Методы и способы воспитания детей

Содержание

Методы воспитания детей

Методы и способы воспитания детей

Доброго времени суток, дорогие читатели блога. Думаю, что среди вас есть родители, которым сегодняшняя тема покажется очень интересной и познавательной, так как речь пойдет о воспитании наших маленьких проказников.

Здесь будут рассмотрены лишь некоторые методы воспитания детей, но они доказали свою действенность на примере многих семей.

Так почему бы и Вам так же ими не воспользоваться? Заинтересовались? Значит рассмотрим вопрос  подробнее.

Для начала, следует четко понимать, что даже самое раннее воспитание в семье влияет на характер малыша, его восприятие мира, развитие полноценной и разносторонней личности.

И зря некоторые родители считают, что прибегать к «книжным» методам совсем не обязательно, ведь можно несколько раз крикнуть, по попе хлопнуть, проказник поплачет, запомнит, что так делать нельзя и успокоится.

Ну что ж, если вы хотите заполучить дерганного, испуганного и от всего вздрагивающего малыша, который не уверен ни в одном своем действии – вперед! Делайте именно так.

К тому же, такой «дедовский» способ воспитания может привести к тому, что в будущем у человека начнут развиваться комплексы, он никогда не сможет стать идеальным примером для своих родителей и, что не менее печально, скорее всего начнет так же поступать со своим ребенком. Поэтому задумайтесь и уделите немного времени представленным ниже методам.

Метод убеждения

Самый первый метод удобен тем, что его можно начать применять с дошкольного возраста и, что самое главное, он очень прост и эффективен на практике – метод убеждения.

Для его реализации необходимо в спокойных тонах поговорить с ребенком и ни при каких обстоятельствах на него не кричать.

Голос родителя должен быть твердым и уверенным, все слова — сказаны по делу, без лишних предисловий и обвинений.

Если провинившийся хочет что-то сказать, то не перебивайте его, а дайте возможность озвучить свою точку зрения. Ведь и у него есть на это полное право. Возможно, что вы выдели не все или всего лишь то, что сами захотели.

Постарайтесь посредством личной беседы понять причины поведения своего малыша и после объяснить ему в чем он в этот раз ошибся. Не запугивайте ребенка бабайками, домовыми и лешими, которые заберут его в случае неповиновения, а расскажите о реальных последствиях плохого поведения.

Например, от его действий другой человек почувствовал себя обиженно и очень плохо или проблема не в том, что он разбил ту вазу, а в том, что сам ребеночек мог сильно порезаться и пришлось бы мазать его нелюбимой зеленкой.

Следующий метод – положительного подкрепления

В этом случае, мама или папа должен поощрять правильные и безопасные действия своего карапуза.

Но поскольку в современное время процветает проблема разбалованных детей, то не спешите задаривать его подарками и конфетками после первой пятерки или каждого хорошего поступка.

Иногда вполне достаточно его обнять, поцеловать в щечку и сказать, как сильно родители им гордятся и что он все делает правильно.

Давно замечено, что такой прием значит для маленького ребенка намного больше, чем самая дорогая игрушка. Ведь со временем любые подарки приедаются, появляется обида на родителей и развивается подростковый эгоизм.

Но есть, конечно же, и исключения: если малыш просто мечтает об одном каком-то подарке, и он действительно его заслужил, то почему бы не подарить ему такую радость? Ведь какой любящий родитель не захочет сделать своего ребеночка еще чуть более счастливым.

Другая сторона медали – негативное подкрепление. То есть за серьезную проказу ребенка могут пожурить, сделать замечание или наказать тем, что заберут одну из его игрушек, запретят сегодня смотреть телевизор или выйти погулять с друзьями.

Но запомните, дорогие родители, что не стоит его наказывать уборкой комнаты, чтением книг, мытьем посуды или уроками. Ведь эти действия в будущем должны ребенку нравиться или по крайней мере не вызывать отрицательных чувств. Иначе он начнет избегать свои обязанности, возненавидит школу и классическую литературу.

Далее идет метод «Раз, два, три»

Судя по многочисленным опросам этот способ воспитания самый любимый у многих родителей, а значит и один из самых действенных. Он заключается в том, что в момент, когда ребенок не слушается, необходимо сделать ему замечание и начать считать до трех. После каждой цифры делать паузу в пять – семь секунд, а если после счета «три» он все еще не успокоился – применять наказание.

В этот момент следует сохранять полное спокойствие и владеть своим голосом. Гуляка тогда поймет, что своего ему не добиться и в случае неповиновения не избежать обещанного наказания.

Такой метод можно применять как со старшим, так и с младшим ребенком при условии, что ему уже исполнилось два годика.

Метод «Повторяющейся пластинки»

Когда ваш маленький проказник начинает капризничать и противостоять чему-то, что вы зачастую делаете? Правильно, пытаетесь убедить его в том, что «нужно идти в садик, потому что…», «нужно, съесть кашу, перед походом на улицу, потому что…».

Но в такие моменты аргументы ребенок слушает меньше всего – он просто тянет время в надежде, что мама сдастся и махнет на все рукой. Ему ведь выгодно, что вы ему все объясняете и сами тянете время.

Чтобы этого не происходило просто повторяйте главную фразу, то есть «нужно идти в садик», «нужно съесть кашу», «нужно одеть шапку». Поверьте, такая методика даст более скорый и положительный результат. А о пользе и необходимости всех этих действий можно (и даже очень желательно) рассказать вечером, когда на это достаточно времени и никто никуда не спешит.

Пожалуй, это и есть основные методы обучения, которые применимы в любой семье и с ребенком любого темперамента и характера. Ведь правда, в этом нет ничего сложного? Конечно, и даже молодой родитель справится с ними с первого раза.

Если вы хотите дать своему ребеночку еще больше, то можете посетить тренинг «Развивалка на дому. Обеспечиваем гармоничное развитие малыша самостоятельно», где вам более подробно расскажут о том, в чем нуждается каждый малыш.

А теперь пришла пора прощаться, но не забывайте заглядывать еще на  блог и делиться своими впечатлениями с близкими людьми. До новых встреч!

Похожие темы:

С Уважением Екатерина Богданова

Сайт «Семья и детство»

Источник: https://semya-i-detstvo.ru/metody-vospitaniya-detej.html

Современные средства и методы воспитания дошкольников

Методы и способы воспитания детей

Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.

Дети дошкольного возраста — самые восприимчивые к воспитанию

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Методы для воспитания дошкольника

Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.

Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:

  • формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
  • организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
  • самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
  • мотивация и побуждение к деятельности.

Формы воспитания детей

Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания.  Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.

Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.

Поощрение

Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.

Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.

Поощрение для малышей — очень важное средство

Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.

Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.

Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.

Поощрение детей помогает им полноценно развиваться

Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.

Наказание

Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:

  • нельзя наказывать за давние проступки;
  • не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
  • наказание не должно вызывать панического страха;
  • недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;

Наказание для ребенка не должно быть страшным

Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.

Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.

Физические наказания недопустимы

Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.

Убеждение

Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.

Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:

  • объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
  • беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
  • убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
  • разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
  • словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
  • при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.

Убеждение — одно из средств воспитания

Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.

Упражнение

Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.

Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:

  • сочетать повторение с примерами правильного поведения;
  • вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
  • закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
  • давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
  • поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.

Упражнения с детьми должны быть регулярными

Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.

Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.

Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие — главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры — средство умственного развития

Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.

Состав физического воспитания — описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения — турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.

Занятия физкультурой — важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/sredstva-i-metodi-vospitaniya.html

Основные методы воспитания детей

Методы и способы воспитания детей

Методы воспитания детей в семье у каждого свои. Еще совсем недавно под методом развития понимали подгонку под неподвижный и незыблемый стереотип любыми средствами и любой ценой. Воспитывать детей — непростая задача.

Раньше под лозунгом воспитательной работы страх делали главным средством воздействия. Телесные наказания были обычным явлением и в школе, и дома. Образ сурового нетерпимого учителя с тростью или кожаным ремнем для непослушных детей и сегодня не изгладился из памяти многих людей.

В таких условиях управляет грубая сила, и в зародыше подавляется любая попытка понять детскую психологию.

Целью каждого родителя является понимание, как правильно воспитать ребенка в лучших традициях, научить тому, что важно знать и уметь в жизни, передать свой опыт. Каждый родитель имеет свои особенности воспитания детей тем методом, который он считает лучшим.

Какие бывают методы?

На метод воспитания детей оказывают влияние многие факторы, такие как характер и воспитанность самого взрослого, его образование, а также уровень культуры человека, национальность, вероисповедание, особенности воспитания детей в окружающей среде.

Психологи разделили методы воспитания на отдельные группы. Деление это, конечно же, условное. Но не все методы воспитания ребенка могут помочь достичь своей цели — развить достойного, социально адаптированного члена общества. Иногда результат может быть прямо противоположным. Основные методики воспитания детей представлены ниже.

Существует метод сурового воспитания. Такой психологический метод еще можно назвать диктаторским или авторитарным. Он является самым древним из всех способов.

Когда-то самым правильным воспитанием считалось требование полного и беспрекословного подчинения. Нужно сказать, что это перенималось из государственного строя того времени.

Практически во всех государствах управлял диктатор, которому народ поклонялся и подчинялся.

Правильное воспитание детей в семье заключалось в том, что устанавливались правила, которым должен был следовать воспитанный ребенок. Если он смел отступить от этих правил, то его ждало наказание, которое заключалось в унижении или даже побоях.

Правила воспитания детей при данном методе очень жесткие. То, что хочет ребенок, все его чувства полностью игнорировались. Это приводило к тому, что человек вырастал агрессивным или, напротив, безвольным, его самооценка была сильно занижена.

Методика воспитания детей, основанная на вседозволенности и потакании, абсолютно противоположна суровому воспитанию. Здесь на первом месте то, что хочет ребенок. Взрослые готовы на все, лишь бы угодить своему любимому чаду.

Но и этот метод также не принесет пользы, так как в силу отсутствия опыта ребенок еще не может отличить хорошее от плохого. Воспитанные таким образом люди тяжело адаптируются в социуме, так как свои интересы они ставят превыше всего.

Уважительные взаимоотношения (авторитетные). Такой метод очень демократичен и гармоничен. Он заключается в уважительном взаимодействии родителей и детей. Основные средства воспитания — наличие в семье определенных правил, следовать которым должны все, но без страха наказания.

Взрослые своим поведением должны быть во всем примером для своих детей. Как воспитать самостоятельного ребенка? Необходимо прекратить все делать за него, даже если он часто совершает ошибки в своих действиях. Развивать самостоятельность у малыша нужно уже в первый год жизни.

Метод безразличного и безответственного развития. При таком методе родители вообще не занимаются воспитанием своих чад. Им все равно, чем дети занимаются и как проводят свободное время.

Следуя любой методике воспитания детей в психологии, это недопустимо. В результате взрослые совершенно отдаляются от детей. В такой семье малыши растут несчастными.

Они всегда будут чувствовать эту ненужность, что привет к одиночеству и отчуждению.

Психология воспитания детей в семье по методу сближения подразумевает неразрывную связь между родителями и их чадами. Родители много времени проводят с детьми, понимают и предугадывают их потребности. Такие средства развития делают из детей и взрослых единомышленников. Наказания в семье не используют.

Какой метод воспитания выбрать?

Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями.

В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.

Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие.

Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей.

Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.

Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения.

Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку.

Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.

Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы.

Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки.

В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.

Основные ошибки

Известно, что многие проблемы малыша порождаются болью, обидой или страхом. Что делают в таких случаях взрослые? Естественно, утешают, уговаривают и т.п. А некоторые вместо этого внимательно вслушиваются в детскую проблему, в доверительных беседах не позволяют ему оставаться наедине со своими переживаниями, добиваясь чудодейственных результатов.

Ибо четко обозначенные проблемы правильно воспитанный ребенок легче преодолевает и находит свой путь их разрешения. Поэтому не стоит удивляться, что развитие и воспитание ребенка в семье с такими принципами проходит легко. Если родителям не нравится поведение чада, они делают ему замечание от первого лица, говоря о своих чувствах, а не о его действиях.

Такие принципы воспитания детей напоминают процесс выращивания культур на грядках приусадебного участка. Ведь только сорняки не нуждаются в уходе и растут, не взирая ни на почву, ни на климатические условия. Как воспитать ребенка правильно? Выращивание культурных растений сопровождается уходом и пестованием. Пестовать — это значит любить, понимая и уважая.

Семейное воспитание детей родителями должно осуществляться без насилия. Родительский контроль должен быть строгим, но без использования грубой силы и жестких наказаний. Дети и воспитатели должны доверять друг другу.

Малыш не должен бояться посоветоваться с отцом или матерью по любому вопросу. Советы родителям по воспитанию детей дают многие: бабушки, дети, учителя, соседи, посторонние люди.

Однако решать, как правильно воспитывать ребенка, как учить его принимать правильные решения, должны сами родители. Ведь именно они несут за это ответственность.

Развитие ребенка в неполной семье

Как правильно воспитать ребенка в неполной семье? Вырастить достойного человека в такой ситуации — особенно сложная задача. Ведь родителю необходимо суметь стать для малыша и отцом, и матерью.

Воспитание в семье, где один отец и нет матери, часто происходит по суровому методу. Следует понимать, что данная схема позволит вырастить послушного, но очень неуверенного в себе малыша.

Повзрослев, ему будет очень сложно научиться принимать самостоятельные решения.

Очень важно научиться вовремя осознавать свои ошибки, читать статьи о воспитании детей, высказывания профессионалов о том, как воспитывать их правильно, а при необходимости обращаться за квалифицированной помощью. Вовремя полученные и использованные советы психолога по воспитанию детей способны кардинально изменить жизнь малыша к лучшему.

Источник: https://roditeliz.ru/family/metody-vospitaniya-detey-v-seme-pravilno.html

Методы воспитания детей – Психологос

Методы и способы воспитания детей

Изучать тактики влияния и арсенал методов – это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски – вещь полезная. Начнем с определения понятий.

Методы воспитания – способы воздействия, системно (а не только разово и ситуативно) меняющие поведение ребенка. Например, обучение и приучение – методы воспитания. Приемы воспитания – более дробная, более мелкая единица технологий воспитания, это конкретный способ или форма реализации того или иного метода.

Часть приемов жестко привязаны к определенным методам, другие приемы могут применяться внутри разных методов. Методы и приемы воспитания ребенка зависят прежде всего от личных особенностей родителей, их намерений и компетентности.

В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном – инструкции и систему подкреплений.

Прямые воспитательные воздействия

Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, глаза в глаза: словами, интонациями или рукой, и иногда эти прямые воздействия – самый простой и вполне эффективный метод.

Ребенок что-то не знает – вы ему рассказали, не доходит – внушили, не понимает – объяснили, не умеет – научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение – направили его в нужную сторону.

Не знает, насколько что-то увлекательно – вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное – остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному – отучили. Делает как следует – его поддержали и постепенно к этому приучили.

Все это – прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.

Итак, мы уже перечислили основные методы прямого влияния: рассказ и внушение, разрешение или запрет, показ и объяснение, обучение и приучение. Кроме прямого влияния, есть влияние косвенное, куда входит управление вниманием ребенка, личный пример, вовлечение или отвлечение, поддержка или лишение поддержки, по сути – положительное и отрицательное подкрепление…

Самое распространенное и достаточно эффективное средство – это внушение. Внушение живет не аргументацией, а четкостью формулировки и силой интонаций.

Внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку, положительное подкрепление повторений закрепляет результат.

Нужное объяснить, чему-то обучить (к чему-то приучить) через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить – из этого и складывается наше непосредственное воспитательное воздействие на ребенка.

Нужное от ребенка получить и недопустимое прекратить – важные задачи, но это не технологии воспитания, а технологии управления ребенком, способ решения ситуативных задач.

Методов много. Когда какой использовать? Это зависит: от возраста, от особенностей ребенка (к чему его приучили, а к чему нет) и от особенностей родителей (их философии, привычек и способностей). С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение, дрессировка.

В штатных ситуациях кто-то из родителей предпочитает подход Силовика (договор, требования и дисциплина), кто-то подход Душки (мягко попросить и вызвать желание). Мужчины более склонны к подходу Силовика, женщинам ближе подход Душки. Оптимально – использовать то и другое.

Много или мало влияют родители, родители заинтересованы, чтобы их влияние на детей было значимым, родители заинтересованы усиливать свое личное влияние. Чтобы слово родителя для ребенка звучало значимо, серьезно, чтобы ребенок к вам прислушивался, нужно заботиться о двух вещах: Первое – обращаться к ребенку грамотно. Второе – в принципе укреплять свой родительский авторитет.

Хорошие родители на детей, как правило, не кричат. Обо всем можно договориться спокойно. Скажите ему, что вы хотите. Если вам что-то не нравится, не молчите, накапливая злость и раздражение – спокойно и твердо скажите ребенку, то вы от него ждете, что ему нужно сделать.

Не слушается – не кричите, а повторите. Не слушается – разберитесь, в чем дело. Однако если дело в том, что ребенок проверяет вас на прочность, вы должны эту прочность продемонстрировать, и тут без подхода Силовика обойтись невозможно.

К сожалению, мамы и бабушки обычно избегают действовать жестко и нередко оказываются беспомощными.

Воспитание через организацию окружения

На ребенка можно влиять прямо, а можно – опосредованно, через создание формирующей среды и нужного окружения. Нужно учесть, что в большинстве случаев окружение ребенка на него влияет больше, чем мы, родители. Одна из первейших забот родителя, думающего о воспитании – управлять окружением ребенка.

Кто воспитывает ребенка – папа или бабушка, бабушка папы или бабушка мамы, кто у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени он сидит за компьютером, будучи там занятым чем?

То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенным способам жизни.

Воспитание через воспитывающую среду – основной принцип в педагогической технологии А.С. Макаренко. Макаренко достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание – легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им.

Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно.

Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц.

Воспитанники все убирали сами, притом так, что всё должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком…

от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/metody-vospitaniya-detey

Топ 5 основные методы воспитания детей

Методы и способы воспитания детей

С появлением ребенка в семье, молодые родители находятся на седьмом небе от счастья. Ребенок познает новый для него мир, а родители ему даны в помощь. Но, к сожалению, никто не учит родителей, как же следует воспитывать своих деток.

Опыт своего детства и примеры воспитания своих родителей представляется им верным. Но, зачастую, те методы воспитания тридцатилетней давности не могут гарантировать 100 % верность и правильность. Хорошо, если молодые мамы и папы читают современную литературу по воспитанию детей, консультируются с детским психологом, прислушиваются к своему ребёночку.

Кнут и пряник

Если ребенок не слушается, чаще всего родители применяют силу. Конечно, это быстрее и проще, но никто не задумываются о психологических травмах впоследствии.

Такое суровое воспитание, что за каждый проступок, каприз, истерику маленький человечек наказывается силой и болью ни к чему хорошему не приводит. Да, он является одним из старейших, но жизнь развивается, меняется все, в том числе и отношение родители-ребенок.

Сейчас основные методы воспитания детей более лояльны, призваны на то, чтоб слышать, что чувствует ребенок, отчего поступает именно так, какие причины его поведения.

СОВЕТ: жизнь может принести много проблем уже повзрослевшему ребенку, пусть детство будет теплое и ласковое, полное любви, куда всегда захочется вернуться в воспоминаниях. Не стоит физически наказывать ребенка, прислушайтесь к его проблемам и причинам такого поведения.

Японская методика

Одной из новомодных методик воспитания маленьких деток является японская методика воспитания. Она подразумевает собой полную вседозволенность ребенку в его поведении и поступках до возраста пяти лет. Позже следует уже объяснять, учить, ограничивать ребенка во многих его желаниях и проявлениях поведения. Минусами такого воспитания служат:

  • манипуляция родителями;
  • ребенок не умеет решать свои проблемы (а они возникают, например, в коллективе), он не способен чего-то хотеть и добиваться, ведь ему и так все дают по первому требованию;
  • он не может нормально общаться со своими сверстниками, ведь они ж не потакают всем его желаниям.

Возможно для некоторых детей и подойдет такое воспитание. Но, зачастую, детям тяжело потом перестроиться к другой манере отношений родители-дети, дети-дети.

СОВЕТ: не стоит впадать в крайности, ребенок не должен бояться чего-то попросить так же, как и не должен понимать, что ему все дозволено. Лучше объяснять нормы поведения с ранних лет, чтоб не было проблем в будущем.

Выявление причин и потребностей

В любом воспитательном процессе лучше всего искать «золотую середину». Современные основные методы воспитания детей направлены на то, чтобы понять ребенка и его поведение, желания, потребности. Удовлетворение их возможно при спокойном разговоре. С ранних лет лучше всего спокойно выяснять отчего и почему ребенок именно так сделал, что является причиной его плача и расстройства.

Если с детства ребенок умеет спокойно решать конфликты и ситуации, то в будущем ему легче со спокойной головой решать все свои вопросы, не впадать в состояние ступора, гнева, крика.

Когда малыш с детства видит, что решить все спорные моменты можно спокойно, с улыбкой, то он вырастает уравновешенным человеком. Анализ своих поступков малышу помогает развить в себе черты характера как логику, исследование действий.

Так же в спокойном разговоре ребенку легче понять от чего что-то можно или нельзя, то есть поставить рамки дозволенности.

СОВЕТ: любовь, спокойствие родителей, терпение помогают растить замечательный успешных детей.

Убеждение, стимулирование, самовоспитание

Дети даны родителям для того, чтоб научить всему наилучшему, что могут и отпустить во взрослую самостоятельную жизнь.

  1. Применение своего личного опыта в убеждении того, что хорошо, а что плохо будет хорошим моментом в воспитании. А убедить в правильности действия или поступка лучше всего будет на личном примере.
  2. Бывает так, что обычный разговор не особо помог в достижении целей, тогда родители могут разнообразить свой воспитательный процесс стимулированием требуемого поступка. Это могут быть различные игры, соревнования, поощрительные подарки или слова одобрения.
  3. Основные методы воспитания детей включают в себя так же основы самостоятельности. Дети позднего дошкольного и школьного возраста готовы к самовоспитанию, самоанализу, самоосуждению, самовнушению своих действий, поступков и желаний. Главное родителям подтолкнуть в верном направлении своих любимых чад.

СОВЕТ: применение различных методов в воспитании помогает понять, что именно подходит конкретно Вашему ребенку. Лучше пробовать и ошибаться, чем не пробовать вовсе.

Не существует четкой инструкции как следует воспитывать детей. Методов много, но все дети разные, к каждому следует найти свой уникальный подход. Только родители чувствуют, что лучше для их ребенка. Пусть детки будут воспитанными и счастливыми!

Источник: https://little-future.ru/osnovnye-metody-vospitaniya-detej/

Метод беседы и убеждения

Данный метод можно применить в воспитании детей разного возраста и с любым характером.

В процессе беседы родитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша.

Тон речи родителя при разговоре должен быть спокойным, уверенным, твёрдым. Даже годовалые малыши, которые не могут ответить, внимательно слушают родителя, реагируя на интонацию.

Метод положительного подкрепления

Подкрепление – это определённые действия родителей, следующие за его действием или поступком. Подкрепление может быть негативным или позитивным (положительным).

К отрицательному подкреплению мы относим строгие замечания, наказание, к положительному – похвалу, благодарность, положительное действие со стороны родителей (дать конфетку, включить мультик, дать новую игрушку и т.д.). Этот метод заключается в выражении ребёнку позитивных эмоций, вызванных его поступками.

Если ребёнок сделал что-то нужное и хорошее, его нужно похвалить, выразить свою признательность (улыбка, поцелуй, объятия и т.д.).Можно выразить словами «Ты у меня умница, молодец, правильно делаешь…» или другое действие, которое вызывает у ребёнка положительные эмоции.

Метод отрицательного подкрепления 

Этот метод основан на выражении ребёнку негативного отношения к его действиям. Это может быть укор «Ты сделал очень плохо, и  этим расстроил родителей», замечание «это плохой поступок, хорошие дети так не делают» или наказания. Наказание может быть разным.

Но наказание должно применятся к чему-нибудь одному (запрет мультика или кино, запрет на игрушку, сократить время игры ). Один из видов эффективного наказания тайм-аут, когда ребёнка оставляют в одиночестве на некоторое время, запрещая что-либо делать и не общаться с ним.

Для такого наказания должно быть специально отведенное место, это может быть стул, скамеечка, угол, попадая туда ребёнок понимает, что он  сделал плохой поступок и наказан за это.

Метод дрессировки 

Может  он и звучит немного грубо. Иногда этот метод называют «методом кнута и пряника» или «метод наград и наказаний». Основной метод всех этих методов идентичен.

И все таки есть ряд отличий, например метод дрессировки, подразумевает положительное подкрепление. А метод награды подразумевает награждение.

Например: ребёнок помыл посуду –похвала сразу же после процесса – это подкрепление, а обещание сходить с ним в кино или в парк – это награда.

Метод «1-2-3» 

Эффективный метод воспитания в тех ситуациях, когда надо немедленно прекратить плохое поведение ребёнка. Заключается в том, что родитель делает замечание по поводу плохого поведения ребёнка  и начинает считать до трёх, если ребёнок после окончания счёта не прекращает себя вести плохо, то следует наказание.

Применяется этот метод с детьми старше двух лет. Считая до трёх и делая промежутки между цифрами по несколько секунд (4-6 сек.), родитель дает ребёнку шанс одуматься, изменить своё поведение и выйти из ситуации без наказания.

Если ребёнок всё же не реагирует на замечания после счёта «3», надо привести в исполнение наказание.

Многие родители в процессе воспитания применяют метод физического воздействия. Однозначного ответа на счёт эффективности этого метода  воспитания до сих пор не найдено.

Сегодня психологи отмечают как самый не эффективный и травматический для подрастающей личности.

Поэтому в первую очередь, надо наладить с ребёнком психологический  контакт  и пытаться воздействовать на него гуманными способами. 

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/metodi_vospitaniya_detey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.