Что ребенок делает в три месяца?

Содержание

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Что ребенок делает в три месяца?
Развитие по месяцам

Первые 3 месяца жизни малыш живет в теснейшей связи с матерью. В связи с этим даже возник термин «четвертый триместр беременности». Это вызвано неготовностью и абсолютной неприспособленностью младенцев к отдельному существованию.

Главными условиями в эти месяцы для него все еще остаются звук биения сердца, темнота и теснота. Вместе с тем с каждым днем ребенок медленно, но уверенно привыкает к новым состояниям и постепенно начинает приобретать первые умения.

Рубеж между третьим и четвертым месяцами характеризуется уже определенным запасом навыков.

Знание критериев, по которым определяется развитие малышей, очень пригодится родителям, поскольку очень важно сравнивать показатели с нормой, давать оценку разным видам развития, ведь очень легко не заметить отклонения и нарушения в состоянии здоровья. Четверть первого года жизни позади и можно подвести определенные итоги, чему же малыш научился за это время и как меняется его жизнь.

Развитие новорожденных можно разделить по следующим составляющим:

  • Физиологическая;
  • Познавательная;
  • Психическая;
  • Двигательная.

Физиологическое развитие младенца в 3 месяца

Росто-весовые показатели должны увеличиться порядка на 2-3см и 600-800 г, соответственно. Объем груди и головы в норме у девочек около 40 см, у мальчиков – близко к 41 см. Размер голова становится более пропорциональным к размеру туловища. Объем желудка увеличивается приблизительно в 2 раза. Мышечный гипертонус должен уже пройти. Малыш должен уверенно держать головку.

Зрение у ребенка в 3 месяца усовершенствуется – новорожденный уже может определить размер предметов, фокусировать взгляд, следить глазами за движущимися объектами. Слух в норме развит хорошо, грудничок поворачивается на звуки, реагирует на голоса и мелодии. Этот возраст у новорожденных также характеризуется обильным слюноотделением, слюнки текут по причине просто неумения малыша их глотать.

Познавательное развитие трехмесячного малыша. Начинается важный этап в жизни – младенец начинает активно познавать мир. Рассматривает все вокруг, игрушки, свои ручки и ножки.

В таком возрасте некоторые младенцы уже даже пытаются трогать или брать погремушки. На лица родителей уже реагирует, чаще всего улыбкой. Несложно заметить любопытство малыша даже во время кормления.

Этот период часто сопровождается отвлеканием ребенка от процесса трапезы и рассматриванием всего вокруг.

Психологическое развитие грудничка в 3 месяца. Данный возраст становится очень интересным в эмоциональной сфере деток. Грудничок способен уже осознанно проявлять ту или иную эмоцию.

Основное проявление эмоций – улыбка, плач, гуление или агуканье, смех, нахмуривание, активные движения ручками и ножками. В этом возрасте малыши могут уже и немного капризничать от скуки, требовать внимания к себе. В хорошем расположении духа малыши в основном очень разговорчивы.

На людей, которые очень много проводят времени с ними, обычно реагируют оживленно.

Двигательное развитие новорожденного в 3 месяца. Координационные способности грудничка постепенно усовершенствуются: малыш уже может осознанно брать предметы. В этом возрасте ребенок должен легко переворачиваться с помощью мамы и пытаться переворачиваться сам.

При положении лежа на животе младенец старается опереться на руки и поднять голову повыше. Если держать малыша под мышками, то при опоре ступнями о поверхность – упирается ногами и даже может совершать попытки шагать.

При положении лежа на спине можно взять ребенка за ладошки, и он крепко ухватится и потянется вверх, будто хочет сесть.

Таким образом, у трехмесячного ребенка все умения и навыки можно описать следующим образом:

  • узнает людей, которых часто видит, активно реагировать на них;
  • улыбается, в том числе и отвечая на улыбку;
  • «разговаривает» или «воркует»;
  • уверенно держит голову;
  • поворачивает голову на источники шума и света;
  • следит взглядом за движущимся предметом;
  • исследует предметы, тянет их в рот;
  • удерживает игрушку;
  • лежа на животе совершает попытки подниматься на руках;
  • упирается стопами о поверхность;
  • с удовольствием купается;
  • очень радуется, очутившись на руках;
  • подтягивается, когда их берут на руки;
  • пытается переворачиваться.

Режим дня у трехмесячных малышей

Сон в таком возрасте все еще должен занимать большую часть суток. Дети уже начинают понимать, что существует режим сна и бодрствования. Дневной сон должен состоять из нескольких периодов по 1,5-2 часа. Ночной сон уже увеличивается в продолжительности и достигает до 10 часов (возможно, с перерывом на питание).

День необходимо начинать с утреннего туалета, который заключается в уходе за глазками, носиком и ушками в виде протирания ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде, а также подмывании и смене подгузника. Через пару часов после кормления уместно будет сделать массаж и гимнастику.

Эти процедуры следует проводить в игровой форме, с озвучиванием потешек и стишков. Можно выполнять простые упражнения на фитболе. Для развития мелкой моторики рук следует давать ребенку игрушки разной формы, размеров и материалов.

Во время физической активности малыша очень важно соблюдать зрительный контакт и звуковое сопровождение всех действий.

Прогулкам важно уделять особое внимание. В зависимости от сезона и погоды их длительность может составлять от 1 до 6 часов. Отменить прогулку можно только при дождливой и ветряной погоде, низкой температуре воздуха.

Очень полезными являются воздушные ванны. По возможности как можно дольше ребенка хорошо держать не укутанным и без одежды. Эта закаливающая процедура очень положительно влияет на иммунитет.

Перед вечерним кормлением перед сном нужно покупать ребенка в воде 35-37 °С.

Режим питания

Объем питания в трехмесячном возрасте ребенка увеличивается, суточной нормой является 800-900 мл. В дополнительном введении новых продуктов детский рацион не нуждается. Материнское молоко все еще способно обеспечить всеми необходимыми питательными веществами.

Введение воды так же не обязательно, молоко восполняет и эту потребность. Грудничкам на искусственном вскармливании можно добавлять чуть-чуть воды. И хоть и считается, что ребенка следует как можно чаще прикладывать к груди, все же следует стремиться к формированию питания по режиму.

Это будет способствовать нормальному пищеварению. Для этого достаточны паузы в 3-4 часа между кормлениями.

Причины плача и беспокойства у детей в 3 месяца

Основные причины плохого настроения малютки остаются неизменными, и это: голод, боль, испуг, дискомфорт, сонливость. К концу 3 месяца причиной плача может и просто желание присутствия мамы рядом. Все привыкли именовать это явление «капризом», но причина этого вполне обоснована – малышу постоянно хочется тепла и заботы.

Приятной новостью можно назвать то, что плач постепенно отодвигается на второй план и появляется все реже, поскольку младенец с каждым днем находит для себя все новые виды эмоций.

Какие развивающие методики использовать на третьем месяце жизни

Родители не должны пускать развитие детей на самотек, а должны всячески способствовать ему. Существует много разных игр и видов занятий с новорожденными детками:

Следует учить малыша удерживать взгляд на каком-то предмете, привлекая внимание ярким цветом или каким-то звуком. Помимо зрительного познавания можно предложить малышу узнавать игрушки с помощью осязания:

  • Класть яркую игрушку неподалеку от ребенка, привлекать внимание к ней, помогать ему дотянуться до нее (подставляя руки под стопы, чтобы малыш отталкивался от них).
  • Играть в прятки – закрывать и открывать свое лицо руками или лицо ребенка.
  • Кружить на руках новорожденного.
  • Повторять звуки за своим малышом, корчить рожицы, петь.
  • Ну и самым главным стимулом к развитию является постоянное общение с малюткой. Любые игры, упражнения и действия следует сопровождать речевым объяснением с ласковой интонацией и улыбкой.

Важно помнить, что не существует единственно верных алгоритмов развития младенцев, поскольку все дети индивидуальны. На темпы развития влияют и наследственность, и темперамент, и комплекция, и бытовые условия. Однако при подозрениях на отклонении от нормы или при явном отставании в развитии лучше проконсультироваться с педиатром.

← Что должен уметь ребенок в 2 месяцаЧто должен уметь ребенок в 4 месяца →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/rebenok-v-3-mesyacza.html

Общие показатели и режим питания

Маленький человечек все еще питается молоком и не нуждается в другой пище. Питание осуществляется немного реже, устанавливается определенный режим. Ночью малыш ест примерно три раза, днем – до 10 кормлений.

Некоторые мамы торопятся ввести прикорм уже в три месяца. Если вы решили это делать, то соблюдайте простые правила:

питание должны быть гипоаллергенным;

  • соблюдайте режим и последовательность (давайте прикорм только на завтрак, например);
  • ориентируйтесь на вес и рост малыша – если он слишком большой, не давайте каши;
  • прикорм лучше начинать с напитков (компотов, чая, соков).

В три месяца жизни вес и рост вашего карапуза все еще стремительно увеличиваются. Педиатры равняются на определенные «нормативы».

Мальчик:

  • вес – от 5 до 8 кг;
  • рост – от 57 до 65 см.

Девочка:

  • вес: 4,5–7,5 кг;
  • рост: 55–64 см.

Эти показатели – средние значения, на которые ориентируются врачи. То, какой рост и вес будут у малыша, зависит от разных факторов:

  • питание (смесь или грудное молоко);
  • режим жизни (кто-то подвижнее и худее, кто-то предпочитает больше спать и «накапливать жирок»);
  • наследственность;
  • прикорм (некоторые родители вводят его уже в этом возрасте);
  • уход (недостаток этого фактора негативно сказывается на развитии младенцев).

Так что, если ваш ребенок не попадает под табличные данные педиатра, не расстраивайтесь. Хороший аппетит и жизнерадостность – более надежные показатели здоровья ребенка, чем рост и вес.

Комплекс оживления

Обратите внимание, как реагирует малыш на ваше присутствие? Улыбается, внимательно смотрит, гулит и даже ручками дергает? Развитие ребенка в 3 месяца примечательно появлением так называемого «комплекса оживления». Он включает в себя три способа «реагирования»:

  • двигательный (машет ножками, вертится);
  • эмоциональный (долго смотрит в глаза, улыбается);
  • разговорный (визжит, произносит «агу», пытается произносить слоги).

У вашего ребенка наблюдаются все три перечисленные виды общения? Поздравляем! Малыш на старте психологического и эмоционального развития. День ото дня он будет радовать вас все большими успехами, познавая и открывая для себя окружающий мир.

Карапуз настроен доброжелательно – он радуется всем людям, которые идут с ним на контакт. Стоит ласково заговорить с маленьким человечком, и он уже счастливо улыбается в ответ.

По мнению психологов, дети, с которыми мамы общаются больше и эмоциональнее, подходят к «комплексу» уже к 2,5 месяцам. Соответственно малыши, которым в течение дня уделяется недостаточно времени и внимания, развиваются медленнее. Для них подобное многогранное общение доступно не ранее, чем в три месяца.

Возможности движения

Ваш малыш все еще находится под властью гипертонуса. Его мышцы постоянно напряжены, движения хаотичные и неловкие. Однако именно сейчас, на третьем месяце жизни, происходит освобождение от этой скованности. И карапуз уже несмело двигает ручками.

Ладошка все еще зажата в кулачок. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть ее.

  • Прижимайте подушечки своих пальцев к подушечкам малыша. Слегка надавливайте на них, поглаживайте, пощипывайте.
  • Отгибайте каждый пальчик, целуя и называя его (Большой, Указательный, Безымянный и т. д.).
  • Массируйте пальчики малыша в течение дня как можно чаще – во время кормления, укладывания на сон, купания.
  • Круговыми движениями поглаживайте ладонь карапуза – он будет расслабляться и невольно разгибать ее.

На третьем месяце жизни ребенок уже хорошо удерживает головку. Находясь на руках у родителей, он вертится, рассматривает все то, что ему интересно.

Чем активнее кроха будет делать это, тем быстрее и лучше будут развиваться мышцы шеи. Не забывайте подстраховывать малыша – он все еще быстро устает и может резко уронить головушку, повредив отделы позвоночника.

Чтобы стимулировать ребенка к успешному развитию, в течение дня чаще выкладывайте его на животик. Обратите внимание, карапуз уже должен уметь опираться на предплечья, высоко подняв голову.

Привлекайте внимание маленького исследователя при помощи ярких и звонких игрушек. Медленно передвигайте их перед малышом, побуждая к тому, чтобы он поворачивал головку в разные стороны. Продолжительность подобной тренировки не должна превышать три минуты. Иначе кроха будет уставать.

Общение с родителями

Раньше ваш карапуз выражал только свои недовольства из-за мокрого подгузника, холода или жары, голода. В состоянии удовлетворенном он спал или спокойно лежал.

Теперь вы наблюдаете существенные изменения – в жизни ребенка появились новые эмоциональные краски, которые можно проявлять улыбкой, смехом, визгом! Начинается приятный и насыщенный период.

Самый близкий человек для малыша – мама. Именно ей он радуется больше всего, и эмоционально реагирует на ее уход… Ребенок с удовольствием принимает любовь и ласку. Но теперь он способен «отплатить» тем же. У родителей пропадает ощущение бессмысленного и безответного общения с маленьким человечком.

Особенное значение малыш придает выражению лица и мимике. При виде недовольной или равнодушной мамы кроха начинает беспокоиться. Также он уже способен отличать интонации – радуясь веселому и нежному обращению, расстраиваясь и даже громко плача, когда родители ссорятся или «ругают» карапуза.

Новый режим

Трехмесячный человечек понимает, что сидя на руках взрослого, он имеет большие возможности для изучения окружающего мира. К тому же так безопаснее и уютнее. Поэтому уставшей маме придется смириться с тем, что ребенок будет постоянно проситься на руки.

Некоторые родители уже вводят прикорм, предлагая малышу попробовать новые продукты. Обычно удается лишь размазать питание вокруг рта ребенка, так как понять, чего от него хотят родители, малыш не может.

Хотя бы в силу возраста. Если вес и рост малютки стремительно набирается, то прикорм можно отложить на более подходящий период. Даже 4-х месячный ребенок воспримет подобный уход с большим энтузиазмом.

«Свои правила» карапуз устанавливает и в распорядке дня. Чем строже он будет, тем лучше ребенку и родителю. Если режим до сих пор не установлен – присмотритесь к малютке в течение дня.

Когда он просит есть, хочет играть, засыпает? В последующие дни повторяйте последовательность примерно в это же время. 3-х месячный малыш склонен к последовательным действиям, ритуалам. Воспользуйтесь этим, чтобы ввести режим дня. Как это делать?

Пример: ежедневно перед сном купайте кроху, кормите и рассказывайте короткую сказку. Спустя три дня уже в ванночке карапуз будет понимать, что скоро его ждет сон.

Соответствующий настрой приведет к тому, что маленький человечек будет уже на последнем «этапе» укладывания (во время чтения сказки) сладко засыпать. А вы сможете постепенно отрегулировать время ночного отдыха (с 23 до 21 часа, например).

Режим особенно необходим детям, которые не могут его установить самостоятельно. Вам придется учить его.

Кстати, ребенок уже знаком не только с мамой. И привязан он не только к ней. Малыш привык к своей кроватке, коляске, соске и другим предметам, которые его окружают. Любая попытка что-то заменить (будь то незнакомая игрушка, новый прикорм или непривычный уход) вызывает недовольство у маленького «консерватора».

Чему можно учить карапуза

У многих взрослых часто появляется вопрос – как развивать ребенка в 3-х месячном возрасте, ведь на этом этапе жизни он еще ничего не умеет и мало что понимает. Игры – лучший способ поддержания общения между родителем и ребенок. Ими сопровождаются гимнастики и массажи, с их же помощью объединяются все способы развития.

  • Повесьте над крохой ленточку с погремушками так, чтобы он случайно задевал их. Малютка будет активнее размахивать ручками, чтобы зацепить шумную игрушку снова и снова.
  • Положите ребенка на спинку. Нежно дотрагивайтесь до каждой части тела и приговаривайте какие-нибудь потешки «Что за щечки пухленькие, что за ножки сладкие». Карапуз будет с нетерпением ждать, когда вы дотянетесь до него в очередной раз.
  • Положите малютку к себе на колени. Возьмите его за ножки. Притяните к себе одну – поцелуйте. Затем притяните другую. Чередуйте ножки малыша, каждый раз целуя их или издавая необычный звук.
  • Положите ребенка на гимнастический мяч. Раскачивайте его, приговаривая «По морям, по волнам плывет смелый моряк». Переверните кроху так, чтобы он лежал на животике, и повторите покачивающие движения на фитболе «Вырасту, стану летчиком смелым. Нет для меня лучшего дела».

Каждая игра проста и занимает совсем немного времени. Старайтесь в течение дня как можно чаще проводить их с малышом, ведь положительные эмоции и прилив счастья будут обеспечены не только малышу, но и вам!

Следите за тем, чтобы у карапуза было хорошее и соответствующее настроение. После игр предложите малютке прикорм (если ввели его) – сейчас ваш карапуз как никогда «благосклонен» и, скорее всего, голоден.

Подведем итоги

Итак, что должен уметь ребенок в 3-х месячном возрасте?

  • Появляется «комплекс оживления»;
  • вес увеличивается на 400–600 г;
  • рост прибавляется на 2–4 см;
  • малыш хорошо удерживает головку;
  • лежа на животе, приподнимает корпус;
  • взгляд становится координированным и управляемым;
  • кроха предпочитает стабильный склад и режим дня;
  • нормализуется работы пищеварения, колики и «газики» больше не беспокоят малыша так часто;
  • для «искусственников» уже вводится прикорм;
  • малютка распознает характер мимики, жестов, интонации.

Ваш малыш уверенно карабкается по лестнице развития, преодолевая каждую ступеньку с трудом и усилиями. Впереди еще столько открытий и достижений, новых впечатлений и эмоций!

В ваших силах помочь маленькому человечку преодолеть все трудности и вместе добиться самых высоких результатов. Ведь внимание, любовь и похвала родителей – лучшее поощрение и сильнейший стимул для развития детей!

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/fizicheskoe/chto_dolzhen_umet_rebenok_v_3_mesyaca.html

Что должен уметь ребенок в 3 месяца, критерии физического и психического развития и игры с малышом

Что ребенок делает в три месяца?

Что в 3 месяца должен уметь ребенок, интересует молодых мам и пап. Малютка развивается строго индивидуально. Набор веса и психоэмоциональные достижения не совпадают точь-в-точь. Но существуют усредненные нормы, по которым определяется соответствие росту и развитию здорового ребенка. Их следует знать. Если по нескольким точкам одновременно происходит отставание, пора обратиться к врачу.

Педиатр проведет полное обследование, направит кроху на консультацию к профильным специалистам. Коррекция произойдет быстро и безболезненно. В дальнейшем малютка ничем не будет отличаться от сверстников.

Рост и вес малыша в 3 месяца

Рост и вес — важные показатели развития малыша. Они отражают биологическое созревание, соответствие нормальному развитию. В 3 месяца вес крохи составляет 4,5-5 кг. За третий месяц крохотуля наберет около 600 г. Рост трехмесячного малютки будет колебаться в пределах 56-57 см.

Трехмесячный малютка округляется: щечки наливаются, ручки и ножки полнеют, на тельце образуются перевязочки. При сильном отставании показателей врач изучит рацион крошки и проведет коррекцию питания (при необходимости).

Какие навыки должен иметь трехмесячный ребенок

К концу третьего месяца у малыша появляется много новых навыков. Крошка каждый день радует родителей, демонстрирует свои умения.

Члены семьи наблюдают, как развивается малютка, и соотносят его достижения с контрольными точками. При несоответствии по нескольким показателям следует обратиться к педиатру.

Двигательная активность

Это один из главных критериев оценки. Трехмесячный малыш уже достаточно укрепил мышцы спинки и шеи. Теперь он может:

  • подолгу удерживать головку вертикально (от 1 минуты);
  • переворачиваться со спинки на животик;
  • отталкиваться согнутыми в коленях ножками от горизонтальной опоры (при поддержке под мышки);
  • стремится схватить интересующий предмет.

Физическое развитие в 3 месяца приносит родителям и некоторое беспокойство. Карапуз не лежит спокойно, он начинает переворачиваться. Мамочка должна обеспечить ему безопасность, оградить от падения.

Зрение

Новорожденный младенец имеет меньшие возможности обзора по сравнению с трехмесячным крохой. Теперь малютка с интересом поворачивает головку, старается осмотреть как можно больше предметов. Держа кроху на ручках, рекомендуется показывать ему окружающие предметы и называть их. Это ускорит развитие малютки, простимулирует формирование речи.

Слух

Теперь малютка поворачивает головку в поисках источника шума. Если он слышит голос мамочки или знакомого человека, останавливает взгляд на лице говорящего. Очень полезно разговаривать с крохой, петь ему песенки, рассказывать стихи.

Эмоции и поведение

В три месяца для крохи характерно проявление комплекса оживления. При виде мамочки или члена семьи он начинает:

  • гулить;
  • улыбаться;
  • шевелить ножками и ручками.

При этом важно похвалить малютку, ласково поговорить с ним.

 Речь

Именно в три месяца начинает активно формироваться понимание речи мамы или близких людей. Но пока что малютка больше реагирует на тон, которым произносятся слова:

  • хмурится и плачет при резких высказываниях;
  • улыбается и гулит при ласковом обращении к нему.

Важно помнить: грубость и резкость при разговоре с трехмесячным крохой недопустимы.

Сознание

Третий месяц — новый этап в развитии сознания крохи. Он начинает выбирать, с кем находиться в обществе:

  • мамочка уходит — начинается плачь;
  • мама возвращается — радость и улыбка;
  • член семьи берет ребенка на ручки — радостное гуление;
  • то же делает не понравившийся малютке человек — плач.

Не следует укорять кроху за его поведение: здесь нет каприза, просто идет формирование личности.

Крупная, мелкая моторика

У 3-месячного малютки активно развиваются обе моторики. В спокойном положении кроха держит кисть расслабленной, пальчики — разведенными. Он может не только держать предмет ручками, но и ухватить протянутую игрушку. Важно при этом хвалить малютку и назвать предмет, с которым кроха играет.

В положении лежа на животике малыш сгибает ручки в локтях, разводит в стороны, поднимает головку и опускает ножки. Центр тяжести смещается, лежать становится комфортно.

Социальное развитие

Пока еще кроха не способен различать своих и чужих. В большей степени он ориентируется на интонации и улыбку на лице.

Развитие собственной речи

Именно в 3 месяца ребенок осваивает азы детского лепета. Он произносит звуки, и их уже можно различить. Явно слышатся согласные и гласные, прослеживаются горловые. Мамочка четко слышит бульканье, хихиканье, хныканье. Различаются интонации.

Тактильные ощущения и движения

Кроха начинает пробовать окружающий мир «на вкус». Он тянет в ротик все, что может ухватить. Обычно это собственные кулачки, иногда большие пальчики ножек. Но движения еще нечеткие.

Малютка активно играет с листком бумаги. Он его рвет, сминает и берет в ротик. Разрешать играть с бумажками самостоятельно запрещается.

Правильный уход за ребенком на третьем месяце жизни

Для полноценного развития крохи требуется соблюдать несложные правила ухода за ним. При выполнении рекомендаций педиатров кроха быстро осваивает навыки и радует близких достижениями.

Упражнения для самых маленьких

Для стимулирования развития мамочка должна побольше общаться с крохой. Полезно показывать ему яркие игрушки, давать их в ручки. Гимнастические упражнения укрепят мышцы и позволят скорее освоить новые навыки. Крепкий малыш быстрее начнет присаживаться и ползать.

Крохе нравятся потешки, песенки в исполнении мамы. Он готов подолгу их слушать. Помогут музыкальные игрушки: погремушки, шуршащие пакетики, развивающий коврик. Малютка не должен лениться: и мама должна помочь ему правильно развиваться.

Купание и прогулки

Для грудничка очень важно присутствие на свежем воздухе. Гулять рекомендуется 2 и более раза в сутки по 2 часа (при хорошей погоде).

Если на улице ливень, сильный ветер или просто холодно, прогулка откладывается. В 3 месяца полезно совмещать прогулки с дневным сном. Для гуляния рекомендуется выбирать парки, скверы, тенистые аллеи.

Запрещается прогуливать кроху вблизи автомобильных дорог и предприятий.

Купать кроху следует за 30-50 минут до укладывания на ночь.

Зарядка и массаж

Трехмесячный кроха нуждается в регулярных занятиях гимнастикой. Эти мероприятия укрепляют мышцы малютки. Гимнастику малыш делает вместе с мамой сразу после пробуждения, перед или после гигиенических процедур. Зарядка позволяет крохе настроиться на позитивное настроение.

Физические упражнения полезно совмещать с массажем. Обычно массаж выполняется перед купанием. Его можно выполнять и самостоятельно, но предварительно рекомендуется изучить курс у профессионального детского массажиста.

Длительность сна

Кроха в 3 месяца спит 5 раз. 4 раза приходятся на день, а последний — на ночь. особенность — малютка привыкает укладываться в строго определенные часы. Для полноценного развития рекомендуется придерживаться определенного графика. Некоторые малютки в 3 месяца спят всю ночь. Но большинство просыпаются 1-2 раза и требуют покормить их.

Выбираем игрушки для малыша в 3 месяца

3- месячный младенец с интересом рассматривает подвешенные над кроваткой погремушки, пытается дотянуться до них. Но ему необходимы и новые.

Мамочке рекомендуется приобрести:

  • развивающий коврик с музыкальными клавишами;
  • безопасное зеркало (кроха будет с интересом рассматривать свое отражение);
  • погремушки со звуковым эффектом (шуршанием, музыкой, голосами животных);
  • пластиковые игрушки с пищалками;
  • мягкий тканевый мячик;
  • тряпичные мешочки с наполнителями из крупы, пуговиц.

Важно при этом обеспечить безопасность крохи: игрушки должны быть прочными, крупными.

Развивающие игры

По сравнению с месячным, малыш подрос и окреп. Развитие 3-месячного крохи требует наличия специальных предметов. Их можно изготовить самостоятельно или купить в магазине. При этом важно соответствие игры возрасту малютки.

Перед тем как играть, родителям следует изучить инструкцию и самостоятельно проверить безопасность аксессуара.

Для зрительного развития

Лучшие друзья крохи — яркие игрушки. Он подолгу рассматривает подвешенные над кроваткой гирлянды из погремушек, пытается ухватить их ручками. Малютка активно играет на развивающем коврике. В комплект игрушки входит безопасное зеркало. Кроха любит рассматривать свое отражение.

Интересуют малыша цветные кубики с фактурной поверхностью. Для удобного хвата рекомендуется приобрести набор из ткани с липучками: предметы сжимаются под пальчиками, малютке проще удерживать их. Но играть он должен в компании мамы. Она должна называть цвета предметов, протягивать погремушки крохе, брать протянутые ей.

Для слухового восприятия

Кроха любит слушать песенки, потешки, заклички, сказки в исполнении мамочки. Очень важны тон и темп исполнения. Крайне полезна известная игра «Сорока-ворона». Это одновременно и потешка, и гимнастика для пальчиков, и массаж ладошек. При недостатке времени рекомендуется поставить аудио-диск со сказками или песенками. Малютка с удовольствием послушает и его.

Отклонения в развитии и способы корректировки

Есть контрольные показатели, от которых нельзя отмахнуться. В 3 месяца кроха обязательно должен делать определенные вещи. Следует насторожиться, если малыш не умеет:

  • держать головку (хотя бы 1 минуту);
  • фокусировать взгляд на ярких игрушках и лицах;
  • следить глазками за движущимися предметами;
  • хватать яркие погремушки;
  • реагировать на громкие звуки;
  • ощупывать свое личико.

Суммарное количество времени плача не должно в 3 месяца превышать 1 час. Если кроха плачет долго и бесцельно, следует сообщить об этом педиатру. Появление тревожных симптомов не является поводом для паники. При своевременной коррекции отставание легко устраняется.

Важно вовремя заметить недостатки и поставить в известность участкового педиатра. Врач проведет осмотр, назначит обследование у невролога, окулиста, отоларинголога, хирурга и ортопеда. Это требуется для исключения тяжелых диагнозов.

Затем последует назначение коррекционных процедур. Для избавления от отставания в развитии рекомендуется:

  1. Приобрести цветные погремушки разных размеров и формы. Их следует попеременно передвигать в медленном темпе перед глазками ребенка. Цель упражнения — помочь малышу сфокусировать взгляд.
  2. Над кроваткой для развития слуха следует повесить мобиль с несколькими мелодиями. Их требуется включать попеременно.
  3. Играть с крохой следует различными по цвету, фактуре и размеру игрушками. Требуется словами характеризовать цветовую гамму и названия предметов.
  4. Кроху требуется мотивировать к движению. Родители должны стимулировать передвижение, подложив под ножки ладонь. Перед малюткой рекомендуется разместить яркую игрушку и заставить его протянуть к ней ручку.
  5. Малыша следует почаще брать на ручки, обнимать, нежничать с ним, танцевать. С крохой требуется постоянно общаться: петь ему песенки, играть с ним.

Выполнение несложных процедур требует от мамы большого количества времени. Но при регулярном их проведении карапуз быстро догоняет сверстников. Отставание в развитии остается позади.

Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/chto-dolzhen-umet-v-3-mesyatsa.html

Ребенку 3 месяца

Что ребенок делает в три месяца?

Ребенку 3 месяца: как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова «комплексом оживления», тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только  как ответ на  Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является  его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие  мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия. Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения.

Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут.

Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Далее в статье я даю основные задачи развития ребенка 3 месяцев и по каждой задаче развивающие игры и упражнения для занятий с мамы с малышом.

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1.Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь.

Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно).

Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал,  разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2.Упражнение с  игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить.

Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит.

Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо.

Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки.

Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.

) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками.

Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях «Стихи для новорожденных и самых маленьких», «Пестушки: русские традиции и обычаи», «Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?».

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем.

Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.

» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3.  Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку.

В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться.

Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша.

Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу  — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение.

Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2. Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку.

Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей).

Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для  захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами.  Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/rebenku-3-mesyatsa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.