Развивает эмоциональную сферу и раскрывает творческие наклонности малышей посредством занятий музыкой, выполнению ритмических упражнений.

  2. Согласно вальдорфским педагогам, ребенка должны окружать только натуральные предметы, игрушки следует делать из природных материалов.

  3. Эта методика в первую очередь формирует духовно-эмоциональный мир ребенка, а интеллектуальное развитие должно откладываться на довольно поздние сроки — на 11-12 лет.

Метод Монтессори

Это одна из популярнейших методик раннего развития, несмотря на довольно «преклонный возраст» (ей более 100 лет), педагоги до сих пор активно внедряют наработки Монтессори в свои практические занятия с детьми.

  1. Ребенок до года должен быть помещен в «развивающую среду», его должны окружать предметы, способствующие его познанию.
  2. Детям предоставляется свобода, малыши должны сами определять, когда, чем и сколько они будут заниматься. Но подобная демократия зачастую оборачивается определенными проблемами, у ребенка отсутствует понятие авторитета и он может перестать слушаться взрослых. И если в семье такое поведение еще может быть принято родными, то в детском саду и школе подобное свободолюбие будет строго наказываться.
  3. Методика, созданная Монтесори, рассчитана на детей от трех лет, хотя ее последователи опускают возрастную планку, занимаясь и с младенцами.
  4. Занятия, стимулирующие мелкую моторику, действуют на речевой центр и способствуют тому, что ребенок будет раньше и четче говорить.
  5. Изучение окружающего мира происходит с помощью пособий и разработанных педагогом игр на основании сенсорного опыта малышей.
  6. Подготовка к занятиям будет требовать от вас много времени и трат из-за многочисленности методических материалов и приспособлений.

Метод Домана

Американский врач Г.

Доман на протяжении нескольких лет проводил исследования и пришел к выводу, что рост мозга ограничен временными рамками — он увеличивается до 7 лет, а затем происходит развитие его отделов.

Считается, что именно в этот семилетний период происходит основное обучение ребенка, поэтому важно сделать его насыщенным, обучая малыша языкам, письму, счету, чтению и занимаясь с ним разными видами спорта.

Методика основывается в основном на визуальном воздействии на малыша, и требует от родителей и детей полной отдачи.

С помощью карточек с изображениями объектов, животных, растений, написанными на ними словами и нарисованными точками ребенку в голову словно «загружается» информация.

Но подобного обучения явно недостаточно, ведь крохе до года нужно получать опыт, чувствовать и видеть объекты вживую.

Метод Лупан

Сесиль Лупан немного доработала методику Домана и создала свою.

  1. Ребенка нужно постоянно обеспечивать новой информацией, так его мозг будет развиваться.
  2. Информацию, которую вы будете давать малышу до года, должна быть тщательно отобрана, вы должны сообщать ему только о самом ярком, интересном и важном.
  3. Помимо визуального воздействия, согласно этой методике, ребенку нужно предоставлять возможность тактильного и слухового познания, так его развитие будет проходить гармоничней.
  4. Карточки, которые родители должны показывать своему крохе, рассортированы по отраслям, и их, в отличие от рекомендации Домана, можно, и даже нужно, давать малышу до года в руки.

Методика Никитиных

Многодетные советские родители-педагоги, семья Никитиных, создали замечательную методику развития детей, которая позволяет вырастить физически и нравственно сильного человека. Их научные труды в 80х годах распространялись в «Самиздате» — перепечатывались на машинках и переписывались вручную, — пожалуй, это самый яркий знак родительского признания.

  1. Никитины провозглашают важность раннего развития, но границы «точки невозврата» значительно смещаются. Признанные педагоги считают, что правильно будет обучить ребенка всему необходимому и выявить его способности до 3 лет.
  2. Ребенку должна предоставляться определенная свобода действий в выборе занятий, но при этом родители должны мягко направлять дитя, чтобы он гармонично сочетал физические и интеллектуальные занятия.
  3. Разработанные Никитиными игры прекрасно развивают логику и стимулируют абстрактно-пространственное мышление.
  4. Их методические материалы рассчитаны именно на домашнее индивидуальное обучение, в отличие от методики Монтессори, которая создана для групповых занятий.
  5. Занятия по методике Никитиных выявляют в малышах склонность к точным наукам, но совершенно не развивают их «гуманитарную» сторону.
  6. Игры с кубиками предполагают активное участие родителей, если оставлять детей до года наедине с обучающим материалом — ничего из занятий не получится.

Метод Зайцева

Методика Зайцева направлена в основном на раннее обучение детей родному языку и счету. Для дошкольников педагог создал наглядные таблицы и карточки, а для малышей — интересные кубики.

Посредством игры дети изучают алфавит и быстро учатся читать по слогам, благодаря тому, что именно слоги написаны на гранях его кубиков.

Такой подход убирает из процесса обучения самый сложный для малышей этап — перестройку от произнесения букв к чтению звуков.

Техника обучения счету также стала революционной и помогает малышам быстро освоить данный навык. Материалы, которые подготовил Зайцев, подходят для разновозрастных детей, поэтому вы можете начинать заниматься даже с годовалым ребенком. Наглядность воздействует на зрительную память, и малыши, которые учились читать и считать по данной методике, впоследствии пишут и считают правильно.

Методика Даниловой

Современный автор методики раннего развития предлагает родителям свое видение воспитания детей.

  1. Данилова настоятельно рекомендует родителям развивать двигательные навыки крохи до года и предоставлять больше времени для хватания, ползания и хождения.
  2. Методика рассчитана на развитие младенца с первых дней жизни. Родители должны не предвосхищать события, а обучать кроху до года только тому, к чему он физически и, что важнее, психологически готов.
  3. Занятия для детей расписаны по месяцам и в них прослеживается постепенное усложнение, к которому и родители, и малыши могут своевременно адаптироваться.
  4. Занятия не требуют больших затрат по приобретению материалов, автор приводит советы по изготовлению необходимых атрибутов в домашних условиях.

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/metodiki-razvitiya-detej-do-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.