Психолог по воспитанию детей
Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста
С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.
С рождения и до года
Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер.
В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили».
А довольны ли мы своим воспитанием?
Детская психология различает два подхода к плачу младенца:
- традиционный;
- детоцентристский.
Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании.
Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу.
У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.
Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!
Воспитание от 1 года до 3 лет
Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.
Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:
- уметь слушать;
- говорить коротко;
- предоставлять выбор.
В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.
Важно, чтобы в играх была задействована мелкая моторика.
Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.
Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.
В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту.
Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим.
Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.
Важно помнить, что любые запреты и ограничения должны быть логически обоснованными. Не ленитесь объяснять, почему «нельзя», что такое хорошо, и что такое плохо. Предоставляйте право выбора.
Воспитание от 3 до 5 лет
Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.
Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.
Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:
- нежелание малыша расставаться с родителями;
- боязнь, что его не заберут домой;
- одиночество в группе;
- боязнь воспитателя;
- конфликт со сверстниками.
Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа.
Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе.
Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.
Воспитание от 5 до 6 лет
Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».
Необходимо ограничивать вредный процесс.
Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.
Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя.
Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово.
Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.
Важно объяснить малышу, что ругаться матом плохо!
Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.
Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:
- негативный пример из собственной практики;
- запугивание плохими оценками и ремнем;
- использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».
Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями.
Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности.
Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.
Начальная школа
Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».
Важно, если ребенок встретится с учительницей до начала учебного года, запомнит ее имя, посмотрит класс. Большинство школ устраивают день открытых дверей для дошколят.
С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно.
Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо.
Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.
Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.
Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.
У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие.
Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения.
Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.
Помните, что запретный плод сладок. Криком без объяснений вы ничего не добьетесь.
Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!
Источник: https://pups.su/vospitanie/psihologiya-vospitaniya.html
Правильное воспитание: детская психология и советы родителям
Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет.
Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.
Родители должны знать основы детской психологии
Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.
Доверительные отношения между родителями и детьми
Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.
Что такое детская психология — определение
Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов
Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.
Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение.
Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку.
Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.
Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие
В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом.
Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка.
Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.
Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.
На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.
Детский негативизм — явление временное
Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:
- Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
- Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
- Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.
Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным
Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы
Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.
Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.
Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.
Причины детских капризов
В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении.
Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать.Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.
Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.
Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.
Как реагировать на капризы детей — советы
В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу.
Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что.
Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.
Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.
Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его
Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей.
Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок.
Лучше проведите анализ своих действий.
https://www.youtube.com/watch?v=BwZXHqrxc0c
Как поощрять ребенка — советы
Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение.
Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия.
Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.
Виды поощрений в семье
Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.
Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания
Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку.
Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время.
Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.
О поощрении и наказании — когда и как применять
Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.
Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты.Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника.
Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.
Надо баловать детей
Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей
Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе.
«Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых.
По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.
Советы родителям от психолога
Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.
- Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
- Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
Поддержка родителей — самое важное для ребенка
Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу».
Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы.
Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.
А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря.
Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку.
В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.
Источник: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/vospitanie-detej-i-psihologiya.html
Психология воспитания детей
Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века.
Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д.
Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения.
Психология воспитания детей 2 лет
Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками.
В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае.
Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.
У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться.
Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым».
Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.
Психология воспитания детей до 3 лет — советы
Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта.
Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям.Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.
Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.
Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании. Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору.
Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду. Малыш обязательно вернется к предложенной пище.
Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.
Психология воспитания детей 3 лет
Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.
Формирование личности крохи начинается с трехлетнего возраста. Детская психология особенности поведения малышей этого возраста определяет как «кризис трех лет».
Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками.
В таких ситуациях взрослым важно не терять самообладание, терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи. Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте.
Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели.
Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками.
К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.
Психология воспитания детей 4 лет
Воспитание ребенка 4 лет является делом достаточно сложным. В 4 года малыш представляет собой отдельную личность со своими желаниями, собственным мнением и эмоциями.
Правильное воспитание ребенка 4 лет окажет влияние на все аспекты его дальнейшей жизни, поэтому к этому вопросу необходимо подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве в основном управляют жизнью малыша эмоции и инстинкты, то уже к 4-м годам поведение его становится более осознанным.
Для того чтобы выбрать в воспитании ребенка 4 лет правильное направление следует рассмотреть ключевые моменты развития крох в этом возрасте.
Психология воспитания детей 4 лет нуждается в изменениях из-за смещения акцента с двигательной активности на деятельность умственную (для малыша представляет интерес всевозможное творчество: лепка, рисование, изготовление различных поделок); такое поведение необходимо поощрять, особенно если кроха не усидчив.
В 4 года, если позволяет здоровье рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию (плавание, гимнастика и так далее). Нельзя забывать о ежедневных прогулках, которые хорошо укрепляют иммунитет, а на свежем воздухе игры развивают крупную моторику. Если малыш уже знает алфавит, то его следует начинать обучать чтению.
Целесообразно кроху ознакомить с основами математики в игровой форме.
В 4 года отмечается возникновение любознательности и бесконечных «почему?», которые способны вывести из равновесия любого взрослого. На вопросы крохи следует отвечать прямо и без лишних подробностей. Если взрослый не владеет необходимой информацией, то следует так и сказать об этом малышу и пообещать найти ответ в ближайшее время.
Если чадо уже посещает детский сад и у него возникли проблемы с адаптацией в коллективе, то взрослый должен ему помочь в их преодолении.
Для начала требуется определить причину этого состояния (застенчивость, стеснение, ревность), а потом научить кроху правильно общаться со сверстниками, делиться игрушками или при необходимости постоять за себя.Если не удается решить эту проблему, и она приобретает глобальный характер, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.
Семейная психология по воспитанию детей 4 лет учитывает определенные изменения, которые претерпевает психика малыша в процессе взросления. Дите 4 лет начинает испытывать для себя новые чувства: раздражение, обиду, стыд, печаль.
Он не способен с ними самостоятельно справляться, может не слушаться, плохо себя вести. В этот период важно поддержать малыша, объяснять, что все испытывают эмоции — и это нормально. Необходимо говорить ребенку, что лучше выражать свои чувства не плохим поведением, а словами.
Требуется хвалить малыша, поскольку недостаток похвалы крохой ощущается очень остро, а наказывать стоит строго по делу, чтобы было понятно за что. Хвалить ребенка следует за новые достижения или за большие старания в каком-либо деле.
Требуется всегда говорить своей четырехлетке о своей любви, даже если поведение не радует.
Воспитание ребенка 4 лет девочки. Как показывает практика девочку воспитывать легче, чем мальчика. Это обуславливается более спокойным и послушным нравом, присущим чисто женским чертам характера.
Девочки предпочитают играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «парикмахерскую». Поощряя такие игры и поведение, важно поддерживать в дочке уверенность в ее красоте и исключительности. Это позволит ей в будущем иметь адекватную самооценку.
Девочке необходимо прививать любовь к чистоте, пунктуальности, женственности.
Воспитание ребенка 4 лет мальчика. Мальчики по своей природе более активны и нередко агрессивны. В 4 года мальчик должен понимать, что девочек обижать нельзя и знать почему. К воспитанию мальчика обязательно должен быть причастен мужчина из семьи.
Это могут быть как папа, так и другие мужские представители семьи – дядя или дедушка. Это имеет большое значение.Кроме этого, перед мальчиком необходимо ставить, как можно меньше запретов, поскольку активный ребенок все равно найдет возможность их преодолеть.
Чем больше взрослые будут проводить совместно время с малышом за играми и различными занятиями, тем более любознательным, способным и сообразительным он вырастет.
Психология воспитания детей 5 лет
Ребенок в 5 лет продолжает познавать, как себя, так и иных людей — представителей социума. Он начинает понемногу осознавать, что существуют некоторые связи во взаимоотношениях людей, а также в их социальном поведении.
В поведении детей 5 лет можно обнаружить формирование зачатков саморегуляции. Малыши начинают предъявлять к себе требования, которые им предъявляли ранее взрослые.
Пятилетние дети уже способны доводить до конца начатое дело, не отвлекаться на интересные дела, способны убрать игрушки, навести порядок в комнате.
Психология воспитания детей 5 лет должна включать настойчивость со стороны взрослых, поскольку малыши в этом возрасте начинают осознавать, что существуют общепринятые нормы, правила поведения, начинают понимать свою ответственность и обязательность перед выполнением этих норм и правил.
Эмоционально кроха способна переживать оценку своего поведения, даваемую другими индивидами, он начинает понимать, насколько сам общепризнанные нормы и правила соблюдает, соответствует ли морально-нравственным представлениям.
Пятилетнему ребенку довольно просто соблюдать нормы во взаимодействии с приятными ему людьми, например с друзьями. Со сверстниками пятилетний малыш способен контролировать свою агрессию, играть и делиться игрушками, с интересом погрузиться в развивающие игры.
Психология воспитания детей 5 лет обнаруживает у крохи изменения в представлении о себе. Важными становятся оценки и мнение друзей.
В этом возрасте кроха избирательно подходит к выбору друзей, со сверстниками он способен наладить устойчивые взаимоотношения. Ребенок 5 лет берет в друзья тех, кто обладает положительными качествами или успешен в каком-либо деле.Нередко можно услышать от пятилетнего ребенка, что его друг не дерется и ему интересно с кем-то играть.
В возрасте 5 лет нет большой разницы в воспитании девочки или мальчика. Безусловно, мальчики более энергичны, а девочки усидчивы, однако основные моменты из психологии воспитания подойдут для обоих полов.
В 5 лет смена настроения не происходит столь бурно, и взрослевший кроха становится значительно спокойнее. Если к нему обратиться с просьбой, то он достаточно адекватно отреагирует на слова и просьбы взрослых.
Взрослым следует постоянно объяснять ребенку, по каким причинам что-либо делать не следует.
Отмахиваясь от различных детских «почему?», взрослые поспособствуют тому, что кроха станет менее инициативным и будет думать, что существуют некие запретные вопросы, которые лучше не задавать.
Чем чаще родители будут отвечать на вопросы малыша, тем лучше для взрослых. Таким образом, ребенок поймет, что со своими вопросами можно обратиться к родителям и значит, в подростковом возрасте, столкнувшись с проблемами, он придет за советом именно к родителям.
Чтобы кроха не стала замкнутой, следует постоянно поддерживать с ней общение. Если взрослый заметил, что малыш хочет что-то сказать, то можно его опередить и спросить у него наводящими вопросами. Если ребенок спрашивает, то следует всегда отвечать.Чтобы воспитание прошло правильно, необходимо уделять крохе достаточное количество внимания.
Подводя итог, следует отметить, что психология воспитания ребенка должна соответствовать возрастным потребностям крохи. Полноценное развитие малыша возможно при условии защищенности и чувства любви. Иначе взрослый рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью своего чада.
Воспитание ребенка будет иметь эффект если в каком-либо виде деятельности малыш достигнет успеха. Пережив такой момент, воспитываемый ощутит чувство удовлетворения от своего результата и участия в деятельности.
Воспитательный процесс не должен быть открытым, иначе кроха осознает, что на него пытаются повлиять нравоучениями и станет активно сопротивляться.
Источник: https://psihomed.com/psihologiya-vospitaniya-detey/
Искусство быть родителем или Психология воспитания детей
Любой человек, решивший стать родителем, берет на себя самую главную в этой жизни ответственность — ответственность растить ребенка от младенчества и до того момента, пока он сам не станет взрослым, ответственным уже за своих собственных детей.
Так было с зари человечества — и так будет до самого его заката. Заложенные природой инстинкты сильны, но не всесильны. Порой, чтобы избежать ошибок в воспитании малыша, необходимо строго следить не только за его физическим развитием, но и за психическим.
Этим и занимается такая отрасль психологии, как возрастная, включающая в себя три подотрасли: пре- и перинатальную психологию, психологию детства, индивидуальную психологию взрослого человека и геронтопсихологию. В данной статье будет рассмотрена первая подотрасль и более обширно — вторая.
Психология воспитания
Психика является крайне тонким и нежным продуктом развития человеческого сознания и всех тех процессов, что в нем протекают. Особенно неустойчива детская психика, только-только начинающая формироваться. Важно направить ее развитие по правильному пути и постараться оградить от нежелательного внешнего воздействия.
Несомненно, само понятие воспитания предполагает «и кнут, и пряник». Существенна в этом случае проблема расстановки акцентов на данных методах и поиск их оптимальных пропорций относительно друг друга.
Что влияет?
Особенно сильное влияние на детскую психику осуществляется в период от 3 до 5 лет. Сознание наиболее подвержено вмешательству извне.
С одной стороны это формирует будущий характер человека и его особенности как личности, с другой — может оказать непоправимый вред психическому здоровью. Ниже приведены основные факторы, влияющие на психическое развитие ребенка.
- Травма несправедливости.
Отождествление своего «Я» с жизнью, что происходит вокруг, является важнейшей частью взросления. Ребенок начинает осознавать, что все в этом мире неравноправно и неравноразмерно, люди кардинально отличаются друг от друга в то время, как сам он еще не может осознать себя в полной мере, следовательно, дать себе какую-либо объективную характеристику.
Все вокруг начинает казаться не таким радостным, идеальным и положительным, как малышу прежде думалось. В этот момент ребенку просто необходима материнская любовь и забота. То, что он самостоятельно ходит, ест, спит и играет вовсе не означает, что ему нужно уделять меньше времени.
Дети должны понимать, что в этом сложном и запутанном мире они не одни, что есть человек, которому можно довериться и у кого можно спросить совета.
Родители должны вызвать в ребенке доверие к собственной персоне.
Важно не допустить той стадии травмы несправедливости, когда ребенок начинает проявлять ревность, мол, «почему того мальчика мама с папой любят больше» и «почему у них все хорошо, а у меня плохо».
Не стоит заставлять своего малыша чувствовать себя незаслуженно обделенным любовью и заботой. Ведь последствия такой травмы отражаются непосредственно на взрослой жизни и формировании правильного, адекватного взгляда на мир.
- Влияние родителей.
Большую часть своего детства малыш проводит непосредственно рядом с родителями. На протяжение этого отрезка жизни они являются главными наставниками и учителями ребенка. Их общество считается приоритетным.
Для детей от 3 до 5 (и даже более) лет родители — непререкаемый авторитет. Домашняя обстановка предопределяет те принципы и понятия о нормах семейной жизни, которые сложатся у ребенка в дальнейшем.
Многие помнят из детства игру в прятки и известную фразу «я в домике».
Дом должен быть уютным прибежищем, позволяющим малышу почувствовать себя в безопасности.
Отношения между родителями сказываются на том, насколько удачно ребенок, повзрослев, сможет обустроить собственную личную жизнь.
Ведь известно, что пару подбирают по принципу ее сходства с родителем. Девочки выбирают мужчин, похожих на отца, мальчики в выборе женщины ориентируются на мать.
Во время формирования характера малыша родители должны стать для него образцом порядочности и надежности, привить ему те положительные качества, которые негласно установлены в обществе. Выяснение отношений следует оставить на тот момент, когда ребенок не сможет их услышать.
- Влияние «улицы» (сверстники и чужие люди).
Часто бывает так, что все плохое и вредное ребенок приобретает именно в общении со сверстниками и прочими посторонними людьми. Например, в садике.
Этот фактор мало зависит от родителей, но в их власти остается скорректировать у ребенка перенятые от других взгляды.
На данном этапе важно объяснить малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «правда» и «неправда», расставить точки над «i» и, при необходимости, пресечь его общение с сомнительными персонами.
Родители должны научить ребенка осторожности и тому, что не всем можно доверять, что нельзя слепо следовать требованиям окружающих людей. Таким образом у ребенка со временем сформируется способность выражать собственное мнение, а это огромный шаг к становлению личности.
Как правильно воспитывать или 20 правил, которых стоит придерживаться
- Если вы что-то запрещаете ребенку, необходимо четко обосновать причину и свою позицию по этому поводу. Малыш должен понимать, за что его наказали. Наказание должно быть умеренно строгим.
- Малыш должен чувствовать себя свободно и иметь выбор.
Так что, если вы ему что-то запретили, стоит найти альтернативу запрещенному предмету или действию, либо увлечь его чем-то другим.
- Запрещая ребенку все подряд, вы сами вызываете в нем желание бунтовать и капризничать. Малыш не должен ощущать тесноту в своих возможностях.
- Наказывать малыша нужно даже с большей любовью, чем при похвалах и поощрениях (в качестве компенсации отрицательной энергии, передаваемой ему).
- Ни в коем случае не применяйте при наказании грубую силу. Это не педагогично и подрывает нервную систему ребенка.
- Следует объяснить ребенку, что проигрыш в чем-либо — это не повод расстраиваться и терять мотивацию к достижению цели. Это всего лишь знак, что нужно стараться упорнее!
- Не нужно учить ребенка бояться опасности, нужно научить его справляться с ними.
- Необходимо научить малыша адекватно воспринимать отказ как форму ответа на высказанную им просьбу или требование.
- Обучайте ребенка всему самому полезному, играя, ведь игра способствует ускоренному и более полному запоминанию информации.
- Нужно дать понять ребенку, что для родителей он есть и навсегда останется самым хорошим, добрым и чудесным созданием на всей Земле.
- Любое, даже самое незначительное достижение, достойно похвалы.
- Не стоит сравнивать ребенка с кем-то посторонним.
Лучше сравнивайте его с ним в прошлом, так он лучше осознает все то, чего ему удалось добиться, и у него не разовьется комплекса неполноценности.
- Ошибки — неотъемлемая часть жизнедеятельности. Признайте право малыша на них и научите с ними справляться.
- Не будьте равнодушными! Проявляйте внимание ко всему, что малыш делает и говорит, чтобы он не чувствовал себя брошенным и одиноким.
- Поддерживайте контакт со своим малышом, несмотря на обстоятельства.
- Лучшее воспитание — стать достойным примером для своего малыша.
- Дайте ребенку почувствовать себя частью своей жизни.
- Старайтесь дать малышу дельное объяснение всего того, что с ним происходит.
- Взращивайте в ребенке способность к позитивному мышлению, не зависящему от обстоятельств.
- Уважайте своего малыша и давайте ему понять, что в первую очередь он личность.
До одного года
От рождения и до года психика слабо развита и почти что не проявляет себя. Но это вовсе не означает, что за ней не нужно следить. Наоборот, именно в это время закладываются самые основные, бессознательные установки на всю предстоящую жизнь.
Плач малыша
В процессе отлучения ребенка от груди или от постоянного нахождения на руках малыш будет часто и громко плакать, требуя от родителя выполнить то, к чему он привык.
В данном случае стоит просто перетерпеть его выходки, и со временем он усвоит, что никакого практического результата они не приносят. Такого рода подход называют традиционным.
Прямо противоположный подход, детоцентристский, отрицает мнение, что плач полезен и необходим. Сторонники этого подхода считают, что если физических проблем не найдено, нужно искать психологические.
Детоцентристы советуют участить контакт ребенка с матерью и продлить кормление грудью, насколько это потребуется. В выборе между этими двумя подходами стоит ориентироваться на собственные представления о наиболее оптимальном воспитании ребенка.
Самостоятельность
Традиционная психология и ее последователи предусматривают воспитание самостоятельности в малыше с самого раннего детства. Отдельная комната с кроваткой, кормление грудью по расписанию, соска, необходимая для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс, прогулки в коляске.
Традиционалисты считают, что все это вместе взятое препятствует развитию в ребенке инфантильности и неспособности адаптироваться в коллективе.
Детоцентристы же считают, что контакт с родителями должен быть продлен до тех пор, пока ребенок сам не изъявит желание проявлять самостоятельность.
Их позиция заключается в том, что дети, лишенные постоянного внимания в детстве, постараются восполнить его в течение взрослой жизни. В выборе методов воспитания нужно опираться на собственные принципы, понятия и опыт.
Важно! Если нет уверенности в том, какой метод воспитания лучше выбрать, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Ознакомьтесь визуально с четырьмя правилами воспитания счастливого ребенка без комплексов на видео ниже:
Заключение
Лучшими психологами для своих детей являются, без всяких сомнений, родители. Важность психологического воспитания малыша сложно переоценить, ведь оно является ведущим в процессе формирования ребенка как личности. Именно оно предопределяет весь его последующий жизненный путь. Так пусть же он будет светлым и наполненным положительными эмоциями!
Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/psihologiya-vosp-d.html