Что делать если ребенок неуверенный в себе?

Содержание

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе?

Что делать если ребенок неуверенный в себе?

Родители и педагоги знают, что успешное развитие способностей и вообще успешное развитие ребенка затруднено, если по какой-то причине нарушается или задерживается формирование у малыша чувства уверенности в себе, своих возможностях и силах. Давайте разберемся, что такое неуверенность ребенка в своих способностях, и почему оно формируется в детском возрасте?

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Психологи считают, что не существует такого врожденного набора черт личности, который формирует неуверенного в себе человека. Все происходит с точностью до наоборот — сначала человек учится сомневаться в себе, а уже это формирует тот тип поведения, который нам всем так хорошо знаком — тип «неудачного человека».

Давайте проследим причины возникновения у ребенка чувства неуверенности в своих силах:

1. Родительская неуверенность

Как робкие родители  реагируют на любую жизненную ситуацию? —  Они обычно говорят, что «лучше не высовываться, не пробовать, чтобы не оказаться в заведомом проигрыше».

То есть безопаснее не вступать в соревнование с обстоятельствами и с окружающими людьми. Когда у ребенка что-то не получается, такие родители комментируют это следующими словами: “Вот видишь, не надо было и пробовать, ты ведь не самый умный, не самый сильный…”. Вот и первый урок жизни – другие лучше, умнее меня.

Когда возникает новая ситуация, в которой нужно проявить инициативу, опыт подсказывает ребенку – лучше бездействовать, спрятаться. Независимо от того, какая у детей наследственность, неуверенность родителей в себе передается детям, которые воспроизводят их низкую самооценку.

А она, в свою очередь, уже продуцирует неудачу – возникает порочный круг.
Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу.

Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

2. Психологические особенности черт личности родителей

Родители вполне благополучны и уверены в себе, однако всякий раз, когда ребенок оказывается на грани какого-то испытания, они точно так же, как в вышеописанной схеме, стараются удержать его от действия или даже обесценить уже достигнутый им успех.

 Здесь уже случай посложнее и, возможно, речь уже идет о глубинных, спрятанных от чужих глаз особенностях личности родителей. Эти «внутренние слои «Я» у внешне успешного человека могут быть особо ранимыми и болезненными.

Но пока речь идет о собственной деятельности, человек умеет, пусть с трудом, преодолевать свои страхи. Когда же речь заходит о ребенке – сверхценном втором «Я» родителей, страхи прорываются, и родители делают все, чтобы удержать его от дальнейших действий.

Если ребенок уже что-то сделал и сделал успешно – взрослые, интуитивно предвидя опасность последующих действий, стараются представить явный его успех как неудачу, чтобы в следующий раз неповадно было пробовать.

Все это делается неосознанно, причина скрывается от самих себя, но результат все тот же – робкий ребенок.

Возможна и другая причина такого поведения взрослых – боязнь потерять власть. Эта ситуация представляется особенно жестокой. Итак, власть и подчинение. В нашей отечественной психологии эта тема непопулярна. Однако в реальной жизни, к сожалению, этот мотив встречается весьма часто.

3. Проблемы ребенка в проявлении собственной инициативы

Считается, что инициативность у ребенка развивается в дошкольном возрасте и это качество в наибольшей мере проявляет себя в игре. Игра – это та сфера, где и ребенок и взрослый свободны: человек может неподконтрольно представлять в воображении или строить в игровом действии любые ситуации.

Сами рамки игры делают эти действия и ситуации неопасными, история развития общества создала игру, кажется, именно для того, чтобы человек мог пробовать себя, не опасаясь за последствия. Там, где можно действовать свободно, и рождается инициативность.

Но на противоположном полюсе этой свободы – чувство вины.

Если смотреть на проблему робости с точки зрения альтернативы “инициативность – чувство вины”, становится ясно, что смелость и решительность – это продолжение инициативы, а робость и неуверенность в себе – отказ от инициативы, от действия, чтобы затем избежать чувства вины.

Ребенок примерно с трех лет начинает осознавать связь между своим действием и его последствиями. Поэтому с этого возраста можно говорить о какой-то минимальной ответственности. Какие-то действия ребенка, конечно, приводят к нежелательным последствиям и требуют обсуждения, возможно, даже осуждения.

Но мерой этого осуждения должны быть объективные характеристики ситуации, а не родительское «нравится – не нравится». 
В возрасте игры (от 3 до 7 лет ) ребенок особенно чувствителен к порицанию или одобрению.
Именно с 3-х лет начинается активное освобождение ребенка от родительской опеки.

Можно смотреть на это, радуясь, а можно – все более настораживаясь: «Если так дальше пойдет, что же мне останется?» И если в этом возрасте, наблюдая за играми своего ребенка, за все большей его свободой, отец или мать именно так трактуют для себя эту свободу – прогноз очень тяжелый.

Скорее всего, такому ребенку суждено всю жизнь мучиться угрызениями совести, переживать, что его действие кого-то обидело, кому-то принесло вред.

Если в возрасте игры ребенка часто осуждали или наказывали за инициативу – скорее всего, чувство, или комплекс, вины останется у него навсегда. И не следует успокаивать себя тем, что вина – основа совести. Это не так. Совесть – инструмент анализа своего поведения, вина – тупик для действия.

И если, взрослея, ребенок научится хотя бы частично преодолевать собственную робость, то позже, когда родители начнут стареть, этот, всегда виноватый, взрослый будет действовать в угоду их страху потерять власть над своим ребенком, принося в жертву свою карьеру, семью, будущее.

Видеть, как ребенок отрывается от тебя, боязнь потерять его для себя – непростое испытание для родителей. Но пережить его с достоинством, веря, что истинные отношения никогда не разрушатся, – прямая родительская обязанность.

4. Проблемы ребенка в формировании собственной самооценки

Самооценка – качество уникальное.  И на ее успешное формирование в детском возрасте  оказывают влияние многочисленные факторы: сверстники, педагоги, ситуации удач и поражений.

К примеру, когда ребенок идет в школу, он попадает во власть новых людей, менее озабоченных его будущим, нежели родители. К сожалению, моральный ущерб, который может нанести один сверстник, сложно исправить потом даже самым опытным психологам.

Для того, чтобы этого не произошло, ребенка нужно с самого раннего детства обучать грамотным стратегиям поведения.

1. Старайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Более верный путь — научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя » завтрашнего». Вы можете сказать своему ребенку: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять принес двойку.

Но завтра, если сделаешь то-то и то-то можешь принести лучшую оценку». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему.

Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

2. Примите своего ребенка таким, какой он есть.

Часто родители хотят, чтобы их ребенок обладал какими-то конкретными достоинствами, которые родители особенно ценят. Стремясь воспитать в своем малыше эти качества, родители не замечают, или не ценят других, какими ребенок реально обладает.

Любые маленькие личные победы ребенка над самим собой — научился ли он правильно завязывать шнурки, пользоваться ложкой или победил в школьной олимпиаде, соревновании — ничто не должно пройти мимо родительского внимания.

Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.

3. Учите ребенка обдумывать возможные альтернативы своих поступков  или замыслов.

Если вы вместе с ребенком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребенку, да и вам тоже, особое  отношение к своим перспективам.

В таком случае даже, возможное при неудачи, чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.

4. Никогда никому не говорите о своем ребенке плохо.

Ни в коем случае не называйте  ребенка такими словами, как «глупый», «невезучий», «нет способностей» и т.д. Постарайтесь даже не думать в таком негативном ключе. Может так случится, что вы окажетесь единственными, кто верит в вашего ребенка. Если не вы, тогда кто?

5. Позвольте вашему  ребенку, хотя бы иногда, спорить с вами.

Если вы сделали это, то пойдите дальше — позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если у вас получилось, то  позвольте ребенку хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Данным образом вы учите ребенка формировать собственное мнение, а следовательно, уверенное поведение в себе.

Примеры игр для развития уверенности в себе

Взрослый подробно рассказывает о значении имен. Специально   подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка,   его друзей, педагогов и т.д. Затем предложите ребенку нарисовать (или   нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: «О чем говорит мое имя».   Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка.Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у ребенка чувство гордости за   свое имя.
Эта игра может носить как познавательное содержание, так и особую   эмоциональную направленность. Ребенок берет в руки любой предмет —   «волшебную палочку» и превращает играющего с ним взрослого или   других детей в те или иные «образы». Затем партнер по игре «превращает»   самого ребенка. «Превращения » могут быть разные (их подсказывает   взрослый) — в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых   героев и т.д.Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, это спорно, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, волк), можно пойти навстречу ребенку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребенок выбирает такого героя часто потому, что он «сильный», «может постоять за себя» и т.д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.

Более подробное описание игр по коррекции неуверенного поведения детей можно найти здесь.

Итак, подведем итог. О детской  самооценке, о робости,  неуверенности в себе можно говорить бесконечно. Но обозначим результаты. Причина детской  робости – низкая самооценка.

Возникает она в общении с другими людьми, прежде всего – с родителями, конкретнее – в ситуации, когда оценивается действие ребенка. Если его опыт неудач перевешивает опыт успехов – вывод однозначен, у него формируется заниженная самооценка.

При этом совершенно неважно, каким на самом деле оказалось действие – успешным или нет, важно, как его оценили. Даже если мы имеем дело с полным провалом, его можно, конечно, представить как трагедию, а можно – как урок на будущее.

Если мы хотим, чтобы наши дети были готовы к тем испытаниям, которые ждут их в жизни, если мы хотим, чтобы они были успешными, надо всеми силами стараться, чтобы они еще в детстве собрали свой  «багаж успехов».  И несомненно, с таким опытом у них все получится!

МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

Более подробную информацию узнавайте по тел. 282-448

Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=7150

Как развить в ребенке уверенность в себе?

Что делать если ребенок неуверенный в себе?

Как говорил Михаил Булгаков, нет ничего хуже малодушества и неуверенности в себе. И ведь классик был прав.

Неуверенность в себе оказывает негативное воздействие на всю жизнь человека: мешает ему в личной жизни, не дает достичь карьерного роста, приводит к стрессам и депрессиям, способствует развитию сердечно-сосудистых  заболеваний и неврологическим отклонениям.

Неуверенному человеку сложно принять какое-либо решение и сделать правильный выбор. У такого человека заниженная самооценка, он легко поддается влиянию окружающих, он не умеет сказать «нет».  Корни проблемы – в детстве.

Поэтому на женском сайте «Красивая и Успешная» мы расскажем, как воспитать в ребенке уверенность в себе.

Почему ребенок не уверен в себе?

Большое влияние на формирование такой черты, как уверенность, играют родители и значимые для ребенка взрослые. Причин неуверенности несколько. Рассмотрим самые частые.

Неуверенные родители

Жизненная позиция таких родителей такова: лучше не рисковать и не пытаться — зачем проигрывать? То есть, они избегают тех ситуаций, где нет уверенности в выигрыше. И своим детям такие родители часто говорят фразы: «А я говорил, что нечего было и пытаться. Ведь и так ясно, что это не для тебя».

У детей складывается в голове пазл: «Если не для меня, то есть кто-то лучше, чем я». В следующий раз в новой ситуации, где нужно будет проявить инициативу, сын или дочь будут бездействовать.

То есть, неуверенность родителей – яркий пример для детей. Малыш соотносит себя с родителями и перенимает их модель поведения. У него начинает формироваться заниженная самооценка и отсюда – неуверенность в своих силах.

Родители-диктаторы

Казалось бы, если неуверенные родители воспитывают неуверенных детей, то уверенные в себе родители должны воспитывать себе подобных.

Но в жизни часто бывает так, что у родителей, которые чрезмерно уверены в себе, очень робкие дети. Почему? Родители  своей уверенностью подавляют волю других – подгибают всех под себя.

Дети боятся ошибиться, разочаровать маму и папу, быть не такими, как они. Они не уверены в своих силах:

  • никогда не подымут руку на уроке;
  • не начнут самостоятельно делать домашнее задание;
  • провалят самостоятельную или контрольную работу;
  • даже не попытаются начать самостоятельно делать что-то новое  – они побоятся что-то сделать не так, а это может не понравиться взрослым;
  • неуверенные дети могут исправлять оценки в дневнике, врать и выгораживать себя;
  • очень часто не уверенные в себе дети авторитарных родителей придумывают всякие истории, где их обижают, чтобы родители их просто пожалели.

Как видите, своим авторитарным поведением слишком уверенные в себе родители могут растоптать зачатки уверенности в своих детях.

Не осознавая и не желая того, они могут воспитывать потенциально неуверенного в себе человека.

И достаточно для этого нескольких фраз: «Ничего не бери! Ничего не трогай, чтобы не сломать (разбить, пораниться).» Взрослым нужно быть очень внимательным к тому, как и что они говорят.

Загрузка…

Воздействие социума

На ребенка  воздействует не только семья, но и сверстники, знакомые, просто посторонние люди, средства массовой информации.

Часто сын или дочка, уверенные в себе и лидеры в садике, попадая в школу, теряют уверенность.

В чем причина? Скорее всего, в новом коллективе есть более сильные лидеры, которые отодвинули вашего сына или дочку на задний план, либо же учитель не воспринимает лидеров и подавляет уверенность в вашем ребенке.  Родителям важно вовремя заметить перемены, объективно оценить ситуацию и принять меры, которые помогут поднять самооценку.

Подростковый возраст можно считать самым «продуктивным» для формирования неуверенности. Огромное значение имеет в этом возрасте мнение сверстников о том, во что одет ваш сын или дочь, какая у него внешность.

 Неуверенные подростки очень чувствительны к критике и мнению окружающих. Родителям следует быть очень внимательными к своим повзрослевшим детям.

Если вы заметили комплексы, обязательно обратитесь за помощью к специалистам, которые знают, как вселить уверенность в ребенка в подростковом возрасте. Либо же постарайтесь справиться своими силами.

Особенности нервной системы

Меланхолики, в силу особенностей своего темперамента, часто не уверены в себе. Они тяжело воспринимают неудачи и критику, ранимы и обидчивы. Детям с таким «тонким» темпераментом и природной неуверенностью в себе тяжело поднять самооценку. Если есть возможность, лучше доверить работу для поднятия самооценки и развития уверенности психологу или даже психотерапевту.

«Синдром отличника»

Завышенные требования и ожидания со стороны окружающих и самого себя перерастают со временем в неуверенность, а неуверенность в свою очередь перерождается в бездействие.

Чтобы не совершить ошибку (не разочаровать и не разочароваться), человек с «синдромом отличника» просто перестает что-то делать и предпринимать. Поэтому разрешайте детям ошибаться.

Пусть они не боятся ошибок. На них ведь учатся.

В результате неуверенности в себе формируется заниженная самооценка. О том, как поднять самооценку и уверенность ребенку, мы уже рассказывали на сайте sympaty.net.

Конечно же, многие рекомендации, которые мы рассматривали  в вышеупомянутой статье,  можно отнести к универсальным – они 100% подходят тем, кто ищет советы о том, как  развить уверенность  в себе и повысить самооценку своему ребенку.

Практические советы

Хотим поделиться с вами еще несколькими ценными советами, которые помогли родителям вселить уверенность в своих детей.

  1. Смотрите вместе фильмы и мультфильмы, где герои смогли стать уверенными в себе и побороть свой страх. Начните с «Волшебного лекарства», «Карате-пацан», «Матильда», «Простушка»,  «Заплати другому» и пр.
  2. Проигрывайте разные ситуации. Пусть кукла боится подойти поиграть к подружкам. Спросите у дочери совета, как ей поступить, и сами подберите несколько советов.
  3. Если ваш ребенок еще дошкольник или младший школьник, сочините книгу о нем, где он – главный герой – будет преодолевать трудности. Книгу можно дописывать, включая истории, которые помогли уже вашему малышу где-то проявить уверенность.
  4. Само собой, оградите сына или дочку от ярлыков: «растяпа», «неуклюжая», «безрукий» и т.д. Обзывая их, вы наносите удар по  самооценке, унижаете, воспитываете  неуверенными.
  5. Неуверенных детей нужно часто хвалить и подбадривать. Поощряйте каждый поступок, где сын или дочка смогли побороть робость и неуверенность в общении со сверстниками, в игре, с незнакомыми.
  6. Обязательно давайте дочери или сыну какую-то игрушку, отправляя дитя в детскую компанию. В руке с чем-то своим ребенок будет чувствовать себя увереннее. Но не забудьте подготовить его к тому, что нужно будет делиться.
  7. Расскажите сыну или дочери о своем детстве, о том, что у вас было точно так же, пока вы… И опишите то, что требуется в данной ситуации. Когда у вашего чада возникнет похожая ситуация, он сможет воспроизвести ваши действия.
  8. Если у вашего ребенка есть хобби или талант, продемонстрируйте его достижения в коллективе. Это поможет воспитать и повысить уверенность ребенка в себе.
  9. Обязательно повесьте на стену грамоты, медали, дипломы своего сына или дочери. Это тоже способ поднять самооценку и придать уверенности ребенку.
  10. Если вам предстоит «выход в свет» обязательно настройте малыша на это. Расскажите, кто будет. Приходите пораньше. Если вы опоздаете, на вашего ребенка будет обращено лишнее внимание, которое неуверенному малышу ни к чему. Но ни в коем случае не принуждайте его играть со сверстниками, если он откажется. Придет время – побежит. Или же включайтесь в игру вместе с ним. Будьте с ним до тех пор, пока вы там нужны.
  11. Со старшими детьми обсудите конкретную проблему и вместе придумайте, как можно поступить в той или иной ситуации. Если, например, школьник боится устных ответов, попросите учителя, чтобы опрос проводили ему в письменной форме. А стих можно рассказать на перемене только учителю. Успешный ответ поможет вселить уверенность в ребенка, и он со временем перестанет бояться устных ответов.

Неуверенный в себе человек как сдутый шарик – в нем нет стремления, он не может за себя постоять, он не может достичь успеха.

Часто родители, пытаясь сгладить проблему неуверенности, стараются  напичкать малыша фразами «ты самый лучший», «ты лучше других», «ты самый умный».

Этим вы никак не сможете вселить в него уверенность, а только раздуете самомнение о себе. Еще страшнее, если это самомнение не будет соответствовать действительности.

Что будет с ребенком в жизни? Да он просто лопнет, как перекачанный шарик, столкнувшись с суровой действительностью. Отсюда неуверенность в себе.

Мы согласны – непросто воспитывать детей. Не всегда легко найти правильный подход. Думаем, что наши советы, как развить в ребенке уверенность в себе, помогут вам выбрать правильную тактику.

Автор –  Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Статью проверила Грызлова Ольга Юрьевна, педагог, специальный психолог. Подробнее про авторов сайта
Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20180216/rebenok-uverennost/

Неуверенный в себе ребенок

Что делать если ребенок неуверенный в себе?
.:: 01.01.2009

Дети бывают всякими: хулиганистыми, непослушными, покладистыми, отчаянными, артистичными, но я хотела бы остановиться на том случае, когда ребёнок растёт неуверенным в себе.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

Признаки неуверенного в себе ребенка

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артём рисует, у него не получается, он рвёт тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться, а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.

В более старшем возрасте, ребенок берётся за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшена. Он может вернуться к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи снова всплеск раздражения.

Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.

Более доступное пониманию родителя поведение неуверенного в себе ребёнка, выраженное в замкнутости, необщительности, стеснительности, робости.

Сразу же вспоминается самый известный американский сериал, название которого стало именем нарицательным – это «Санта Барбара». К чему я его вспомнила? Там показана жизнь другой нации и все что несвойственно нам, русским, резко бросается в глаза. Так вот, в своё время меня поразило, насколько герои умели быть уверенными в себе и своих чадах.

Самая распространенная фраза – комплимент другу, жене, мужу, ребенку: «Я горжусь тобой». Родила Иден Крузу дочку, он: «Я горжусь тобой». Описала новорожденная папашу, он счастливо улыбаясь: «Я горжусь тобой!» И так все и всем. Конечно, если не доводить дело до абсурда, то рациональное зерно в этом есть: ребенок растет уверенным, что он лучший.

Родитель должен дать понять своей детке, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла, под которым можно спрятаться.

Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке.

Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и взрослому.

Как помочь ребенку стать увереннее

Главное, что даёт уверенность даже в самой паршивой ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Ребёнок, не ощущающий поддержки родителей, страдает в первую очередь.

Итак, всё, что в жизни дано, от цвета волос, до походки и манеры поведения идёт от родителей и из семьи.

Рассмотрите сквозь «лупу» и со стороны не детей, а себя и своего супруга. Вы уверены в себе, в своих поступках и возможностях. А вы любите себя или корите и жалеете при любой неудаче?

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво ее ребенку, почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений.

Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошёл дождь или снег.

Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

Рано или поздно в жизни взрослого тоже случаются неудачи, которые сложно скрыть. Вы можете порыдать ночью в подушку, но при ребенке не имеете права демонстрировать неуверенность, безнадежность, тоску.

Другая противоположность – слишком уверенные в себе родители, которые считают, что они все знают и за себя, и за своих детей, что нужно и как правильно, навязывают свое мнение и не терпят оспаривания собственных решений.

Ну что тут сказать?! Тут впору перевоспитывать родителя, донести до его сознания тот факт, что ребенок – это самостоятельная личность, маленький человек, который имеет свои интересы, желания, возможности и он должен жить своей жизнью. Ребенок имеет право выбора и право на ошибку.

Родитель может являться только примером, самым наглядным и доступным.

Пример для подражания

Начните с заострения внимание ребенка на том, что умеете делать вы, и умеете делать хорошо. Расскажите, на собственном примере, о своих достижениях.

Если хватает фантазии и литературного таланта, постройте свою историю в виде занимательного рассказа.

Тут тоже должен быть план, как, например, в написании интересной и захватывающей книги: как вы очень захотели, сначала не получалось, но потом герой (т.е. вы) справился со всеми трудностями и добился потрясающих результатов.

Маленькие дети любят сказки и любят отождествлять себя с героями, в этом плане русские народные сказки, а не современные рассказы очень хороши. Там всегда есть герой, встречающий на своем пути препятствия и побеждающий, в конце концов, страшное чудище или хитрую бабу Ягу. Итог этого можно выразить очень короткой фразой: «Я всех победю!»

Если ваш ребёнок не прошёл эту стадию, не побывал в образе Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, заставьте его примерить этот образ на себя, прочитали сказку – обсудите, сделайте выводы.

«Ну, надо же, какая хорошая, добрая, прилежная, была девочка Белоснежка! Ты, заешь, в жизни тоже так бывает, случаются неприятности, попадаются нехорошие люди, но она какая молодец! Нашла друзей, не унывала, умела дружить, и поэтому все закончилось хорошо, у нее все получилось!

Как повысить самооценку ребенку

Начать с того, что у ребенка пониженная самооценка формируется на основе систематических неудач. Уже сформировавшееся заниженное, негативное восприятие сложно. Важно приходить к успеху постепенно.

В любом деле все начинается с обучения, проб и ошибок. Выберите сначала самое простое, что ребенку можно легко освоить. Если для малыша это раскраска, то сама легкая, с крупными деталями. Пазлы, самые простые с легким рисунком.

Игра – с самого начального уровня.

Задачи всегда должны ставиться соразмерно с уровнем и степенью развития, чем меньше ребенок, тем строже соответствие задач возрасту. Взрослые порой забывают, как сами были детьми и все-то им кажется легким! Если ваш ребенок слишком часто ошибается, теряется и не справляется, оцените, а по силам ли ему это дело?

Важно:

  • Ставить выполнимые задачи.
  • Доводить начатое до конца.
  • Давать самостоятельные задания.
  • Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
  • Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
  • Давать возможность права на ошибку.
  • Подавать пример ребенку.
  • Ставить в пример другим.

Нельзя:

  • Усложнять задачи, если ребенок к этому не стремится.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сёстрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
  • Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Ребенок должен понять, что похвалу нужно заслужить.
  • Пресекать инициативу.
  • Осуждать и ругать.

Волкова Ирина

Источник: https://la-vida.ru/child.php?cod=218

Рекомендации психологов: как помочь подростку обрести уверенность в себе?

Что делать если ребенок неуверенный в себе?

Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте. Но больше всего нуждаются в ней подростки.

Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.

Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе, задумываются почти все родители.

Что делать, если ребенок боится какать? Узнайте об этом из нашей статьи.

Почему именно подростку необходима уверенность в себе?

«Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться – в психологическом смысле.

Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.

Уверенность в себе зависит от Я-концепции. Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.

Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.

Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).

Возраст этот называют «переходным», и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему – другие. Вызовы – другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.

Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.

Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:

Что такое когнитивное развитие ребенка? Читайте об этом здесь.

Что влияет на детскую самооценку?

Рассмотрим основные факторы, влияющие на самооценку ребенка и подростка.

Мнение о нём близких взрослых

Подросток – всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь. А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности. В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».

Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца. Её мама – ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея – вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия. Разумеется, совершенно неправильного.

На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

Однако что-то говорить детям, чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало: «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»

И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа.

Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

Такой подросток никогда не будет уверен в себе.

Эмоциональное благополучие

Тут тоже всё зависит от родителей, особенно – от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

Безусловная любовь – это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений – а просто так.

Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

Отец любит ребёнка как раз за что-то. За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

Передается ли шизофрения по наследству? Ответ узнайте прямо сейчас.

Школьные успехи

Или неуспехи.

Учёба в школе – главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе, правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

Отношения со сверстниками

Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников.

Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой, его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

Как проявляется шизофрения у детей? О симптомах и признаках на нашем сайте.

Каковы причины заниженной самооценки?

Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:

  1. Либо к нему неправильно относятся близкие взрослые.
  2. Либо он эмоционально неблагополучен, не получает того эмоционального питания, которое должен получить от своих родителей.
  3. Либо он неуспешен в школе.
  4. Либо, наконец, непопулярен в среде сверстников.

Могут быть и особые причины, но они встречаются редко.

Роль родителей

Коротко говоря, она огромна. Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится – и эти страхи довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.

На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам. И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.

Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение, что-то сам решать.

Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

Важно, как родители оценивают поступки ребёнка, как критикуют его.

Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

Критиковать ребёнка нужно, но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.

И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся – будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе.

Как родители влияют на степень самооценки ребенка? Комментирует психолог:

Что делать, если ребенок боится уколов? Рекомендации психологов вы найдете у нас.

Ребенок не уверен в себе: что делать?

Обратиться к специалисту. Нужно провести диагностику, поставить диагноз: понять, в чём причина. И эту причину устранить, преодолеть.

Наивно думать, что преодолеть неуверенность в себе можно очень легко с помощью нескольких упражнений, сеансов гипноза или методик аутотренинга. Это не так.

Это глубоко личностное качество, которое связано с ядром нашей личности, определяется нашей человеческой сущностью.

Для повышения подростковой самооценки нужны очень серьёзные изменения в отношениях с подростком, в его образе жизни, чтобы он научился быть более уверенным в себе.

Как повысить самоуверенность девушке?

Как девочке вселить уверенность в себе? Понятно, тут речь идёт о специфике укрепления самооценки именно девушек, в отличие от юношей.

У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую. Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

Как поднять самоуверенность юноше?

Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен.

Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

Как помочь ребенку избавиться от страха темноты? Узнайте из нашей статьи.

Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?

Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка – вариант неправильной, необъективной оценки. Так что, конечно, это плохо.

Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).

Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.

Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная.

Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников – просто не может не быть уверенным в себе.

Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.

Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/kak-pomoch-podrostku-obresti-uverennost-v-sebe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.