Правила воспитания детей до года

Содержание

Воспитание ребенка до года: основные моменты и советы

Правила воспитания детей до года

Первый год жизни новорожденного – это время его адаптации к окружающему миру и очень активного развития. Всего 12 месяцев, но как за этот период меняется малыш! Родители особенное внимание уделяют вопросам ухода за младенцем, его питанию и гигиене, но о воспитании забывать ни в коем случае нельзя.

Ведь именно в период до года будут заложены и сформированы основные привычки, поведенческие нормы и предпочтения, которые окажут свое виляние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Давайте выясним, как воспитывать ребенка до года, поскольку не все мамы и отцы имеют четкое представление об этом важном процессе.

Воспитание малыша по месяцам

Не существует какой-то единой и универсальной методики, по которой нужно воспитывать малышей, поскольку все дети разные и имеют свои особенности характера даже в новорожденном возрасте. В общении с малюткой вам следует, прежде всего, обращать внимание на его поведение и настроение.

Однако можно выявить какие-то общие принципы в вопросе воспитания ребенка до года. Для удобства разделим этот период на 4 основных этапа, каждый из них равен трем месяцам.

От рождения до 3 месяцев

В этом возрасте очень важно сформировать у младенца правильные привычки и предотвратить возникновение плохих, Также вам необходимо заниматься развитием сенсорных ощущений и первых навыков общения у крохи, он должен реагировать на звуки и обращение к нему. Маме необходимо много разговаривать с малюткой, петь ему песенки и потешки, комментировать все, что она делает. Первые задатки коммуникации ребенок проявит в виде агуканья.

К концу данного этапа у малыша должны сформироваться следующие привычки и навыки:

  • засыпать самостоятельно без укачивания;
  • на улице засыпать без пустышки;
  • удерживать головку;
  • некоторое время уметь развлекать себя самостоятельно, пока матери нет рядом.

Не разрешайте малютке сосать пальчики, иначе эта привычка у него закрепится на будущее.

От 3 месяцев до полгода

Это второй этап в воспитании малышей до года. Именно сейчас идет зрительное, сенсорное, эмоциональное развитие грудничка быстрыми темпами.

Важно сейчас знакомить его с богатством окружающего мира: включать мелодичную спокойную музыку, привлекать внимание к различным звукам природы, дома и за окном, при этом называя их. Младенец в ответ будет подражать взрослым и пытаться воспроизвести сказанное ими.

Нужно проводить занятия, когда грудничок выспался и весел, иначе они станут для него обузой и не принесут удовольствия.

Любовь и положительные эмоции, полученные ребенком на данном этапе, станут основой его дальнейшего развития.

От полугода до 9 месяцев

На первый план в процессе воспитания малютки выходит его физическое развитие, так как ребенок становится очень активным, ползает, умеет сидеть, а некоторые детки даже начинают ходить. Дайте младенцу возможность свободно передвигаться по дому, но обязательно позаботьтесь о его безопасности – уберите все опасные предметы и закройте острые углы.

Важно на данном этапе выработать у ребенка следующие привычки:

  1. ходить самостоятельно на горшок – для этого усаживайте малыша на него после еды и сна, до прогулки и после нее, постепенно он привыкнет;
  2. мытье ручек перед кормлением – необходимая привычка для выработки чистоплотности, постепенно ребенок самостоятельно начнет подставлять под струю воды свои ладошки;
  3. ежедневная чистка зубов – после 6 месяцев у детишек начинают прорезываться зубки, для их чистки нужно приобрести специальную щетку и научить малыша пользоваться ею;
  4. кушать в нагрудничке – перед кормлением обязательно надевайте на малютку нагрудничек и объясняйте, для чего он нужен, так ребенок поймет, что нужно соблюдать чистоту и нельзя пачкать вещи.

Для пресечения неправильных поступков необходимо познакомить малыша со словами «нельзя», «хватит», «нет». При этом важно объяснить, почему нельзя поступать таким образом, что это нехорошо, некрасиво. Ребенок должен понимать смысл этих запретов и реагировать на них, иначе они для него не будут иметь никакой силы.

Для формирования и развития коммуникативных навыков играйте с крохой, называйте предметы, рассматривайте картинки, разыгрывайте представлению с игрушками, все слова хорошо и правильно проговаривайте, не коверкая их.

Делимся секретами:

От 9 месяцев до года

В это время все малыши делают свои неумелые шаги, ваша задача – внимательно следить за ними. Не кричите на младенца, если он что-то сделал не так или упал, так вы можете его сильно напугать. Наоборот, поощряйте ребенка, если он самостоятельно встает и пытается пойти.

Интеллектуальное воспитание заключается в том, что необходимо познакомить ребенка с назначением различных предметов.

Прививайте ему навыки совершать различные действия с игрушками: машинку нужно катать, в барабан бить. Показывайте малютке предметы различные по форме, текстуре и цвету, рассказывайте о них.

Можно устраивать для ребенка представления с напальчиковыми игрушками – они способствую развитию памяти, речи и воображения.

В этом возрасте младенец начинает опасаться незнакомых ему, чужих людей, зато сильно привязывается к матери, папе и ближайшему окружению. Проводите с ним больше времени, не повышайте голоса и не раздражайтесь.

Основные принципы в воспитании малыша до года

Главные черты характера малыша формируются и закладываются как раз в период до года, но проявляются чуть позже – к 3-4 годам. Воспитание ребенка до года должно основываться на базовых принципах, соблюдение которых требуется от родителей.

  1. Воспитывать ребенка должны оба родителя. Именно в первый год жизни новорожденного формируются его дальнейшие представления о семье, поэтому он должен видеть и четко представлять роль матери и отца. Безусловно, большая часть забот о малютке ложится на материнские плечи, но и папа не должен оставаться в стороне, он должен помогать женщине, освобождать ее на некоторое время от ухода за ребенком, чтобы она успела отдохнуть и набраться сил.
  2. Малютке с первых дней необходимо слышать равномерную, спокойную и правильную речь родителей, это поможет развить память, слух и коммуникативные навыки на будущее.
  3. Очень важен для малыша тесный контакт с мамой. Раздражение, грубость, отсутствие внимания и общения с самым близким человеком могут стать для ребенка причиной стресса и недомогания. Однако не стоит приучать младенца к рукам.
  4. Важно, чтобы физическое воспитание соответствовало способностям и уровню развития организма ребенка. Не надо идти на опережение и, например, пытаться усадить малютку раньше 3 месяцев. Неправильные действия могут вызвать даже серьезную патологию, так как кости младенца еще не окрепли.
  5. Режим дня – отличная возможность для матери передохнуть и заняться своими делами, а для крохи он будет полезен тем, что приучит его к порядку и систематичности.
  6. Уверенность в себе – молодая мамочка должна быть твердо уверенна, что с ее младенцем все в порядке, и не вздрагивать от каждого крика или кряхтения. Своим беспричинным беспокойством мамочка может вызвать нервозность и у малютки.
  7. Систематичность должна стать основой воспитания, нерегулярные действия от случая к случаю должного эффекта не дадут. Результат может принести только ежедневная практика.
  8. Мать должна решать, как ей кормить младенца (лежи или сидя), как носить его на руках. Возможно, грудничок хочет кушать в той позе, чтобы мама сидела, но ночью ей гораздо удобнее лежать. Главной должна быть линия поведения матери. Но не переусердствуйте со строгостью и упорством, ласково разговаривайте с малюткой и не проявляйте по отношению к нему грубость.

Малыш в первые месяцы своей жизни впитывает все, словно губка, хотя пока и не может выражать свои мысли. Однако все увиденное и услышанное им в этом возрасте откладывается в его подсознании и влияет на дальнейшее поведение.

Воспитывать ребенка следует личным примером, родителям необходимо строго контролировать свои действия и поступки. Важно прививать крохе доброжелательность к окружающим людям, не надо его никем пугать.

Демонстрируйте ему хорошее отношение к животным, детям.

Приучаем малыша к самостоятельности

Многие молодые мамы не знают, как правильно оторвать младенца от груди, стоит ли его укладывать спать вместе с собой. По этому вопросу есть две различные точки зрения:

  1. классическая система призывает к самостоятельности и раннему отделению малютки от мамы – ребенок должен один спать в кроватке, самостоятельно играть и развлекать себя, считается, что так он быстрее приучится к самостоятельности, но многие считают, что малышу не будет хватать родительской заботы, внимания и ласки;
  2. современные специалисты считают, что малышу нужно больше времени проводить с родителями, находиться на руках или в слинге во время прогулки, спать с ними.

Во всем нужна мера и здравый смысл, не стоит впадать в крайности. Если малыш слишком беспокоен можно уложить его спать к себе, а затем перенести в его кроватку.

Если кроха плачет

Некоторые молодые мамочки буквально впадают в панику при плаче малютки и не знают, что им делать. Здесь также присутствует два различных принципа:

  1. согласно традиционной системе не стоит подходить к малютке всякий раз, когда он заплакал, пусть лучше он «выплачется», а затем успокоится;
  2. согласно современным взглядам плач ребенка в любом возрасте необходимо останавливать, иногда достаточно просто взять младенца на руки, и он плач прекратится, так малыш вырастит более спокойным.

Какую методику выбрать, решить должны родители сами.

Уделяйте своему младенцу побольше внимания, хвалите его и поощряйте. Помните, что ваш малыш во всем вам подражает, его жесты, слова и поведение – это отражение родителей.

Вам также может понравиться

Источник: https://KrohaPuzz.ru/razvitie-mladenca/vospitanie-rebenka-do-goda.html

Воспитание ребенка до года: советы и рекомендации родителям

Правила воспитания детей до года

Воспитание ребенка до года — сложная задача для неподготовленной пары. Родительство — одна из основных функций человека, делающих его счастливым. Однако наряду с моментами счастья, радости, нежности и заботы появляются и проблемы, сложности, сомнения.

Каждый родитель понимает, что теперь на нем лежит психологическая ответственность – вырастить и воспитать не только здоровую, гармоничную личность, но и достойного члена социального общества.

Поэтому краеугольным камнем, а не редко и камнем преткновения становится вопрос воспитания.

Психология малыша до 1 года

Притчу о мудреце, который ответил пришедшим к нему родителям, что они потеряли ровно столько времени для воспитания, сколько исполнилось их ребенку – знают все. Ее можно встретить повсеместно, и трактовки порой у нее самые различные.

Народная мудрость гласящая, что ребенка надо воспитывать пока он помещается в поперек кровати, а также повсеместная популяризация методик раннего развития детей – все это наталкивает родителей к мыслям о воспитании с самых первых дней жизни малыша.

В чем заключается воспитание младенцев? В чем особенности воспитания ребёнка до года? Какими методиками нужно пользоваться, что воспитать достойного человека? Куча подобных вопросов роится в голове у родителей. Начнем разбираться по порядку.

Воспитание малыша: основные моменты

Что бы воспитывать малыша до года, нужно определиться с самим понятием воспитания. Что для вас есть воспитание?

  • научение малыша навыкам самообслуживания и гигиены (к году должен сам есть ложкой и проситься на горшок);
  • применение различных интеллектуальных развивающих методик (обучение буквам, цифрам, азам чтения и др.);
  • применение методик физического развития и закаливания (разнообразные гимнастики, йога для новорожденных, обливание водой, обучение плаванью с первых дней и др.)
  • формирование у ребенка положительных привычек и предупреждение вредных (следить, чтоб не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал самостоятельно, без укачивания и др.)
  • поиск сферы, в которой «у него есть способности» (малышам дают краски, чтобы они рисовали, сажают за музыкальные инструменты, чтобы они играли, дают пластичные массы для лепки и др.)
  • постоянное нахождение рядом с малышом и исполнение всех его желаний;
  • стремление как можно раньше сделать из ребенка «самостоятельную личность», которая будет развиваться и расти и без
  • присутствия рядом родителей (таких малышей родители никогда не берут к себе в кровать, не держат на руках, чтобы «не приучить к рукам», оставляют подолгу в манеже или кроватке, реагируют на крик и плач малыша тогда, когда могут, а не сразу).

Конечно, список толкований понятия «воспитание ребенка до года» можно продолжать и далее. Главное чтобы вы, как родитель, нашли свое толкование, поняли, зачем и почему вам нужно воспитывать ребенка, чего вы хотите добиться в процессе воспитания?

Каждый родитель преследует конкретную цель: кто-то хочет, чтобы ребенок стал к году самостоятельным, и его можно было быстрее отдать в садик, кто-то хочет видеть своего ребенка гением и готов сутками напролет возиться с ним, чтобы раскрыть его талант и способности.

Есть родители, которые прививают малышу свои пищевые и мировоззренческие привычки (например, кормят вегетарианской едой, каждую неделю посещают с малышом церковь, или не вводят естественный прикорм, выдерживая малыша полностью на грудном питании и др.).

Ответив себе на вопрос, какого результата я хочу добиться в результате воспитания, сразу ответьте и на ряд других вопросов:
  1. полезно ли самому малышу такое воспитание?
  2. Не вредит ли оно его развитию?
  3. Не является ли это вымещением своих подсознательных желаний? (Вдруг, не добившись больших высот в жизни, вы будете насильно заставлять малыша добиваться высоких целей, чтобы реализовать свои желания и нереализованные потребности?)
  4. Востребован ли в обществе такой результат?

К сожалению, очень часто, родители начинают воспитывать своих детей в угоду новомодным течениям, в угоду своим комплексам и нереализованным желаниям, в стремлении воспитать «супер-человека будущего века» и т.д.

Нередко слепо действуя чужим советам и рекомендациям, родители забывают об элементарных понятиях «любовь», «нежность», «забота».

Разбираясь в вопросах воспитания малышей до года, нужно, прежде всего, отталкиваться от своих взглядов и предпочтений, опираясь на особенности и индивидуальность вашего малыша.

Ошибочно предполагать, что ребенок до года ничего не понимает, так же, как ошибочно во всем ориентироваться только на его желания и требования.

Правила воспитания детей до одного года

В конце скажем о правилах, которые должны присутствовать в любом случае, какую бы стратегию поведения и воспитания вы не выбрали:

  • любите малыша непредвзято, за то, что он есть, проявляйте свою любовь и заботу в эмоциях, взглядах, прикосновениях, а не в игрушках и вкусностях;
  • выдерживайте «золотую середину», требуйте от малыша то, что ему по силам и не пускайте все на самотек. требования, запреты и разрешения должны быть одинаковы у всех людей, окружающих малыша.

Если один и родителей будет играть в «хорошего», разрешать то, что не разрешает другой родитель (один разрешает руками лезть в тарелку, а второй нет), и будет минимизировать требования другого, это будет благодатной почвой для развития у малыша плохих привычек и патологических паттернов поведения.

В заключении хочется сказать, что целостную, гармоничную личность может вырастить и воспитать такая же, целостная, гармоничная личность, поэтому не забывайте про собственное развитие и личностный рост.

Не пытайтесь выместить свои комплексы, невротические проявления и другие проблемы в малыше.

: воспитание ребенка до года по месяцам -доктор Комаровский

Источник: https://womanss.ru/vospitanie-rebenka-do-goda-sovety-roditelyam.html

Воспитание ребенка возрастом до одного года

Правила воспитания детей до года

Всем привет читатели и гости сайта «Семья и детство». Может это и странно звучит, но детей следует воспитывать в младенческом возрасте. В первый год жизни маленького человека закладываются нормы хорошего поведения в старшем возрасте.

Нужно внимательно следить за развитием детей. Именно в первый год у ребенка формируются навыки аккуратности и основы морали и этики. Благодаря достаточному вниманию он сможет развиваться с каждым днем.

В раннем возрасте формируются положительные и отрицательные привычки. От влияния родителей будет зависеть будущее поведение детей. Младенец учится гигиене и общению со взрослыми. Множество различных умений, которые полезны для ребенка формируются именно в первый год его жизни.

Определенные задачи родителей в воспитании детей в первый год жизни

Развитие положительных качеств и угнетение негативных привычек должно стоять на первом месте при воспитании ребенка. Нужно тщательно следить за каждым шагом детей.

Правильное воспитание ребенка до года должно состоять с достаточным количеством внимания от родителей. В этот год будут заложены все положительные качества взрослого человека.

Благодаря родителям из ребенка вырастет достойный член общества.

Первый этап воспитания ребенка

Первые 12 месяцев можно поделить на несколько этапов. В эти периоды следует предоставить максимум внимания для детей. Все этапы воспитания ребенка до года должны четко соблюдаться для правильного развития.

Первый этап – 3 месяца, заключается в формировании положительных привычек и предупреждении негативных во время развития ребенка. За это время дети должны научиться спокойно засыпать без пустышки и не требовать постоянное внимание для сна. Желательным будет отсутствие укачивания во время засыпания.

Ребенок должен научиться показывать родителям, что пора менять подгузник. Это будет развивать его этическое поведение и послушность перед родственниками. Предупреждение сосания пальцев должно предотвратить множество вредных привычек в будущем и положит начало для развития ребенка.

С помощью звуков и зрения малыш учится ориентироваться в пространстве. Мама должна постоянно следить за состоянием подгузников и менять в случае надобности. Ребенка нужно постоянно мыть, ведь он особенно нуждается в чистоте.

Нужно использовать специальные кремы для подгузников. Для того чтобы заложить ребенку культуру гигиены следует начинать утро малыша не только с улыбки, но и ежедневных гигиенических процедур. Обязательным является постоянное умывание детей, а также всего тела ребенка. За первые месяцы жизни младенец учится держать головку и не издавать посторонних звуков.

Ребенок должен подымать голову, когда лежит на животе. Такое упражнение поможет ему развиваться с большей скоростью. В таком положении тренируются мышцы спины и шеи, что очень полезно для организма.

Постоянные рассказы и сказки для малыша помогут его успокоить. С ним нужно играть для того, чтобы он мог перестать плакать и беспокоиться.

Когда ходите гулять с ребенком, следует постоянно комментировать действия и разговаривать с ним.

Второй этап воспитания ребенка

Второй этап протекает в течение следующих трех месяцев.  В первый год жизни малыша от родителей требуется максимальная осторожность. В следующие три месяца совершенствуют сенсорное развитие малыша. В этот период он готовится к речи в быстрых темпах. Чтобы малыш учился издавать звуки, следует включать ему различную музыку.

Родители должны следить за всеми новыми звуками для оптимального развития младенца. Он должен не только слушать музыку, но и прислушиваться к посторонним звукам, поющим птицам и многому другому. Именно с помощью родителей ребенок сможет получше узнать окружающий мир и привыкнуть к нему.

Чтобы ребенок мог умственно развиваться, он должен чаще разговаривать со взрослыми. Папа и мама должны играть с малышом для развития всех видов восприятия окружающего мира. Играть с ним следует только во время бодрствования, а для этого нужно, чтобы младенец был постоянно сыт и отдохнувший.

В этот период развития ребенок учится эстетическим элементам. Развивается его нравственность и другие детали воспитания. Важным моментом является общение со взрослыми, что поможет успешно развиваться с каждым днем. На основе радости, которую воспитывает ребенок и закладываются все эстетические восприятия.

Третий этап воспитания ребенка

В период следующих 3 месяцев повышается активность ребенка. Он начинает ползать и садиться, в некоторых случаях младенец может начать ходить. В этом периоде большое внимание уделяется физическому развитию ребенка.

Его можно начинать учить горшочку, а с 7 месяца можно мыть руки перед едой. Это поможет учить ребенка гигиене. Для того чтобы заложить ребенку аккуратность, следует смотреть за чистой одеждой. Дети должны учиться контролировать свои движения и максимально быстро развивать моторику.

Начиная с 8 месяцев, следует научить малыша различать глазки, носик, ушки и другие органы. В этом возрасте правильное воспитание до года требует учить ребенка пользоваться игрушками. Во время общения с ребенком нужно сдерживать свои эмоции и не говорить плохих слов. Когда малыш сделал что-то неправильно, следует взять его руку и объяснить все.

Четвертый этап воспитания ребенка

В этот период продолжается улучшение физических способностей младенца, он учится разговаривать. Здесь нужно учить детей ходить самостоятельно. Для этого следует держать их за обе ручки, а потом за одну, а позже он будет ходить один. Нужно поощрять ребенка за каждое действие.

Учеба пользования различным предметам позволит развивать умственные свойства ребенка. На данном этапе развития полезным будет показывать ребенку различные кукольные представления и игры. Это поможет развивать речь, внимание и память в нужном объеме.

Музыка сопровождается песнями, чтобы ребенок научился говорить, как можно раньше. Особое отношение к родителям, другим родственникам и животным будет развивать нравственность и эстетическое восприятие ребенка. Достаточное внимание для малыша поможет ему развиваться на нужном уровне и позволит учиться с каждым днем.

И на последок посмотрите воспитание ребенка до года на видео. В этом видео одна из наших постоянных читательниц делиться с вами своим опытом и основными выводами, которые сделала для себя за этот период.

Похожие темы:

Екатерина Богданова

P.S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.

Источник: https://semya-i-detstvo.ru/vospitanie-rebenka-vozrastom-do-odnogo-goda.html

Воспитание ребенка до года

Правила воспитания детей до года

Многие родители думают, что воспитание ребенка до года ненужная мера и применяют воздействия воспитательного характера только тогда, когда ребенок начинает говорить или открыто проявлять скрытые до того стороны своего характера, но они глубоко заблуждаются. До года можно многое выявить и развить как в психологическом, так и педагогическом плане.

Первое, на что нужно обратить внимание – это темперамент. Именно он проявляется в первые же мгновения нашей жизни и остается с нами до последнего вздоха. Воспитание ребенка до года начинается именно с определения этого аспекта личности.

К сожалению, или к счастью, темперамент не проявляется в «чистом» виде и, в основном, является смешанным, поэтому трудно определить к какому типу относится ребенок. Но известный британский психолог Пенелопа Линч, которая посвятила свою жизнь изучению факторов, влияющих на развитие детей, в своих работах выделяет четыре основных типа малышей, с различными свойствами темперамента.

1. «Несчастливые» дети

Этот ребенок с первых же месяцев своей жизни чувствует себя несчастным и долго привыкает к режиму дня и разнообразию питания.

Как проявляют себя?

Он постоянно чувствует усталость, ничто его не радует, ему очень труднозабытьсяиуснуть. Ребенок часто плачет, требует поесть, но, получив желаемое, не получает от этого удовольствия.

Сразу после кормления он не засыпает, но и не хочет внимания от родителей, а даже против проявлений заботы с их стороны. Скорее всего, ночью спать он тоже не захочет и будет часто просыпаться.

Также вес он будет набирать очень медленно, поскольку будет капризничать и не давать себя покормить.

Как себя вести родителям?

Есть ряд советов, как справиться с таким ребенком:

1. Несмотря ни на что показывайте свою любовь младенцу, даже если и не можете добиться ответной реакции. Рано или поздно «лед растает», и он подарит первую несмелую улыбку.

2. Не все любят прохладу, поэтому попробуйте держать его в тепле и, если это улучшит настроение ребенка, продолжайте данную практику.

3. Наблюдайте за тем, как он себя ведет на руках. Если ему это нравится, то поэкспериментируйте со слингом.

Воспитание ребёнка от 0 до года

Правила воспитания детей до года

на Bebeshka.info » Молодая мама

2166 / 29.09.16 09:00 /

С первого же месяца после рождения ребёнка начинается его всестороннее развитие. Разумеется, его правильность и всесторонность будет зависеть от действий родителей малыша, постоянно его опекающих.

Гармоничным можно назвать только такое развитие, которое содержит умственную, физическую и психологическую составляющие, каждую из которых нельзя игнорировать.

Психологи отмечают, что если родители усердно занимаются развитием детей младше одного года, то впоследствии эти детишки становятся более самостоятельными. Так что потраченные на раннее воспитание усилия сполна воздадутся в будущем.

Общие рекомендации родителям

На первом году кроха ещё не может чётко и понятно выражать мысли и желания, но он продолжает при этом очень активно впитывать поступающую извне информацию. Так, если при ребёнке мама будет часто нервничать, кричать или говорить повышенным тоном, то вполне вероятно, что и малыш затем начнёт добиваться желаемого подобным поведением.

Также и отец может внести свою лепту в неправильное воспитание, если будет курить, пить и материться в присутствии малыша – тогда, подрастя, ребёнок проявит ассоциативное поведение и будет тянуться к вредным привычкам.
В этом возрасте родители должны заложить в ребёнка максимум предпосылок для всестороннего общего развития его личности.

Гораздо лучше, чтобы вместо скандалов ребёнок слышал классическую музыку или хотя бы пение родителей. Малыша чаще нужно брать на руки, танцевать с ним, рассказывать ему сказки, просто говорить с ним, рассказывая о повседневных делах.

По мнению психологов, дети, с которыми их родители часто разговаривают, намного раньше начинают говорить, чем те крохи, которые обделены родительским вниманием. Кроме того, чем раньше развивается речь, тем более высокого интеллектуального уровня способен достичь ребёнок.

Мероприятия по развитию малышей не старше одного года должны соответствовать их конкретному возрасту, имеет смысл начинать те или иные обучающие и развивающие занятия лишь тогда, когда малыш будет к ним готов. Поэтому родителям важно знать, какие у малышей наблюдаются психологические и физиологические особенности буквально по месяцам.

Первый период – от 0 до 3 месяцев

В этот момент у малыша нужно сформировать правильные привычки и не допустить появления вредных, развить сенсорное восприятие и заложить основы общения. В этот период также важно организовать правильный режим питания, чтобы ребёнок хорошо прибавлял в весе и одновременно приучался жить по расписанию. На первом этапе у малыша должны закрепиться следующие привычки:

  • держать головку;
  • на улице засыпать без пустышки;
  • засыпать без укачивания;
  • если испачкался подгузник – подавать признаки беспокойства;
  • научиться непродолжительное время развлекать самого себя, лёжа в кроватке;
  • реагировать на свет и звук, ориентироваться в пространстве.

Нужно внимательно относиться к гигиене ребёнка. Мама каждое утро должна начинать с улыбки малышу и гигиенических процедур: нужно умыть личико и ручки крохи, подмыть его и заменить подгузник. Эти процедуры, проводимые ежедневно, у малыша будут формировать хорошую привычку к чистоте.

Кожа ребенка ещё очень нежная, поэтому её нужно обрабатывать присыпкой или детским кремом. Чтобы малыш учился держать головку, его нужно укладывать на животик, даже несмотря на его протесты. Со временем эта процедура станет для него привычной, а мышцы спины и шеи наберут силу.

День ото дня кроха всё больше времени будет проводить, лёжа на животе и взирая на мир, который «не опрокинут».
Для выработки языковых навыков нужно вначале научить малыша «агукать», а для этого с ним нужно играть. Хорошо, чтобы он слышал потешки и песенки.

Любое действие, связанное с младенцем, необходимо устно комментировать, рассказывая, как меняется памперс, надевается кофточка или штанишки. Во время разговора с малышом ему нужно улыбаться, закладывая тем самым культуру общения.

Очень важным воспитательным действием является приучение малыша спать в своей кроватке. Ему нельзя позволять сосать пальцы, чтобы эта вредная привычка не закрепилась.
1 7 секретов тайм-менеджмента от мамы погодок

Молодым мамам очень помог бы тайм-менеджмент, что фактически означает распорядок дня — умение правильно распределить своё время. С помощью несложных п …

Второй период – от 3 до 6 месяцев

Этот этап продолжается следующие три месяца, в течение которых происходит очень активное развитие зрительного, слухового и сенсорного восприятия. В этот период малыша нужно подготавливать к будущей речи. Ему полезно включать мелодичную лёгкую музыку разных жанров: не только классику, но и детские песенки, народные мотивы, даже современная эстрада подойдёт.

Чтобы малыш по-разному пищал и лепетал, его внимание нужно привлекать к различным звукам. При ознакомлении крохи с окружающим миром ему нужно дать услышать чириканье воробьёв, шелест листьев, шум струящейся воды, поскольку в этом также состоит частица познания.
В этом возрасте умственное развитие малыша продолжается в общении.

Родители, играя с малышом, должны оттачивать его зрительное, слуховое и тактильное восприятие. К занятиям с ребёнком следует приступать, когда у него период активного бодрствования, его ничто не беспокоит и у него хорошее настроение, иначе время занятий будет потрачено зря.

От игры и занятий малыш должен получать удовольствие, а если он капризничает, голоден или болен, то занятия следует отложить.
С трёх до шести месяцев закладываются основы эстетического и нравственного воспитания посредством общения малыша со взрослыми, подкреплённые любовью и радостью, проявленными к малышу.

Ежедневный распорядок должен обязательно содержать зарядку и массаж, причём упражнения становятся разнообразнее и нацелены на подготовку дитя к ползанью.

Третий период – от 6 до 9 месяцев

Малыш уже становится любознательной непоседой, а его активность многократно возрастает. К этому времени дети обычно умеют садиться, ползать, пытаются вставать (а иные – даже ходить), поэтому особенно важной становится физическая подготовка.

Ребёнку нужно позволить свободно перемещаться по жилищу, а для этого все помещения нужно максимально обезопасить (спрятать бьющиеся предметы, провода и бытовую технику).

Дети этого возраста обожают копаться в шкафах, и этому не нужно препятствовать, а лишь заранее удалить оттуда все опасные предметы, заменив их игрушками либо вещами, с которыми малыш может безопасно поиграть.
Укреплять физическую форму следует массажем и зарядкой, дополнив её новыми упражнениями и движениями.

Уже на этом этапе можно начинать приучение к горшку, сажая малыша на него до и после прогулки, а также после кормления и сна. Через какое-то время он поймёт, чего от него хотят. Примерно в 7 месяцев малыша можно начать приучать мыть перед едой руки.

Когда ребёнок привыкнет к этой процедуре, то будет тянуть ручки к струе воды уже самостоятельно. Так у него будет вырабатываться чистоплотность. Привычка аккуратности у ребёнка воспитывается, когда мама перед кормлением надевает ему нагрудник, а испачканную одежду незамедлительно заменяет чистой.

Причём все эти действия родители должны проговаривать и втолковывать малышу, что в грязной одежде ходить нехорошо, поэтому нужно быстро надеть всё чистое. Во вторые полгода жизни у детей начинают резаться зубки.

Чтобы ухаживать за полостью рта младенца, ему нужно приобрести специальную зубную щётку для самых маленьких и приучать его пользоваться ей ежедневно.

Для любых детей очень важна игровая деятельность, с помощью которой они также познают мир.

После полугода малышу можно показывать колокольчик и ладушки, комментируя при этом все движения. Через один-два месяца можно демонстрировать малышу действие простейших игрушек: как катится мячик, как у машинки крутятся колёса, как кружится юла. В этот же период следует приступить к изучению частей лица, показывая малышу на глаза, нос, лоб, уши и зубы. Дети не сразу это понимают и вначале определяют эти части тела у взрослых и игрушек, и только позднее могут находить их у себя. Если придумать подходящую песенку, то под неё кроха с удовольствием покажет свои знания. Подобные занятия в этом возрасте нужно проводить ежедневно.

Чтобы пресечь совершение нехороших поступков, нужно познакомить малыша со словами «нельзя» и «нет». Если он стал драться во время игры, то его нужно взять за ручки, произнести чётко слово «нельзя» и объяснить, почему (мне больно). Мотивировать запрет нужно, чтобы малыш учился реагировать на запрещающее слово, иначе он просто будет его игнорировать.
После полугода у малыша активно начинают проявляться первые навыки речи. Ему нужно читать стишки, показывать картинки, разыгрывать с игрушками небольшие представления, не прекращая с ним разговаривать в ласковой, доброжелательной тональности, но слова при этом произносить правильно, не искажая их и не «сюсюкая».

2 Я в ярости, я сейчас буду ругаться, что мне делать?

У всех родителей бывают моменты, когда они срываются на детей, выплёскивая свои бессилие и усталость, накопленные за долгое время. Но далеко не все мо …

Четвёртый период – от 9 до 12 месяцев

В последние три месяца первого года жизни малыша в воспитании присутствуют все сферы его деятельности: он уже активно общается со старшими и пытается самостоятельно ходить. Его попытки самому встать на ножки следует поощрять, а водить его нужно, вначале держа за обе, а позднее, лишь за одну ручку.

Рано или поздно настанет момент, когда он сможет стоя удержать равновесие без посторонней поддержки хотя бы на несколько секунд. Подвести его к этому можно, заинтересовав игрушкой, вложенной в обе детские ручки.

Нельзя препятствовать малышу подниматься в удобном для него месте, иначе он может воспринять это как общий запрет на вставание и откажется от дальнейших попыток. В рамках умственного развития малышу прививаются навыки манипулирования предметами.

Ему следует показать, как катать машинку, дуть в свистелку, бить в барабан, брать и есть яблоко. Представление с одеваемыми на палец куклами прекрасно развивает детское воображение, его речь и память, несмотря на свою простоту.

Ближе к году внимание ребёнка можно обратить на разные формы и размеры предметов, и материалы, из которых они сделаны.

Пусть он разделяет кубики от мячиков, выбирает лишь деревянные или пластмассовые предметы. Выбор по соотношению размеров отлично тренируется при игре с матрёшкой или пирамидкой из колец. Ребёнка очень удивляет, как из одной матрёшки появляется меньшая, затем ещё одна и ещё.

Для полноценного воспитания важно продолжать тесное общение с ним, но, только не сюсюкая и не копируя его речь, иначе у малыша может закрепиться дефект речи, который без логопеда потом не исправить. Ребёнок должен слышать правильную речь и не принимать искажённые звуки за правильные.
Объяснениями и собственным примером в малыше нужно воспитывать доброе отношение к людям, животным и к окружающему миру. Его добрые поступки нужно поощрять, а негативные пресекать. В семье нужно установить доброжелательную атмосферу, поскольку стиль отношений между родителями будет взят ребёнком за образец. Если, заигравшись, малыш начинает драться, то его действия нужно без улыбок пресечь, произнося слово «нельзя» категорично и строго, чтобы малыш запомнил это слово и отреагировал на него серьёзно. Поскольку дети во всём стремятся копировать поведение взрослых, то тем нужно, прежде чем что-то запрещать, хорошенько подумать о собственном поведении. Нужно также продолжать физическую зарядку, привнося в неё новые упражнения.

Чтобы развивать память, речь и внимание малыша, ему нужно продолжать чтение стихов (лучше произведений К. Чуковского и А. Барто для этого не найти). Также устраивать кукольные мини-представления, играть в пальчиковые игры, проводить музыкальные занятия.

К году малыш должен уметь:

  • показать у себя разные части тела;
  • махать ручкой;
  • делать ладушки;
  • уметь правильно действовать с игрушками (мяч катать, машинку возить и т. д.).

Его нужно приучать есть самостоятельно (вначале руками, а потом ложкой) и пить из кружки.
Дети в этом возрасте – пластичный материал, легко поддающийся как формированию, так и деформации: что будет слеплено, то и получится впоследствии.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/molodaya-mama/vospitanie-rebenka-ot-0-do-goda/

Каковы особенности воспитания ребенка до года?

Правила воспитания детей до года

Молодые родители все свое время и все свои мысли посвящают своим малышам. Их силы направлены на соблюдение правильного режима дня и питания детей, на сохранение их здоровья, привитие необходимых двигательных навыков и развитие мышления. Но не менее важным будет воспитание ребенка до года.

Малыш кажется вам несмышленым и ничего не понимающим, но уже на ранних этапах у него происходит закладка привычек, личностных особенностей и склонностей.

Воспитание ребенка до года так же важно и первоочередно, как и умственно-физическое развитие крохи.

Психологи выделяют 4 специфических этапа взросления грудничка, ведь в зависимости от возраста малыша, отличаются цели и методики, определяющие, как воспитывать ребенка до года.

От 0 до 3 месяцев

Воспитание ребенка до года должно начинаться с первых дней жизни крохи. В период до 3 месяцев вы уже можете начинать формировать у дитя положительные стороны и оберегать его от возникновения вредных привычек, которые могут усложнить его и вашу жизнь. Психология детей на этом этапе очень подвижна, и поэтому вы можете изначально задать «правила игры».

  • Вы можете приучить младенца до трех месяцев засыпать без груди или пустышки;
  • будет удобно, если кроха сможет успокаиваться и засыпать без укачивания;
  • начинайте приучать малыша к самостоятельности, оставляя его в кроватке одного на некоторое время так, чтобы вы были вне поля его зрения;
  • когда малыш научится управлять своими ручками, не позволяйте ему сосать пальчики и кулачки;
  • будет хорошо, если младенец научится показывать своим недовольством необходимость смены подгузника, так вы сможете вовремя его переодевать, а грудничок усвоит способ общения с вами.

Утро у детей должно начинаться с гигиенических процедур. Когда малыш проснется, отправляйтесь в ванную, чтобы умыть его глазки, ручки и освежить половые органы после подгузника. Такие ежедневные процедуры приучат кроху заниматься своей гигиеной по утрам. Вечерние купания детей преследуют эту же цель.

Ребенок, которого регулярно умывают по утрам и вечерам, привыкает к такому режиму и, повзрослев, не будет забывать о гигиене.

В период до 3 месяцев помимо любви к собственной чистоте следует формировать у детей привычку к физическим упражнениям. На этом этапе зарядка будет заключаться в выкладываниях на животик.

В таком положении у грудничка укрепляются мышцы шеи, спинки и плечевого пояса.

Кроме развития физических навыков подобные тренировки привьют младенцу стремление заниматься упражнениями каждый день, и впоследствии он будет делать зарядку.

В этот же период происходит закладка основ общения. Вы должны очень мягко разговаривать с малышом, с улыбкой комментировать свои действия и чаще обнимать кроху.

От 3 месяцев до полугода

  1. В этот период должна идти активная подготовка младенца к речи. Закладка этого навыка начинается еще с рождения, малыш слушает вас, улавливает интонации и звуки. Сейчас грудничок начинает гулить, и ваша задача — поддержать его в этом и направить развитие его речевых навыков в нужное русло.

    Мягко, чтобы малыш не злился и не капризничал, учите его произносить определенные звуки, стимулируйте его подражательные стремления, «передразнивайте» вместе с ним шум двигателей автомобилей, писк птичек, лай собачек.

  2. Учите ребенка видеть прекрасное вокруг себя. Он еще не умеет говорить, но вполне способен понять, что вы ему рассказываете.

    Обращайте его внимание на красоту природы, зданий.

  3. Поскольку ребенок перенимает особенности общения в основном от нас самих, следите в первую очередь за собой. Недопустимо разговаривать с людьми на повышенных тонах, откровенно злиться на кого-то за глаза. Малыш все видит и слышит и может посчитать, что подобное поведение — норма.

  4. Физические занятия с малышом на этом этапе должны подготавливать его мышцы к переворачиванию и ползанию.
  5. У некоторых детей уже с 4 месяцев могут появляться зубы, и за ними нужно ухаживать. Даже если во рту у ребенка выросло всего ползубика, во избежание стоматологических проблем нужно его чистить.

    Поберите для крохи ароматную зубную пасту и покажите ему, как правильно нужно ухаживать за зубами. У одних детей этот процесс вызывает восторг, а у других малышей — резкое неприятие.

От 6 до 9 месяцев

Физическая и познавательная активность детей на этом этапе возрастает. Ваша кроха уже ползает, встает с поддержкой и без нее, садится. Наступает время приучения младенца к большей самостоятельности, но не стоит забывать и о разумных ограничениях. При воспитании малыша вы должны учитывать эти особенности.

  1. Одним из самых важных воспитательных процессов в этот период становится приучение крохи к горшку.
  2. Поскольку малыш активно ползает, и руки его при этом пачкаются, важно приучать его мыть руки перед едой. Детям очень нравится самостоятельно намыливать ручки и смывать мыло под струей воды.
  3. Приучение к аккуратности начинается, когда ребенку вводится прикорм, и он пробует держать ложку самостоятельно. Надевайте на шею малыша специальный нагрудничек, который будет защищать его одежду на случай «аварий». Некоторым детям нравится помогать мамам стирать со стола после кормления. Дайте крохе в руку салфетку и попросите убрать за собой, обязательно нахваливая маленького помощника.
  4. Малыш вырастет аккуратным, если вы будете обращать внимание на запачканную одежду и незамедлительно ее менять на чистую. Конечно, так в разы возрастет объем стирки и глажки, но нужно чем-то жертвовать. Не нужно ругать малыша за испачканную одежду, ведь он еще плохо контролирует свои движения.
  5. К завершению этого этапа ребенок вполне готов усвоить и принять слова «нет» и «нельзя», при этом они должны быть подкреплены разумным объяснением. У запретов есть свои особенности, зачастую ребенку недостаточно рассказа об опасности горячей кружки на столе, ему нужно на собственном опыте прочувствовать, что такое «горячо» и «больно».

Но во избежание лишних капризов лучше убрать подальше от ребенка те объекты, которые ему нельзя трогать и брать. Психология малыша такова, что если он видит запретный предмет — он обязательно будет стремиться взять его.

От 9 до 12 месяцев

  1. Малыш в этом возрасте активно подражает взрослым, и реальная жизнь переносится на игрушки. Сейчас самое время показать ребенку на примере мягких любимцев, что такое любовь, забота и нежность. Игрушки могут «поругаться» или «подраться», а младенец должен их пожалеть.
  2. Прививайте крохе внимательное отношение и к окружающим людям.

    Просите годовалого ребенка вести себя потише в утро выходного дня или по ночам, когда все домашние спят. Говорите малышу, когда плохо себя чувствуете, он должен научиться принимать подобные «слабости» со стороны взрослых. Уважение и заботливое отношение к близким закладывается в раннем возрасте.

  3. Приучайте младенца бережно относиться к игрушкам.

    Если малыш намеренно сломал что-то — отругайте его. Психология отношения к окружающим объектам и людям формируется именно в этом возрасте, поэтому вы должны твердо направлять поведение годовалого малыша в нужно русло и объяснять ему, что правильно, а что недопустимо.

  4. Ребенок уже вполне способен убирать за собой свои игрушки, и ваша задача — мягко просить его об этом, чтобы не вызвать протест и отторжение. Поначалу вы можете помогать малышу складывать их в коробки, но постепенно начинайте избегать этого занятия. Хвалите младенца и говорите, какой он хороший помощник.

  5. Поскольку малыш уже начинает ходить и контактировать с детьми на площадке, вы должны следить за его поведением и немедленно корректировать его. Если младенец ударил другого ребенка или взял чужие игрушки, — строго отругайте его и извинитесь перед «потерпевшим». Грудничок должен усвоить урок и осознать правила общения со сверстниками.

    Обязательно объясняйте малышу, почему вы его отругали и как следует себя вести. Психология ребенка уже достаточно зрелая, чтобы понять ваше требование поступать правильно и следовать вашим наставлениям.

Общие рекомендации

Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.

  • При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
  • разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
  • вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
  • важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
  • в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/vospitanie-rebenka-do-goda-po-mesyacam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.