Этапы роста ребенка до года
Поэтапное развитие ребенка от рождения до года
Появление малыша в доме — это особое событие, которое часто выбивает из колеи даже опытных родителей. И если понимать, что этапы развития ребенка до года — это всего лишь ступеньки к его взрослению и становлению, а не очередные испытания для родителей, то это поможет преодолеть самые сложные моменты.
Начальный этап: что характерно для новорожденного ребенка?
Новорожденный малыш продолжает сохранять положение тела, в котором он привык находиться в утробе у мамы. Тело крохи слегка согнуто, голова наклоняется в сторону, а ручки и ножки большую часть времени согнуты в суставах.
Не нужно пытаться это исправить, искусственно выпрямляя кроху в кроватке. Со временем его положение станет более естественным. Скорее наоборот, важно понимать, что здоровый малыш не должен лежать без движения идеально прямо.
Постоянное движение ногами и руками является его нормальным состоянием, причем в положении как на спине, так и на животе.
Для новорожденных до месяца характерно проявление врожденного рефлекса ходьбы. Если взять кроху на руки и удерживать в вертикальном положении, то его ноги будут шагать в воздухе. Уже спустя месяц или полтора этот рефлекс исчезнет.Только появившийся на свет ребенок уже воспринимает яркий свет, слышит звуки, умеет моргать, плачет при проявлениях страха или боли. Основные ощущения у него тактильные, поэтому так важно дарить ребенку на этом этапе тепло и ласку маминых рук, приучать к грудному вскармливанию.
Первый месяц жизни: минимум изменений
Спустя месяц малыш, продолжая сохранять слегка согнутое положение тела, начинает стремиться поднять голову, лежа на животе.
Пока это у него получается не очень хорошо: голова шатается и заваливается то на одну, то на другую сторону. В положении сидя голова малыша пока не может сохранять правильное положение из-за недостаточно окрепших мышц шеи.
Здоровый малыш уже к окончанию первого месяца жизни может держать головку в течение 10 секунд.
У малыша по-прежнему сохраняется хватательный рефлекс и автоматическая ходьба, появляется способность фиксации взгляда, что легко проверить, удерживая перед ним яркую игрушку.
Тактильные ощущения у крохи дополняются зрительным контактом с окружающим его миром и в первую очередь — с мамой.
Когда месячный ребенок кричит, можно примерно определить причину крика, анализируя громкость и интонации.
Два месяца: переходный период
Самое очевидное, что происходит с крохой на этом этапе — это исчезновение рефлекса автоматической ходьбы и постепенное распрямление тела и конечностей. Голову младенец в этом возрасте может удерживать, хоть и не устойчиво, больше 10 секунд, в том числе и при подтягивании за ручки в сидячем положении.
Малыш начинает различать звуки. Он становится более внимательным и любознательным, старается вслушиваться и всматриваться во все, что его окружает.
Главным событием для всей семьи в этот период становится первая улыбка младенца. Так малыш проявляет свою любовь к близким людям.К концу второго месяца кроха начинает «гулить», издавая своеобразные звуки – сначала тихие и неуверенные, а потом более смелые.
Развитие в 3 месяца: активное общение
В три месяца малыш уже может лежать на животе с поднятой головой около минуты. Тело его распрямляется окончательно, голова в вертикальном положении не запрокидывается.
Малыш уже может удерживать в ладошке погремушку и пытается попробовать ее на вкус.
Появляется способность следить глазами за движением объектов, происходит активный контакт с мамой и близкими — ребенок улыбается и «гулит».
Четыре месяца: осознание себя
Ребенок в этом возрасте уверенно держится на предплечьях в положении лежа на животе, осматривается кругом и способен упираться ладонями в поверхность опоры, раскачивая торс.
Кроха проявляет живой интерес ко всему, что его окружает, пробуя на вкус все, до чего дотягивается.
Особенно забавным становится желание малыша исследовать собственные части тела: он осматривает ноги, руки и отчаянно пытается попробовать их на вкус.
В 4 месяца наблюдать за малышом становится особенно интересно, особенно в моменты его бурного веселья. Кроха в этом возрасте способен не только улыбаться, но и хохотать над, казалось бы, совершенно обычными вещами. «Гуление» в этом возрасте становится особенным из-за обогащения его новыми звуками.
Пять месяцев — важный этап в физическом и эмоциональном развитии
Ребенок в этом возрасте уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Конечности при этом активно сгибаются. У малыша хорошо получается опираться на ножки с удержанием веса тела, когда вы держите его под руки в вертикальном положении.
Кроха больше внимания обращает на окружающих его людей и предметы, учится различать интонации и мимику, выражает эмоции и реагирует на их проявление со стороны семьи. А вот «гулить» дети в этом возрасте начинают менее активно, за исключением некоторых малышей, продолжающих совершенствовать уже наработанные звуки.
Шесть месяцев: новые возможности и интересы
Окончание первого полугодия со дня своего рождения большая часть детей празднует освоением умения садиться без помощи взрослых.
Малыши в этом возрасте более активны физически, могут удерживаться в положении лежа на животе, упираясь одной рукой в поверхность кровати.
С игрушками в 6 месяцев у деток устанавливается свой контакт: они спокойно могут захватывать их в кулачок, перекладывать в разные руки и пробовать на вкус. Координация движений становится заметно лучше.
Здоровый малыш в 6 месяцев особенно внимателен, способен проследить происхождение звука. А вот в плане общения ребенок в этом возрасте становится более избирательным: теперь он улыбается только тем, кому доверяет и кого чаще всего видит перед собой, игнорируя и часто даже опасаясь незнакомых людей. В речи малышей можно различить отдельные слоги, напоминающие слова «мама» и «да».
В 7 месяцев — знакомство с миром с помощью рук
Семимесячный ребенок проявляет особый интерес к игрушкам, с удовольствием совершая с ними всевозможные манипуляции. Кроха играет не только с предметами, но и с собственными частями тела, захватывая ножки в положении лежа на спине. Малыш совершенствует способность переворачиваться на живот из положения на спине, таким образом подготавливая тело к новому этапу — ползанию.
Большая часть деток в этом возрасте пробует пить из чашки, и это у них отлично получается. Они активно лепечут, стараются произносить как можно больше звуков, наблюдая за губами взрослых. К концу этого периода малыши часто пробуют ползать.
8 месяцев: закрепление наработанного
Именно закреплению всего того, чему удалось научиться ранее, малыш посвящает первую половину 8-го месяца жизни. Кроха учится обращаться с игрушками, получая удовольствие от улучшившихся функций кисти, пробует вставать, садиться и менять положение тела. Малыши, которые освоили технику ползания, пользуются возможностью добраться до желаемой цели без помощи взрослых.
Восьмимесячный малыш уже способен различать знакомых и незнакомых людей, у него проявляется склонность к наблюдению за действиями взрослых. Многие детки в этом возрасте впервые открывают для себя свое отражение, пытаются наладить с ним контакт. В 8 месяцев малыш также уже спокойно может:
- сосать сухарики и сушки;
- пить из чашки, самостоятельно удерживая ее в руках;
- исследовать помещение в пределах досягаемости.
9 месяцев: сокращение дистанций
Анализируя развитие малыша по месяцам, можно отметить, что именно этот период один из самых беспокойных для родителей. Малыш начинает активно ползать, доставая все, что находится в пределах его роста. Ребенок способен передвигаться не только на четвереньках, но и на ногах, удерживаясь руками за опору.
Особенно забавляет детей в этом возрасте процесс кидания предметов, за которым они наблюдают часто с безудержным весельем. Ребенок в 9 месяцев уже может находить и показывать называемые предметы, откликается на имя, способен прислушиваться к тихим звукам. Многие именно в этом возрасте радуют близких первым словом.
10 месяцев: проба на вкус ощущения контроля
В этом возрасте детки способны выбирать позу для времяпровождения самостоятельно за счет улучшения функций рук и ног. У малышей улучшается моторика пальцев, они способны поднимать мелкие крошки двумя пальцами.
Если еще месяц назад ребенок познавал процесс падения предметов, то в 10 месяцев он учится их не просто кидать, а при этом замахиваться, усиливая звук падения и получая от этого огромное удовольствие.
Многие малыши радуют близких «ладушками» и играми вроде «сороки-белобоки» на ладошках. Такие игры становятся прототипом первого диалога между крохой и взрослым.
11 месяц развития: первые шаги
За месяц до своего первого юбилея многие детки начинают пробовать ходить. Кто-то из них продолжает преодолевать расстояния ползком. Малыши в этом возрасте лучше управляются руками, активно пьют из чашки и могут есть неперетёртую пищу. Некоторые детки в этом возрасте начинают пробовать говорить, соотнося названия окружающими их предметами.
1 годик: ощущение полной самостоятельности
Большая часть деток к годику начинает ходить самостоятельно, иногда продолжая время от времени ползать по привычке или во время игры.
Малыши, которые не ходят к этому возрасту, не считаются отстающими в физическом развитии.
Они начнут ходить, но позже на несколько месяцев, и это не может являться поводом для волнения, если не были выявлены какие-либо нарушения. Для годовалого ребенка, гармонично развивающегося по месяцам, характерны:
- слова, максимально похожие на речь человека;
- интерес к старшим детям;
- чувство юмора;
- любознательность;
- осторожность.
Малыши в этом возрасте четко осознают свою самостоятельность, пользуются вновь освоенными навыками и с большим интересом наблюдают за сверстниками и старшими детками, часто сохраняя до определенного момента дистанцию из чувства осторожности.
Интересные методики для развития малышей до года
Наблюдение за естественным процессом развития малыша по месяцам — занятие увлекательное.
Но, помимо пассивного наблюдения, можно попробовать помочь крохе быстрее адаптироваться к окружающему миру, используя проверенные авторские методики. Самые популярные из них:
- Монтессори;
- Никитиных;
- Зайцева;
- Глена Домана;
- Сесиль Лупан.
Развитие малышей до года по этим методикам позволит облегчить им жизнь в дальнейшем, ускорить процесс освоения информации. В таблице ниже принципы и основы каждой из методик.
Методика | Принципы |
Глена Домана | С помощью карточек, на которых изображены животные, цифры или буквы, деток знакомят с окружающим миром. |
Монтессори | Основана на индивидуальных способностях каждого малыша. Детей развивают коллективно, пробуя разные занятия, предлагая делиться опытом. |
Зайцева | Помогает запомнить буквы с помощью кубиков. Уже до года кроха способен будет запомнить некоторые из них. |
Никитиных | Построена на тандеме ребенка со взрослым, на плечи которого ложится задача разбудить интерес к чему-то, что позволит раскрыть способности малыша без давления. |
Сесиль Лупан | Пробуждение желания узнавать мир в соответствии с возрастом ребенка |
В заключение отметим: вам будет намного проще и интереснее, если вы постараетесь научиться извлекать только приятное из каждого периода в жизни крохи до года, получая удовольствие от наблюдения и прямого участия в процессе познания им окружающего мира.
Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/poetapnoe-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-goda.html
Этапы развития ребенка, по месяцам — Солнечный Город
Первый месяц жизни малыша – это период адаптации к внешнему миру. Именно на данном этапе вырабатывается режим дня. Отличительная черта – продолжительный сон. Обычно он занимает до 70% от 24 часов. Это создает идеальные условия для активного роста ребенка, прибавка которого составляет до 3 см за первые тридцать дней жизни.
Еще один важный фактор адаптационного месяца – это питание. Данной процедуре следует максимально уделять внимание. Ребенка нельзя торопить, особенно при грудном вскармливании. Такой вид питания достается маленькому человечку гораздо сложнее, ему приходится сильно трудиться, чтобы высосать достаточно молока.
Поэтому грудничок может осуществлять передышки, а затем снова приступать к трапезе. Также прием пищи является для малыша не только способом насыщения, но и установления эмоционального контакта с матерью. Именно в такие моменты он чувствует себя наиболее защищенным в этом новом мире.
При правильном питании прибавка в весе должна составлять от 600 до 700 г за первый месяц.
У здорового ребенка на первом месяце диагностируются следующие рефлексы:
- Сосательный – язык прикасается к предметам, находящимся в зоне досягаемости.
- Хватательный – сжимает в кулак предметы, находящиеся поблизости.
- Шаговый – в вертикальном положении двигает ножками.
- Плавательный – совершает плавательные движения в воде лежа на животе.
- Поисковый – самостоятельно осуществляет поиск и нахождение материнской груди.
В конце первого месяца жизни ребенок учится концентрировать внимание на ярких предметах, различает лица, ненадолго удерживает голову, произносит гласные звуки и реагирует на голос.
Второй месяц
В этот период ребенок начинает различать эмоции на лице взрослого, приветствует его появление комплексом оживления (ручки и ножки хаотично двигаются, активизируется речевая функция и мимика).
На втором месяце жизни сон ребенка сокращается. Он составляет до 20 минут в час. Возможны перебои ночного сна. Прибавка в росте достигает до 3 см, в весе – до 1 кг.
Также карапуз более уверенно держит головку, способен переворачиваться с бока на спинку, в произношении появляются согласные звуки, в течение продолжительного времени фиксирует взгляд на предмете и может ненадолго удержать его в ручке.
Именно в этот период ребенок осознает свои конечности. Он акцентирует внимание на руках, рассматривает ладошки и тянет их в рот. Слух и зрение улучшаются, младенец начинает распознавать цвета.
На втором месяце следует уделять внимание разговору с ребенком. Это могут быть сказки, стишки или просто новые слова. Малыш интересуется новыми звуками, следит за мимикой взрослого во время произношения и рефлекторно начинает их усваивать.
Третий месяц
В этот период малыш становится более самостоятельным: он уверенно держит голову, в положении лежа на животе приподнимается на предплечьях.
Речевая функция также претерпевает скачок в развитии. Ребенок общается сам с собой, начинает произносить согласные звуки не только в сочетании с гласными, но и отдельно от них. Он громко смеется, передразнивает мимику взрослых. Моторика позволяет самостоятельно подносить предметы ко рту.
Прибавка в весе за третий месяц жизни достигает около 800 г, в росте – 3 см. Период бодрствования увеличивается до полутора часов. Ночной сон становится более продолжительным.
В этом возрасте очень важно почаще переворачивать ребенка на живот. Это упражнение помогает укрепить мышечный корсет спины и шеи, а также освободиться от газов в брюшной полости. А вот положение лежа на боку стоит ограничить, так как оно способствует деформации позвоночника.
Четвертый месяц
На данном этапе развития взаимодействие ребенка с внешним миром становится более активным. Малыш изучает окружающую обстановку, распознает свое имя, тянется к предметам, берет их, подносит ко рту, может стучать игрушкой или бросить ее. В процессе кормления осуществляет первые попытки держать грудь или бутылочку самостоятельно.
Младенец начинает выделять родителей из остальных окружающих. Происходит расстановка приоритетов: появляются любимые предметы, более всего нуждается в общении с матерью.
Реакция на звук четко выражена, ребенок в состоянии определить его источник. Мелодичные звуки заставляют малыша затихать и прислушиваться.
Лежа на животе опирается на ручки и расправляет их, ползает в таком положении.
По окончании четвертого месяца ребенок прибавляет в весе около 700 г, в росте – 3 см.
Педиатрия прошлого поколения советовала вводить прикорм детям с четырех месяцев, в виде фруктовых пюре и соков.Но современная практика все больше показывает, что такой рацион на данном этапе является первопричиной возникновения аллергии и повышенной кислотности желудка.
Все необходимые микроэлементы и витамины содержатся в грудном молоке и искусственных смесях питания, поэтому стоит подождать с введением прикорма до полугода.
Пятый месяц
Именно на пятом месяце ребенок учится переворачиваться без помощи взрослых, ползать и даже сидеть. Проявляются первые попытки встать на ноги. Здесь родителям необходимо поддержать инициативу малыша и начать обучение первым шагам. Это послужит отличной тренировкой мышц ног и профилактикой развития плоскостопия или прыгающей походки.
Прибавка в весе достигает около 700 г, в росте – 2,5-3 см.
На пятом месяце жизни малыш четко отличает незнакомых от близких ему людей. Реакция на чужого человека может проявляться в плаче и отказе от близкого контакта с ним. При рассматривании картинок большее внимание уделяет изучению лиц. Прорезываются первые зубки.
Шестой месяц
Полугодовалый малыш хорошо откликается на свое имя, сидит на попе без помощи взрослых и осуществляет первые попытки встать на четвереньки. Речевая функция развита настолько, что позволяет произносить четкие осмысленные слоги («ма-ма», «па-па»).
В полгода у ребенка активно развиваются следственно-причинные связи: выплюнул соску – она упала, закричал – подошла мама. Ярко выражена смена настроений, взаимодействует со взрослыми в простых играх («ку-ку»).
Шесть месяцев – это наиболее подходящий возраст для ввода прикорма, вид и пропорции которого стоит обсудить с педиатром. Расширяя рацион вашего малыша, старайтесь воздержаться от сладкой или соленой пищи. В противном случае возможно возникновение проблем с почками и кишечником.
Прибавка в весе составляет около 700 г, в росте – от 2,5 см.
Седьмой месяц
Седьмой месяц – период экспериментов. Ребенок активно взаимодействует с окружающими его предметами, бьет их друг о друга, кидает на пол и внимательно наблюдает за процессом. Ходит с поддержкой, ползает на четвереньках (иногда только пятится). Также младенец проявляет положительные эмоции при купании, плещется в воде с игрушками.
В семь месяцев малыша нужно знакомить с частями тела, рассказывать их названия и просить ответную реакцию (малыш показывает, где животик, ручка, ножка и т.д.).
Полезным прикормом в этот период станут мясо и творог. Содержащиеся в них калий и кальций способствуют росту костей, прорезыванию зубов, нормальной работе внутренних органов, а белок помогает активному росту мышечной массы.
Прибавка в весе на седьмом месяце составляет около 600 г, в росте – 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок в этом возрасте свободно передвигается на четвереньках, ходит с опорой, садится. Копирует движения взрослых, играет в «ладушки», осуществляет первые попытки кушать самостоятельно.
В данный период развития малыша особенно остро проявляется его привязанность к матери. На потерю ее из поля зрения ребенок реагирует плачем. Эмоциональный спектр расширяется, и в нем четко просматриваются радость, упрямство, удивление, огорчение. Словарный запас увеличивается.
Рацион питания в этот период требует разнообразия. Малыша можно кормить многокомпонентными овощными пюре, кашами с добавлением фруктов, хлебом и кисломолочными продуктами.
Обратите внимание на развитие речи вашего ребенка. При разговоре с ним четко произносите слова, избегайте уменьшительно-ласкательных форм и других искажений произношения.
Прибавка в весе составляет около 600 г, в росте – 2 см.
Девятый месяц
На девятом месяце жизни малыша активно развивается мышечный и костный аппараты. В этом возрасте ребенок активно учится ходить самостоятельно. Он держится за мебель, встает, ходит с опорой, падает и снова встает. Пытается повторять слова, произносимые взрослыми.
На девятом месяце жизни у ребенка хорошо развивается память. Он помнит, куда положили его игрушку и где достать то, что его интересует. Появляются первые попытки манипуляций посредством крика. Ребенок выполняет некоторые просьбы.
Моторика у девятимесячного человечка хорошо развита. Он способен самостоятельно держать ложку, мять пальчиками пластилин или рвать листок бумаги.
Прибавка в весе составляет около 600 г, в росте – 2 см.
В этот период родителям также стоит уделять большое внимание развитию речи. Осуществлять это можно посредством чтения книг и изучения иллюстраций.
Десятый месяц
На десятом месяце жизни в развитии ребенка начинает преобладать подражательный рефлекс. Он пытается копировать поведение взрослых и животных. Учится взаимодействию с другими детьми через игру. Осознает запрещающие фразы, стоит без опоры.
В возрасте десяти месяцев у ребенка устанавливаются логические связи. Он понимает, что машинку можно катать рукой, неваляшку нужно толкать, а пирамидку – собирать.
Прибавка в весе составляет около 350 г, в росте – 1 см.
Дневной рацион десятимесячного малыша должен состоять только из полноценных продуктов. Смесь или грудное молоко стоит давать после еды и перед сном.
На данном этапе развития можно постепенно вводить занятия творчеством. Для этого прекрасно подойдут лепка или рисование.
Одиннадцатый месяц
Перед вами маленький самостоятельный человек, который понимает речь взрослых, кушает, произносит слова и свободно передвигается по дому. Психологическое развитие ребенка в этот период ярко выражается через игру: куклу кормят кашей или укладывают спать.
Прибавка в весе составляет около 350 г, в росте – 1 см.
Речь в этом возрасте по-прежнему является фактором развития, которому следует уделять особое внимание. Ее также можно развивать через моторику.
Двенадцатый месяц
В этом возрасте малыш отлично преодолевает препятствия, принимает активное участие в процедурах купания и переодевания. В меню появляются как любимые блюда, так и те, к которым кроха абсолютно равнодушен. Озвучивает свои желания при помощи словарного запаса, который достигает 15 слов.
Прибавка в весе составляет около 350 г, в росте – 1 см.
Именно в этот период родители сталкиваются с такими чертами характера ребенка, как упрямство и своенравие. Но не стоит сильно переживать по этому поводу. Эти новшества полностью обусловлены развитием вашего малыша.
Он начинает осознавать себя личностью, отдельной от папы и даже мамы. Приобретение новых навыков добавляет уверенности маленькому человеку, он начинает осознавать, что кое-где с успехом справится и без посторонней помощи.
А все запреты воспринимаются как противодействие его самостоятельной деятельности.
Заключение
В жизни развитие каждого ребенка всегда отличается от средних показателей. Где-то оно опережает их, в чем-то еще отстает – это нормально. Но если уровень развития младенца сильно уступает приведенным нормам, то необходим контроль педиатра и более узких специалистов, таких как невропатолог, хирург и другие.
Какими бы темпами ни развивался ваш малыш, никогда не забывайте одаривать его своей заботой, лаской и любовью. Ведь только такая атмосфера способствует гармоничному развитию личности, способной в будущем подарить вам счастливую старость.
Источник: https://Sunny-town.org/info/etapy-razvitiya-rebenka-po-mesyatsam.html
Этапы развития новорожденных детей
Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм.
Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Первая неделя
Хоть ваш малыш и кажется вам самым прекрасным созданием на свете, его внешний вид может немного отличаться от ожиданий. Привыкая к воздушной среде, кожные покровы новорождённого обретают красный цвет, который сменится на бледно-розовый уже к концу недели.
В стерильном кишечнике младенца поселяются полезные микроорганизмы. В течение нескольких суток меконий, первородный кал, сменится на обычный стул жёлтого цвета.
За первые 7 дней жизни малыши теряют в весе, по календарю развития этот показатель не должен превышать 10%. Снижение массы тела малютки происходит из-за первоначальных сбоев в лактации и значительных энергозатрат организма. Чтобы поскорее наладить грудное вскармливание, маме нужно чаще давать ему грудь.
Основную часть времени малютка спит. В редкие периоды бодрствования он скован в движениях и принимает позу, к которой привык во внутриутробной жизни.
Первое время у новорождённых может наблюдаться небольшое косоглазие, обусловленное слабостью мышц, которые осуществляют движение глазного яблока. Но и это явление соответствует нормам по календарю развития грудничков.
Терморегуляция малыша находится на этапе становления. Одевая ребенка, помните, что перегрев может оказаться не менее опасным, чем замерзание.
Новорождённый отлично различает запахи. Уже после 5 дней жизни младенец повернёт голову к смоченному в грудном молоке тампону из ваты.
От рождения до 3 месяцев
Дорогой читатель!
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!
НОВОРОЖДЕННЫЙ
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию.
1 МЕСЯЦ
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
2 МЕСЯЦА
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом.3 МЕСЯЦА
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации.
С трех месяцев начинается активная социализация малыша — он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей
1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
Вторая неделя
Двухнедельный младенец значительно продвинулся на пути к адаптации. С 8 по 14 день многие не только восстанавливают потерянный вес, но и прибавляют до 150 гр. Заживает пупочек ребёнка, что позволяет мамам ненадолго выкладывать его на животик.
Предлагаем ознакомиться: Ребенок 3 года грызет ногти
А вот с пищеварительной системой все не так хорошо. По календарю развития наступает время кишечных колик. Неприятными ощущениями, связанными с повышенным газообразованием, страдает всего 20% новорождённых.
О том, что капризы и плач ребёнка связаны именно с коликами, можно понять по его подгибающимся к животу ножкам. Это непростое испытание для всей семьи будет длиться на протяжении трёх месяцев. А «скрасить» время и немного облегчить жизнь поможет уйма народных методов и аптечных микстур.
Малыш по-прежнему много спит (15–18 часов). После хорошего кормления вы можете заметить на его лице милую мимолётную улыбку.
Дети на второй неделе жизни способны ненадолго зафиксировать взглядом неподвижные предметы. На расстоянии 20 см новорождённый может разглядеть даже лицо мамы.
От полугода до 9 месяцев
4 МЕСЯЦА
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать.
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх — подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности — коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы.
В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются
Третья неделя
С 14 по 21 день по календарю развития ребёнок набирает ещё 200 гр, чем особенно радует родителей. Двигательная активность крошки возрастает, а мышцы укрепляются, некоторые малыши могут ненадолго приподнять головку.
К этому возрасту вы скорее всего уже нашли способ успокоить плачущего грудничка: одни качают, другие пеленают или дают сразу грудь.
К коликам могут прибавиться ещё и срыгивания. Если их объем не более одной столовой ложки, поводов для беспокойства нет, просто постарайтесь после каждой трапезы какое-то время держать малыша столбиком.
Иногда на его голове появляются корочки. Чаще всего это является реакцией на съеденные мамой продукты или связано с деятельностью сальных желез. Корочки быстро проходят, если их размягчать и вычёсывать мягкой щёточкой.
Что может грудничок трёх недель жизни:
- разглядывает предметы на расстоянии 0,5 м;
- проявляет активность на знакомые голоса;
- затихает при виде чего-то нового;
- хватает родителей за пальцы и волосы.
Четвёртая неделя
К четвёртой неделе жизни младенец заметно меняется: уходит послеродовой отёк, проявляются черты лица, взгляд становится более сфокусированным.
Голова младенца все ещё не до конца округлилась, на ней можно заметить «живые» роднички, которые поначалу пугают многих родителей. Во время родов они помогли крошке появиться на свет, а сейчас эти уязвимые места детской головки лучше прикрыть тоненькой шапочкой даже в отсутствие сквозняков.
Предлагаем ознакомиться: Как часто нужно купать новорожденного ребенка
Окрепшие мышцы позволяют ребёнку все дольше удерживать головку лёжа на животе.
В первый месяц гипертонус мышц у детей не считается отклонением, т. к. созревающий мозг новорождённого не в состоянии регулировать работу мышечной системы.
За этот нелёгкий период ребёнок заметно набрал в весе – от 600 до 1000 гр и подрос на 4 см. Это усреднённые нормы по календарю развития, многие малыши их с лихвой обгоняют.Но особым достижением является проявление «комплекса оживления». Теперь он узнаёт родные лица и осмысленно улыбается в ответ.
Что может грудничок 1 месяца:
- активно двигать ножками и ручками;
- выражать эмоции радостным или недовольным криком;
- узнавать маму по запаху и голосу;
- в положении лёжа приподнимать голову.
Мнение доктора Комаровского
Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:
- принципах ухода за карапузом;
- питании и кормлении детей (по ВОЗ, а также согласно авторской методике прикорма);
- ключевых этапах роста и развития (когда малыш должен сидеть, ползать, стоять и ходить).
Рефлексы новорождённых
Появляясь на свет, ребёнок владеет некоторыми врождёнными рефлексами. С возрастом одни угасают, а другие появляются или усложняются. Отсутствие основных рефлексов, как и их раннее угасание, свидетельствует о наличии патологии.
Защитный
Лёжа на животе, кроха инстинктивно поворачивает голову, проявляется с первых минут жизни.
Сосательный
Если вложить в рот младенцу пустышку или палец, он начнёт активно иго сосать. Этот рефлекс многие мамы могут наблюдать даже на последних УЗИ малютки во время беременности.
Хватательный
Если легонько надавить пальцем на ладонь крошки, он схватится. Иногда сила малыша настолько велика, что можно приподнять его из лежачего положения.
Опорные
При соприкосновении с твёрдой поверхность ножки малыша приподнимаются и опираются на ступни. Если наклонить корпус малютки немого вперёд, он будет забавно имитировать ходьбу. Оба рефлекса исчезнут после 1,5 месяцев.
Рефлекс ползания
Если подпереть стопы лежащего на животе младенца рукой, он оттолкнётся. Его также называют рефлексом Бауэра.
Подошвенный
Если надавить на подушечку стопы малютки, его пальчики будут рефлекторно сгибаться.
Какими бы темпами ни происходило развитие вашего грудничка, старайтесь меньше нервничать и переживать, ведь ваш настрой быстро передаётся маленькому человечку. И пусть в вашем календаре развития будет побольше праздничных дат!
Источник: https://baby4u.ru/etapy-razvitiya-novorozhdennykh-detey/
Развитие детей в возрасте до 1 года. Этапы развития ребенка до 1 года | Развитие ребенка
В этой статье приведены общие ориентиры по этапам развития ребенка для родителей детей до 1 года.
Если у вас возникли опасения, что ребенок недостаточно быстро развивается, рекомендуется записаться на консультацию к детскому неврологу и выслушать его рекомендации.
Мозг младенцев — гибкий и восприимчивый, после 1 года наверстать упущенное будет сложнее. Чем раньше вы определите отставание в развитии, тем легче его корректировать.
Итак, каковы основные вехи психомоторного и речевого развития у ребенка с рождения до года?
Развитие ребенка в возрасте 1 месяц
В 1 месяц ребенок может бодрствовать до 1 часа подряд, способен фиксировать взгляд, следить за движущимся предметом, демонстрировать эмоции с помощью мимики, крика и кряхтения.
Лёжа на животе он пытается поднимать головку, умеет прислушиваться к звукам, узнает мамин голос, реагирует в ответ, пытаться произносить первые звуки.
Кроха зависит от настроения окружающих, «зеркалит» мамино настроение, потому в присутствии новорожденного так важно не повышать голос.
В 2 месяца малыш может бодрствовать до 1,5 ч.
Он намного активнее двигает ножками и ручками, может перевернуться на спинку из положения на боку; способен следить взглядом за действиями мамы и за игрушкой, которую может уже удерживать пальчиками некоторое время. Улыбка ребенка в этот период чаще всего осознанна, не случайна, служит ответом на улыбку взрослого. Младенец может отвечать на речь взрослых «гулением».
Развитие ребенка в возрасте 3 месяца
В 3 месяца малыш еще активнее двигается; может подниматься на локтях, а лёжа на животе, держать головку; пытаться поднимать верх туловища, переворачиваться на живот и чуть проползти.
Он узнаёт маму среди других людей, способен играть с погремушкой, мобилем, на развивающем коврике, сосредотачиваться на 1 виде деятельности до 3-4 мин, реагировать на своё имя.
Кроха может вытаскивать и вставлять пустышку изо рта и обратно, тянуть пальцы и игрушки в рот, разглядывать отражение в зеркале, улыбаться, визжать, различать близких людей, которых чаще всего видит.
Развитие ребенка в возрасте 4 месяца
В 4 месяца малышу интересно рассматривание неподвижного предмета, он может крепко удерживать в руке погремушку, искать глазами маму, осознанно смеяться. В это время он учится перекатываться, ползать, любит слушать нежные колыбельные, спокойную музыку и смешные детские песни.
Развитие ребенка в возрасте 5 месяцев
У пятимесячного ребенка певучая речь, кроха способен различать интонации родительских , изучать собственные пальчики и игрушки. Он может узнавать собственное отражение, питать особое пристрастие к определенным вещам.
В 6 месяцев кроха реагирует на звучание собственного имени. Он уже издаёт слоги («ма-ма-ма», «па-па-па»), а не отдельные звуки, особенно, если близкие с ним часто и подолгу общаются. Старайтесь проговаривать любое движение ребенка, пополняя, таким образом, его пассивный словарный запас (это можно делать и на прогулке, и дома в период бодрствования).
Лежа на животе, он может опираться лишь на ручки, причём его пальчики уже не сжаты в кулаки. Поворачиваясь на спинку или животик, малыш может дотянуться до игрушки неподалеку, удерживать в обеих руках по 1 предмету, может ползать «по-пластунски», подниматься на четвереньки, хлопать в ладошки.
Некоторые малыши в это время уже могут сидеть несколько минут – сами или опираясь спинкой на подушки (лучше не усердствовать с усаживанием в подушки, особенно это касается девочек). Чудесно, если период бодрствования кроха проводит не на диване или в собственной кроватке, а на застеленном полу или в манеже.Важно, чтобы он обладал достаточной свободой передвижения, в таком случае развитие происходит более быстрыми темпами.
Развитие ребенка в возрасте 7 и 8 месяцев
К 7-8 мес.
ребенок узнаёт определенные предметы, осваивает эмоциональный лепет, пытается подражать звукам, которые слышит, демонстрирует собственное настроение, понимает, где «чужой» (посторонний человек, редкий гость), где «свой» (те близкие, которые часто оказываются рядом с малышом, подолу с ним нянчатся). Он пытается самостоятельно садиться и вставать, держась за опору, а потом и без ее помощи, осваивает перевороты со спины на живот и в обратном направлении. Умеет пить из кружки или специального поильника, учится есть ложкой.
Развитие ребенка в возрасте 9 и 10 месяцев
В 9-10 мес. малыш способен выполнять простейшие команды («Иди сюда», «Дай ручку», «Повернись ко мне», «Возьми игрушку»), понимает запреты, демонстрирует, где носик, глазки, ротик, голова и ножки-ручки у любимой куколки, знает названия некоторых предметов, зовёт маму. Он любит сортёры и пирамидки, игры с вкладышами и др.
Развитие ребенка в возрасте 11 месяцев
К 11 месяцам малыш обожает игры с мячом и в прятки, умеет брать мелкие предметы двумя пальцами (формируется так называемый «пальцевый захват»), листать книжки с картинками, любит вытаскивать вещи из шкафов и коробок, всё активнее двигается и интересуется происходящим вокруг. В этот период он обычно умеет утвердительно кивать и мотать головой в стороны для отрицания. Поддерживая малыша в вокализации, заводя с ним разговор, спрашивая и слушая ответы на свои вопросы, вы поможете усвоить схемы правильной речи.
Развитие ребенка в возрасте 1 год
В 1 год многие малыши способны стоять, ходить (сами или за ручку), ползать, вставать из положения на корточках, перешагивать через препятствия, приседать, поднимая игрушки с пола.
Они учатся пользоваться ложкой, чашкой, жевать твёрдые кусочки пищи, могут пользоваться веником, телефоном, вытирать ротик салфеткой, уверенно держать пуговицу на кофточке.
Крохи в этом возрасте болезненно реагируют на мамино или папино отсутствие, понимают речь родителей, говорят «на», «дай», зовут маму, их словарный запас составляет в этот период около 15 слов. Умеют строить башню из кубиков, собирать пирамидку. В это время малыши любят рассматривать книжки с картинками, показывая пальчиком любимых героев.
Все перечисленные показатели индивидуальны. На темпы развития ребенка влияют наследственность, условия проживания, социальная среда.
Хвалите кроху за успехи, а если он чему-то ещё не научился, не переживайте, сравнивать его с другими не стоит.
Ваш малыш — самый лучший, и вы поможете ему гармонично развиваться, главное – окружить кроху своей заботой и предоставить определенную свободу в познании окружающего мира. Уверены: у любящих родителей это получится!
развитие ребенка в возрасте до 1 года
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-rebenka-do-1-goda