Развитие ребенка в первый год по месяцам
Развитие ребенка по месяцам до 1 года – 9psy.ru
В первый год жизни ребенок проходит несколько этапов развития как физиологического, так и психологического. Это период активного роста, в котором закладываются базовые психологические функции.
В психологии выделяют несколько основных этапов младенчества:
- Кризис новорожденности
- Комплекс оживления
- Кризис одного года
Период новорожденности
В момент рождения ребенок испытывает огромный стресс. Этот период и называется кризисом новорожденности.
Он напрямую связан с физиологическими факторами, такими как яркий свет, холод, отделение от матери.
Психологические особенности новорожденности пока еще заключаются в одних безусловных рефлексах – сосании и дыхании, ведь именно они обеспечивают выживание малыша сразу после рождения.
Психологическое развитие малыша в период новорожденности
С первой недели новорожденный может различать вкус пищи, поворачивать головку на громкий звук и на несколько секунд фокусировать взгляд на ярком предмете.
Узнавать маму и реагировать на ее появление активным маханием ручек и ножек малыш начинает на первом месяце жизни. А еще в этот период появляется первая человеческая особенность – улыбка. Улыбка маме, ярким предметам и веселым песенками, протягивание ручек навстречу знакомому лицу – все это проявления следующего этапа развития: комплекса оживления.
Период младенчества
Период младенчества начинается с потребности в общении с другими людьми. Мама по-прежнему остается главным человеком в жизни ребенка. Она заботится об удовлетворении всех его потребностей, кормит, меняет подгузник и даже просто носит на ручках. Естественно, близость родного человека вызывает у малыша радостные эмоции, он больше двигается, много улыбается.
Рекомендуем ознакомиться: Что должен уметь ребенок в 8 месяцев
Телесный контакт имеет огромное значение для правильного психологического развития. Чем больше времени мама уделяет играм с малышом, тем активнее он развивается. Ученые проводили исследования, сравнивая детей, растущих в семье, и в детских домах. Дети из детских домов, лишенные возможности общения, развиваются медленнее, чаще болеют, позже начинают разговаривать и ходить.
Далее будут перечислены основные направления в развитии психики ребенка в период младенчества.
Сенсорное восприятие – зрение, слух
Развитие органов зрения и слуха начинается еще на этапе новорожденности, но с каждым месяцем совершенствуется. Так, к трем месяцам малыш уже удерживает внимание на предмете около 7 минут, он уже интересуется формами, различает цвета.
Также появляется способность не просто смотреть на стоящую игрушку, но и следить за движущимися объектами. Например, он может смотреть за перемещениями мамы или движениями мобильчика над кроваткой.
А к четырем месяцам уже пытается схватить игрушку, повизгивает и смеется.
Особенно важно в этот период обеспечивать малыша новыми впечатлениями, так как это способствует развитию познавательных функций.
Развитие моторики с первого месяца до года
- Малыш может поднимать подбородок, лежа на животике.
- Сам тянется к груди, держится за нее ручками. Сжимает и разжимает ладошку, внимательно следит за этим процессом.
- Протягивает ручки к предметам, пытается их схватить. Может держать погремушку.
- При наличии опоры может сидеть.
(Внимание! Нужно дождаться, пока младенец сам попытается садиться, иначе могут возникнуть осложнения в развитии внутренних органов. Особенно это касается девочек).
- Самостоятельно переворачивается на животик, приподнимается на четвереньки. Совершает попытки ползти.
- Малыш начинает ползать, активно хватать предметы.
Обычно в этом возрасте начинают резаться первые зубки, поэтому естественно, что все предметы тянутся в рот.
- Уверенно ползает, сам сидит, пытается вставать с опорой. Появляются более сложные игры, при попытке отобрать игрушку крепко сжимает руку.
- Совершает первые попытки самостоятельной ходьбы.
- Ходит без опоры, правда пока еще часто падает.
Может самостоятельно держать ложку. Показывает носик, глазки на кукле или маме. Машет ручкой на прощание.
- Уверенно ходит без поддержки. Кушает самостоятельно. Собирает пирамидку, показывает пальчиком на заинтересовавшие предметы.
- Появляется более мелкая моторика.
Малыш совершает попытки захвата мелких предметов, играет с песком или камушками, учится держать фломастер.
- Основные навыки уже освоены и совершенствуются.
Рекомендуем ознакомиться: Что должен уметь ребенок в 12 месяцев
Речь
В период комплекса оживления появляются первые признаки речи – гуление. Ребенок повторяет звуки за мамой, привлекает внимание различными звуками.
На втором полугодии жизни гуление переходит в лепет. Уже можно вычленить из звуков отдельные слоги. Лепет больше похож на человеческую речь, и, как правило, сопровождается какими-то действиями со стороны малыша.
Уже к 10 месяцам словарный запас может составлять 2-3 слова, таких как «мама», «папа» и т.д. Малыш говорит их пока еще неосознанно, без привязки к объекту.
Таблица физического развития
Возраст, мес. | Прибавка роста за месяц, см. | Прибавка роста за истекший период, см. | Месячная прибавка массы тела, гр. | Прибавка массы тела за истекший период, гр. |
1 | 3 | 3 | 600 | 600 |
2 | 3 | 6 | 800 | 1400 |
3 | 2,5 | 8,5 | 800 | 2200 |
4 | 2,5 | 11 | 750 | 2950 |
5 | 2 | 13 | 700 | 3650 |
6 | 2 | 15 | 650 | 4300 |
7 | 2 | 17 | 600 | 4900 |
8 | 2 | 19 | 550 | 5450 |
9 | 1,5 | 20, 5 | 500 | 5950 |
10 | 1,5 | 22 | 450 | 6400 |
11 | 1,5 | 23, 5 | 400 | 6800 |
12 | 1,5 | 25 | 350 | 7150 |
Кризис 1 года
Кризис 1 года выражается в активном сопротивлении действиям родителей. Малыш может начать капризничать или пытаться оттолкнуть родителя, если тот его не понимает или запрещает что-либо делать. Появляются первые признаки самостоятельности.
Отличия в психическом развитии мальчиков и девочек
Каких либо значительных отличий в развитии мальчиков и девочек в этот период нет. Все перечисленные психические функции формируются у каждого ребенка индивидуально, независимо от пола. Миф о том, что якобы мальчики начинают позже разговаривать или ходить, не что иное, как обыкновенная байка, не подтвержденная никакими исследованиями.
В первый год жизни ребенок проходит несколько этапов развития как физиологического, так и психологического. Это период активного роста, в котором…
Читать еще
Вашему ребенку исполнился один годик. С тех пор, как вы принесли его из роддома, он очень сильно изменился. Теперь в…
Читать еще Уже совсем скоро вашему малышу исполнится один год. Он уже многое умеет делать самостоятельно, все меньше времени проводит на руках…
Читать еще
В десять месяцев у вашего малыша начинает проявляться характер. Он может весело бегать, размахивать ручкам или наоборот сосредоточенно перебирать игрушки…
Читать еще
Девятимесячный карапуз это уже не неуклюжий пухленький ангелочек, постоянно сидящий на руках у мамы. Это полноценные одиннадцать килограммов любопытства и…
Читать еще
На восьмом месяце малыш продолжает активно развиваться. У него формируются речевые навыки, моторика. К этому возрасту, некоторые детки уже говорят…
Читать еще
В возрасте семи месяцев малыш активно исследует пространство вокруг себя, перемещаясь по всем закоулкам дома на четвереньках. А еще играет…
Читать еще
Вашему малышу исполнилось ровно полгода. За этот промежуток времени он уже столько всего успел освоить: новые движения, игры, даже новые…
Читать еще
Как быстро летит время! Еще вчера вы принесли из роддома крошечный кулечек, а уже сегодня ищете информацию, как правильно организовать…
Читать еще
С наступлением четвертого месяца жизни многие проблемы, беспокоящие малыша, проходят, и он становится полноценным членом семьи. Он уже спокойно узнает…
Читать еще
Источник: https://9psy.ru/deti/do-goda/razvitie-rebenka-po-mesyacam
☀ Как происходит развитие ☀ ребенка по месяцам после года ☀
Прошёл год, ребёнок становится всё более интересным и предсказуемым. Мама лучше понимает, почему капризничает и чего хочет её любимое чадо. Малыш пробует произносить первые слова, понимает просьбы и неустанно познаёт окружающий мир. Разберёмся, что является в развитии нормой для ребёнка после года.
Учтём, что каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути: в чём-то он опережает своих сверстников, а где-то отстаёт. Не стоит волноваться по этому поводу. Придёт время, и ребёнок всему научится. Скорость развития детей может зависеть даже от пола: учёные доказали, что девочки примерно на 3 месяца развиваются быстрее мальчиков.
Однако из этого правила в жизни есть множество исключений.
Малыш в 1 год активно познает мир
Независимо от индивидуальности, в развитии существуют критерии определения физического и нервно-психического детского развития, которые нужно знать, чтобы вовремя отреагировать в случаях отклонений, обратившись к специалистам.
Общая характеристика развития ребёнка к одному году
В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.
Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.
Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору
Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя.
Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка.
Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.
Ребёнку 13 месяцев (1 г. 1 мес.)
После 1 года и 1 месяца до двух лет ребёнок начинает говорить, иногда произнося стройные, но не совсем понятные предложения. Часто ребёнок тем самым имитирует взрослую речь и её интонации.
В это время его развитие зависит от количества и качества общения. Чем больше с ним играть, разговаривать, петь и читать, тем развитей у него будет память, богаче словарный запас. У него формируется набор слов, которые он понимает, но пока не произносит.
Он с лёгкостью покажет, к примеру, котика, если его об это попросить.
В 13 месяцев малыш может играть самостоятельно довольно долго
Примерно в это время малыш постигает назначение вещей, различает их не только по форме и размеру, но по цели использования. Он становится более независимым от родителей, некоторое время он может оставаться один, играя.
После 13 месяцев некоторые дети встают на ножки, а самые смелые ухитряются нести при этом какой-нибудь предмет. Родителям, пока ребёнок не освоится в новом для него положении, необходимо убрать все опасные предметы вокруг.
Прошло 14 месяцев (1 г. 2 мес.)
До 1 года двух месяцев ребёнок осваивает окружающее пространство, узнаёт свойства предметов. Его интересуют подвижные игрушки и вещи. Он уже не несёт в рот предметы, как раньше.
Жесты становятся всё более понятные для окружающих, требования громче и выразительней. В своём поведении он копирует поведение взрослых.
Если вокруг него всегда была спокойная обстановка, он переймёт этот тип поведения.
Малыш в 14 месяцев пробует все делать сам
Малыш, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг, с интересом наблюдает за действиями мамы. Он хорошо поддаётся обучению.
Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)
После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.
К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.
В 15 месяцев малыш может кушать сам
Дети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.
По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.
Ребёнку исполнилось 16 месяцев (1 г. 4 мес.)
К 1 году 4 месяцам малыш наращивает скорость движений. Он активно осваивает навыки бега, с интересом изучая движения свои ног. Он хорошо удерживает игрушки, но если уронит, то остановится, осторожно присядет на корточки и сам поднимет её, самостоятельно, пока неуклюже, выпрямляясь.
После 16 месяцев ребёнок забирается на низкие сидения диванов, стульев и кресел и слезает обратно.
В 16 месяцев ребенок проявляет стойкий интерес к книгам
Попробуйте дать ему в руки карандаш, он обхватит его ладошкой и попытается что-нибудь «изобразить», абстрактно, на радость взрослым.
Ребёнок уверенно с помощью двух рук держит чашку, но поставить её на ровную поверхность пока не может. Ложку он берёт всей ладошкой и неумело пытается ею нести себе пищу в рот. В это время нужно следить, чтобы у него в руках не оказались острые предметы: вилки, ножи и пр.
17—19 месяцев (1 г. 5—7 мес.)
После 1 года 5 месяцев у большинства детей наблюдают взрыв развития речевых навыков. Он умеет выразить свою обиду, повторяя поведение того, кто дольше всего находится рядом с ним. Малыш знает, что его пугает, и даёт понять это окружающим. Раньше страхи были неопределёнными.
В полтора года надо малыша приучать к горшку
После 1 года 6 месяцев ребёнка очень интересуют мелкие предметы и детали. Это признак развития мелкой моторики. Любимое занятие — что-то открыть и закрыть, открутить и прикрутить, досконально изучить отверстия. Он показывает, где у него глазик, ручка, носик, ножка, животик и т. д. Его страшит тёмное пространство.
К 18 месяцам малыш должен уметь ходить
До полутора лет ребёнок
- должен научиться ходить;
- знать несколько слов;
- различать своих и чужих людей;
- плакать или волноваться в отсутствие мамы.
Если этого не происходит, нужно обратиться к врачу, чтобы предупредить отставание и помочь малышу.
В полтора года дети активно играют друг с другом
Если всё идёт хорошо, ребёнок расширяет диапазон понимания вещей и явлений по критерию «можно — нельзя».
Он может активно сопротивляться требованиям родителей: не хотеть есть пить, ходить на горшок, противиться сну. Сфера эмоций до двух лет претерпевает изменения.
Ребёнок не просто активно познаёт окружающий мир, но стремится к общению с другими детьми, постигая правила общения. Он доверяет родителям и ищет в них защиту.
Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)
После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д.
Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия.
Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.
С полутора лет до 1 году 8 месяцам он может знать до 100 и более слов, легко запоминает людей, места, предметы. С ним интересно общаться, объяснять всё, на что он обращает внимание.
В 20 месяцев дети понимают смысл игры
После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач.
Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться. Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка. Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой.
Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.
Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.
22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)
После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами.
Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно приучать к горшку.
Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.
В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторики
Родителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.
Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно.Например, «огонь — вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение.
Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.
К 1 году 11 месяцам до двух лет ребёнок социализируется, он учится общаться и его интересуют такие же, как он. В этом возрасте у детей различают три линии поведения «на — дай», обособление, созерцание.
В два года ребенок активно пользуется жестами и словами
Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие.
Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое. Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см.
Хорошо, если у неё двигаются ручки — ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать. Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.
Ребёнку 2 года, в каких случаях нужно обратиться к психологу
В период от одного до двух лет самое важное — это то, что он учится говорить. Первые слова усваиваются медленно, между годом и 7-11 месяцами скорость усвоения достигает до 25 слов в месяц. Важно показывать ребёнку, что вы его понимаете. Если не поддерживать его эмоционально, интерес к разговорам может утратиться.
Если до двух лет ребёнок не начал говорить, нужно уделить этому больше внимания: больше гулять и разговаривать. Если он говорит на непонятном языке, значит, скоро появятся членораздельные слова.
Нормы развития дошкольников
У него выразительный взгляд, и мастерски умеет обратить на себя внимание. Умеет пользоваться указательным жестом, подтвердить несогласие мотанием головы из стороны в сторону, и согласие — киванием.
Важно в это время вместе разглядывать картинки в книжках, разговаривать, петь или давать слушать музыку. Он с интересом слушает сказки и с радостью узнаёт в картинках знакомые предметы и животных.
Развитие ребёнка от года до двух лет является неправильным:
- если ребёнок играет в одни и те же игрушки и не интересуется новыми;
- не смотрит в глаза;
- не всегда откликается на своё имя;
- не чувствует настроения взрослых и не понимает, о чём его просят.
В этом случае нужно, не откладывая, обратиться к психологу.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/rebyonok-posle-goda-po-mesyatsam.html
Развитие ребенка по месяцам до года: таблица, фото, советы Комаровского
Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.
[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:
- Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
- Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.
Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.
Иллюстрация развития ребенка по месяцам
В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.
Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.
Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них газоотводная трубочка
1 месяц: спим и кушаем
В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….
К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.
2 месяца: улыбнись мне, мама!
Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.
Пожалуй на животе шире обзор
В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше.
В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать.Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.
От рождения до 3 месяцев
Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.
Нужно отдохнуть и подумать
Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.
К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне.
Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают.
С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.
4 месяца: играем с погремушками
Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность. Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.
Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.
Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.
Рекомендуем к прочтению:
Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.
5 месяцев: попытки подняться и сесть
К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.
Слегка потерял равновесие
Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.
6 месяцев: первые зубки
Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.
Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать, необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.
У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.
7 месяцев: маленький исследователь
Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.
Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.
8 месяцев: сам ползаю
Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.
Могу пить сам – но не буду
9 месяцев
В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.
Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры
На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.
10 месяцев: неугомонный помощник по дому
Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.
Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.
11 месяцев: подражаем папе и маме
Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.
Что это за предмет у мамы в руках
К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.
12 месяцев: сам хожу
Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.
Хватит занятий – давайте праздновать
Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.
Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.
Подробное видео по каждому месяцу до года
Источник: http://RearChildren.ru/doshkolnik/do-goda/vospitanie-po-mesjacam/
Развитие ребенка по месяцам до года: что должен уметь ребенок в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяцев
Чтобы узнать на сколько во время развивается ваше чадо, нужно прослеживать его развитие по месяцам до года. Разберемся что должен уметь малыш до года. Развитие рассматривается по нескольким критериям: физическое и психомоторное развитие, отличия мальчиков и девочек.
1 месяц
При абсолютно здоровом состоянии, он будет проводить большую часть жизни во сне. Это обусловлено с наступлением периода адаптации. Он происходит ввиду изменения окружающих условий. В то время, когда малыш не спит, его подвижность проявляется в шевелении ручками и ножками. Внимание новорожденного привлекает окружающий шум(разговоры), различные погремушки.
Большую часть времени(около семидесяти процентов) малыш проводит во сне. В первый месяц его подвижность проявляется в различных рефлексах:
- Рефлекторное сосание;
- Хватательный рефлекс;
- Поисковый рефлекс. Позволяет ребёнку найти сосок для получения питания.
- Психомоторное развитие
Появляются первые попытки фокусировки взгляда на определенном предмете. Малыш пытается видеть свои руки. Однако удерживать голову независимо ещё не умеют. Главные моменты развития:
- Кормление ребёнка в среднем составляет от десяти до двенадцати раз. Кормление происходит в дневные и ночные часы;
- Появляются первые физические движения. Они обусловлены рефлексами.;
- Если ребёнок чувствует себя не комфортно, то он плачет;
- Начинает узнавать запах и голос матери. Появляется первые признаки реакции;
- Появляется фокусировка взгляда;
- Рост малыша в среднем увеличивается от двух до трёх сантиметров. За месяц вес изменится на 600 грамм в сторону повышения.
2 месяца
На второй месяц жизни у ребёнка зарождается режим дня. Время приёма пищи и сна становится более размеренным. Малыш проявляет эмоции, в виде улыбки и различает настроения окружающих. Во время повышенного внимания со стороны взрослых, малыш активно шевелит ручками и ножками.
К двум месяца небольшое количество времени(от десяти до пятнадцати секунд) он способен удерживать голову. Координация в движении более отчетлива.
По достижению двух месяцев большое внимание уделяет изучению окружающего мира. Ребёнок двух месяцев способен фокусировать взгляд на лицах, предметах, находящихся на расстоянии от двадцати до тридцати сантиметров. При общении активно улыбается. Улыбка является реакцией на внимание со стороны взрослых. Начинает издавать различные звуки.
Основные моменты развития:
- Появляется реакция на людей;
- Пытается изучать собственное тело(ладони и пальцы);
- Проявляются попытки самостоятельности, в виде взять погремушку;
- Рефлексы у ребенка постепенно исчезают;
- Зрение ребенка улучшается, что способствует появлению любопытства к предметам ярких цветов.
- Вес ребёнка вырастает примерно 800 грамм. Вырастает наше чадо на три сантиметра.
3 месяца
На третий месяц малыш достигает возраста грудничка. Он становится более самостоятельным. Рефлексы у ребенка полностью пропадают. Однако способен свободно контролировать свои движения.
Любопытство набирает обороты, появляются новые эмоции в виде воркования. У ребенка проявляется способность использовать предплечья в виде опорно-двигательного аппарата.
Появляются умения свободно удерживать голову и двигать руками.
- Информация для молодых родителей: что нужно знать о крещении ребенка?
Появляются и первые проблемы, например кишечные колики. Для избавления от их поможет теплая пелёнка, массаж животика, а так же травяные чаи.
Стремительно делается шаг в перёд в опорно-двигательной функции. Малыш хорошо удерживает различные предметы. Формируется речь. В ней проявляются различные звуки. При обращении внимания, он выражает эмоции(радость, недовольство), сопровождая движениями.
Важные моменты развития:
- Расширяется диапазон возможных движений;
- Реагирует на звуки, свет;
- Хватательный рефлекс стремительно развивается.
- В рот тянет различные предметы;
Вес за месяц увеличивается в среднем на восемьсот грамм, а рост на два с половиной сантиметра.
4 месяца
Четвертый месяц отличается тем, что малыш осознанно рассматривает предметы. Физическое состояние улучшается, например укрепляются мышцы шеи. Кругозор ребенка расширяется.
Он запросто справляется с захватом и удержанием любимых игрушек. Отмечается рост количества переворотов с живота на спину. При расположении на спине отмечаются движением подбородка и головы вверх.
Взгляд и движения рук приобретают наивысшую степень координации.
Чётко различает лица и предметы. Эмоционально реагирует на события во круг. На распев длительное время произносит звуки.
Главные моменты развития:
- Появляются новые движения, а именно попытки сесть;
- Начинает попытки ползать;
- Бутылочку с питанием держит сам;
- Осознанно фиксирует взгляд;
- Рассматривает себя в зеркале с особым интересом.
Вес выше на 750 грамм. Рост увеличится от двух до трех сантиметров.
5 месяцев
На этом этапе хорошо расширяется круг способностей: может видеть в дали. Он проявляет интерес к работающей технике (например телевизор). Малыш без посторонней помощи переворачивается и принимает попытки ползать.
Способен один стоять на ножках делая упор на ручки. Игрушки спокойно берет из рук старшего. При издании звуков у него появляется интонация. Интонацию в голосе посторонних людей так же различает.
Недовольство выражается в топоте ножками и криками.
Важные моменты развития:
- Быстро развивается физически. Виднеются попытки отталкивания ножками;
- Возможны попытки произнесения слов мама, папа;
- Без помощи взрослых пользуется игрушками;
- Проявляет эмоции;
- Начинают прорезаться первые зубки.
На этом этапе малыш набирает около семисот грамм. А рост прибавляется на два сантиметра.
6 месяцев
Шестой месяц отмечается появлением эмоций и желаний, а так же их активным выражением. Развитие достигает приобретения сидеть самостоятельно, хотя и короткий промежуток времени. Проявляются попытки ползать самостоятельно. Проявляются основные навыки, такие как сидеть. Может перемещать игрушки.
Младенец произносит слоги. Он откликается на своё имя. Если его долго не брать на руки, начинает капризничать.
Главные моменты развития:
- Стремительно учится ползать на расстояние от двадцати до тридцати сантиметров;
- Может раскачиваться из стороны в сторону;
- Развивается моторика;
- Любит играть.
Рост прибавляется на два сантиметра, а вес примерно на 650 граммов.
7 месяцев
На седьмом месяце эмоциональный рост значительно заметен. Появляется характер и темперамент вашего малыша. Приобретенные знания пытается использовать в повседневной жизни. Понимание окружающего мира значительно возросло.
Он способен различать размеры предметов. Если попросить их показать, малыш с лёгкостью справится с этой задачей. В этом возрасте он значительное количество времени может удерживать свой вес, научился вставать и стоять, но только при наличии опоры.
Ребёнок опираясь на руки способен сидеть самостоятельно. Совершает манипуляции с игрушками (бросает, стучит). Хорошо совершает перевороты с живота на спину и наоборот. У них полно энергии, поэтому нужно постоянно наблюдать за ребенком.
В семимесячном возрасте хорошо различает людей. Долго разговаривает сам с собой. При нежелательном общении, выражает недовольство плачем. Проявляется интерес к рисункам. Основные моменты развития:
- При желании достичь какого-либо объекта тянется к нему обеими ручками;
- Сидит без посторонней помощи. Но всё еще требуется помощь при посадке;
- Проявляет интерес к самым простым играм. И уже умеет привлечь внимание к себе;
- Пытается эмитировать звуки, много времени поёт. Появляются слоги гага, гугу и другие;
- Проявляет огромную заинтересованность к ярким рисунка, книжкам, раскраскам.
Вес нашего чада изменится на шестьсот грамм, а рост составит на два сантиметра больше прежнего.
8 месяцев
Активность младенца значительно увеличивается. Приобрел навыки самостоятельно передвигаться, садиться, вставать в кроватке, держась за бортики. Различает семью от чужих людей. Самостоятельность значительно вырастает. Появляется желание кушать самому ложечкой. На просьбы принести какие-либо предметы реагирует положительно.
В возрасте восьми месяцев с удовольствием осваивает ходьбу, пусть пока только приставным шагом и при наличии предмета опоры. Навык садиться без посторонней помощи освоен до конца.
Простые слова мама, папа и другие с успехом пытается произносить. Различает интонацию, например вопрос или ругань. Выражает особый интерес к простым играм, например ладушки или прятки. Главные моменты развития:
- С успехом осваивает ходьбу;
- Ориентация в пространстве заметно улучшается, что позволяет легко перемещаться по помещению;
- Активность ребенка велика. Проявляется в меньшем времени лежания;
- Словарный запас значительно увеличивается – это улучшает понимание между мамой и малышом.
550 граммов набирает наш малыш на этом этапе жизни. И прибавит полтора сантиметра в росте.
10 месяцев
Не пренебрегайте прочтением: Что делать, если ребенок засунул в нос инородный предмет?
На десятом месяце двигательные способности позволяют самостоятельно делать несколько шагов. Время игры составляет от десяти до двадцати минут. При этом простые игры в ладушку заменяются кубиками. Проявляет заинтересованность в новых знакомствах. Способен самостоятельно рассматривать книжки, перелистывая страницы.
При передвижении для опоры требуется лишь одна ручка. Ходит самостоятельно, хоть и на небольшие расстояния. Привычное нам ранее ползание заменяется ходьбой.Отлично справляется с обязанностью подать какой-либо предмет(кукла, мячик, машинка и другие). Появляется интерес к беседам взрослых, а вместе с этим и попытки повторять слова. Главные моменты развития:
- Способность стоять не опираясь на что-то увеличивается до нескольких секунд;
- Ходит наш малыш лишь несколько шагов, но самостоятельно;
- Великолепно ползает используя руки и ладони;
- Активно пользуется игрушками. Часто разбрасывая их;
- Умеет показать названные части тела как на себе, так и на другом человеке.
На четыреста пятьдесят грамм станет тяжелее к концу месяца и на полтора сантиметра подрастет.
11 месяцев
Попытки изучения окружающего мира становится всё заметнее. Предметы трясут в воздухе, кидают, ломают в попытках изучить их как снаружи, так и изнутри. Способен находить нужные предметы(даже если их спрятать). С лёгкостью показывает нужный предмет.
При нормальном развитии опора при стойке не нужна вовсе. Появляются попытки ходить, но пока только при посторонней помощи. Активно контактирует с другими детьми, знакомясь и играя с ними. Так же любит танцевать и всегда непоседлив.
По достижению одиннадцати осознанно указывает на запрошенные части тела, как на себе, так и на других. К игре с кубиками добавилась пирамидка. Внятно произносятся главные слова: мама, папа. Главные моменты развития:
- Двигательный аппарат стремительно совершенствуется. Может самостоятельно садиться, ложиться, вставать;
- Различает похвалу от ругани. Правильно реагирует на них;
- Способен указать запрашиваемый предмет;
- Приобрел навык приветствия и прощания. Машет привет или пока;
- Достигаются первые успехи приема пищи.
Рост нашего малыша будет больше на 1,5 сантиметра, а вес на четыреста грамм.
12 месяцев
В 12 месяцев ребенок ставится личностью. Общение с посторонними приносит меньше стресса. Отчетливо проявляется характер. Демонстрируется недовольство, смена настроения. Словарный запас стремительно пополняется. Возникает необходимость следить за речью в присутствии ребенка. Опора для положения стоя не требуется, ходит самостоятельно.
Появляется активное участие при одевании, купании и так далее. Предпринимает попытки самостоятельно кушать и пить.
Отчетливо разговаривает. Словарный запас пополняется. Главные моменты развития:
- Ходит на небольшие расстояния;
- Находит нужные предметы;
- Словами объясняет что хочет.
Родителям на заметку: беговелы для детей от 1 года до 7 лет
Отличия мальчика и девочки
Основные различия:
- Вес и рост отличается. Мальчик как правило имеет телосложение крупнее.
- Девочки развиваются быстрее мальчиков.
- Хотя при рождении девочки меньше, со временем они могут перегнать мальчишек.
Недоношенные дети имею вес и рост меньше, чем у нормальных.
▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼
Источник: https://LechenieDetej.ru/sovety-mamam/razvitie-rebenka-po-mesyacam.html