Развитие ребенка в 6 месяцев – что умеет, отклонения
Время быстро движется вперед, ваш малыш растет, вот ему уже исполнилось полгода. Отмечая первый маленький юбилей, не забывайте обращать внимание на правильное развитие своего ребенка.
Основные навыки
Что должен уметь шестимесячный малыш:
- Уверенно отличать маму и папу, родственников от чужих людей;
- Реагировать на знакомые звуки;
- Пытаться ползать;
- Перекатываться со спинки на животик или бочок, и обратно;
- Пытаться учиться устойчиво сидеть;
- Должен садиться, если его тянут за ручки;
- Интересоваться незнакомыми предметами, звуками, новыми игрушками;
- Радоваться родителям и хорошо знакомым людям;
- Брать двумя ручками интересующие его предметы, бросать их, брать в ротик;
- Обращать внимание на названный вами предмет, который ему знаком;
- Кушать прикорм.
Физическое развитие
Прибавка в весе и росте замедляется. В среднем в 6 месяцев дети вырастают на 1-2 сантиметра и набирают 500-650 грамм. По установленным нормам параметры полугодовалого ребенка составляют:
- Вес: 6,1–9,4 килограмма.
- Рост: 61,7–71,2 сантиметра.
- Окружность головы: 43,2–44,2 сантиметра.
- Окружность груди: 44,3–45,5 сантиметра.
Если есть небольшие отклонения, они не страшны, так как каждое развитие индивидуально.
Правильно садимся
С 6 месяцев дети начинают садиться, ползать, а в некоторых случаях стоять или даже ходить с опорой. Если этого не произошло, нет никакого повода для беспокойства.
Все дети разные, если у ребенка не обнаружены неврологические заболевания или заболевания опорно-двигательного аппарата, он без проблем сядет в нужное для него время. ваша задача – не помогать, откажитесь от ходунков и сидячих качелей.
Не обкладывайте ребенка подушками, как это делали наши бабушки.
Поощряйте ползанье: положите на пол в трех метрах от малыша любимую игрушку или яркий мяч, пусть попытается добраться. Чем позже произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем равнее спинка и крепче ножки будут у вашего карапуза.
Чаще доставайте ребенка с кроватки и кладите на пол, это способствует более интенсивному развитию и познанию окружающего мира.У полугодовалого малыша начинают появляться зубы, как правило, первым прорезается нижний центральный резец.
Эмоциональное развитие
В 6 месяцев у малыша обостряется слух, улучшается зрительное восприятие и координация движений. Он сосредотачивается на отдельных событиях: если плачет, то интересной вещью можно быстро его отвлечь.
Вертя игрушку, перекладывая предметы или листая книжку, использует вместо одной руки две. Важным этапом развития в 6 месяцев является координация движений, когда ребенок берет ручкой свою ножку и засовывает в ротик.
Это очень сложное действие, так как он должен скоординировать и ротик, и ручку, и ножку, но шестимесячный малыш должен его выполнять.
У ребенка развивается речь, чаще читайте ему книжки, рассказывайте потешки, сопровождая движениями, играйте в «ку-ку».
Когда ребенок садится, окружайте его полезными игрушками, которые развивают мелкую моторику рук. Это могут быть пирамидки, разные по величине фигурки, которые вкладываются друг в друга, мягкие игрушки, сшитые из разных материалов и набитые горохом, вишневыми косточками, фасолью или песком.
Слишком маленькие предметы не давайте, в 6 месяцев дети все пробуют на вкус, следите, чтобы малыш не проглотил или подавился.
Ваш малыш все впитывает как губка, старайтесь озвучивать все свои действия, называть игрушки и вещи своими именами. Если вы часто называете ребенка по имени, он может откликаться на него.
Сон должен составлять около 14 часов в сутки: 1 раз ночью, продолжительностью 7-9 часов и 2-4 раза днем. От ночного кормления в этом возрасте некоторые дети отказываются.
До 6 месяцев дети плачут из-за дискомфорта, то живот болит, то кушать хочет, после этого рубежа ребенок эмоционально восприимчив, если вы ругаетесь, разговариваете на повышенных тонах, все молниеносно передается ему. Постарайтесь создать спокойную атмосферу. Незнакомых людей малыш начинает изучать, после чего может улыбаться или капризничать.
Прикорм
Если ребенок на искусственном кормлении, то прикорм необходимо было ввести в 4,5-5 месяцев, для грудничков время подошло только сейчас. Педиатры рекомендуют детям на грудном вскармливании вводить прикорм не раньше 6 месяцев, так как до этого периода питательных и полезных веществ в молоке хватает для правильного развития.
Лучше начинать с овощных пюре, рекомендованная последовательность введения выглядит так: кабачок, брокколи, цветная капуста, тыква, морковь. Будьте аккуратнее с цветной капустой, от нее может болеть животик, на тыкву и морковку у некоторых деток появляется аллергия.
Если у малыша недовес, начинайте с безмолочных каш. Обычно вводят гречневую, кукурузную, пшенную, овсяную, если ребенок не страдает запорами, пробуйте рисовую кашу. Сначала половинку или одну ложку в день, затем две ложки и так увеличивайте до 100 грамм, пока не замените одно кормление грудного молока или смеси новой пищей.
Не спешите быстро вводить прикорм, чем старше ребенок, тем менее опасны для него эксперименты.
Полезные советы:
Во многих источниках пишут, что в этом возрасте необходимо вводить желток куриного яйца. Повремените, желток сильный аллерген и может нарушать стул. Лучше его ввести ближе к 10-11 месяцам.Коровье молоко вводить до года не желательно, оно может привести к развитию рахита, аллергии, задержке роста и развития. В нем много белка и минеральных солей, в то же время полинасыщенных жирных кислот, необходимого количества железа, витамина C и Д3 оно не содержит, их дефицит пагубно отражается на здоровье ребенка. Не используйте его при приготовлении каш, готовьте их лучше на воде.
Отклонение в развитии
Несколько простых упражнений помогут вам понять, как развивается ребенок:
- Положите малыша животом на пеленку, он должен уверенно опереться на свои вытянутые ручки. Затем приподнимайте под углом 45 градусов пеленку то с одного боку, то с другого. Ребенок чувствует нарушение равновесия и ищет ручками и ножками твердую опору.
- Положите ваше чадо на спинку. Дайте ему свои руки так, чтобы он их крепко сжал ладошками. Приподнимайте его слегка под небольшим углом. Ребенок должен сам стараться менять свое положение и подниматься.
- Маленький шарик положите в свою ладонь, и покажите малышу, он должен его забрать, обхватив всеми пальчиками. Обратите внимание на способность перекладывать предмет из одной ручки во вторую.
- Посадите перед собой ребенка и наклоняйте под углом 45 градусов в разные стороны: лево, право, вперед, назад. Голову он должен уметь держать ровно.
- Поставьте его на ноги, держа под мышки. На несколько секунд малыш должен выпрямить коленки.
- Ребенок провожает взглядом движущийся предмет, если он лежит недалеко, старается подползти и взять его.
Забеспокойтесь и обратитесь к специализированному врачу, если в 6 месяцев ребенок не:
- Переворачивается со спинки на животик и обратно;
- Узнает близких ему людей;
- Проявляет интереса к игрушкам, звукам, предметам.
Источник: http://prokrohu.ru/razvitie/do-goda/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-mesyacev.html
Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь малыш?
Развитие по месяцам
Шесть месяцев после рождения – определенное время в развитии младенца. В полугодовалом возрасте ребенок становится активным и подвижным. В 6 месяцев он учится сидеть, его поведение с каждым днем становится более осознанным.
Часто в этот период изменяются вкусовые предпочтения ребенка, вводится первый прикорм.
Развивающую деятельность в данный период жизни младенца можно разделить на такие фазы: рост, вес, изменение пропорций тела; развитие мозговых функций; социальная адаптация.
Вес, рост, питание
Анатомическое развитие ребенка в шесть месяцев заключается в изменении роста, веса, окружности головы, грудной клетки.
Увеличение массы тела в этот период немного приостанавливается — в течение месяца малыш способен набрать не более 600-650 г, а общий вес в норме должен составлять 8-8,8 кг. В росте прибавляется 2,5-3 см.
Нормой измерения окружности грудной клетки считают показатели 42-43 см, а головы — 43-44 см.
Если рост и вес ребенка в 6 месяцев не соответствуют исходным цифрам, возможны нарушения в организме и присутствие скрытых болезнетворных процессов хронического типа. В полугодовалом возрасте у малыша появляются зубы, хотя данный процесс может начаться раньше или позже.
Когда развитие протекает в более активной фазе, и зубки уже прорезались, все равно ввод в рацион крохи твердой пищи не рекомендуется. Меню должно быть легким и в определенных порциях. Это может быть пюре из фруктов, молочные смеси, кашки.
В качестве дополнения к меню разрешаются фруктовые соки в соответствии с возрастом крохи.
Активность и различие предметов
Физическая адаптация в этом возрасте подразумевает как можно больше движений, которые дети проделывают осознанно. Они берут в ручки понравившуюся игрушку с наиболее ярким цветом. Если развитие познавательной и физической деятельности протекает без отклонений, в этом возрасте дети начинают рассматривать предметы, радуются, когда игрушки издают звук.
Навыки передвигаться — главное умение ребенка в 6 месяцев. Он начинает активно ползать, осознавая, что это у него получается.
Лежа на спине, он резво начнет размахивать ручками, пытаясь перевернуться на живот. Стимуляцией к движениям может стать яркого окраса игрушка, которую нужно располагать немного дальше от ребенка.
При этом расстояние к ней должно быть таким, чтобы у малыша была возможность к ней дотянуться.
Чтобы увеличить активность движений младенца, следует регулярно выполнять массажные действия, направленные на физическое развитие малыша.В отличие от общеукрепляющего комплекса, который предполагает ежедневное проведение сеанса массажа, такая разминка стимулирует работу мышечной системы и направлена она на укрепление определенных участков тела.
Основные физические навыки ребенка в 6 месяцев приведены в таблице:
Навыки | Достижения |
Сенсорно моторные | Сидит самостоятельно или с поддержкой, пробует ползать, крутится. Оборачивается, выгибается в разные стороны, играет с едой ложкой, руками, пытается держать в руках бутылочку (чашку), вкусовые рецепторы малыша совершенствуются, он определяет любимые и нелюбимые блюда. |
Интеллектуальные | Сравнивает пару предметов, его настроение быстро меняется, появляются разные эмоции, и ребенок их прекрасно демонстрирует, заинтересованно наблюдает за движущимися предметами, проговаривает новые звуки, складывает их в слоги. |
Социальные | Малыш больше смеется, хохочет, когда ему что-то понравилось, эмоционально реагирует на положительные и отрицательные моменты, проявляет беспокойство в присутствии незнакомых людей, оборачивается на свое имя, внимательно слушает музыку, может подпевать (гулит, лепечет), перестает плакать |
Умственное развитие
Взрослые замечают, что по истечению полугода малыш поумнел, приобрел возможность мыслить. Психическое развитие в этот период стремительно набирает обороты. Он начинает издавать звуки, говорить слогами.
Ребенок в 6 месяцев должен прочно удерживать в руке погремушки и стучать ими. В этот период родители начинают понимать по интонации, в каком расположении духа находится их чадо. Увидев одного из родителей, кроха начинает улыбаться, активно тянуться к нему, громко лепетать.
Разговор с ребенком активного характера положительно сказывается на формировании детской ЦНС. При здоровом развитии, в 6 месяцев малыш понимает, где родители, а где посторонние люди.
Если ранее ребенок мог идти на руки к любым людям, то теперь он может расплакаться даже при виде чужого человека.
Беспокоиться по такому поводу родителям не стоит, так как детский организм в этом возрасте начинает выдавать реакцию самозащиты.
Чтобы не подвергать ребенка в возрасте полугода психическим травмам, не рекомендуется находиться долго в местах скопления незнакомых людей. Необходимо дождаться периода, когда маленький сможет правильно реагировать на обстановку, что его окружает.
Зрение и слух
В 6 месяцев активно начинают развиваться слуховые и зрительные качества. Ребенок слышит и реагирует по-своему на какие-либо звуковые сигналы. Он с осторожностью прислушивается к любому шороху и способен реагировать на самые незначительные звуки.
Если развитие протекает без осложнений, малыш старается имитировать звуки, услышанные ранее, например, это могут быть звуки игрушек. В возрасте 6 месяцев детей наиболее интересуют игрушки, издающие разные звуки и фразы. Малыш понимает, что нужно предпринять, чтобы звуки повторились. Если ребенок не воспринимает звуки и шорохи, родителям стоит за консультацией обратиться к педиатру.
Развитию подвергается и зрительная функция в данном возрасте. Дети активно водят глазами при движении родителей, реагируют на яркие предметы. Все чаще они рассматривают рисунки и узоры на своей кроватке, изучают игрушки.
Для улучшения моторики игрушки можно положить перед малышом, чтобы впоследствии он смог до них дотянуться или доползти.В этот период дети в состоянии различить цветную игрушку от более неприметной, способны выбрать тот предмет, который наиболее приглянулся по цвету и форме.
В возрасте 6 месяцев им строго запрещено показывать по телевизору или планшету мультфильмы. Это обусловлено процессом формирования зрительного и слухового нервов. В этом возрасте экраны опасны для детских глаз.
Занятия, игры
В шестимесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя. Благоприятно развивается мышление и психика, если родителями проводятся занятия с ребенком в 6 месяцев на моторику и речь. Очень важно вести разговор с крохой, читать ему стихи и сказки, называя предметы и явления с использованием интонации.
Для игр необходимо ребенку выделить пространство, где бы он смог перекатывать мячики и дотягиваться до понравившейся игрушки. В этот период активным в развитии становится тактильная чувствительность.
Дети на ощупь перебирают предметы, игрушки. Чтобы обезопасить малыша, игрушки должны приобретаться без мелких деталей и острых концов. Игрушки для детей должны соответствовать возрастной категории.
В обязательном порядке у детей в возрасте 6 месяцев распорядок дня должен включать такие ежедневные мероприятия, как:
- массаж;
- прогулки;
- развивающие игры;
- полноценный сон;
- купание.
Отдых должен осуществляться в определенные часы, без нарушения режима.
Для психофизического развития вашего ребенка в первые полгода жизни необходима благоприятная окружающая среда. Если малыш чувствует от родителей внимание, любовь и заботу, то таким детям предоставляются благоприятные условия для здорового и своевременного развития. В таком окружении обязательно вырастут здоровые и умственно полноценные дети.
← Что должен уметь ребенок в 5 месяцевЧто должен уметь ребенок в 7 месяцев →
by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник: https://jliza.ru/razitie-rebenka-v-6-mesyaczev.html
Развитие ребенка до года: 6 месяцев
Вот они, первые полгода – такая себе первая серьезная дата. Вы уже привыкли к мысли, что у вас растет маленькое чудо, без которого вы не представляете свою жизнь.
Малыш очень изменился с момента рождения и приобрел много навыков «общественной» и социальной жизни. А еще многому надо будет научиться, попробовать первый прикорм, пережить появление первых зубов, и еще много чего познать.
Итак, давайте подытожим, что же должен уметь кроха в свой первый мини-юбилей.
Нормы развития ребенка в 6 месяцев
Всех детей первого года жизни ежемесячно взвешивают, измеряют и осматривают в поликлинике. Если же вы не всегда можете посетить это медицинское учреждение, то ориентируйтесь на усредненные нормы, которыми оперируют педиатры.
Физическое развитие ребенка в 6 месяцев
- В весе кроха прибавил до 650 г в сравнении с предыдущим периодом. Весят мальчики в 6 месяцев 6,9–7,4 кг, девочки более миниатюрные, и в среднем весят 6–7,2 кг.
- Рост должен дать в среднем +2 см, в дальнейшем этот показатель будет все меньше и меньше. Мальчики в 6 месяцев имеют рост 65–70 см, а девочки 63–68 см.
- У «скороспелых» детей в этом возрасте может быть два нижних резца. Появление зубов не имеет точных сроков.
- 6-месячный малыш спит от 16 до 18 часов в сутки. Продолжительность сна у всех детей индивидуальна, но делится на один длинный сон ночью и три коротких днем.
Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 6 месяцев
- Умеет проситься на руки.
- Прислушивается к разным звукам, замирает.
- Чутко реагирует на эмоциональную обстановку, царящую в семье.
- Присутствует частая смена настроения: то он плачет, то смеется.
Речь ребенка в 6 месяцев
- Начинает сознательно повторять первые слоги.
- Внимательно слушает взрослых, запоминает слова.
- Заливается смехом, когда у него хорошее настроение.
- Учится изменять силу и высоту звука.
Развитие моторики и статики ребенка в 6 месяцев
- Активно переворачивается на живот и обратно.
- Может перекладывать игрушку из одной ручки в другую.
- Учится сидеть, некоторые дети уже уверенно сидят.
- Может целенаправленно взять игрушку.
Сенсорные реакции малыша в 6 месяцев
- Следит за падающей игрушкой, слушает звук, который появляется при падении.
- Бурно реагирует на появление взрослых.
- Понимает, что испытывает дискомфорт, когда описывается.
Статистический факт: Всего 1 ребенок из 20 в 6 месяцев умеет полноценно ползать на коленках. И лишь 1 грудничок из 10 к 6 месяцам умеет стоять, держась за что-либо.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
- Играть. Для крохи все в новинку: он научился сидеть, и теперь ему интересно играть сидя. Он размахивает игрушками, кидает, подолгу занимается их изучением.
- Лепетать. Теперь наперебой малыш пытается воспроизвести услышанные ранее звуки. Будь то речь взрослого человека или услышанные звуки от животных.
- Замирать и прислушиваться. Ребенок заглядывает в рот, когда мама ему рассказывает потешку. Он внимает каждому слову, запоминая каждый звук.
- Держится на расстоянии. Если у вас в доме гости, кроха недоверчиво к ним относится и не спешит принимать их в свой маленький мирок.
- Первые «поползушки». На смену ползанию «взад», приходят первые навыки ползания на коленках. Еще несмелые попытки с вашей помощью и похвалой очень скоро станут уверенными движениями.
- Ровно сидеть. Он сам пробует садиться, и в случае успеха сидит с ровной спиной около минуты.
- Откликается на свое имя. Понимает, что зовут именно его. Откликается на имя поворотом головы, взглядом.
- Играть с зеркалом. Сильно смеется и улыбается своему отражению в зеркале. Пытается его потрогать.
Режим дня ребенка в 6 месяцев
Режим дня полностью зависит от того, сколько раз вы кормите ребенка. У каждого ребенка этого возраста — свой особый режим. Маме только остается подстраиваться под биоритм ребенка, но вносить свои коррективы необходимо (кормить в одно и то же время, укладывать спать вовремя).
- Сон. На продолжительность сна грудничка влияет ряд факторов, начиная с психологических и физических, до внешних, например таких, как температура и влажность воздуха в помещении. Детки в 6 месяцев, когда они сыты, могут спать ночью до 7 часов подряд. В норме, когда малыш этого возраста спит около 11 часов ночью и 3 раза по 1,5—2 часа днем.
- Питание. Детки на грудном вскармливании в 6 месяцев начинают знакомиться с новой пищей. Именно этот возраст идеально подходит для первого прикорма. Это поможет обеспечить растущий организм витаминами и микроэлементами. Ест ребенок 6 раз в сутки. Главной едой для грудничка считается молоко матери, а первый прикорм начинается в обеденное кормление с овощного пюре.
- Прогулки. Свежий воздух – залог крепкого здоровья. Гуляйте с малышом как можно дольше. Это поможет насытить клетки кислородом, а соответственно, головной мозг будет развиваться здоровым. Сон на улице — это лучшая профилактика любых заболеваний.
- Бодрствование. Когда малыш не спит и не гуляет на улице, играйте с ним в развивающие игры. Это поможет ему быстрее познакомиться с внешним миром и послужит базой для оттачивания навыков.
Уход и питание ребенка в 6 месяцев
Мамина задача – обеспечить крохе по максимуму комфортное существование. Ее забота и уход — это главное для 6-месячного малыша.
- Должно присутствовать ежедневное вечернее купание в комфортной температуре 36–37 °С.
- Применение детской косметики – это тоже неотъемлемая часть ухода. Масла, кремы бережно наносятся на нежную кожу малыша.
- Делайте влажную уборку в комнате, где проживает малыш, ежедневно. Проветривайте и поддерживайте температуру на уровне 19–21 °С.
- Подгузник меняйте каждые 4 часа. Это сбережет попу от раздражения. Не пренебрегайте воздушными и солнечными ваннами.
- Ежедневно перед купанием делайте ребенку массаж.
Совет: В 6 месяцев необходимо сделать некоторые прививки:
- от гемофильной инфекции,
- столбняка,
- коклюша,
- гепатита «B»
- дифтерии,
- полиомиелита.
Норма в еде – это 5 кормлений через 4 часа днем и 1 ночное кормление. Согласно рекомендациям ВОЗ, прикорм желательно ввести не позднее, чем в 6 месяцев, поскольку в ином случае ребеночку будет тяжело научиться жевать. Рацион крохи с учетом первого прикорма должен выглядеть примерно так:
- Ночное кормление – грудь/смесь, у всех детей процесс поглощения молока ночью индивидуален.
- Завтрак — грудь/смесь.
- Обед — овощное пюре, чай.
- Полдник — грудь/смесь.
- Ужин — грудь/смесь.
- Кормление перед сном — грудь/смесь.
Советы молодым мамам
- Мотивируйте ребенка к ползанию. Расставьте по комнате игрушки недалеко от ребенка. Пускай пробует к ним подползти.
- Разговаривайте с малышом. Все, что вы сегодня скажите своему малышу, через пару месяцев услышите от него. Разговаривайте с ребенком, рассказывайте стишки, потешки. Это поспособствует развитию речевого аппарата.
- Прикорм. Вводите первыми овощи, по одному в неделю. Лучше начинать с кабачка или цветной капусты. Не забывайте следить за состоянием малыша и всеми физиологическими изменениями.
- Периодичность сна. Ребенок в 6 месяцев уже не хочет спать так долго, как прежде. Из-за этого мамы реже укладывают спать малыша. Количество дневных снов уменьшать не следует, потому что периодичность дневного сна вырабатывает режим. Пускай он будет спать меньше по времени, но количество снов останется прежним.
- Знакомьте со столовыми приборами. Длительное кормление только из соски задерживает формирование навыка жевания, соответственно, снижается активность слюноотделения и работа пищеварительных ферментов. Знакомьте кроху с ложкой, кружкой.
- Не кормите насильно. 6 месяцев — это еще не показатель для введения прикорма. Если вы дали ребенку попробовать овощ, а он категорично отнесся к нему, то не заставляйте ребенка его есть. Попробуйте через неделю дать ему на пробу другой овощ.
Источник: https://qulady.ru/razvitie-rebenka-do-goda-6-mesyacev.html
Развитие ребенка в 6 месяцев. Что должен уметь малыш, физическое и эмоциональное развитие
Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша.
Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться.
Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.
Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
- Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
- В ножках и ручках пропадает гипертонус.
- Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
- Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
- Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
- Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
- Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
- Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
- Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
- Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
- Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
- Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.
Психическое и эмоциональное развитие
- Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
- Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
- Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
- Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
- Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
- Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.
Тест на развитие малыша в полгода
- Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
- Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
- Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
- Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
- Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
- Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.
Что должно насторожить
- У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
- Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
- Не может переложить предмет из одной руки в другую.
- Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
- Не просит взять его на ручки.
- Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.
Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.
Начало прикорма
Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.
Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.
Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии.
Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма.
Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.
Приготовление овощного пюре
- Обдать овощи кипятком.
- Сварить (в воде или на пару).
- Взбить при помощи блендера или протереть через сито.
При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.
Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).
Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление.
Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему.
Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.
Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.
Отучаем от соски
Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки.
В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки.
Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.
Режим сна малыша в 6 месяцев
Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.
Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:
- После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
- Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
- На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.
Развивающие игры с ребенком в шесть месяцев
В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками.
Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых.
Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.
Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:
- В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
- Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
- Катание теннисного шарика ладошками.
- Массаж пальчиков.
- Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
- Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».
Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.
В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.
Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.
Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)
Источник: https://babymir.net/vse-o-razvitii-rebenka-v-polgoda-kalendar-razvitiya/
Ребенок в 6 месяцев. Календарь развития
6 месяц в жизни ребенка – вторая важнейшая веха (после 3-месячного «юбилея»). Из главных достижений малыша – способность сидеть, а для некоторых детей и ползти.
А главное новшество – в конце этого месяца малыш впервые попробует что-то кроме материнского молока или адаптированной смеси.
Для детей, получающих искусственное вскармливание, после полугодовалого возраста следует сменить смесь на следующий номер в выбранной линейке, потому что первая смесь уже не компенсирует возросшие потребности организма в макро- и микроэлементах.
Полугодовалый малыш
Кстати, после полугода физиологической потребности в ночных кормлениях у ребенка уже нет. Поэтому начинайте отвыкать от полюбившихся малышу ночных «перекусов», но не делайте это резко и будьте готовы к длительной работе в этом направлении.
Нормы роста и веса детей 6 месяцев
Рост, |
Вес, |
Окружность |
||
МАЛЬЧИКИ |
низкий |
63,3 |
6,4 |
40,9 |
ниже |
65,5 |
7,1 |
42,1 |
|
средний |
67,6 |
7,9 |
43,3 |
|
выше |
69,8 |
8,8 |
44,6 |
|
высокий |
71,9 |
9,8 |
45,8 |
|
ДЕВОЧКИ |
низкий |
61,2 |
5,7 |
39,6 |
ниже |
63,5 |
6,5 |
40,9 |
|
средний |
65,7 |
7,3 |
42,2 |
|
выше |
68 |
8,2 |
43,5 |
|
высокий |
70,3 |
9,3 |
44,8 |
Физическое и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев
В связи с тем, что малыш уже может сидеть, пора значительно расширять «парк» его игрушек.
Пришло время знакомиться с кубиками, первой пирамидкой с несколькими цветными кольцами, коробочками с крышечками разной величины и формы. Кроха отлично владеет своими руками и синхронизирует их движения, может уверенно не только хватать игрушку, но и вертеть ее, и даже манипулировать. Ребенок также уже способен хлопать в ладоши – делайте это вместе под ритмичную музыку.
Всячески стимулируй кроху к ползанью – разместив его на полу или широкой кровати, заманивай любимыми игрушками.
Хотя ползанье – очень индивидуальная стадия развития. Некоторые дети начинают ползти еще до того, как садятся, некоторые ползут только назад или вбок, а некоторые вообще пропускают эту стадию. Все это – варианты нормы, и не следует беспокоиться, если твой малыш выбрал свою нестандартную тактику физического развития.
Но, если крохе удается ползти вперед, обязательно приобрети несколько игрушек на колесиках – их так увлекательно толкать перед собой!
Естественно, к моменту «выхода» ребенка из кроватки или манежа на свободное изучение пола комнаты, пространство должно быть подготовлено с точки зрения безопасности.
Это значит, что из поля досягаемости ребенка следует удалить все предметы, о которые он может пораниться, все острое, удлинители, розетки, провода и пр.
Также позаботься об отсутствии сквозняков, а после прогулки ребенка по полу обязательно помой ему руки с мылом.
Малыш уже отлично откликается на свое имя и «возвращает» эмоции и некоторые звуки своему собеседнику. Сейчас особенно важно как можно больше разговаривать с ребенком.Хоть пока кроха и не понимает твоих слов, все услышанное откладывается в его голове и обязательно порадует тебя через полгода-год. Играй с малышом, читай ему стихотворения, пой песни и ставь музыку в записи.
Все эти развивающие мероприятия принесут колоссальную пользу и удовольствие, и, кстати, не только ему. Совсем скоро ты будешь с нежностью вспоминать нынешний период своей жизни.
Первый прикорм
Как угодить 6-месячному ребенку
На сегодня для здоровых детей, получающих в достаточных количествах материнское молоко, лучшим первым прикормом считается овощное пюре. Наших мам учили вводить в качестве прикорма сначала каши. Современная педиатрия предлагает начинать прикорм с каш только детям, имеющим дефицит массы тела относительно возрастных норм.
Как приготовить пюре для малыша?
Итак, первое пюре малыша – какое оно? В первую очередь, гомогенное (то есть без комочков и прочих неоднородностей), консистенции жидкой сметаны. Более густая пища будет тяжела для младенческого желудка, до этого привыкшего лишь к жидкой еде.
Даже если ты являешься сторонницей домашнего приготовления детского питания, опытные мамы советуют несколько раз приобрести промышленные продукты (баночное пюре для детей соответствующего возраста), чтобы определить для себя консистенцию.
Выбирая магазинное пюре, внимательно изучай состав.
Единственно допустимый для первого прикорма состав пюре: овощ одного вида и вода. Поэтому избегай тех продуктов, где добавлен крахмал, соль и прочие ингредиенты.
Соль, как и сахар, в пищу ребенка до 1 года добавлять не нужно. Да, некоторое количество хлорида натрия человеку необходимо.
Но это вещество в естественной концентрации содержится в продуктах питания (и, кстати, в твоем молоке), и дополнительное введение поваренной соли дает неадекватную нагрузку на почки ребенка.
То же самое касается и сахара. Естественная концентрация глюкозы в продуктах покрывает потребности малыша.
По поводу пресного вкуса – часто слышим, что малышу важно правильно «воспитать» вкус, и процесс начинается уже с первого года жизни. Это взрослым с притупленными рецепторами (благодаря дополнительно вводимым соли и сахару) пюре из отварного кабачка покажется безвкусным. А для малыша это – феерия вкусовых ощущений.Ничем кроме воды или отвара этого же овоща (овощного бульона) заправлять пюре для полугодовалого младенца нельзя. Его ферментная система не сможет справиться с таким блюдом.
Как вводить прикорм?
Если ты приобрела баночку промышленно приготовленного детского пюре, обязательно все же переложи его в тарелочку малыша и тщательно проверь на однородность – в одном случае на миллион в результате сбоев на производстве в баночке детского питания может оказаться комочек, исключи такую опасность.
Если с первой пробы ребенку не понравился продукт, не стоит его «улучшать» добавлением соли или, тем более, каких-либо приправ. Просто отложи попытку познакомиться с новым вкусом на неделю-другую. Возможно, в следующий раз малыш будет настроен лояльнее.
Но ни в коем случае не заставляй ребенка есть что-либо через силу или доедать всю порцию, когда он отказывается от последних ложек. Это правило – общее для любого возраста, запомни его, пожалуйста.
Ведь пищевые привычки, в том числе и вредные, формируются с самого детства.
И, заталкивая ребенка едой, от которой он и рад был бы уже отказаться, мы постепенно приучаем его к систематическому перееданию, а это для его здоровья ни к чему.
Прикорм всегда предлагай в начале кормления, когда малыш голоден. После него прикладывай ребенка к груди или докармливай адаптированной смесью.
Прикорм ребенка: с чего начать?
Для начала вводи пюре из самых низкоаллергенных овощей. К ним относятся те, что имеют белый или зеленый окрас. Наилучшими будут сезонные овощи, выросшие в регионе проживания ребенка.
То есть для наших детей это кабачок, цветная капуста, брокколи, патиссон, светлая тыква. Впоследствии по мере взросления малыша можно будет добавлять морковь, ярко-оранжевую тыкву, свеклу, картофель.
Белокочанную капусту также лучше отложить на потом из-за ее трудноперевариваемой структуры (может спровоцировать вздутие живота у ребенка).
Овощное пюре предложи малышу в обед (кормление, приходящееся на середину дня). Первая порция любого прикорма составляет 5 г – то есть 1 чайную ложку. Если все прошло хорошо, назавтра удвой порцию и так постепенно за неделю доведи до возрастной нормы (таблицу возрастных норм введения прикорма ищи здесь).Время на адаптацию каждого нового компонента в питании – 1 неделя. Так в случае возникновения аллергических реакций (тошнота, диарея, кожные высыпания) ты всегда сможешь без труда определить, какой продукт их вызвал.
По той же причине не вводи ребенку сразу пюре из смеси овощей – так труднее будет определить аллерген. Кроме того незрелая ферментная система сложно воспринимает многокомпонентные блюда. С этим лучше погодить пару месяцев.
С момента введения прикорма ребенку следует также давать воду (питьевую, прокипяченную и остуженную до комнатной температуры). Старайтесь обойтись без бутылочек (ибо потом малышу будет очень сложно с ними расстаться), а приучать ребенка сразу пить из чашки и есть ложкой.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ МОЛОДОЙ МАМЫ:
Честный обзор рынка подгузников
Честный обзор детских влажных салфеток
ТОП-10 детских шампуней по версии mama.ua
Стиральные порошки для детей
Обзор слингов, эрго-рюкзаков и переносок
Обзор стульчиков для кормления
Источник: https://mama.ua/kalendar-razvitiya-rebenka/month-6/