Нет хватательного рефлекса у новорожденного

Содержание

Хватательный рефлекс: понятие, определение, норма и патология, выявление проблем, необходимое лечение и физпроцедуры

Нет хватательного рефлекса у новорожденного

Хватательный рефлекс грудничка – это филогенетический древнейший механизм. Умение удерживать в ручках предметы первоначально ведет в мир игр, а потом малыш учится самостоятельно кушать. Хватательный рефлекс – врожденный.

К годовалому возрасту данный рефлекс становится осознанным и превращается в координированное и осознанное действие.

В данной статье предлагаем ознакомиться с этапами развития рефлекса, выявить причины слабого или отсутствующего рефлекса.

Первый этап

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденного? Как уже было написано выше, это врожденная реакция. С самого рождения и до года рефлекс трансформируется в осознанное действие, и всего имеется 4 этапа.

Первый этап длится от 0 до 2 месяцев и выявляется очень просто. Врач или родители при нажатии пальцем на ладошку малыша должны почувствовать, как его ладонь сильно сжимается вокруг пальца. И эта неосознанная реакция – хватательный рефлекс.

На протяжении длительного периода ладошки малыша сжаты в кулачки. Но со временем проснется любознательность, и ребенок начнет их разжимать и вновь сжимать.

Уже на первом этапе некоторые малыши стараются осознанно ухватить ручками все, что попадается в поле их зрения.

Данный этап развивается в трехмесячном возрасте ребенка. В это время малыш еще точно не знает, что ему нужно, но уже пытается играть с игрушками, дотянуться до предметов. В этот период развивается не только хватательный рефлекс, но и координация движений, органы зрения.

С трехмесячного возраста малыша родителям могут порекомендовать повесить над кроваткой малютки разноцветную игрушку так, чтобы он мог ручками до нее дотягиваться. Еще можно играть в закрывание лица, и малыш в скором времени начнет повторять эти движения.

Третий этап

Длится с четырех до восьми месяцев. На данном этапе малыш будет еще не очень ловко, но уже более уверенно удерживать в ручках небольшие предметы и игрушки. Стоит обратить внимание на то, что ребенок развивается, у него просыпается любознательность, и предметы, предоставляющие для него опасность, должны быть вне зоны досягаемости.

В восьмимесячном возрасте кроха должен более качественно и скоординировано держать предметы в руках.

Четвертый этап развития хватательного рефлекса

С девяти месяцев и до года ребенок будет довольно крепко удерживать предметы, цепкость станет сильнее, и родителям придется с усилием забирать из рук предметы, которые брать нельзя.

К году вопрос с хватательным рефлексом у ребенка должен быть почти решен. К своему первому дню рождения малыш должен уметь брать предметы как правой, так и левой рукой.

Развитие рефлекса

Без посторонней стимуляции в развитии рефлекса хватания могут возникнуть сложности. Родители должны помогать ребенку учиться брать и держать предметы.

Первое, что нужно сделать, – это вызвать интерес к предмету. Купите погремушки с тонкой ручкой, детскую яркую ложку. Давайте предметы не прямо в ручку, а с расстояния, чтобы малыш за ними тянулся, прилагал усилия.

На первом этапе разжимайте кулачки крохи, вкладывайте в ладонь свои пальцы.

С года нужно способствовать развитию мелкой моторики. Для этого в ручки ребенку нужно давать кусочки яблок, хлебную корочку, печенье, учить держать ложку и правильно ей орудовать.

Под надзором разрешите покрутить в ручках пластилин, попробуйте вместе что-либо из него слепить.

Развить хватательный рефлекс очень просто, но для этого нужно прилагать некоторые усилия, а не надеяться, что со временем малыш сам всему научится.

Если заметна вялость реакции, или она ослабленная, то стоит посоветоваться с педиатром.

Когда реакция слабая

Слабый хватательный рефлекс у малыша может быть заметен до двухмесячного возраста, и это нормально. Если же слабость длится намного дольше, то и это не повод бить тревогу. Возможно, крохе необходима посильная помощь со стороны взрослого человека.

Вызывайте интерес к предметам, круговыми движениями большого пальца делайте массаж ладошек ребенку.

Но все же стоит обратиться к педиатру с вопросом о слабом рефлексе. Врач выявит причины такового сбоя, назначит необходимые массажные курсы, физиотерапию или даже медикаментозную терапию.

Отсутствие рефлекса

Когда отсутствует хватательный рефлекс, паниковать не стоит, это не поможет малышу его развить. Причиной отсутствия рефлекса может быть вовсе не нарушение в нервной системе или прочие заболевания, а слабый мышечный тонус.

Помочь справиться с проблемой может несложный массаж, который легко сделать самим родителям, даже без профильного образования.

Массаж нужно скомбинировать с занятиями с ребенком. Привлекайте его интерес к предметам. Например, поможет игра во время еды в самолет. Ложку подносите ко рту малыша, а потом немного ее отодвигайте. Малыш начнет тянуться ручками за ложкой, будет ее хватать и тянуть в рот. Лечение не занимает много времени, и при правильном подходе уже в скором удастся избавиться от проблемы.

Занятия для развития рефлекса

При полном отсутствии хватательного рефлекса у новорожденного или при слабом нужно стараться его развить. Для того чтобы мышцы малыша стали работать, как надо, придется некоторое время заниматься с ребенком не только во время бодрствования, но и во время сна. Предлагаем рассмотреть несколько простых упражнений, которые помогут развить хватательный рефлекс.

  1. В то время, пока кроха спит, его кулачки будут сжаты слабо, именно сейчас нужно заняться развитием рефлекса. Вложите свой палец сначала в одну ладонь, ребенок начнет непроизвольно сжимать кулачок, удерживая в нем попавший предмет. Далее палец переместите в другую ручку и опять дождитесь хорошей ответной реакции. Такие манипуляции нужно проделывать каждый раз, когда малыш будет засыпать.
  2. Разогните большой пальчик малыша, придерживайте его своим большим пальцем, чтобы он не загибался обратно. Остальными обхватите другие пальчики ребенка, круговыми движениями разминайте в левую сторону. Далее каждый пальчик по очереди то сгибайте, то разгибайте.
  3. Разогните все пальчики малыша, при помощи большого пальца своей руки сделайте массаж круговыми движениями. Можно поиграть в «Сороку-ворону», эта игра тоже хорошо помогает развить хватательный рефлекс.
  4. Подвесьте игрушки над кроваткой, все они должны быть в зоне досягаемости, но малыш должен проявить ловкость и силу, чтобы дотянуться до них и схватить.
  5. Играйте с малышом в погремушки, трясите их перед ребенком, он должен проявить интерес, пытаться взять яркую вещь самостоятельно. Не вкладывайте погремушки в ручки малыша, он должен их хватать.

Если к третьему месяцу жизни малыш еще не хватает игрушки, не старается их удержать, то это может быть свидетельством гипотонуса или гипертонуса мышц. Пускать его развитие на самотек нельзя, нужно обратиться к врачу.

Когда реакция не угасает

Как уже было написано ранее, врожденный рефлекс должен со временем трансформироваться в осознанные движения. Если по достижении малышом пятимесячного возраста автоматическая реакция не угасает, нужно срочно обращаться к специалисту, ведь это может свидетельствовать о нарушении в нервной системе и спинном мозге.

Случается, что у малышей совершенно отсутствует врожденный рефлекс хватания. Мы рассказали, какие нужно проводить мероприятия для его развития и про необходимость массажа. Если же процедуры не помогают, и хватательный рефлекс у ребенка так и не появляется, нужно незамедлительно обращаться к доктору.

Своевременное начало лечения – это половина успеха терапии. Врач назначит медикаментозное лечение, физиотерапию и массаж, которые помогут выработать рефлекс. После своевременно оказанной помощи ребенок начнет развиваться по нормам, он быстро догонит сверстников и к году самостоятельно научится удерживать предметы в своих маленьких ручках.

Если к девятимесячному возрасту кроха так и не научился удерживать самостоятельно предметы, брать их, то нужно проконсультироваться со специалистом. Скорее всего, потребуется массаж и прочие процедуры.

Если малышу нет и пяти месяцев, а он так и не начал хватать предметы, то это тоже недобрый знак. Норма такого развития – недоношенность, но после пяти месяцев кроха в развитии должен догнать сверстников.

Как только малыш начинает проявлять интерес к предметам, помогайте ему поддерживать такую любознательность. Если отбирать понравившуюся вещь (конечно, если она не опасна), то этот интерес к изучению мира может угаснуть. При первых попытках ухватить вещь, стимулируйте малыша, помогайте ему, вызывайте интерес.

Заключение

Отсутствие или слабость одного из рефлексов, в том числе и хватательного, не сигнализирует о наличии серьезных нарушений в развитии или заболеваниях. У малышей имеется множество рефлексов, и отсутствие или слабость нескольких из них – это повод для беспокойства. Если вас не тревожит хватательный рефлекс, то обратите внимание на работу остальных:

  1. Сосательный рефлекс – один из самых важных, без него ребенку сложно выжить. Если вложить в рот малышу соску, бутылочку или грудь, то малыш должен начать активно сосать.
  2. Поисковый рефлекс. Проверить нормальную работу этой реакции просто: нужно пальцем легонько дотронуться до щечки младенца. Нормальная реакция – это поворот головы малыша в сторону щечки, до которой дотронулись, и неважно, спит малыш или бодрствует.
  3. Защитная реакция. Положите ребенка на животик, он должен не упереться лицом, а развернуть головку с сторону, чтобы можно было спокойно дышать.
  4. Абдоминальный рефлекс. Просто легонько пощекочите животик крохи справа от пупочка, в ответ последует реакция – сжатие левой ножки и ручки.
  5. Рефлекс Галанта. Когда ребенок лежит на животике, пощекочите область поясницы, малыш должен будет приподнять таз и подогнуть ножку.
  6. Рефлекс ползания. Лежащий на животе ребенок должен пытаться ползти, подставьте под пятки руки, и малыш начнет активно отталкиваться.
  7. Прочие рефлексы: парения, тонический лабиринтный, сигнальный, подтягивания, опорности рук, автоматическая походка, туловищная выпрямительная реакция, перекрестного сгиба ножек.

Все эти рефлексы проверяют педиатры, и если обнаружится отсутствие каких-либо в совокупности с хватательным, врач назначит обследование.

Источник: https://FB.ru/article/395043/hvatatelnyiy-refleks-ponyatie-opredelenie-norma-i-patologiya-vyiyavlenie-problem-neobhodimoe-lechenie-i-fizprotseduryi

нет хватательного рефлекса у новорожденного

Нет хватательного рефлекса у новорожденного

Их отсутствие у новорождённого является свидетельством патологий, поэтому молодым родителям необходимо знать о них и уметь проверить наличие тех или иных рефлексов.

Итак, поговорим об особенностях безусловных рефлексов у малышей, наиболее известных из них, а так же о возрасте их появления и исчезновения.

Что такое врожденные рефлексы?

Они необходимы маленькому человечку для того, чтобы приспосабливаться к этому, пока ещё совсем новому, миру. Их наличие говорит о правильном развитии младенца.

Учёные насчитывают около 17 важнейших видов рефлексов. У здорового ребёнка они должны обладать свойством симметричности, то есть реакция на раздражитель должна быть одинаковой и справа и слева.

Врождённые рефлексы – это безусловные рефлексы, но развитие новорождённого дополняется всё более сложными условными рефлексами, которые являются приобретёнными.

В процессе индивидуального развития малыша безусловные рефлексы постепенно заменяются и дополняются условными, гораздо более сложными.

Безусловные

Рефлексы этого вида похожи на некие автоматические действия, которые возникают при правильной работе нервной системы малыша. Некоторые врождённые рефлексы прекращаются через несколько месяцев, некоторые – через год, а какие-то остаются на всю жизнь.

Первые обеспечиваются работой сегментами ствола (оральные безусловные рефлексы), а последние обусловлены функционированием спинного мозга (двигательные).

Спинальными (двигательными) являются: хватательный, защитный рефлексы, автоматической походки, рефлексы Моро, Бауера, Галанта, Переса, опоры и т. д.

Условные

С рождения ни один младенец не обладает условными рефлексами, природа наделила его


Источник
Как только малыш научится удерживать предметы, так сразу сможет попасть в удивительный мир игры. Первый осознанный хватательный рефлекс станет первыми шажками на пути к самостоятельному употреблению пищи, рисованию, чтению, навыкам письма, да и вообще самостоятельным действиям.

Новорожденные обладают врожденным хватательным рефлексом. Но для того, чтобы он стал осознанным, и движения ребенка стали более координированными, потребуется, примерно, год. Начиная с трех месяцев жизни, хватательный рефлекс развивается все интенсивней, и ребенок начинает делать большие успехи с каждым новым месяцем.

Как уже говорилось ранее, младенцы рождаются с наличием хватательного рефлекса. Если вы нажмете на ладошку своего новорожденного ребенка пальцем, то он обязательно сомкнет свою ладонь вокруг него. Но это движение пока еще инстинктивно и неосознанно.

Большую часть времени ручки малыша будут сжаты в маленькие кулачки. Но скоро новорожденный кроха станет проявлять любопытство и будет открывать и закрывать их. Так начнутся его первые исследования самого себя.

Очень даже возможно, что ваш ребенок будет пробовать схватить какую-нибудь вещь, находящуюся в свободном доступе.

Ваш ребенок еще не совсем понимает, а что же он на самом деле хочет, но он всегда будет проявлять радостное оживление при виде своих первых игрушек .

Пытаясь завладеть интересным для него объектом, малыш, тем самым, развивает свои глаза и координацию рук. Повесьте в кроватке над головой новорожденного мобиль с игрушками. Он обязательно станет их рассматривать и будет пытаться дотянуться до них.

Когда малышу исполнится 3 месяца, можно начинать играть с ним в игру «ку-ку», легонько на

Источник

Первый экзамен. Рефлексы новорожденного

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутрен­ней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться.

Любая перифериче­ская клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную инфор­мацию далее — по чувствительным волокнам (отрост­кам) нервных клеток.

Следующие звенья рефлектор­ной дуги — центральная часть — нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и пе­редающие его дальше. Здесь импульс встречают двига­тельные нервные клетки и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение.

Таким образом, по реф­лекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга — это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизне­деятельность организма любого человека, в том чис­ле и ребенка. Но в случае с безусловными, врожден­ными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жиз­ненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему — и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информа­ция «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, пере

Рефлексы новорожденных

Появившийся на свет малыш является существом совершенно беззащитным. Однако у него уже имеется более 75 безусловных рефлексов, которые обеспечивают ему выживание и о

Источник

Рефлексы новорожденных и детей грудного возраста

Врожденные рефлексы – это специфическая ответная реакция малыша на определенный внешний раздражитель. Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния нервной системы.

В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения. Некоторые рефлексы наблюдаются практически с рождения и с течением времени затухают, другие, наоборот, появятся только тогда, когда ребенок подрастает. (Время появления и исчезновения рефлексов в норме см. ниже)

Рефлексы у здорового ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об ассиметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.

Например, при исследовании хватательного рефлекса (методика проведения этого рефлекса см. ниже) ребенок хорошо захватывает ваши пальцы одной рукой и не делает этого другой. Такое положение вещей требует обязательной консультации педиатра.

Резкое угнетение или отсутствие рефлексов, может быть связано, с нарушением мышечного тонуса (резкое снижение или повышение), с патологией нервной системы (ее незрелость и др.), инфекционно-воспалительными заболеваниями и др.

Оценивая результаты исследования рефлексов, нужно учесть, что они имеют диагностическое значение лишь в совокупности с другими симптомами. Изменение какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не является патологией.

Если вас, что-либо настораживает в поведении ребенка при исследовании рефлексов, лучше обратиться с этим вопросом к врачу. Правильно оценить состояние нервной системы может только специалист – невропатолог.

Если малыш здоров, то вызывание некоторых рефлексов очень полезно для него, это послужит ему своеобразной гимнастикой. Например, к таки

Источник

Рефлексы новорожденных — стоит проверить

Рефлексы новорожденных – это жизненно необходимые навыки для малышей. Сразу после рождения кроха не совсем беспомощен, у него есть ряд умений и способов поведения, которые и основаны на врожденных рефлексах.

Некоторые рефлексы жизненно необходимы (например, сосательный рефлекс),  другие не играют такой фундаментальной роли, но по ним врач (педиатр, неонатолог) оценивают уровень развития малыша, а так же по ним можно заподозрить отклонения в его развитии.

Некоторые рефлексы, которые уже есть у новорожденного, сохраняются на всю жизнь (например, роговичный рефлекс, который проявляется миганием на любое прикосновение к роговице глаза). Иные рефлексы носят транзиторный характер и угасают через несколько месяцев.

Так как кора головного мозга у новорожденного еще не функционирует в полном объеме, то существуют безусловные рефлексы (автоматизмы), которые контролируются более примитивными центрами головного и спинного мозга.

Здоровый ребенок должен к рождению иметь определенный набор физиологических автоматизмов, которые исчезают к 3-4 месяцам. Отсутствие врожденных рефлексов считается патологией, так же как и их несвоевременное угасание.

Вот основные рефлексы, которые должны быть у новорожденного:

бак анализ кала новорожденного
Когда требуется медицинская справка в детский сад? Как только ребенок оформился в детский сад, родителей начинает интересовать вопрос можно ли временно не посещать его  и как долго.

«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049

Этот рефлекс относится к оральным (ротовым автоматизмам) и исчезает к 3-4 месяцам. Он заключается в следующем: при поглаживании уголка рта новорожденного он поворачивает голову в сторону раздражителя и открывает рот. Есть еще несколько разновидностей этого рефлекса.

Например, при надавливании на середину нижней губы малыш опускает нижнюю губу, открывает рот и сгибает голову. Если рефлекс не угасает к 3 месяцам, то требуется исключение патологии со стороны головного мозга.

Так же следует отметить, что прикосновение должно быть л

Источник

У вас отключен JavaScript. Некоторые возможности системы не будут работать. Пожалуйста, включите JavaScript для получения доступа ко всем функциям.

У любого ребенка с рождения есть определенные рефлексы. Так, например, самым первым проявляется сосательный – спустя пару часов после рождения малыш уже активно ест мамино молоко. Когда же должен развиться хватательный рефлекс у новорожденных, и о чем может свидетельствовать его отсутствие?

Важно понимать, что наличие или отсутствие рефлексов позволяет судить о состоянии и развитии ребенка. При этом стоит учитывать, что у деток, родившихся раньше положенного срока, реакции могут развиться несколько позже, чем обычно – в этом нет ничего страшного и это вариант нормы.

Как правило, слабый хватательный рефлекс у новорожденных проявляется, чуть ли не с самого рождения, а уже к двум-трем месяцам они очень крепко хватаются за все, что им предложено: руку, палец, игрушку. Если же этого не происходит, то не стоит спешить расстраиваться – возможно, малышу стоит немного помочь.

Если нет хватательного рефлекса у новорожденного, то стоит постараться его развить. Для этого нужно привлечь интерес ребенка к протягиваемому предмету – это может быть яркая, разноцветная игрушка. Желательно держать её чуть выше предела досягаемости, чтобы ребенок прикладывал усилия для получения желаемого.

Помимо этого причиной слабого или же отсутствующего рефлекса может стать тонус мышц – устранить его поможет специальный массаж, который можно доверить как специалисту, так и выполнить самостоятельно. В сочетании с соответствующими упражнениями, лечение займет не так много времени и уже вскоре малыш сможет крепко ухватиться за любые предметы.

лекарство для спокойного сна младенца
Беспокойные дети отнимают много сил у мам, пап и даже подключившихся к воспитанию бабушек. Пытаясь подобрать успокоительное для грудничков, родители желают получить не только эффективное, но и безопасное средство. Как

Если же наблюдается полное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных, несмотря на все занятия

Источник
Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться гу

Источник

Источник: https://aclotborn.ru/post/12439-net_hvatatelnogo_refleksa_u_novorojdennogo

Хватательный рефлекс у новорожденных: особенности развития

Нет хватательного рефлекса у новорожденного

Этот автоматизм у ребенка является основой для осознанных хватательных движений в будущем. Заключается он в том, что если поместить палец или любой другой предмет в ручку малыша, то ребенок начинает сжимать его в кулачек.

Хватательный рефлекс у новорожденных в норме определяется до 2-3 месяцев.

Этапы развития

Чтобы хватательный рефлекс у ребенка стал осознанным, потребуется до года времени. Эта реакция должна пройти некоторые стадии, чтобы нормализоваться.

  • До 2 месяцев. Предметы, попадающие в ручку малыша, он будет зажимать. Делает малыш это пока неосознанно. Большую часть времени ручки ребенка пока сжаты, но вскоре это пройдет, он будет исследовать внешний мир и хватать предметы, находящиеся в свободном доступе.
  • 3 месяца. Кроха пока не понимает, чего хочет, но всегда оживляется при виде игрушек, пытается до них дотянуться. В 3 месяца можно начинать играть в игру «ку-ку», аккуратно накрывая личико младенца пеленкой. Потом он будет самостоятельно пытаться ее снять.
  • От 4 до  8 мес. Хорошо держит предметы, но маленькому все еще не хватает некой ловкости.
  • От 9 — 12 мес. Ручки вашего чада значительно окрепли, и он хватает предметы как правой, так и левой, удерживая их довольно крепко. Поэтому чтобы отобрать  какой-то предмет, вам нужно будет приложить усилия. Для ребенка пока нет разницы правая это рука или левая. Правша он или левша будет известно только к 2 годам.

Что дальше? А дальше вам нужно запастись терпением. Малышу будет доставлять удовольствие бросать игрушки на пол, и даже когда вы их поднимите, он опять будет их бросать.

Полезно!
В 2 года в малыше проснется художник, поэтому берегите обои, стены, ламинат, паркет. Фломастеры, ручки, кисточки – это то, что будет вызывать у него необычайный интерес.

Как развивать хватательный рефлекс у новорожденных?

Для стимуляции хватательного рефлекса у ребенка, расположите цветную красивую игрушку  вне пределах ее досягаемости. Малыш, приложив небольшие усилия, должен ее схватить.

Есть и другие способы развивать хватательный рефлекс у ребенка

Отклонения от нормы

Очень важно следить за данным автоматизмом, потому как его нарушение может нести в себе серьезные проблемы в развитии мозга и нервной системы.

Важно!
Если рефлекс сохранился после 4 месяцев жизни, можно заподозрить поражение нервной системы.

Слабая реакция или ее частичное отсутствие

Есть случаи, когда хватательный рефлекс у новорожденных слабый. Не стоит сразу бить тревогу, если новорожденный не сжимает кулачки. Возможно, вашему чаду просто потребуется помощь взрослых и  упражнения для развития:

  1. Когда ребенок спит просто вложите свой палец в его ладошку, младенец будет произвольно его сжимать. После данного эксперимента переместите палец в другую руку, если реакция будет выражаться слабее, тренируйте ослабленную.
  2. Придерживая большой пальчик младенца своим большим пальцем, своей рукой обхватите остальные и выполняйте круговые движения в левую и правую сторону, после отгибаете и сгибаете пальцы.
  3. Показывайте малышу яркую, красивую игрушку, которая бы его привлекала.
  4. Подвесьте игрушку над его головкой, это будет стимулировать кроху ее достать.
  5. Не забывайте и о психологическом климате, поддерживайте ребеночка в его стремлении схватить игрушку.

Как правило, в 2-3 месяца, ребенок уже уверенно хватает предметы. Если этого не происходит, возможно у вашей крохи гипер или гипотонус мышц, в таком случае нужна консультация специалиста и специальный массаж.

Реакция не угасает

На смену неосознанным рефлексам должны приходить более осознанные действия. Если хватательный автоматизм у ребенка не угасает после 4 – 5 месяцев, это может свидетельствовать о нарушении центральной нервной системы. Данный факт может стать поводом для беспокойства и обращению к специалистам.

Когда срочно нужен доктор?

У некоторых деток наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса. Если вы пытались вызвать его сами, но результат остается неизменным, следует как можно скорее обратиться к доктору.

Врач может посоветовать медикаментозное лечение или назначить специальные процедуры.

Важно!
Если вы затяните с проблемой, лечение может быть неэффективным. Поэтому если вы сами попробовали вызвать хватательный рефлекс, но у вас это не получилось, визит к доктору должен быть немедленным.

После своевременного и успешного лечения, малыш развивается, соответствуя всем нормам.

Если малыш в возрасте  9 месяцев так и не научился самостоятельно держать предметы, это также служит поводом для обращения к доктору.

Полезно!
Перед посещением доктора помните, что недоношенные малыши развиваются не так как детки, рожденные в срок.

Как только дитя научится держать предметы в руках, оно активно начинает исследовать внешний мир. Хватательный автоматизм трансформированный в осознанное действие, сигнализирует о том, что  совсем скоро дитя начнет кушать самостоятельно. Следите за этим рефлексом и помогайте малышу в его развитии.

Вам также будет интересно:

Источник: https://4mam.club/blog/hvatatelnyj-refleks-u-novorozhdennogo-predely-i-normy-otkloneniya.html

Основные особенности и этапы развития хватательного рефлекса у новорожденных

Нет хватательного рефлекса у новорожденного

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Начиная примерно с третьего месяца жизни хватательный рефлекс становится все более интенсивным. С каждым месяцем жизни успехи малыша становятся более значительными.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки.

Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку.

Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

В этом возрасте ребенок не видит никакой принципиальной разницы между правой и левой руками. Определить кроху как правшу или левшу будет возможно только тогда, когда он перешагнет двухлетний рубеж.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Если рефлекс присутствует после того, как ребенку исполнилось четыре месяца, можно заподозрить наличие поражения НС.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет.

Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые.

Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

Для этого рекомендовано проделать следующие манипуляции:

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

Восстановительный процесс будет быстрым и успешным только в том случае, если лечение начнется своевременно.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.

Источник: http://VashNevrolog.ru/fiziologiya/osnovnye-osobennosti-i-etapy-razvitiya-xvatatelnogo-refleksa-u-novorozhdennyx.html

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Нет хватательного рефлекса у новорожденного

Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулиро­вание, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.

 Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания.

Одна мама считает, что главное — выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть.

Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.

 Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

 Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

 Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка.

С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном по­ложении), в которых их исследуют.

Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Поисковым рефлекс Куссмауля

При поглаживании в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается дотронуться языком до места раздражения.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.

Хоботковый рефлекс

Вызывается постукиванием пальцем или молоточком по верхней губе — в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры или губы складываются в виде хоботка.

В норме рефлекс угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого черепных нервов.

Сосательный рефлекс

Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то он совершает ритмичные сосательные движения.

После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраня­ется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечива­ющих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При по­ражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании на ладонь ребенок открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Хватательный рефлекс

При надавливании на ладони ребенка его пальцы рефлекторно сжимаются, обхватывая и удерживая палец исследующего.

Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.

Рефлекс Робинзона

Иногда ребенок удерживает пальцы исследователя так крепко, что его можно поднять кверху, — это рефлекс Робинзона.

Для него характерны те же закономерности, что и для хватательного.

Нижний хватательный рефлекс

Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы — в ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.

В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быст­рым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью.

В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой не­дели жизни ребенка наблюдается только первая фаза.

Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутс­твие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы — это подозрение на поражение вестибулярного нерва.

Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение — у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появ­ление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.

Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезно­вение рефлекса — о параличе Эрба.

Рефлекс Бабинского

Вызывается раздражением наружного края подошвы в направлении от пятки к пальцам. В ответ происходят: выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение и сгибание остальных пальцев.

Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.

Рефлекс опоры

Состоит из 2 фаз:

фаза — если взять новорожденного ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах;

фаза — поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.

В норме рефлекс сохраняется до 1,5-2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.

Автоматическая походка, или шаговый рефлекс

При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Рефлекс автоматической ходьбы в норме исчезает к 2-м месяцам.

Снижение рефлекса отмечают у детей с поражением нервной системы, его отсутствие — у детей с поражением поясничного отдела спинного мозга.

Защитный рефлекс

Уложенный на живот новорожденный поворачивает го­лову в сторону и пытается ее приподнять.

В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удер­живать голову.

У детей с поражением нервной системы за­щитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга.

У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка на животе под влиянием этого рефлекса нарастает тонус в сгибателях — голова приводится к груди, в руках нарастает сгибательная установка и они также прижимаются к груди, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу, спина выгибается. Через 20-30 секунд эта поза сменяется плавательными движениями, переходя в рефлекс ползания.

Рефлекс ползания Бауэра

Если новорожденному, уложенному на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ног, ребенок рефлекторно выполняет движения ползания.

В норме рефлекс сохраня­ется до 3-4-х месяцев. Его сни­жение отмечают у детей, ро­дившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины параллельно позвоночни­ку новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах).

В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.

Рефлекс Переза

Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее.

В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание.

Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

Поматериалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/normy-razvitiya-rebenka-do-goda/115-bezuslovnye-refleksy-novorozhdennykh-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.