Нормальное развитие ребенка по месяцам

Содержание

Нормы развития ребенка до года по месяцам: таблица

Нормальное развитие ребенка по месяцам

Время на чтение: 41 минута

Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.

Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.

Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка – вес, и нормальный рост. Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.

Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам. Чтоб оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка.

Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки. Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.

Желаю всем нам, чтоб наши детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцамВес ребенка в килограммахДопустимые отклонения+/- в килограммах
мальчикидевочкимальчикидевочки
14,3004,1000,7500,550
25,1004,8000,9000,650
35,8005,4001,0000,750
46,6006,0001,0000,800
57,2006,7001,1000,900
67,9007,4001,2001,000
78,4008,0001,2001,050
88,8008,5001,2501,050
99,2008,9001,3001,100
109,7009,3001,3001,100
1110,2009,6001,3001,100
1210,4009,8001,3501,150

Таблица 2 – Рост детей до года

Возраст ребенка по месяцамРост ребенка в сантиметрахДопустимые отклонения+/- в сантиметрах
мальчикидевочкимальчикидевочки
154532,72,9
257572,83,0
359592,82,8
462612,92,8
564643,02,6
666663,03,2
768683,03,2
870693,23,3
972713,53,3
1073723,93,2
1174733,43,2
1276743,73,3

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцамОкружность головки ребенка в сантиметрахДопустимые отклонения+/- в сантиметрах
мальчикидевочкимальчикидевочки
137371,92
239,238,61,82,2
340,639,91,92,3
441,941,11,82,2
54342,11,92,3
64442,922,3
744,943,92,12,3
845,544,62,12,3
946,145,22,22,4
1046,745,82,22,4
1147,346,32,22,4
1247,746,62,32,5

Развитие детей раннего возраста

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым. И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства. Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.

  • Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.

Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

  • Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

  • Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!

Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

  • Общение чрезвычайно важно для  развития детей раннего возраста.

Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики. Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».

Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается. Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое.  Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному. Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».

И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего. Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

Не зацикливайтесь только на одной стороне  развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

ВозрастРечевое развитиеДвигательное развитиеПсихическое развитие
1-1,5 месяцаТихое гулениеПервые попытки приподнимания головыКратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяцаВ хорошем настроении понемногу гулитЛучше координирует движенияУдерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяцаДлительное гулениеУверенно держит головуПоворачивается к источникам звука
4 месяцаНа смену гулению приходит первый лепетНе отрывает взгляд от движущихся предметовОтличает маму от посторонних
5 месяцевЛепечет, произносит слоги “ма, “па”Самостоятельно переворачивается, ползает назадНастораживается при чужих голосах
6 месяцевАктивный лепет, воспроизводит простые слогиПолзает “по-пластунски”Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцевЛепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др.Сидит с опорой, ползает впередПонимает интонацию, слово “нет”
8 месяцевПервые односложные словаВстает и передвигается у опоры, самостоятельно сидитРасширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцевАктивное лепетание, новые слогиСтоит и ходит с опорой, ползаетПонимает простые поручения
10 месяцевПроизносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав”Садится из положения стоя, пытается ходитьПовторяет за мимикой взрослых
11 месяцевВыражает желания – “на,” “дай”Поднимает предметы с пола, встает, приседаетПоказывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцевМного лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба”Активно передвигается, ложится, встает, ходитПонимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

: Ваш новорождённый – Школа доктора Комаровского

Источник: https://womanss.ru/normy-razvitiya-rebenka-do-goda.html

Развитие ребенка по месяцам после рождения и до 1 года

Нормальное развитие ребенка по месяцам
Skip to content

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика.

Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается.

Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни.

Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком.

В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.

К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову.

Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними.

Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада.

Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом.

Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://like-site.ru/deti/kalendar-i-normy-razvitie-rebenka-ot-1-12-mesyatsev/

Нормы развития ребенка в первый год жизни

Нормальное развитие ребенка по месяцам

Существуют нормы развития для малышей разного возраста. Но родителям нужно помнить, что это идеальный вариант. На развитие конкретного ребенка влияет внешняя среда, генетика, уровень жизни родителей. Небольшое отставание не является патологией, как и опережение в развитии.

Существует несколько признаков, которые можно считать опасными. Родителям нужно немедленно обратиться к врачу, если они заметили хотя бы один из списка.

Если же все идет нормально, то стоит просто поглядывать в график развития малыша до 1 года. Так можно узнать, что он уже может, умеет. Возможно, кроха удивит вас своими неожиданными навыками.

Это сложный, но интересный возраст. На глазах младенец меняется, становясь маленьким человечком.

От рождения до года

Прогресс просто удивительный. Малыш рождается совершенно беспомощным – дети даже не видят так же, как мы. У них особая, фетальная, кровь, слабые ручки и ножки.

Крошка может только лежать, кричать, кушать и спать. Но за какие-то 12 месяцев ребенок преображается! Теперь это маленький человечек, который уже многое умеет. Конечно, все эти навыки получаются постепенно.

От рождения до года малыш проходит сложный путь развития.

Меняется его внешность, рост, вес. Изменяется уровень умственной активности, приобретаются навыки. Теперь это совершенно другой ребенок. Родителям необходимо помнить, что развитие крохи зависит от них практически полностью. Важно все:

  • среда, в которой живет ребенок;
  • питание, прикорм;
  • общение с малышом;
  • игры, игрушки.

Все это определит скорость и качество его развития. До первого года в организме проходят очень важные изменения. Дети меняются, растут. Но самое главное – их организм приспосабливается к самостоятельному существованию. Кушать более взрослую еду, придерживаться режиму, лучше спать он научится постепенно. Изменения происходят буквально каждую неделю.

Физическое развитие

Очень важно каждую неделю проводить замеры: рост, вес, объемы головы и грудки малыша. Нормы развития даны приблизительные. Отличие на 2-3 сантиметра или на 200-500 граммов не такое страшное.

Рост

Итак, измеряем рост ребенка:

  • От 3-го до 6-го месяца жизни карапуз прибавляет по 2,5 см за месяц;
  • Нормальное значение к 6 месяцам – 66 — 69 сантиметров;
  • До 9-го месяца крошка наберет еще 5-7 сантиметров;
  • К году рост составляет 72-73 см для девочек и мальчиков.

Постепенно прибавка в росте будет замедляться. Наступает время для развития костей, суставов. Они укрепляются, становятся более прочными. У новорожденных косточки совсем мягкие, и до 2-3 лет они будут постепенно уплотнятся. Очень важно для ребенка кушать молочные продукты, богатые кальцием.

Возможно, врач выпишет вам витамин D в капельках. Его нужно подмешивать в молоко или смесь. Он помогает защитить ребенка от опасного заболевания — рахита. Витамин помогает усваиваться кальцию – с его помощью косточки станут крепче.

Вес

Карапузы хорошо кушают. Первые 5-6 месяцев маминого молока будет вполне хватать. Потом придется вводить прикорм, ведь для правильного развития крохе понадобится больше калорий, разнообразная пища.

За первый месяц малыш прибавляет около 600 г к первоначальному весу;

  • Второй и третий месяцы прибавка больше — до 800 грамм;
  • После 4-го месяца вес прибавляется всего по 50-70 грамм;
  • В 6 месяцев малыш может весить 7800-8200 грамм;
  • К году вес ребенка находится в пределах 10-10,5 кг.

Взвешивания проводятся в кабинете врача, но родителям обязательно нужно контролировать вес крохи дома. Для этого используются специальные весы, чувствительные к изменениям маленького веса.

Окружность головки

Все замеры первый раз делаются сразу после рождения. Окружность головки у новорожденного составляет примерно 34-35 см. Далее прибавка идет по 2 см в месяц. После первых 6 месяцев прибавка будет всего по полсантиметра в месяц, и так до первого года.

Окружность груди

Грудная клетка при рождении у ребенка обычно 31-32 см. После идет активный рост, прибавка в месяц по 2 см – пропорционально росту головки. От 6 месяцев до года прибавка тоже снижается до 0,5 см в месяц.

Эти нормы развития считаются самыми приемлемыми. Все это время за прибавкой будет следить врач.

Что умеют малыши?

К концу первого месяца жизни малыш овладевает очень важным навыком: держать головку. Всего несколько секунд, но и этого достаточно, чтобы оглядеться по сторонам. К третьему месяцу он может держать головку довольно долго, и это уже не доставляет ему неудобств, ведь мышцы шеи достаточно развиты.

У ребенка хорошо получается переворачиваться с животика на спинку уже ко второму месяцу. Одновременно идет физическое и психическое развитие. Кроха начинает исследовать мир вокруг, а для этого нужен хороший обзор. Выносите малыша из комнаты, показывайте ему разные предметы.

Уже к восьмому месяцу малыш начинает делать попытки ползать. Сейчас у него еще не очень хорошо получается, но это нормально. Дети сначала ползают назад – так им легче – Или же в позе лягушки. Это нормальное развитие мышц и костей – совсем скоро он начнет вставать на ножки.

До первого года предстоит научиться нескольким очень важным вещам:

  • самостоятельно стоять, опираясь на бортик кровати;
  • делать несколько шагов с поддержкой взрослого;
  • ползать на четвереньках, но уверенно;
  • вставать и садиться;
  • сидеть без поддержки.

Кажется, что все это просто. Но всему этому малыш научился сам! Его интерес к жизни «вне кроватки» мотивирует на такое развитие.

Психическое развитие

В этом возрасте начинает развиваться речь. Если раньше крошка просто кричал, то теперь уже пытается произносить отдельные звуки, слоги. Нужно с ним разговаривать. Ребенок быстрее научится говорить, если родители ему читают, поют, разговаривают.

Уже заметны первые эмоциональные проявления. До года крошка выучится, как радоваться, сердиться, удивляться. Объектом первых реакций станет мама, ведь ее он видит чаще всего.

Речь

К концу первого года малыш может похвастаться словарным запасом 8-15 слов. Конечно, все они очень простые. Для ребенка активное запоминание речи начнется только к 19-20 месяцам. Это время, когда дети начинают говорить, лепетать, менять слоги местами.

Пока что развитие речи идет медленно. Все чаще кроха обращает на себя внимание криками, гульканьем. Родителям не нужно долго «сюсюкать» с малышом. Чтобы выучить слова, ему нужно их слышать. Заменять нормальные выражения какими-то упрощенными и уменьшительными не совсем правильно.

Первым делом он разучивает гласные. Например, [а], [э], [ы]. Дальше строятся слоги – крохе легко сказать [ма-ма] или [па-па], [ба-ба], [дай]. Предлагайте ему разучить побольше таких простых слов.

Моторика

Мелкая моторика еще не развита. До 1 года давайте крохе разные развивающие игрушки. Можно даже сделать их самому. Вам подойдут простые вещи:

  • банки и крыши (малыш учится заворачивать большую крышку на банке);
  • бутылка поменьше с маленькой крышкой (усложненный вариант);
  • собирать мелкие предметы, класть их в ведерко (так развивается моторика пальчиков);
  • пирамидки с колечками (мышление, моторика, логика).

Такие простые игрушки очень действенные. До первого года у ребенка работает вся кисть. Он пока не может взять предмет двумя пальчиками, хотя очень старается.

Эмоции

Уже к 3-4 месяцу дети начинают улыбаться. Это действие становится все более осознанным. Улыбка возникает при виде мамы, любимой игрушки, других родственников. Чем чаще малыш видит человека, тем сильнее радуется. Появление любимой бабушки может вызвать радостные крики, смех. Ребенок показывает всем телом, что доволен: начинает активно перебирать ножками, размахивает руками.

Если же он недоволен, испуган, то начинается плач. Малыш совершает защитные движения, выставляет вперед ручки. Конечно, таких ситуаций гораздо меньше.

Маленькие дети очень жизнерадостные — все новое вызывает у них удивление. Уже с 6-7 месяца крошка застывает от восторга. Его глазки расширены, ротик открыт, а все тело остается неподвижным. Эта реакция положительная и значит, что-то очень понравилось крохе или впечатлило его.

Все эти реакции говорят о том, что идет нормальное развитие малыша. Его мозг приспосабливается, появляются эмоции разной интенсивности. Хотя долгое время он может быть спокоен. Тут нет ничего странного или опасного. Просто ребенок отдыхает или же не считает интересными ваши действия.

Отклонения в развитии

Если что-то идет не так, родители могут заметить изменения в поведении или состоянии малыша. Некоторые симптомы могут быть предвестниками серьезных отклонений в развитии ребенка. В таком случае прислушайтесь к советам врача. Некоторые врожденные или приобретенные заболевания поддаются лечению, особенно в раннем возрасте.

Сразу после рождения

Некоторые проявления видны уже на второй-третий день после рождения:

  • ребенокне просит есть, очень вяло кушает;
  • не обращает внимания на шум, звуки рядом с ним;
  • почти не плачет, все время лежит тихо;
  • не проявляет физической активности.

Эти симптомы у ребенка могут свидетельствовать о врожденных проблемах нервной системы. Особенно опасно это, если была родовая травма. Малыша необходимо тщательно обследовать. Возможно, эти изменения носят временный характер и при правильном лечении их можно будет полностью устранить.

2-3 месяца

  • Кроха все еще не держит головку;
  • лежит пассивно, без движения;
  • не реагирует на маму.

Если такие изменения произошли за 2-3 месяц, то необходимо провериться у педиатра. В случае, если до этого все было нормально и никаких проблем не наблюдалось, проблема может быть в недостатке витаминов.

4-5 месяцев

Ненормальное поведение малыша в этом возрасте:

  • отсутствие интереса к своим частям тела (не разглядывает ручки, ножки);
  • нет интереса к новым людям, вещам;
  • малыш молчит или постоянно кричит.

Возможно, это последствие родовой травмы или врожденных нарушений нервной системы. Для ребенка такое состояние считается крайне опасным. Возможно также, что начались нарушения развития психики.

6 месяцев

От 6 месяцев до 1 года опасными считаются следующие проявления:

  • нет выражения эмоций (при виде мамы, новых игрушек, ярких предметов);
  • ребенок молчит;
  • играет или пользуется только одной рукой;
  • не фокусирует взгляд дольше, чем на 10-20 секунд;
  • лежит, не делает попыток вставать или садиться самостоятельно.

Скорее всего, эти симптомы уже проявлялись раньше. Родителям не нужно ждать, что это «пройдет само». Обычно каждый из симптомов довольно опасен для нормального развития крохи. Лучше всего лишний раз посетить врача, уточнить, что значит то или иное поведение ребенка.

Самое нормальное поведение –это когда ребенок активный, веселый. Он всем интересуется, рассматривает, трогает. Уже с 2-3 месяцев появляется эмоциональный ответ на присутствие любимых людей. Чрезмерное спокойствие, отсутствие эмоций или желания двигаться должно насторожить родителей.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/normy-razvitiya-rebenka-v-pervyj-god-zhizni.html

Нормы развития и отклонения у ребенка до одного года

Нормальное развитие ребенка по месяцам

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.

Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:

  • Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
  • Моторика – двигательная активность ребенка.
  • Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
  • Речь.
  • Эмоциональное и социальное развитие.

Вес ребенка до 1 года

Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.

информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.

Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.

  • В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
  • За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
  • С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
  • В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
  • К году масса ребенка составит 10000–10500 г.

Окружность головы

У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.

Окружность грудной клетки у детей

информацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.

В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.

Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц.

Моторное развитие ребенка

  • У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны.

    В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.

  • Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок.

    Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.

  • На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.

  • информацияНачиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.

    Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.

Статическое развитие

  • К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
  • На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
  • В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.

  • На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
  • Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.

  • В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
  • В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.

  • Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
  • Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
  • На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.

  • Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
  • Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.

Речь ребенка до 1 года

важноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.

  • К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
  • На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
  • К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
  • У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
  • На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
  • Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
  • В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
  • В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
  • Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
  • На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».

Социальное развитие и эмоции

  • информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.

  • В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
  • В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
  • Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
  • На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
  • В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
  • Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
  • В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
  • Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
  • Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
  • В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
  • Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.

Отклонения от нормы у детей до 1 года

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.

После рождения

  • Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
  • Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
  • Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.

В 2-3 месяца

  • Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
  • Не реагирует на мамино появление.
  • Не берет предметы в ручки.
  • Не держит голову.

В 4-5 месяцев

  • Не гулит.
  • Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
  • Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
  • Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.

В 6 месяцев и после

  • Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
  • Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
  • Не проявляет радости и любви к маме.
  • Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
  • Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
  • Не умеет смеяться и радостно гулить.

  • Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
  • Не лепечет.
  • Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.

Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/kalendar-razvitiya/do-1-goda/normy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.