Ребенок гримасничает часто

Органические заболевания нервной системы у детей

Ребенок гримасничает часто

Шестилетняя Ира, хотя и росла несколько хрупкой, никогда не доставляла хлопот ни родителям, ни воспитателям: вежливая, послушная, трудолюбивая, уживчивая. В шесть лет она уже знала буквы и сама их с удовольствием аккуратно выписывала. Ее часто ставили в пример другим детям.

И вдруг девочка резко изменилась. Ира стала капризной, раздражительной, неряшливой. За обедом она толкала соседей, выплескивала суп на скатерть. На занятиях по письму и рисованию чертила какие-то каракули, а на замечания воспитательницы скорчила гримасу. Воспитательница пожаловалась матери.

Мать дома попыталась строго поговорить с дочерью о ее поведении, но в ответ на это Ира махнула рукой и скорчила матери гримасу. Взбешенная таким поведением дочки, мать впервые пустила в ход ремень. Но и это не помогло.

Ира с каждым днем вела себя все хуже, неряшливее, гримасничала, топала ногой; ни уговоры, ни наказания не помогали.

Мать привела ее на консультацию к невропатологу, чтобы выяснить, почему так «распустилась девчонка», потому ли, что ее раньше только хвалили и она о себе «много возомнила», или потому, что обиделась на замечания и наказания, которым раньше не подвергалась.

Осмотрев девочку, делавшую то размашистые движения рукой, то гримасы, врач заявил матери, что ее дочь не «распустилась» и не «обиделась», что эти движения не проявление каприза или протеста, а что у девочки инфекционная хорея, органическое заболевание, вызванное ревматическим поражением мозга, при котором и появляются не зависящие от воли ребенка, но очень похожие на произвольные движения и гримасы. Так как эти движения не только похожи на нарочитые, но и усиливаются при конфликтах и волнениях (полностью исчезая во время сна) и сопровождаются раздражительностью и плаксивостью, родители и воспитатели нередко принимают их за невроз или даже просто распущенность.

Ошибка эта чревата неприятными последствиями.

Если при истерическом неврозе (как уже неоднократно указывалось) надо твердо потребовать, чтобы ребенок прекратил свои истерические выходки, и ни в коем случае не поддерживать их мягким отношением и сочувствием, то при хорее применение дисциплинарных мер не только бесполезно мучает ребенка, но и затягивает течение болезни. В этом случае нужно уложить ребенка в постель, освободить от занятий и всяких психических нагрузок и провести специальное лечение (салицилаты и пр.). Чем раньше распознана хорея и начато правильное лечение, тем быстрее она пройдет.

Установить, болен ли ребенок хореей, и назначить лечение — дело врача-невропатолога; родители должны лишь помнить, что если ребенок (чаще девочки в возрасте от 5 до 15 лет) начал вдруг производить нелепые движения, ставить кляксы, выплескивать суп, гримасничать и т. п., следует сразу же показать ребенка врачу.

Хорея через пару месяцев обычно бесследно проходит (иногда вызвавший ее ревматизм может оставить след в виде порока сердца), иногда приступы ее повторяются, но тоже проходят *.

* У некоторых женщин, перенесших в детстве хорею, во время беременности подергивания возобновляются. В этом случае беременность следует прервать.

Умственная дефектность ребенка, так называемая олигофрения, может быть обусловлена перенесенным во внутриутробном или в раннем послеродовом периоде энцефалитом, травмой мозга, поражением плода каким-либо специальным возбудителем, как это имеет место при токсоплазмозе, несовместимостью крови родителей по так называемому резус-фактору, наличием лишних хромосом в ядрах клеток, как это имеет место при болезни Дауна, может быть вследствие алкоголизма родителей и ряда других причин.

Олигофрения по степени выраженности умственной неполноценности делится на три группы: идиотизм (самая тяжелая степень, при которой умственное развитие останавливается на уровне грудного возраста), имбецильность (средняя степень, при которой умственное развитие достигает уровня ребенка 2—3-летнего возраста) и дебильность (самая легкая, при которой дети поддаются обучению, но в специальных школах). В практике детских садов приходится сталкиваться лишь с дебильностью, так как при идиотизме и имбецильности дети помещаются в специальные детские учреждения.

Не останавливаясь здесь подробно на различных вопросах, связанных с олигофренией, мы коснемся лишь некоторых принципов воспитания умственно отсталых детей.

Очень важно своевременно распознать как степень, так и особенность умственного дефекта ребенка. Иногда за дебилов принимают детей, у которых по тем или иным причинам просто отстает темп умственного развития.

Такой ребенок к семи годам не готов к школьному обучению, так как по своим психическим качествам он является еще дошкольником. Направлять его в специальную школу не надо, лучше задержать его в детском саду на год.

При настоящей дебильности ребенок к обучению в нормальной школе обычно непригоден. Иногда в первых классах он путем механического запоминания формально как будто бы осваивает программу, но не понимает ее сущности; такой ребенок все равно не сможет продолжать обучение в массовой школе.

Иногда причиной того, что ребенок не осваивает начатков грамоты, счета и других доступных его возрасту знаний и навыков, является не его умственная неполноценность или задержка в развитии, а нежелание приобретать эти знания. Надо в каждом отдельном случае разобраться в причинах этого нежелания.

В одних случаях дошкольнику еще трудно длительно сосредоточивать свое внимание, в других — обучение кажется (к сожалению, не всегда безосновательно) ребенку слишком скучным, в третьих — ребенок не желает освоить грамоту и счет, так как не чувствует их необходимости — практической полезности.

Поясним последнюю мысль примером.

Случай с первоклассницей Ритой был не совсем обычный: она заявила матери, что не хочет учиться, что ей это не нужно.

Никаких конфликтов в школе у Риты не произошло, способности у нее средние, девочка спокойная, разумная, в быту трудолюбивая; она подметает комнату, моет посуду, пришивает пуговицы и выполняет многие другие домашние работы.

Воспитанная в трудовой семье, она видит, как работают ее мать и соседи, понимает, что это нужно, что, как она сама выражается, «без этого нельзя».

Однако ни мать, ни соседи (люди физического труда) не упражняются в писании палочек или букв, не декламируют басен и не решают примеров. Рита твердо убеждена, что все это не нужно, что лишь детей заставляют «этим заниматься», а рассуждения взрослых о пользе образования до семилетней девочки не доходят, она им не верит.

Я останавливаюсь на этом случае потому, что такие мысли бродят в головах многих детей и лишь покорность, привычка к послушанию не дают им так решительно сформулировать свой протест.

Как поступить с Ритой? Конечно, раз не действует убеждение, можно было бы применить силу, заставить ее заниматься в школе, хочет она этого или нет; но это был бы не лучший выход, и мы избрали другой путь.

Нужно было создать такую обстановку, которая заставила бы девочку убедиться на собственном опыте, что знания, получаемые ею в школе, полезны и применимы не только в будущем, но и в ее сегодняшней повседневной жизни.

Мать, уходя на работу, стала оставлять ей записки, из которых Рита, приходя из школы, узнавала, где она найдет еду,— стала понятна польза грамотности.

Когда Рита просила купить ей мороженого, мать начинала вместе с ней считать, сколько у нее есть денег, сколько из них надо потратить на другие необходимые покупки, и только после этого вычисляла, что хватит денег и на мороженое,— стала понятна польза арифметики. Вскоре Рита уже ходила в школу без всякого принуждения.

Page 3

Сейчас почти ни у кого не вызывает сомнения необходимость трудового воспитания, важность его отмечена и в специальных решениях партии и правительства.

Если привитие трудовых навыков абсолютно необходимо любому ребенку, то это является краеугольным камнем в образовании умственно отсталого ребенка, для которого умственный труд в дальнейшем окажется непосильным. Нужно выявить трудовые склонности такого ребенка и с самого раннего детства приобщать его к посильному труду.

Свои трудовые обязанности в семье всякий ребенок (а умственно отсталый в особенности) должен выполнять систематически и добросовестно, а не только тогда, когда у него есть соответствующее настроение.

Естественная жалость к неполноценному ребенку часто заставляет родителей прощать такому ребенку невыполнение им своих трудовых обязанностей, нарушения дисциплины, а эти поблажки для умственно отсталых детей чреваты еще более тяжелыми последствиями, чем для здоровых, так как лишают их в дальнейшем возможности занять свое место в трудовом коллективе.

На сосудистых заболеваниях головного мозга мы останавливаться не будем, так как в детском возрасте они встречаются редко.

Необходимо только отметить, что внезапно развивающийся паралич половины тела у детей обычно бывает не на почве кровоизлияния в мозг или тромбоза (закупорки сосудов свернувшейся кровью), как это имеет место в пожилом возрасте, а на почве эмболии, т. е.

закупорки мозгового сосуда кусочком, оторвавшимся чаще всего от пораженного ревматизмом сердечного клапана и занесенным током крови в сосуды головного мозга.

Касаясь травматических заболеваний головного мозга, следует только отметить, что, если при ушибе головы была хотя бы кратковременная потеря сознания или тошнота, рвота, головокружение, надо предполагать, что у ребенка имело место сотрясение мозга. Такого ребенка -до прихода врача надо уложить в кровать и не разрешать ему ни вставать, ни даже садиться в кровати.

Последствием травмы головного мозга может быть задержка умственного развития, изменение поведения (описанное в главе «Трудные дети и подход к ним»), развитие эпилептических припадков и другие осложнения. Однако в подавляющем большинстве случаев травмы головы, даже сопровождающиеся сотрясением головного мозга, проходят у детей без последствий.

В воспитании ребенка с любым органическим заболеванием также необходимо следовать тем общим педагогическим принципам, о которых говорилось выше.

Напомним, что создание обстановки, при которой болезнь приносит ребенку выгоду или преимущества перед другими детьми, приводит к тому, что органическое заболевание осложняется истерией или другим неврозом, которые у больных детей особенно трудно поддаются устранению и могут испортить им жизнь даже больше, чем само органическое заболевание, при этом симптомы органического заболевания закрепляются.

Источник: http://www.medical-enc.ru/13/nervnyj-rebenok/organicheskie-zabolevaniya-nervnoy-sistemy-2.shtml

Если ребенок ведет себя как клоун — Психологос

Ребенок гримасничает часто

Даше скоро семь лет. У нее появилась отвратительная привычка дразнить всех в семье. При этом она гримасничает и кривляется, строит рожи. Ей кажется, что она удачно изображает жесты и мимику окружающих. Это очень неприятно, и все обижаются. Никакие уговоры не помогают. Такая неблагодарность, даже плакать хочется! Но может это проявление какой-то болезни?

Наш сын паясничает и разыгрывает и дома, и в детском саду целые спектакли. Как такое странное поведение исправить? Излечить ребенка от шутовства не помогают ни наказания, ни уговоры, ни насмешки; ребенок никому не дает покоя.

Где ключ к этой загадке?

Кривлянье — вовсе не игра. Шекспир писал, что наша жизнь — театр, а люди в ней актеры, но превращение всей жизни в цирк, а ребенка в клоуна — это не по Шекспиру. Может быть, дети хотят развеселить нас и сделать нашу жизнь немного радостнее и веселее? Или причина совершенно в другом, и детьми движут не столь благородные порывы?

Придется провести небольшое детективное расследование.

1. Наблюдения психологов говорят о том, что показное паясничанье может быть вызвано повышенной потребностью добиться от окружающих оценки, удивления, внимания или расположения.

Кривляющийся ребенок из эгоистического желания быть центром группы привлекает к себе внимание. Он стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, все должны заниматься только его персоной. А это означает не что иное, как очередной каприз или прихоть. По-другому привлечь к себе внимание такой ребенок не может.

Маленький человек перед взрослыми и сверстниками вытворяет уму непостижимое: то разыгрывает из себя несмышленыша, то совершает героические поступки на удивление окружающим, то дразнит всех подряд.

А причина шутовства в том, что ребенок интуитивно чувствует, что у него не хватает качеств, которые в данном возрасте должны быть и есть у других детей.

Привычка через шутовство и кривлянье удовлетворять потребность в любви и внимании имеет свои причины, но более глубокие и скрытые.

2. Прежде всего, кривлянье — это внутренняя неудовлетворенность и неуверенность ребенка в себе. Паясничанье служит компенсацией за неуклюжесть, полноту или физическую слабость; или за недостаток уменья в играх; или за неумение наладить дружеские отношения и войти в коллектив ровесников.

Я наказал внука, но вместо раскаяния и стыда он вдруг начал дразнить меня. Настоящий паяц. От неожиданности и обиды я поставил его в угол, а сам просто ушел в другую комнату.

О чем сообщает нам поведение этого мальчика? Не больше не меньше, как о том, что дед и внук не ладят друг с другом. Может быть, наказание было несправедливым или ребенок не понял, за что наказан. Он протестует, он бы и рад все исправить, но не знает как. Возникает чувство неуверенности. Но взрослый не понял ребенка, и проблема осталась нерешенной.

3. Разыгрывание спектаклей и паясничанье — типичная черта детей эмоционально неудовлетворенных в семье.

Детям не хватает внимания и доброго отношения, которых они ищут и добиваются любым путем. Почему же малыши считают, что они обделены вниманием взрослых: родителей, воспитателей, учителей? Видимо, потому, что, с их точки зрения, кому-то этого внимания достается значительно больше.

Типичный случай — рождение брата или сестры. Бывший наследный принц чувствует себя сброшенным с трона. Если мы, взрослые, долго не замечаем ревность старшего ребенка или замечаем только его кривлянье, то дефицит внимания у малыша становится хроническим. Кривлянье выбирается ребенком как наиболее эффективный способ привлечения к себе внимания и интереса взрослых.

События в жизни ребенка кажутся нам малозначительными, ведь мы, взрослые, погружены в свои проблемы, суету и текучку забот и волнений. В нашей жизни нет времени и сил на малыша, и он заставляет нас любым способом экстренно обратить внимание на свою персону. Ребенок привыкает к тому, что мы обращаем на него внимание, только тогда, когда он начинает кривляться.

4. Единственная разученная роль — маленький шут. Бывает, что клоунаду начинают дети, которые были окружены вниманием и симпатией взрослых сверх меры. К ним долго относились как к маленьким, не давали проявить самостоятельность и не могли налюбоваться на милые ребяческие проделки. Таяли от их шалостей и не позволяли играть более взрослую общественную роль.

Взрослые долгое время навязывали ребенку роль славного домашнего шута. Малыш вошел в эту роль и сжился с ней, воспринял ее как свое предназначение, а вот изменить свою роль он не умеет и не знает, как это сделать.

Как помочь маленькому кривляке?

Чтобы избавиться от вредной привычки, которая может перерасти в черту характера, следует позаботиться об эмоциональном благополучии ребенка.

Пусть беспокойство и ревность ребенка безосновательны, но эти чувства живут в сознании маленького человечка и направляют его поведение. От кривлянья обязательно нужно избавиться.

Знание особенностей своего ребенка и анализ ситуации помогут вам избрать нужную тактику.

Первая тактика

Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах. Дайте ему возможность одерживать маленькие победы.

ТЫ:

  • сам застелил постель;
  • красиво нарисовал картинку;
  • перепрыгнул огромную лужу;
  • сумел сложить свои книжки;
  • не забыл полить цветы;
  • покачал сестренку в коляске.

Ты — молодец!

Все, что ребенок делает сообразно своему возрасту, мы воспринимаем с интересом и вниманием: признаем, хвалим, оцениваем, вместе учимся, а тем самым усиливаем стремление ребенка к правильному поведению. Заслуженная похвала никогда не бывает вредной.

Мы подскажем ребенку, как он может реализовать себя в целом ряде полезных дел, которые оценят другие дети и взрослые.

Это может быть, например:

  • коллекционирование,
  • спортивные игры,
  • необычное умение,
  • интересные знания о динозаврах или звездах, о планетах или стихийных бедствиях, о животных или птицах…

Подскажем и чуть-чуть поможем — вот те средства, которыми мы сможем усилить уверенность ребенка. А как мы уже знаем, именно в ней все дело!

Важно укрепить в ребенке сознание того, что он многое умеет и делает это хорошо. Или только учится и очень старается, а значит, все получится. Что в семье с ним считаются как с полноправным членом; что родители любят его и что на свою семью он всегда может положиться.

Вторая тактика

Вторая тактика дополняет первую. Нежелательное кривлянье пройдет, если мы не будем усиливать и поддерживать его вниманием, смехом, интересом, оценкой.

Любое шутовство всегда должно оставаться без отклика.

Детей-кривляк бесполезно наказывать. Ведь наказание — тоже отклик, а потому не должно быть никакой брани, никаких наказаний. Они абсолютно не эффективны.

В сознании ребенка наказание служит еще одним доказательством несправедливого к нему отношения. А значит, борьба и протест в виде гадкого обезьянничанья только усилятся.

Лучше постоянно, спокойно, всем своим видом показывать ребенку, что паясничанье — недостойное занятие, что это признак ребячества, которое вам не нравится. Полезно сказать ребенку, что вы уже давно ждете, когда он перестанет кривляться, чтобы вместе заняться чем-нибудь интересным.

Упреки? Вечный спутник нашего недовольства ребенком. Если уж вы и решите упрекнуть маленького кривляку, то только с глазу на глаз. Публичные упреки он может воспринять как успех и интерес к его действиям.

Врачевать можно только добром. Не забывайте об этом, особенно когда речь идет о самом дорогом в жизни — о наших детях.

Домашнее задание для родителе. Упражнения для детей

Рекомендуем вам выполнить с ребенком упражнения, которые помогут ему осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе.

Игра «Имя»

Придумай себе имя, которое тебе нравится и которое ты хотел бы иметь. Можешь оставить себе свое имя.

— Почему тебе нравится или не нравится твое имя?

— Почему ты хочешь, чтобы тебя называли по-другому?

Эта игра даст вам информацию о самооценке ребенка. Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой, хочет быть другим или лучше, чем он есть.

«Зеркало»

Можно играть вдвоем с ребенком или пригласить его друзей.

— Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, выражение лица. «Зеркало» — это взрослый или другой ребенок. Поиграв, можно поменяться ролями.

— Можно освоить еще один вариант игры. Ребенок будет изображать кого-то из общих знакомых или детей, которые играют. «Зеркало» указывает, кого изображает ребенок.

Эта игра нужна, чтобы показать ребенку в зеркале его мимику, поведение. Иногда игра помогает ребенку увидеть свой слишком раскованный или надоедливый стиль поведения, излишнее паясничанье и шутовство, увидеть себя со стороны.

«Карикатура»

Выбирают одного ребенка из группы. Остальные дети и взрослые по очереди говорят, какие качества они ценят в этом ребенке, а потом называют то, что им не нравится.

Затем на большом листе бумаги все сообща рисуют карикатуру. Ребенка изображают в шутливом виде, но так, чтобы не обидеть.

Такая игра поможет маленькому кривляке понять, как он себя ведет и как выглядит со стороны.

«Лягушата»

Это упражнение для расслабления губ, языка, мышц нижней челюсти.

Предложите ребенку стать лягушонком. Для этого нужно вытянуть губы, как при произношении звука «и», а затем расслабить губы и вернуть их на место. При этом можно смотреть в зеркало.

Растянем губы прямо к ушкам!

Мы понравимся лягушкам!

Тянем, тянем, перетянем

И нисколько не устанем!

Губы не напряжены, и расслаблены.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/esli-rebenok-vedet-sebya-kak-kloun

Грудничок показывает язычок: когда нужно обеспокоиться?

Ребенок гримасничает часто

Каждое движение новорожденного, первая улыбка, первая реакция на окружающих, гуление вызывают умиление у взрослых. Малыш растет и развивается. А мамы внимательно следят за этим процессом, отмечая и запоминая любую мелочь.

Но некоторые привычки ребенка вызывают тревогу у родителей. Так, многие груднички высовывают язычок. Что это: шалость или признак заболевания? Когда следует обеспокоиться? Почему новорожденный высовывает язык?

Как распознать опасность?

Внимательно понаблюдайте за малышом. Обратите внимание на общее самочувствие младенца, на качество его сна. Что он делает одновременно с высовыванием язычка: запрокидывает ли головку назад, гримасничает или гулит. Чаще всего мама безошибочно определяет, когда ребенок играет, а когда его действия имеют непроизвольный характер.

На данном этапе важно внимательное наблюдение за грудничком. Не всегда младенец демонстрирует язычок, забавляясь и играя. Иногда эти действия могут свидетельствовать о серьезном нарушении в работе эндокринной или нервной системы.

Если ребенок показывает язычок редко, во время игры, то беспокоиться не стоит. Малыш просто гримасничает. И это совершенно нормально. Если же новорожденный не может удержать язык во рту, высовывает его постоянно в течение дня или во время сна, грудничка нужно показать педиатру. Ранняя диагностика позволит быстро и безболезненно справиться с проблемой.

Безобидные причины

В большинстве случаев высунутый язычок младенца ничего страшного не означает. Это простое и безобидное поведение. И часто причины достаточно прозаичны:

1) Невинное баловство, игра.

Малыш познает окружающий мир, свое тело. А язык — часть этого тела. Ему просто интересно его высовывать. Если же взрослые улыбаются в ответ, то делать это ребенок будет чаще.

Возможно, новорожденный пытается издать какой-то звук. А пока не получается. И все его неимоверные усилия приводят лишь к «кривлянью». Другое объяснение: грудничок увидел этот «некрасивый жест» у взрослых.

Теперь его повторяет. Случается, малыши достают язычок, когда активно махают ручками, пытаются взять игрушку, ползают или стараются встать. Здоровые детки в такой ситуации показывают язык время от времени.

Беспокоиться на этот счет не стоит.

2) Первые зубки.

У теперешних детей зубки начинают резаться уже с двух месяцев. Это достаточно неприятные ощущения. Ребенку хочется почесать десны, потрогать их. Внимательно осмотрите его рот: припухлость десен указывает на процесс прорезывания зубов. Кроме того, малыш часто плачет, плохо спит.

3) Зарядка.

Чрезмерная подвижность младенцев связана с их активным ростом. Даже в кроватке дети сучат ручками и ножками, пытаются перевернуться, привстать. Эти упражнения направлены на все мышцы. А язык — это тоже мышечный орган. Почему бы и его не задействовать. Если новорожденный показывает его лишь иногда, возможно, это своеобразная зарядка.

4) Кормление грудью.

Наверняка многие кормящие мамы замечали, что ребенок сосет язычок, иногда жует. Так он просит приложить его к груди, покормить или успокоить. Малыш просто соскучился или проголодался.

Когда стоит волноваться?

Грудной ребенок может показывать язык из-за некоторых заболеваний:

1) Молочница.

Это грибковое заболевание, которое вызывает неприятные ощущения. При таком диагнозе у малыша будет белый налет на языке, внутренней поверхности щек и небе. Именно из-за молочницы новорожденный может часто «гримасничать». Проверьте его ротовую полость. При наличии налета обратитесь к врачу.

2) Повышенное внутричерепное давление.

Выпадающий орган речи в совокупности с запрокидыванием назад головки может указывать на повышенное давление внутри черепа младенца. Заметив подобные симптомы, немедленно обратитесь к педиатру и пройдите обследование.

3) Анатомические особенности.

Иногда нижняя челюсть младенца не умещает язычок. Скорее всего, это не заболевание, а специфическая анатомия черепа. Увеличенный размер этого мышечного органа может свидетельствовать о врожденных патологиях.

Если язычок малыша не просто высовывается, а выпадает, немедленно идите к врачу. Этот симптом характерен для серьезных нарушений в организме: начиная от заболевания щитовидной железы и заканчивая атрофией мышц лица.

Таким образом, высунутый язык новорожденного не всегда говорит о болезни. Если все же Вы ощущаете беспокойство по данному поводу, пройдите обследование. Ни один педиатр не может этого запретить.

Источник: https://propochemu.ru/deti/grudnichok-pokazyvaet-yazychok-kogda-nuzhno-obespokoitsya

Новорожденный: как отличить «норму» от «патологии»?

Ребенок гримасничает часто
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Как определить «границы физиологической нормы»?

Процесс появления на свет является безусловным стрессом для организма, связанным с перестройкой всех органов и систем, а также тяжелой физической нагрузкой. Сразу после рождения условия обитания малыша радикально меняются, новорожденный попадает в непривычную для него окружающую среду.

Температура здесь значительно ниже той, к которой он привык в утробе матери, появляется гравитация, возникают новые ощущения, поступающие от органов чувств, – зрительные образы, звуки, прикосновения. Начинается новый для него тип дыхания (легочный) и новый тип пищеварения.

Эти перестройки и переживания связаны с изменениями во всех органах и системах. Именно они и вызывают так называемые «транзиторные», или переходные, состояния. Возникают после родов и через некоторое время проходят бесследно.

Но при определенных условиях «физиологические транзиторные состояния» могут перейти в патологические и стать причиной заболеваний.


фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Переходных состояний много, потому что все системы органов претерпевают изменения. У некоторых детей они проходят незаметно (при этом лабораторная диагностика может выявить их наличие у каждого ребенка).
Физиологическая потеря веса происходит у всех новорожденных независимо от массы тела при рождении. Потому, что, во-первых, во время родового стресса запускается механизм усиленного обмена веществ (ребенок активно расходует энергию при рождении), и во-вторых, после стресса организм обычно выводит определенное количество жидкости, а источника достаточного восполнения ее пока нет (так как нет большого количества молозива и молока). В первые сутки–двое малыш расходует «резервные запасы» (скопления подкожного жира в отдельных частях тела). Норма потери массы – 6–7 % от массы при рождении. Доношенный ребенок на 10-й день после родов, а недоношенный – на 14-й, весит столько же, сколько при рождении. Скажу сразу, что для нормального функционирования органов и прибавки в весе необходим адекватный тепловой режим, о котором упомяну позже.

Если у новорожденного не происходит физиологической потери массы тела, то можно говорить о задержке жидкости в организме, связанной, скорее всего, с патологией мочевыводящей системы. Такая ситуация требует срочного обращения к врачу.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

2. Транзиторное нарушение теплового обмена или «транзиторная лихорадка»

У малыша может незначительно повышаться температура, потому как процессы терморегуляции у него незрелы. Нормальная температура тела ребенка – до 37 градусов. Измерение лучше проводить в паху, ртутным термометром.

Малыши не могут удерживать постоянную температуру тела и очень чувствительны к изменениям температуры окружающей среды. Неустойчивость центра терморегуляции приводит к легкому наступлению переохлаждения или перегрева. Обусловлено это особенностями кожи, бедной потовыми железами и богатой кровеносными сосудами.

Важно соблюдать нормальный температурный режим в комнате малыша: 22 градуса для доношенных детей и 24 градуса для недоношенных и маловесных. Это лишь ориентировочные цифры. Существуют индивидуальные особенности реакций детей на изменение температуры.

Поэтому зачастую комфортную температуру нужно подбирать, ориентируясь на предпочтения ребенка.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

3. Половой криз

Половой криз обусловлен воздействием материнских гормонов на органы-«мишени» малыша. Это явление наиболее часто наблюдается у девочек. Оно выражается в том, что половые органы увеличиваются в размерах, увеличиваются и нагрубают молочные железы, из сосков могут выделяться капли молозива. Эту ситуацию можно наблюдать и у девочек, и у мальчиков.

При обнаружении данного состояния нельзя пытаться выдавливать молозиво – это больно. Отличие от патологического процесса – мастита новорожденного – заключается в отсутствии повышенной температуры и болезненности при прикосновении к груди ребенка. У девочек 2–3 дней жизни иногда наблюдаются менструальноподобные выделения из влагалища.

Объём выделившейся крови может приблизительно составлять одну чайную ложку. Продолжаются такие выделения как обычные месячные: 3–5 дней.

У девочек также встречается «транзиторный десквамативный вульвовагинит» – обильные слизистые выделения из половых путей. Он может продолжаться до 3–4 недель.

Выделения не причиняют беспокойства, влагалище при этом не красное.

Любые проявления полового криза проходят сами и вмешательства не требуют.


фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Эта ситуация связана с заселением доселе стерильного кишечника флорой, которую малыш получает во время и сразу после родов от матери, а также от людей, которые за ним ухаживают. Не всегда заселение идет равномерно и только «правильной» флорой. «Борьба за территории» вызывает различные процессы в кишечнике. У здорового малыша при нормальной материнской флоре все заканчивается благополучно. При «плохой» флоре матери, где много патогенных или условно патогенных микробов, подобное состояние может перерасти в инфицирование. Чаще так бывает у недоношенных, незрелых, маловесных детей. Также на первой неделе жизни наблюдается расстройство стула. Связано это с тем, что с началом питания первый раз включаются в работу пищеварительные ферменты, железы пищеварения, желчный пузырь. У новорожденного все эти процессы не всегда происходят слаженно и последовательно. Первый стул ребенка – это меконий, темно-зеленый, пастообразный. Дальше начинает образовываться стул переходный – неоднородный, зелено-желтый, с комочками, в нем иногда можно обнаружить немного слизи. К концу первой недели стул устанавливается.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Это транзиторное состояние органов мочевыделения, связанное с адаптацией, изменением обмена веществ, уменьшением объема мочи. Вследствие этого повышается концентрация мочи, в почечных лоханках откладываются кристаллы солей мочевой кислоты. Моча становится более мутной, от желтого до кирпичного цвета, возможна кристаллизация солей на пеленке. Выглядят эти кристаллы как пятно насыщенного кирпичного цвета.

Если ситуация длится более 12–18 часов – это повод допоить малыша водой из ложечки.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
Новорожденный очень уязвим для инфекций. Ребенок рождается стерильным. У него незрелы барьерные свойства кожи, не сформированы защитные механизмы слизистых. После рождения все полости (носоглотка, верхние дыхательные пути, кишечник, половые органы) заселяются бактериальной флорой. Массированное воздействие «новой» флоры и незрелость защиты организма на первой неделе жизни объясняют «транзиторный иммунодефицит». Поэтому риск инфицирования новорожденного от больного человека или «здорового» носителя патогенных микробов и вирусов значительно выше, чем у грудного ребенка. Необходимо упомянуть физиологическую для новорожденного рану – пупочную. При определенных условиях или при отсутствии правильной гигиены кожи ребенка и матери, пупочная ранка становится прекрасными входными воротами для любой инфекции.

Любое покраснение пупочной ранки или поверхности вокруг нее, если она мокнет или есть выделения – повод для обращения к врачу.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall Кожа – очень важный для ребенка орган. Она выполняет функцию защиты от инфекций, является органом выделения и терморегуляции. Кожа новорожденного и грудного ребенка может многое сказать о том, что происходит в жизни малыша. Она покажет, правильно ли питается мама, хорошо ли вы подобрали одежду для него, подходит ли вода вашего жилища для купания.

Многие патологические процессы, протекающие в организме ребенка, можно «читать» по коже. Перечисленные ниже явления считаются нормальными состояниями кожи новорожденного.

  1. Простая эритема – это покраснение кожи. Его можно наблюдать через 6–12 часов после рождения. К концу первой недели жизни избыточное покраснение должно пройти. Такое покраснение вызвано, прежде всего, привыканием кожи к контакту с воздухом.
  2. Шелушение кожи. Встречается оно чаще у переношенных малышей, родившихся позже 42 недель беременности. Через неделю–полторы шелушение проходит. Рекомендую мазать складки, находящиеся у ладоней и стоп миндальным маслом, потому что на сгибах сухая кожа может трескаться, доставляя малышу неприятные ощущения. 
  3. Токсическая эритема – пятна размером с копейку, с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Обычно они располагаются на конечностях, вокруг суставов и на груди. Появляются они на 1 день после родов, исчезают обычно через 2–3 дня. Самочувствие ребенка не нарушено. Однако эти пятна могут зудеть, поэтому одежда должна быть не жесткой и не плотно прилегать к этим элементам на коже. 
  4. Милиа – так называются белые узелки на крыльях носа, переносице и на лбу. Это закупоренные узкие сальные протоки. Они откупориваются самостоятельно на протяжении 1–2 недель жизни. 
  5. Монгольские пятна. Они имеют цвет от голубого до бледно-серого и похожи на синяки. Такие пятна встречаются на спине и ягодицах, иногда – на ногах и плечах, у девяти из десяти детей, чьи родители принадлежат к черной, азиатской или индейской расе. Эти едва заметные пятна также достаточно часто встречаются у детей Средиземноморского региона, но очень редко – у светловолосых и голубоглазых младенцев. 
  6. «Пятна аиста». Эти оранжево-розовые пятна могут появляться на лбу, веках, на затылке они встречаются на том месте, за которое аисты носят младенцев, чем и объясняется их народное название «пятна аиста». Они светлеют в первые два года жизни ребенка и становятся заметными только тогда, когда ребенок плачет или сильно напрягается. 

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

8. Физиологическая желтуха новорожденных

Желтухой называется окрашивание слизистых оболочек, склер, кожи в желтый цвет. У новорожденных она может возникать как физиологическое транзиторное состояние, так и проявление какого-либо заболевания.

Если физиологическая желтуха вмешательств не требует и проходит быстро и бесследно, то патологическая желтуха часто требует немедленных мер для предотвращений серьезных осложнений со стороны нервной системы. Все виды желтух объединены общим признаком – гирпербилирубинемией (повышенным содержанием желчного пигмента в крови).

От наличия в крови этого пигмента и зависит яркость окраски кожи – от светло-лимонного до оранжевого цвета. Прокрашивание также может быть зеленым и оливково-желтым. Билирубин образуется при распаде гемоглобина разрушенных эритроцитов. Длительность жизни эритроцита взрослого человека составляет 80–120 дней. У новорожденных этот срок равен 5–7 дням.

Связано это с тем, что гемоглобин плода в первые две недели жизни замещается «взрослым» гемоглобином. Отслужившие эритроциты распадаются, высвобождая в кровь билирубин. Клетки печени активно участвуют в переработке и выведении билирубина из организма.

Вот почему при незрелости и заболеваниях печени мы имеем затяжную или сильную желтуху, а это уже повод для обращения к врачу. Билирубин является токсином для центральной нервной системы. Его токсический эффект проявляется при определенной концентрации в крови.

Для каждого ребенка он зачастую разный – это зависит от срока родов, степени зрелости и сопутствующих патологий. Желтеть малыш начинает с лица и головы, потом желтушное прокрашивание «сползает» вниз по телу малыша. Определять интенсивность желтухи лучше при дневном освещении, у окна. Лампы дневного света и другое электрическое освещение может сильно исказить визуальную оценку цвета кожи.

Вот основные характеристики физиологической желтухи:

  • она возникает на 2–3-й день жизни малыша;
  • достигает максимума на 4–5-й день; 
  • исчезает к 10-му дню у зрелых новорожденных, у незрелых может держаться 2-3 недели; 
  • при физиологической желтухе не страдает общее состояние ребенка; 
  • концентрация билирубина в крови не превышает 180 мкмоль/л; 
  • она не требует лечения.

Причины физиологической желтухи:

  1. Массивное разрушение эритроцитов, обусловленное физиологической реакцией смены «фетального» гемоглобина на «взрослый».
  2. Физиологическая незрелость печени, при которой ее ферменты не справляются с прибывающим билирубином.

Патологические желтухи Определюсь, что целью данной статьи не является подробное изложение причин и методов лечения патологических состояний. Поэтому я не буду подробно описывать все проблемы, которые сопровождаются патологическими желтухами.

Выделю признаки, которые позволят отличить норму от патологии. Для дифференциальной диагностики будет достаточно лишь одного из перечисленных ниже признаков. Поводом для обращения к врачу будут желтухи:

  • которые появляются до 2-х полных суток жизни малыша и, соответственно, желтухи, обнаруженные при осмотре только что родившегося ребенка;
  • длительностью более 10–14 дней; 
  • со значительным повышением билирубина в биохимическом анализе крови (выше 180 мкмоль/л); 
  • когда желтушное прокрашивание затрагивает голени; 
  • когда желтушное прокрашивание охватывает ладони и стопы, обращаться за помощью нужно без промедлений; 
  • когда появление желтухи сопровождается изменением общего состояния малыша (плохое и вялое сосание, длинный глубокий сон, громкий, пронзительный плач, скудный стул, отеки, осиплость голоса, сильный тремор); 
  • при появлении обесцвеченного стула; 
  • при сильном беспокойстве во время или после еды, вплоть до отказа от еды при явных признаках голода.

Источник: https://www.domrebenok.ru/blog/novorozhdennyy-kak-otlichit-normu-ot-patologii-/

Что делать, если ребенок кривляется?

Ребенок гримасничает часто

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Порой родители замечают за своим ребенком неприятную привычку передразнивать окружающих, корчить рожи, кривляться, паясничать. У кого-то ребенок ведет себя так только на публике, а у кого-то — только в присутствии родных и близких. В чем кроются причины такого поведения? Как быть, если уговоры и наказание не помогают?

Почему дети кривляются?

Причин того, почему ребенок ведет себя вызывающе и постоянно кривляется, может быть несколько. Психологи утверждают, что чаще всего такое поведение вызвано повышенной потребностью ребенка к самоутверждению. Когда дети хотят стать центром группы, когда им нравится, что все смотрят на них, они пытаются привлечь к себе внимание такими вот способами.

Ребенок хочет, чтобы окружающие его заметили, но при этом чувствует, что у него не хватает каких-то качеств и умений, которые есть у его ровесников, и единственным способом хоть как-то заявить о себе становится кривляние.

Также паясничание может быть показателем неуверенности в себе. Очень часто маску шута надевают на себя те дети, которых ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.

Потребность привлечь к себе внимание остро ощущают дети, имеющие младшего брата или сестренку.

С появлением второго ребенка все родительское внимание обращается именно на него, а старший как бы уходит на второй план, что, естественно, его обижает.

Он не видит другого способа выйти из сложившейся ситуации и его кривляние можно сравнить с призывом о помощи: «Мама, ну обрати же на меня, наконец, внимание!».

Иногда шутовскую роль берут на себя дети, наоборот избалованные родительским вниманием.

Если ребенка постоянно опекали, сдували с него пылинки и долгое время не позволяли ему проявлять самостоятельность, к возрасту 5-7 лет он не осознает своей общественной роли, поскольку привыкает к тому, что он в семье всегда остается малышом, которому все можно. Такой ребенок просто воспринимает сложившуюся ситуацию как свое предназначение, вживается в роль и не понимает, что можно вести себя как-то по-другому.

Советы родителям

Чтобы вредная привычка не переросла в черту характера, дайте ребенку возможность почувствовать уверенность в собственных силах. Для этого нужно помочь малышу стать самостоятельным. Позвольте ему проявлять самостоятельность и замечайте каждое его действие.

Ребенок сам заправил постель, сложил свои игрушки, помог убрать посуду со стола, нарисовал красивый рисунок — все это достойно вашего внимания, помните об этом. Не забывайте хвалить его, отмечать его успехи, так как заслуженная похвала никогда не пойдет ему во вред.

Помогите своему чаду реализовать себя в каком-то интересном деле, которое может быть по достоинству оценено в коллективе.

Это может быть спорт, танцы, коллекционирование чего-либо, игра на музыкальном инструменте, любое необычное умение и даже просто широкий кругозор, например, знание интересных фактов о динозаврах или планетах солнечной системы.

Вы должны дать понять своему ребенку, что он многое умеет и делает это хорошо. Ваша похвала, одобрение, поддержка и любовь помогут ему справиться с неуверенностью в себе.

Помимо работы над укреплением детской уверенности в себе, важно научиться не замечать кривляние.

Если ребенок паясничает и ведет себя как клоун, ни в коем случае не акцентируйте на этом внимания. Помните о том, что главная цель такого поведения – жажда отклика, а ругань и наказание – это тоже отклик, и в данной ситуации такая реакция не поможет.

Лучше намекните малышу, что кривляние – это просто признак ребячества и бессмысленное занятие. Скажите ребенку, что вы ждете, когда он закончит клоунаду, чтобы вместо этого вместе с ним заняться чем-нибудь интересным или полезным.

Попробуйте показать ребенку, как глупо он выглядит со стороны, когда паясничает. Для этого можно поиграть с ним в игру: поставьте перед малышом зеркало и попросите его изобразить кого-то из знакомых или героя мультфильма, которого он пародирует.

Также можно попросить членов семьи нарисовать карикатуру на кривляку, чтобы он понял, как некрасиво он выглядит в их глазах, когда так себя ведет. Важно при этом обращать внимание на положительные качества ребенка, а не просто заставлять его перестать паясничать.

Гораздо действеннее будет фраза «Мне нравится, что ты добрый, справедливый, умный. Но мне не нравится, что ты кривляешься», чем раздраженное «Прекрати кривляться немедленно!».

Постепенно ребенок раскроет свой потенциал и поймет, что привлекать к себе внимание намного интереснее и легче чем-то действительно стоящим и полезным, а не бессмысленной пародией на окружающих.

Виктория Котлярова

Легко ли мне ходить с ребенком в магазин?

Вы не хотите покупать безделушки для ребенка. Или наоборот, испытываете чувство вины перед ним, что готовы купить в магазине совершенно ненужную вещь… Проверьте, легко ли вам ходить с ребенком за покупками, пройдя тест на портале Я – родитель.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/chto-delat-esli-rebenok-krivlyaetsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.