Методика воспитания и обучения детей раннего возраста
Самые эффективные методики воспитания детей — обзор и отзывы
Эффективные методики воспитания детей
Мама и папа всегда хотят дать ребёнку только самое лучшее, в том числе и воспитание, обучение.
Но одно это желание вряд ли покажет отличные результаты, ведь в воспитании малыша играет огромная роль сама обстановка, общение родителей с ним и друг с другом, выбор детского садика и затем – школы.
Какие методики воспитания детей являются на сегодняшний день самыми эффективными? Об этом будет наша статья.
статьи:
Обзор самых популярных методик воспитания детей:
Методика Глена Домана — воспитываем с рождения
Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет.
Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе – используются карточки с написанными словами и предметами, картинки.
Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.
Вальдорфская педагогика — обучаться, подражая взрослым
Интересная методика, которая имеет в своей основе модель подражательства детей поведению взрослых, и, в соответствии с этим, направление детей в воспитании действиями и поступками взрослых людей, без принуждения и строгого обучения. Эта методика наиболее часто используется в воспитании дошкольников, в детских садах.
Всестороннее воспитание по Марии Монтессори
Эта методика буквально у всех на слуху вот уже много десятилетий. суть этой методики – малыша необходимо учить письму раньше, чем всему остальному – чтению, счёту и т.д.
В этой методике предусмотрено также и трудовое воспитание малыша с раннего возраста.
Занятия по этой методике проходят в необычной форме, при активном использовании специального сенсорного материала и пособий.
Воспитание каждую минуту
Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту, каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность.
Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша. С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление. Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые.
Многие считают, что методики Леонида Береславского и Глена Домана имеют большие сходства.
Учимся понимать ребенка
Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент.
Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах.
Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство.Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание, и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.
Естественное воспитание ребенка
Эта уникальная и во многом экстравагантная методика основана на наблюдении Жана Ледлоффа за жизнью индейцев в почти диких племенах. Эти люди имели возможность самовыражаться так, как считали это нужным, а их дети были органично влиты в общую жизнь, и почти никогда не плакали.
Эти люди не испытывали злости и зависти, им не нужны были эти чувства, потому что они могли всегда оставаться такими, какие они есть на самом деле, без оглядки на чьи-то принципы и стереотипы.
Методика Жана Ледлофа относится к естественному воспитанию детей с раннего возраста, об этом гласит и его книга «Как вырастить ребенка счастливым».
Читать раньше, чем говорить
Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами.
Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки.
Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.
Дети растут здоровыми и умными
Педагоги-новаторы, Борис и Елена Никитины, воспитали в cемье семерых детей. Их методика воспитания основана на активном применении различных игр в обучении детей, в общении с ними.
Методика Никитиных также известна тем, что в воспитании они уделяли огромное внимание и оздоровлению детей, их закаливанию, вплоть до обтирания снегом и купаний в ледяной воде. Никитины сами разработали многие пособия для детей – головоломки, задачи, пирамидки, кубики.
Эта методика воспитания с самого начала вызывала противоречивые отзывы, и в настоящее время мнение о ней неоднозначно.
Педагогика сотрудничества в методике Шалвы Амонашвили
Профессор, доктор психологии, Шалва Александрович Амонашвили основал свою методику воспитания на принципе равного сотрудничества взрослого с детьми.
Это – целая система, в основе которой лежит принцип гуманно-личностного подхода ко всем детям в процессе образования. Эта методика пользуется очень большой популярностью, а в своё время произвела фурор в педагогике и детской психологии.
Методика Амонашвили была рекомендована министерством Образования ещё в Советском Союзе для применения в школах.
Воспитывает музыка
В основе данной методики – обучение детей музыке с раннего возраста.
Доктор доказал, что через музыку ребенок может выражать себя, а также получать от мира нужные ему посылы, видеть добро, делать приятное, любить людей и искусство.
Воспитываясь по этой методике, дети рано начинают играть на музыкальных инструментах, а также получают всестороннее и очень богатое развитие. Цель методики – не вырастить музыкантов, а вырастить хороших, интеллигентных, благородных людей.
Отзывы родителей
Мария:
Мой ребёнок посещает гимназию Сузуки. Мы не выбирали учебное заведение для сына, просто она находилась не так далеко от нашего дома, этот критерий выбора был основным. С детства мы и не замечали, что наш сын любит музыку – он слушал современные песни, если они где-то звучали, но в основном, не обращал на музыку внимания.
Через три года наш сын уже играл на виолончели и фортепиано. Он постоянно говорил нам о музыкальных произведениях и концертах, что нам с отцом пришлось соответствовать ребёнку и знакомиться с музыкальным миром. Сын стал дисциплинированным, обстановка в гимназии великолепная, основана на уважении друг к другу.
Я бы и не знала об этой методике воспитания, но сейчас, на примере ребёнка, могу утверждать, что она очень эффективная!
Лариса:
Дочка ходит в детский сад, в группу Монтессори. Наверное, это очень хорошая методика, я много о ней слышала. Но мне кажется, что воспитатели и учителя должны проходить в такие группы очень строгий отбор, получать дополнительное обучение.
Нам не очень повезло, у дочки стойкая антипатия к одной молодой воспитательнице, которая кричит и ведёт себя довольно резко с детьми. Мне кажется, в таких группах должны работать внимательные спокойные люди, способные понять каждого ребёнка, разглядеть в нем потенциал.
Иначе получается не воспитание по известной методике, а профанация.
Надежда:
Методику семьи Никитиных мы частично применяли в семейном воспитании – покупали и изготавливали специальные пособия, у нас был домашний театр. Сын болел астмой, и нам посоветовали эту методику из-за системы закаливания ледяной водой.
Честно говоря, я вначале боялась этого, но опыт людей, с которыми мы познакомились, показывал, что она работает. В итоге мы вошли в детско-родительский клуб, который пропагандирует воспитание по Никитиным, и вместе стали закаливать детей, устраивали совместные концерты, походы на природу.
В итоге мой сын избавился от жестоких приступов астмы, а главное – он растет очень любознательным и умным ребенком, которого все в школе считают вундеркиндом.
Ольга:
Ожидая дочку, я интересовалась методиками раннего воспитания детей, читала специальную литературу. Однажды мне подарили книгу Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя», и я, просто ради интереса, с самого рождения дочки стала применять некоторые упражнения. Надо было видеть, как я радовалась, когда убеждалась в том или ином приеме.
Это были наши игры, и дочке они очень нравились. Чаще всего я практиковала картинки, развешанные перед манежем, кроваткой, разговаривала с дочкой, рассказывала ей всё, на что она показывала.
В итоге первые слова она сказала в 8 месяцев – и я убеждена, что это было не произнесение слогов, как утверждают это все, кому я говорила, это было осознанное произнесение слова «мама».
Николай:
Мне кажется, можно и не придерживаться какой-то одной методики воспитания – а брать из них то, что считаешь необходимым для развития твоего ребёнка. В этом отношении каждый родитель становится педагогом-новатором, имеющим уникальную методику воспитания своего собственного дитя.
Поделитесь с друзьями и оцените статью:
Загрузка…
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Источник: https://www.colady.ru/effektivnye-metodiki-vospitaniya-detej-obzor-metodik-otzyvy.html
Лучшие авторские методики воспитания детей
Одна из самых известных методик зарубежных авторов, ее создала Мария Монтессори, врач, педагог, психолог.
Девиз методики – «Помоги мне сделать самому», то есть воспитание ребенка таким образом, чтобы он мог и умел выполнять поставленные задачи самостоятельно, а задача родителей – поддержать и направить его.
Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его не нужно сравнивать с другими детьми или общепринятыми нормами. Система Монтессори предполагает отсутствие принуждения, критики или вмешательства посторонних взрослых.
Ребенок должен сам захотеть подражать взрослым и выполнять требуемые действия, так что педагог руководствуется именно потребностями ребенка, а не пожеланиями родителей. Какой маме не хочется, что ее ребенок чуть ли не в год начал читать? Но ведь нужно учитывать и возможности самого ребенка.
Группы в школах по методике Монтессори могут состоять из детей разных возрастов, при этом взрослые помогают пройти каждому малышу свой путь становления и развития.
Без скандалов, критики, грубого вмешательства и изучения предметов, не соответствующих возрасту, ребенок расцветает.
Весь игровой материал и пособия доступны детям, малышей приучают к самостоятельности через освоение первоначального опыта, это дисциплинирует и помогает в дальнейшей жизни. Разностороннее раннее развитие ребенка по методике Монтессори придется по душе многим мамам.
2. Методика Макаренко
Антон Семенович Макаренко – педагог-гуманист, который воспитывал «трудных детей» в коллективе. Макаренко был сторонником раннего развития, он говорил, что главное не упустить ребенка, ведь заниматься перевоспитанием куда сложнее.
Решающий фактор в воспитании – пример родителей, ведь для ребенка важны не только поучительные беседы, но и то, как ведут себя взрослые.
Трудовое воспитание Макаренко базируется на том, что у ребенка должно быть любимое дело, с помощью которого он будет познавать мир, одновременно малышу прививается умение работать в коллективе – он не будет замкнутым одиночкой.
В то же время плодами своего труда дети могут распоряжаться самостоятельно, родители могут поощрять его, хвалить за достижения, а вот неудачи, наоборот, закаляют характер, поэтому трястись над ребенком, который набил первую шишку на лбу, не нужно.Обязательно соблюдение режима – в этом отношении авторитет родителей должен быть непоколебимым. Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители должны уметь твердо ответить «нет» и настоять на своем, чем-то методика напоминает французскую систему воспитания.
Раннее развитие начинается в группе: дети учатся сотрудничать и познавать мир вместе.
3. Методика Зайцева
Николай Зайцев – известный педагог-новатор, предложивший особую систему развития, согласно которой малышей учат говорить и читать с раннего возраста. Для этого созданы учебные пособия, но не с буквами, а со слогами и даже готовыми словами.
Некоторые кубики издают звуки, которые ребенок может повторять, а если их потрясти – даже шум будет отличаться: так ребенок впервые узнает о глухих и звонких звуках.
Малыш одновременно может подражать взрослым, осваивая навыки речи, и запоминать написание, играя в кубики.
Обучение проводится в игровом режиме: дети поют, танцуют, прыгают, играют, но в процессе познают окружающий мир.
Для уроков математики Зайцевым были разработаны специальные таблицы, музыкальные инструменты, даже паззлы и картинки могут служить учебными пособиями.
Начинается обучение как можно раньше, годовалые дети одновременно осваивают разговор и чтение, но оптимальный возраст все же после 3 лет.
4. Методика Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, создавший собственную методику. Он утверждает, что воспитание может быть традиционным – по традициям семьи, стихийным – как получится, идейное и системное. Именно системное развитие является наиболее гармоничным.
Прежде всего, определите для себя, кем вы видите своего ребенка, каким хотите его воспитать, какой подход для вас наиболее приемлем, соответствует ли ваш личный пример тем догмам, которые вы хотите внушить чаду.
Зачастую именно в семье закладываются основы развития личности: задача родителей – научить малыша всему личным примером, всячески помогать ему в покорении новых вершин, радоваться вместе с ним, в то время как обычные детсады и школы попросту уравнивают учеников «под одну гребенку».
Интересно, но в 70-х годах Амонашвили верили немногие, ему дали самую отстающую школу в Москве, где училось немало «двоечников». Всего за два года школа стала образцовой, «недоразвитые и отстающие» исчезли.Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить, заниматься с ними, открывать их таланты – тогда они расцветут.
Откажитесь от критики и строгого оценивания, дайте своему ребенку поддержку и любовь, он должен чувствовать себя достойным и верить в себя – тогда у него все получится.
5. Методика Жан Ледлофф
Современная, но достаточно противоречивая методика, ее автором стала женщина-француженка, которая три года прожила в племени екуана. Она настаивает, что ребенок вырастет счастливым только если он постоянно находится рядом с родителем.
До года родители практически неразлучны с ребенком, постоянно носят его с собой, повзрослевшие дети ухаживают за младшими. Индейцы с малолетства приучают своих потомков к труду, внушают им уважение к природе.
Индейские мамы спокойные, они занимаются своими делами, но всегда готовы прийти на помощь ребенку, поддержать и помочь ему.
Если мама дарит заботу, папа учит ребенка быть независимым, обучает новым искусствам и труду. Одобрение папы заработать куда сложнее, дети это понимают, поэтому стараются еще больше.
Старшим детям доверяют, от возложенной на ребенка ответственности зависит и уверенность ребенка в себе. Если старшему дают понянчить сестренку, ему говорят, что он обязательно справится – так он себя и чувствует.
По методике Жан Ледлофф, именно гармония взаимоотношений с родителями и природой – это первый шаг к полноценному развитию ребенка.
6. Вальдорфская методика
Считается одной из самых гуманных, поэтому ее любят многие педагоги. задача этой методики – развивать способности ребенка в соответствии с его потребностями и личностными особенностями. В мире более 1000 школ, работающих по этой методике, частично ее используют и в домашнем обучении.
Автором педагогики стал Рудольф Штафнер, философ и ученый, он объяснил, что не нужно торопить малыша и посягать на его личное время и пространство – детские таланты развиваются по-разному, взрослые могут разве что помочь, но не навязывать свои взгляды.
Педагоги, которые являются приверженцами вальдорфской системы, знают, что каждый ребенок – личность, а значит, к его потребностям и желаниям нужно относиться с уважением.
Одновременно ведется развитие активного мышления, детям предлагаются творческие задания, занятия танцами и музыкой, а уж потом традиционными дисциплинами. Логическое мышление развивают после 10 лет, до этого малыши познают все на своем опыте.
Интересно, но в детских садах и младших школах вместо игрушек используются специальные «заготовки», из которых ребенок сам может сделать себе куклу или машинку. Система оценивания сначала тоже отсутствует, словесная похвала – лучшая мотивация.
Дети, которые обучаются в вальдорфских школах, творческие, эмоциональные, легко приспосабливаются к любой среде и не боятся выразить мысли и чувства.
Источник: https://nashideti.temaretik.com/980325285111007478/luchshie-avtorskie-metodiki-vospitaniya-detej/
Какие есть методики раннего развития и воспитания детей
Человеческие способности поистине безграничны, очень важно обнаружить их в раннем возрасте. И не просто обнаружить, а раскрыть должным образом. При этом надо отметить, что интеллектуальный потенциал каждого ребенка очень высок.
Поэтому следует как можно раньше начинать развивать интеллектуальные способности ребенка. Он должен как можно раньше учиться читать, писать и считать. Чем раньше он всему этом научится, тем легче ему потом будет обучаться в школе, институте.
Достаточно сказать о том, что потенциал большинства малышей таков, что почти все из них могут рассчитывать на получение Нобелевской премии сразу же в нескольких сферах. Именно к такому выводу в свое время пришли ведущие специалисты нейропсихологии.
Разные методики раннего развития детей могут быть использованы родителями и педагогами в домашних условиях.
Почему же далеко не все дети используют данный им от природы потенциал? По мнению известного российского педагога Тюленева, основная проблема заключается в том, что в воспитании виноваты устаревшая методика развития детей.
В результате научных исследований сделан вывод, что если использовать потенциал, заложенный в детях должным образом, то их успехи в интеллектуальном развитии будут просто феноменальными.
Почему нужно развивать детей в раннем возрасте?
Большинство ведущих психологов и педагогов сходятся во мнении, что обучение детей 3-х и 4-х летнего возраста осуществляется гораздо легче и с гораздо большими успехами, чем обучение детей 7-ми летнего возраста. Самые лучшие результаты достигаются во время развития детей до года, то есть когда осуществляется рост коры головного мозга. Именно в этом и заключается основной смысл всех методик раннего развития детей.
Как считают ведущие ученые, дети должны начинать обучаться с самого раннего возраста, так как именно в это время природой созданы наиболее благоприятные условия. Обучение детей раннего возраста может осуществляться самыми разными способами.
Есть немало методик, которые были разработаны ведущими педагогами и которые дают просто феноменальные результаты. При воспитании детей до года следует использовать такие методики, которые нашли научное подтверждение и реально применяются на практике во многих странах.
Следует отметить, что эффективность и целесообразность тех или иных методик всегда вызывают немало споров. Следует отметить, что в каждой методике есть свои плюсы и минусы.Выбрать правильную методику развития — очень важный вопрос, которым должны задаваться родители. Следует отметить, что большинство одаренных детей такими не родились, а стали. Только тогда можно использовать все потенциальные возможности, которые заложены в малыше.
Методика развития детей Никитиных
Известные российские педагоги и родители семерых детей Никитины разработали очень интересную методику воспитания детей, которая получила признание у многих.
Такая методика основана на том, чтобы играть детям вместе с родителями. Основные игры — это разного рода головоломки, решение которых способствует развитию у малышей мышления (образного и логического).
Дело в том, что когда ребенок решает головоломку, он учиться продумывать дальнейшие действия, при этом задействуется и творческое мышление. Когда идет игра, малыш должен решить определенный набор заданий, у него имеются конструктор, игрушечные кубики и так далее. Задания при этом могут предоставляться в разных формах — устно, письменно, в виде модели.
Нужно учитывать, что задания должны иметь разный уровень сложности. Они должны быть разными для детей 2-х и 3-хлетнего возраста, для детей старшего школьного возраста задания должны быть сложнее. После того как малыш выполнил задание, нужно давать ему следующее, сложность которого была повышена.
Методика развития Зайцева
Тем родителям, которые хотят научить своих детей как можно быстрее научиться писать, читать и считать, следует воспользоваться методикой Зайцева, которая пользуется большой популярностью. Николай Александрович Зайцев создал известные кубики, которые знакомы многим детишкам. В основе такой методики развития лежит то, что у ребенка есть естественная потребность в игре.
Выяснено, что в ходе игры развитие малыша осуществляется гораздо быстрее, так как дети во время игры более раскованы. Они не должны сидеть и внимательно слушать своего учителя (что не вызывает восторга у большинства детей).
В роли наставника в этом случае выступают родители или воспитатели детских садов. Обучение основано на том, что малышу до года предоставляется возможность выбора правильного решения, которое поставлено в ходе игры задачи.
В такой методике главным реквизитом являются звучащие кубики Зайцева. Они представляют собой кубики самого разного размера, на которых изображены буквы, отличающиеся друг от друга цветом. Когда малыш играет в такие кубики, он должен найти ответ на поставленный вопрос.
Когда осуществляется выбор правильного ответа, задействуются и слух, и зрение. Эффективность этого метода развития настолько высока, что малыш 3-4-хлетнего возраста уже через несколько занятий может научиться читать.
А тем малышам, которым едва исполнился год, благодаря кубикам Зайцева можно научиться говорить.
Каждый игровой урок должен длиться не более 25-30 минут. Дети во время занятий имеют возможность не только бегать и разговаривать, но и делать все что угодно. Свободное поведение даже поощряется. Доказано, что учебный материал гораздо легче усваивается детьми, находящимися в свободных позах.Как показывает практика, дети, обучаясь по такой методике, могут свободно обучаться в 3-4 классах школы, когда им всего 7 лет. Неудивительно, что такая методика является настолько популярной.
Как обучать детей иностранному языку?
Многих родителей интересует вопрос, какую выбрать методику обучения английскому языку? Как известно, без этого иностранного языка сегодня никуда. Методик обучения иностранному языку в раннем возрасте существует немало. При выборе следует учитывать индивидуальные особенности детей, психологический склад имеет при этом очень большое значение.
- Если малыш имеет склонность к порядку и структуре, то следует подбирать методики, основа которых состоит из изучения лексических тем.
- Если обучаемый отличается общительностью, то ему следует заучивать наизусть стишки и песенки. Потом он будет их рассказывать и петь широкой аудитории.
- Если обучаемый стеснительный, то обучение в большой шумной компании вряд ли подойдет ему. Здесь следует ориентироваться на индивидуальные занятия с мамой, папой или педагогом.
- Малышу до года, который находится в постоянном движении, рекомендуется обучаться в процессе различных подвижных игр. А вот в группе, где все спокойно сидят, ему определенно будет скучно.
- Обучаемый, который увлекается компьютерными играми, покажет хорошие результаты, если будет обучаться по интерактивной программе.
При обучении иностранному языку, какая бы методика ни использовалась, следует придерживаться нескольких правил:
- в процессе обучения никогда не следует сравнивать успехи обучаемого с успехами других детей. Особенно если это делать в негативном подтексте. Не стоит ставить непременной задачей обучение иностранному языку ребенком в очень сжатые сроки, не стоит здесь ставить рекорды;
- не стоит использовать в процессе обучения традиционные методы обучения (школьные тетрадки, дневники, домашние задания и так далее);
- в процессе обучения не стоит устраивать малышу экзаменов. Ни к чему хорошему это не приведет;
- нужно разграничить сферы языков, чтобы он их не путал. Например, по утрам за завтраком можно разговаривать только на английском языке, а потом целый день разговаривать уже на родном языке.
Таким образом, методик раннего развития достаточно много, выбор остается за родителями.
Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/rannego-razvitiya-i-vospitaniya-detej.html
Обучение и воспитание детей – методики развития детей дошкольного возраста
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.
Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.
На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.
Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста
Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.
Методика Марии Монтессори
Автором является итальянский педагог 19 века Мария Монтессори. Согласно данной системе, ребенка нельзя заставлять заниматься, его нужно заинтересовать.
Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.
Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.
Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.
Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:
- дощечек;
- фигур;
- рамок;
- вкладышей и других пособий.
Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.
К сожалению, в методике отсутствуют сказки и ролевые игры, так любимые детьми. Систему довольно сложно применять по отношению к гиперактивному ребенку.
Методика Никитиных
Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.
Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:
- «Сложи квадрат»;
- «Сложи узор»;
- «Уникуб»;
- «Точечки»;
- «Ящик Сегена»;
- кубики, рамки и вкладыши Монтессори.
Методика Никитиных – сложи квадрат
Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.
Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).
Методика Воскобовича
Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.
К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.
Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»
Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.
Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:
- вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
- воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
- формировать представления об окружающей действительности;
- развивать воображение и оригинальность мышления;
- тренировать математические представления и навыки;
- улучшать речевые умения;
- способствовать эмоциональному и психическому развитию;
- вырабатывать мелкую моторику.
Воспитание и развитие по Вальдорфской системе
Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет.
В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой.
Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.
Методика Зайцева
Педагог Николай Зайцев разработал уникальное пособие для обучения чтению – набор кубиков, различающихся по:
- цвету;
- величине;
- весу;
- звучанию наполнителя.
Согласно этой системе, в качестве единицы языка выступает не буква, а слог.
Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает чтение по слогам и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.
Методика Глена Домана
Американский врач Глен Доман создал систему раннего обучения детей чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга.
Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение.
Ребенок запоминает все слово целиком.
Карточки Домана
Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.
Карточки Домана реализуются в магазинах или в интернете, а также изготовить самостоятельно. Слова должны быть напечатаны на карточке красными буквами одинаковой высоты.Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.
Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.
Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.
Автор предлагает проводить обучение чтению с помощью карточек.
Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.
В книге Лупан можно найти подробные рекомендации по обучению детей:
- музыке;
- живописи;
- иностранным языкам;
- плаванию;
- верховой езде.
Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.
Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/metodiki-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Раннее развитие детей младшего возраста. Воспитание детей раннего возраста — «Ваше все»
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Сегодня общеизвестно, что в первые годы своей жизни ребенок усваивает знания в невероятном объеме и, если подержать его в этом, то добиться можно колоссальных успехов.
Педагоги взяли на вооружение книгу «После трех уж поздно» Массару Ибуки, который заявил, что к достижению трех лет мозг ребенка уже сформирован на 70 %, поэтому родители должны направить свои усилия именно на раннее развитие детей.
И теперь все развивающие центры предлагают курсы английского или рисования с пеленок, а многие родители начинают водить своих малышей на занятия с 8–9 месяцев или заниматься с ними дома самостоятельно.
Давайте попробуем разобраться в основных методиках и педагогических системах, популярных сегодня в сфере раннего развития детей.
Методика Глена Домана
В 40-х годах военный американский врач Г. Доман начал разрабатывать методику лечения детей с тяжелыми мозговыми травмами. Затем он перенес свою методику на здоровых детей.
Она заключается в том, чтобы как можно раньше, а желательно, вообще с рождения, показывать малышам карточки, объединенные в серии по различным областям знаний. Для обучения счету используют карточки с точками; чтению — со словами, написанными крупными красными буквами и т. п.
Серии карточек предъявляются в течение нескольких секунд по несколько раз в день, а мозг ребенка впитывает их, как губка.
Основной принцип раннего развития детей, заложенный в методику, является одновременно и самым главным ее недостатком — из всех органов чувств предпочтение отдается исключительно зрению. Ребенок очень любит трогать предметы руками, тянуть их в рот. Методикой Домана это не приветствуется.
В идеале ребенок сидит и очень внимательно смотрит и слушает. По мнению Домана, мозг ребенка подобен суперкомпьютеру, в который необходимо загрузить хорошую базу данных для эффективной работы. Кроме того, использование методики на практике — задача достаточно трудоемкая. Для одной только математики необходимо минимум 6 мини-уроков в день.
Методика Сесиль Лупан
С. Лупан в 1983 году начала заниматься со своими дочерьми по методике Г. Домана и обнаружила, что не все его приемы работают с ее детьми.
Тогда она решила усовершенствовать методику, дополнив ее другими популярными приемами, в результате чего разработала собственную систему развития детей младшего возраста. Она предлагает разучивать алфавит с рождения, напевая его в виде веселой песенки.
Дополняют это прикрепленные по всему дому карточки с названиями предметов, которые нужно постоянно обновлять. Сначала карточки знакомят малыша с предметами и явлениями окружающего мира, а затем приходит черед действий.
Кубики Зайцева
Петербургский педагог Н. А. Зайцев разработал методику, позволяющую при помощи таблиц и кубиков обучать детей чтению в раннем возрасте. Основной особенностью этой методики является то, что ребенок учится читать по складам. Склад — это сочетание согласного и гласного звуков. Из этих сочетаний, по мнению Зайцева, и состоят слова.
Учась читать, ребенок сразу получает доступ ко всем складам, которые запоминаются во время многочисленных повторений.
Важное внимание уделяется тому, чтобы на занятиях малыш чувствовал себя комфортно — таблицы располагаются на доступной высоте, буквы крупные, не утомляют глаза, занятие проходит в игровой форме, и ребенок имеет возможность постоянно двигаться. Однако, несмотря на целый ряд преимуществ, у методики есть и свои недостатки.Главный из них — противоречие школьной системе обучения чтению. В первом классе ребенку фактически придется учиться читать заново по системе буква-слог-слово и освоить обязательные фонетический и словообразовательный разборы ему будет гораздо сложнее.
Методика Никитиных
В основе этой методики воспитания детей раннего возраста, разработанной в семье Никитиных, лежит естественное развитие малыша, близость его к природе и труд. Это развитие через сотрудничество. Никитины заметили, что в первую очередь развиваются те стороны интеллекта малыша, для которых созданы опережающие условия.
Так они рекомендуют, как только малыш начал говорить, подарить ему кубики с цифрами и красочную азбуку. Никитины разработали огромное количество развивающих игр и занятий разного уровня сложности, которые способны заинтересовать детей различных возрастов и даже их родителей, а постепенное усложнение задач позволяет малышу развиваться последовательно и самостоятельно.
Занимаясь по методике Никитиных, важно придерживаться следующих принципов. Ребенок должен сам найти способ решения задачи, и взрослые не должны помогать ему в этом. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он нашел решение с первой попытки. Возможно, он еще не готов к этому. Раннее развитие детей по системе Никитиных известно и популярно во всем мире.
Если целиком их метод вам не подойдет, то хотя бы ради отдельных развивающих игр и занятий его стоит изучить.
Педагогика Монтессори
Развитие и воспитание детей раннего возраста по этой методике сегодня необычайно популярно. Как и Г. Доман, М. Монтессори работала с больными детьми и добилась удивительных результатов.
Она заявила, что всю познавательную деятельность ребенок ведет самостоятельно, и взрослый не должен ее направлять и ограничивать. Поэтому в центрах Монтессори нет знакомых нам групповых занятий.
Все дидактические пособия представлены в единственном экземпляре, и малыш сам определяет, что именно и как долго он будет делать.
Уникальность этого метода раннего развития детей — очень хорошо и логично продуманные дидактические пособия, которые сегодня известны всем мамам: пирамидки, рамки с фигурками, которые можно вынимать. Однако и эта методика имеет свои ограничения.Родители жалуются, что во время занятий «остаются не у дел», так как им нельзя помогать ребенку, а допускается только первоначальное ознакомление с принципом работы того или иного дидактического пособия. Кроме того, ребенок не знакомится с привычными нам формами групповой работы, что может вызвать трудности в школьном бучении. Сегодня редко используют педагогику Монтессори в чистом виде, однако отдельные ее элементы применяют практически все детские развивающие центры и многие детские сады.
Итак, раннее развитие детей сегодня предлагается осуществлять разнообразными методами, однако нельзя не сказать, что сегодня все громче слышны голоса психологов, утверждающих, что такое развитие ребенка не только не полезно, но и попросту опасно.
Мы стараемся превратить своего малыша в гения, очень часто перегружая еще не окрепшую нервную систему ребенка и попросту лишая его детства.
Наша задача, как родителей, не приносить ребенка в жертву моде, а создать среду для его гармоничного развития, счастья и радости детства.
Источник: http://www.vashevse.ru/spravochnik/vospitanie-i-razvitie/3121-rannee-razvitie-detei