Как играть с малышами?

Содержание

Как играть с детьми?

Как играть с малышами?

Как организовать игровое пространство в многодетной семье? Какие игры для этого нужно использовать? Какое участие в игре должен принимать взрослый? На эти и другие вопросы отвечает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Многодетная семья – это сложное сообщество со многими ярусами жизни. Внизу ползают младенцы, которые не знают, что можно что-то сломать, испортить, бегают дети, которые уже пробуют это делать. Чуть выше располагаются дошкольники. Они любят рисовать, играть в первые настольные игры. И хорошо бы чтобы те, кто ползают и бегают,  им не мешали.

За столами сидят школьники, которые делают домашнее задание, а на досуге занимаются какими-то сложными поделками. А еще выше на кроватях-ярусах живут младшие подростки и подростки, которые не любят, чтобы к ним приставали и взрослые, и дети – у них свои занятия и увлечения.

И маме нужно каким-то образом организовать игровое поле, в котором могли бы участвовать все дети. Как это сделать?

Игры, не требующие родительского участия

Дочки-матери

Существуют всем известные игры, не требующие особого родительского участия. Это подвижные, моторные (прятки, догонялки, колдунчики) и сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Королевство», «Пираты»). Их могут организовать старшие дети для младших.

Почти в любой многодетной семье они идут хорошо. Потому что в многодетной семье, в отличие от малодетной, дети еще играют. Проблема малодетной семьи состоит в том, что родители вынуждены постоянно привлекать ребенка к игре, потому что он не умеет.

Как говорят психологи, детская игра сейчас вымирает.

Развивающие игры. Как играть с детьми?

Что касается игр дидактических, развивающих, настольных игр, среди которых есть и сложные, тут не всегда можно обойтись без помощи родителей. Родители должны вводить в игровое пространство новые типы игр, иначе интеллект детей не будет правильно развиваться. Старшие дети не смогут до конца осознать назначение таких игр.

Особенности многодетных семей таковы, что если в старших детей родители еще вкладываются интеллектуально, иногда даже больше, чем нужно, то все остальные дети могут, к сожалению, интеллектуального развития от родителей недополучать.

Сложно в одну реку войти дважды: если мама учила первого ребенка по кубикам Зайцева, то проходить это для второго и пятого захочется далеко не всем родителям. Родители либо ищут другие варианты, чтобы и им было интересно, либо вообще не занимаются интеллектуальным развитием детей. С этим надо бороться.

В России проблемой особенностей интеллектуального развития детей в многодетных семьях почти не занимаются, так как нет достаточной статистической выборки, но есть ряд зарубежных исследований, результаты которых говорят, что дети с большим порядковым номером имеют худший уровень интеллектуального развития при тех же возможностях и способностях. Этой проблемой занимались известные американские психологи – Адлер и Ричардсон.

И в моей практике были такие случаи. Родители не фокусируют внимания на средних и младших детях. Я считаю, что настольные и дидактические игры – это прекрасный способ обратить внимание родителей на интеллектуальное развитие средних и младших и не терять контакт со старшими, входящими в сложный подростковый возраст. Настольные игры – эта отличная альтернатива компьютерным играм.

Дидактическая игра – это обучающее занятие. Она имеет целью не столько развлечь и увлечь, сколько преподать знания в “нететрадной” форме.

Дидактические игры помогают развитию логики, категоризации, мелкой моторики. Самые известные из таких игр – это разного рода геометрические мозаики, конструкторы, игры-противоположности, – например, животные и детеныши. Они могут быть карточными, деревянными, из пластика.

Замечательные разработки, развивающие мышление, предложены в играх Никитиных: “Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех” . Сюда же входят логические блоки Дьенеша, позволяющие через работу с предметом формировать категории мышления цвета, размера и величины. Логическая мозаика учит ребенка логическому разделению по цвету, форме, высоте.

Родители – профессионалы

В многодетных семьях родители – профессионалы. Поэтому, если финансовые возможности позволяют, набор дидактических игр должен быть большим.

Маме сложно заниматься с 3-4-летним ребенком, учить его формам и цветам. Если существует определенная дидактическая игра, к обучению проще подойти.

Из того, что можно купить в России, могу порекомендовать игры фирмы Равенсбургер. У них есть серия Лого от 1 до 7. Они помогают формировать основные категории мышления, простые логические соответствия, цвет, форму, размер, счет азбуку, время.

Первая Лого подходит детям 2,5-3 лет. А последняя №7 предназначена для школьников. Каждая по своему интересна, Лого 6, например, замечательная игра, позволяющая узнать часы. Поскольку с какими-то играми уже знакомы старшие дети, то они могут в игровой форме научить младших братиков и сестренок.

Интерес к дидактическим играм пропадает довольно быстро. Навык освоен, автоматизирован, интерес пропал, нужно водить игру другого уровня.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-igrat-s-detmi/

Развивающие игры для детей 2 лет дома. Развитие мелкой моторики и не только. Часть 1

Как играть с малышами?

2016-01-18

Давненько я не пополняла свою любимую серию статей про сенсорные игры. Пора исправляться. В этой серии я собираю самые интересные и полезные игры для развития мелкой моторики ребенка и на основании наших с дочкой занятий, разбиваю их по возрастам, чтобы вам удобнее было ориентироваться.

На данный момент на сайте вы можете найти подборки занятий для следующих возрастов: от 9 месяцев (ч.1, ч.2), от 1 года (ч.1, ч.2, ч.3, ч.4), от 1 года 3 месяцев, от 1,5 лет, от 1 года 9 месяцев. Теперь, получается, на очереди возраст от 2 лет, поэтому о нем и пойдет речь в этой статье.

На мой взгляд, этот возраст очень интересный, игры с ребенком выходят на принципиально новый уровень.

Если говорить о Таисии, то у нее в 2 года как-то резко повысилась усидчивость, стали под силу более кропотливые занятия, а еще возникла огромная страсть к строительству и созиданию (конструкторы, кубики стали любимой игрушкой).

Поэтому в это время в нашем «игровом репертуаре» появилось много новых занятий, о которых и пойдет речь в этой статье. Вернее, здесь представлена только первая половина игр, а вот тут вторая:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ. ЧАСТЬ 2

Итак, во что можно поиграть с ребенком 2 лет (большинство из этих игр можно сделать дома своими руками):

1. Игры-моталочки

Полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом.

Так, например, раньше в своих играх мы обращали особое внимание на развитие щипкового захвата, проталкивание предметов в отверстия и др. Сейчас самое время освоить еще одно новое действие – наматывание  ниточки.

Игры-моталочки призваны научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.

Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.

Для повышения интереса ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это очень увлекательно!

Это занятие Таисия очень любила, она могла подолгу мотать и мотать, и это при том, что мне сначала даже не пришла в голову идея привязать игрушку на конце Такую увлеченность я замечаю у дочери каждый раз, когда она осваивает какое-то новое практическое умение. Как будто чувствует, что в жизни пригодится

2. Делаем мыльную пену

Приготовьте для игры венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком. Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену

Наигравшись с венчиком, мы с дочкой, как правило, приступаем к надуванию мыльных пузырей через трубочку.

Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.

3. Играем с сенсорными коробками

На эту тему у меня есть целая статья — «Тематические сенсорные коробки для детей от 2 лет»

4. Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер

Должно быть, вы уже не раз собирали с малышом обычную пирамидку. Попробуйте теперь игрушку чуть посложнее (My-shop, KoroBoom).

Ее принципиальное отличие от обычной пирамидки – она учит малыша ориентироваться в двух свойствах одновременно – размер и цвет. В продаже встречаются различные модификации этой развивающей игрушки.

Как правило, она состоит из 2-4 пирамидок, на каждой из которых по 3-4 кольца.

Очень похожая по своей сути игра с цилиндриками (Лабиринт, My-shop, KoroBoom), здесь от малыша также требуется упорядочить цилиндры сразу по двум свойствам.

5. Перекладываем кусочки поролона с помощью прищепок

Про различные занятия с прищепками я уже писала ранее. Сейчас хочу предложить игру немного посложнее, к которой можно переходить, когда ребенок уже хорошо освоиться с прищепками.

Заранее нарежьте небольшими кусочками поролоновую губку. Вместе с малышом представьте, что это пирожки, печеньки или картошка – в общем, что-то съестное. У Машеньки скоро обед, поэтому нужно переложить всю еду в ее тарелку. Правда, еда горячая, поэтому чтобы не обжечься, нужно воспользоваться прищепкой.

6. Играем с пинцетом

Игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу 2-хлетнему ребенку!

Чтобы разнообразить игру, можно не просто перекладывать бусины из одной миски в другую, а еще и сортировать их по цвету, как в этой игре.

Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши сюжетно-ролевые игры.

Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины.

Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).

Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский. Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы. У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например.

Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.

7. Отыскиваем предметы в мешке на ощупь

Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, можно взять шишку, мячик для пинг-понга, игрушки из «Киндера-сюрприза», жесткую металлическую губку, катушку ниток и т.д.

Можно даже использовать настоящие фрукты и овощи!  (Но не стоит брать сразу слишком много предметов! Для первого раза достаточно 5-6 штук) Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешок, хорошенько все осматривая и ощупывая.

Затем договоритесь о том, что вы будете угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Возможны следующие варианты игры (в порядке возрастающей трудности):

  • берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое;
  • показываем малышу аналогичный предмет и просим «Найди в мешке такой же»;
  • не глядя, отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишку);
  • даем задания вроде таких «Найди в мешке что-нибудь круглое / шершавое / маленькое».

Для усложнения игры можно добавить в мешок геометрические формы, например, блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom), и пытаться угадать их на ощупь.

Ну и, пожалуй, самый продвинутый вариант — это сыграть в сенсорное лото на ощупь.

8. Играем с орехами

Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.

Что с ними можно делать? Во-первых, орехи можно также использовать  в  сюжетно-ролевых играх, раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.

Во-вторых, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).

В-третьих, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка, как в предыдущей игре.

9. Играем со стучалкой

В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom, My-shop), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.

Стучалки с гвоздиками (Ozon, My-shop) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.

Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.

10. Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.

Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки).

Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки.

Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.

11. Собираем пазлы из 4-20 частей

Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon, Лабиринт, My-shop). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.

Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.

На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ. ЧАСТЬ 2

Источник: https://jili-blog.ru/razvivayushhie-igry-dlya-detej-2-let-sovershenstvuem-melkuyu-motoriku-i-ne-tolko-chast-1.html

Как правильно играть с детьми от рождения до 5 лет

Как играть с малышами?

«А когда мне начинать играть с малышкой? Уже пора или подождать пару месяцев? А как вообще с ней играть? Моей фантазии хватает только на «ку-ку», могу еще погремушкой потрясти, но что еще можно сделать для такой крошки?» — просто засыпает меня вопросами подруга, новоиспеченная мама Полина Ушакова.

И, действительно, когда начинать играть с ребенком, и как выбрать игру по возрасту, которая не утомит малыша, будет полезной и интересной для него?

Младенец до года: «Мама, поиграй, а я посмотрю!»

Вам кажется, что первые месяцы новорожденный способен только сладко спать и кушать, «ему пока не до игр» — подумаете вы, и ошибетесь. Да, кроха только учится быть частью этого большого мира, но простые, незатейливые игры помогут ему в этом.

Скачайте наш чек-лист и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2-х до 5 лет!

Цель игры: развитие рефлексов, пяти основных чувств человека.

«Развлекать» малыша в таком нежном возрасте не стоит, он пока не сильно радуется игре, не стоит вообще ждать какого-либо результата. Игра сейчас – это часть мира, такого нового для крохи.

Как играть: на этом этапе развития в качестве «игры» могут выступать самые обыденные вещи: мамины прикосновения, поглаживания, разговор с ребенком, улыбки родителей, и даже обычная гимнастика могут превратиться в увлекательное занятие, стоит лишь проявить фантазию.

Пример простой игры: как помним, наша цель – развитие основных чувств крохи. Например, для слуха будет полезна такая простая и веселая игра: маленький колокольчик привяжите к ножке или ручке карапуза, малыш быстро смекнет, что источником интересного звука является он сам, точнее его движения.

Смотрите курс «Пестовальная гимнастика для малышей до годика» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Возраст: 6-12 месяцев

Цель игры: научить ребенка наблюдать за игрой, ведь сам играть он пока не способен.

Полугодовалому крохе, который занимает преимущественно горизонтальное положение и говорит разве, что «Агу!» с трудом удастся «поиграть», для него недоступны пока даже самые простые забавы. А потому, играть вместо малыша будет мама, задача ребенка – быть внимательным наблюдателем.

Развитие ребенка до 1 года. Не упускаем время!

Как играть: В этом возрасте пора добавить в «мамин арсенал» потешки, пестушки, песенки и стишки. Даже обычное умывание под речь Мойдодыра или кормление под «Сороку-Ворону» будут для крохи увлекательными.

Пример простой игры: Это тот самый возраст, когда пора вспомнить традиционные, народные «развлекалки».

«Сорока-ворона» — это не просто чтение известных рифм, но и проигрывание сюжета: сорока и ее малыши – это пальчики крохи, загибаем их постепенно, кашу варила – мешаем воображаемой ложкой по воздуху.

Вам будет казаться, что ребенок еще ничего не понимает, на самом деле у него уже работает воображение!

Ближе к году вовлекать в игру можно и самого карапуза, попросите его покататать мяч, погладить куклу, именно в игре учите его правильно держать ложку и пить из чашки. Игры до года практически не имеют «развлекающей» роли, это еще один способ адаптации малыша к новому миру.

Смотрите курс «Развитие до года: гонка за модой или реальная польза?» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Год и три месяца: «Мама, я играю, как ты!»

Если в первом периоде играет только мама, а малыш способен только наблюдать, то примерно в возрасте года и трех месяцев кроха начинает включаться в игру. Он не осознает ее, как самостоятельное действие, он только подражает маме, проигрывая похожие ситуации.

Цель игры: научить повторять не отдельные действия, а целые «сценарии», ведь просто взять в руки ложку малыш может и сам, а вот покормить куколку – гораздо сложнее, а потому и интереснее.

Как играть: никаких замысловатых сюжетов, «спасать» принцессу от игрушечного дракона еще рано, сейчас самое время для проигрывания ежедневных бытовых процессов: сон, еда, умывание, пробуждение и т. д.

Пример простой игры: Первым «помощником» станет кукла или плюшевый мишка.

«Оживите» игрушку в глазах малыша, покажите где у нее глазки и носик, продемонстрируйте, как мишка танцует, а кукла сидит на стульчике. Проигрывать стоит не отдельные действия, а целые сценарии из обычной жизни.

Куколка помыла ручки, села за стол, стала кушать кашу, в тарелке пусто – кашу придется «выдумать» — а потому работает воображение малыша.

Вам кажется, что это так просто и малыш вполне сам может покормить мишку? Нет, он никогда до этого не догадается, пока вы не покажете все в мельчайших деталях. А потому «дуйте на кашку», одевайте мишке слюнявчик и вытирайте ему ротик после еды.

Примерно до года и десяти месяцев дети не придумывают сюжет ролевой игры, поэтому будут повторять то, что вы им показали. Если вы научили кормить мишку, то «сытыми» будут все без исключения: и зайка, и собачка, и робот. В этом возрасте важно, чтобы игрушки были всегда под рукой, не прячьте их на верхние полки.

Скачайте наш чек-лист и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2-х до 5 лет!

Период повторения потихоньку уступает самостоятельной игре, правда не наедине, а все еще с мамой. Ребенок не просто повторяет ваш сценарий игры, но уже вносит в него свои коррективы. На данном этапе он очень нуждается в словесном общении, именно в игре учиться называть «вещи своими именами».

Цель игры: Контролировать, но не поправлять, дать волю детскому воображению, объяснять каждое действие, а не просто его проигрывать. Развивать фантазию и кругозор крохи, обращать его внимание на самые незаметные вещи: на цветочек на улице, который можно понюхать или подарить маме, представить как на него села пчелка или самому превратиться в эту пчелку.

Развивающие игры для детей 1- 2 лет

Как играть: для данного возраста важно «освоить» три навыка.

  1. Ребенок должен проигрывать самые простые бытовые сюжеты, кукла будет кушать и спать, одеваться и умываться – причем, без вашей помощи.
  2. Комментировать каждое свое действие – сначала это делаете вы, а потом и ребенок. Помогайте малышу придумать сюжет, сначала вы просто собирали кубики в грузовик, потом он повез их. Куда и зачем? Сам малыш вряд ли решит, подскажите: машина едет на стройку, а из кубиков можно построить домик.
  3. Кроха должен понять функции предметов-заместителей. Звучит сложно, на самом деле, это легко: например, обычная веточка может стать и ложечкой, и градусником, а простой листик может играть роль мыла или кусочка хлеба.

Предметы-заменители развивают образное мышление, но в то же время, способны «запутать» ребенка, а потому не используйте больше одного заменителя в одной игре. Если сегодня кубик – это стульчик, то пусть будет только им.

Пример простой игры: Еще раз о том, как использовать предметы-заместители: вы решили покормить зайку кашей, но ложки не оказалось, используйте любую палочку или веточку. Хотя, не каждый карапуз согласится на такую подмену, например, мой сынишка не стал кормить куколку палочкой от эскимо, он сбегал на кухню и принес «взрослую» ложку.

Итак, к двум годам малыш будет не просто повторять проигранные вами сценарии, но и станет постепенно маленьким режиссером собственных игр.

Два года – это своеобразный рубеж, когда ребенок из заинтересованного наблюдателя превращается в участника, а потом и в сценариста собственных игр. Как же играть с крохой после двух лет – расскажем дальше.

Возраст с двух до трех лет: «Мама, смотри как я играю»

Примерно в возрасте 2-х лет малыш уже может сам занять себя, чем очень радует родителей. Хотя, мама по-прежнему остается важным участником. Теперь ее очередь быть зрителем, а иногда и рецензентом.

Цель игры: развлечение. Именно с этого возраста игра нужна самому малышу, он «играет», а не повторяет то, что делает мама.

В этот период важную роль имеет «игровое пространство». Отлично, если у ребенка есть своя комната, свой мирок с игрушками, книгами и домиком. Ребенок сам решает, когда ему высыпать на пол весь конструктор, а когда пора «почитать», не нарушайте его маленький «порядок», в своих владениях малыш должен быть единственным хозяином.

Смотрите запись вебинара «Живем, играючи с детьми. Мифы и реальность детской игры!» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Как играть: Малыш уже отлично усвоил простые сценарии игры, но ему с трудом удается восстановить верную последовательность. Мишки и зайки моют руки перед сном, а перед прогулкой могут ошибочно «раздеться», а не наоборот. Задача мамы – подсказать как правильно, но не перекраивать сюжет детской игры.

После 2,5 лет малыш сам станет и мамой, и доктором, и продавцом. Этот новый этап можно условно назвать «время диалогов». Мама постоянно общается с новыми людьми, которыми воображает себя малыш.

Скачайте наш чек-лист и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2-х до 5 лет!

Пример простой игры: Купите набор юного доктора, повесьте на дверь табличку с именем «молодого специалиста», в коридоре рассадите в очередь «больных», и лучше, если это будут не игрушки, а родственники, ведь с ними можно разговаривать. Учите малыша «слушать» пациента и выписывать ему рецепт, стучать молоточком по коленкам и делать все то, что он видит на приеме в поликлинике.

Игра с партнером – важный этап, которой ребенок должен освоить к трем годам. Причем в роли партнера должны быть не только родители, но и другие дети. Постепенно вовлекайте в игру сверстников, покажите, что вместе играть веселее и интереснее.

Итак, к возрасту трех лет малыш будет кормить и лечить свои игрушки, будет общаться с ними, пользоваться предметами-заместителями, а также успешно «сотрудничать» в игре с другими малышами.

Смотрите запись вебинара «5 мифов о раннем развитии ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Возраст с трех до четырёх лет: время ролевых игр

Малыш «на зубок» выучил все ваши диалоги, успешно повторяет их и применяет, но еще не может придумать новые варианты? Помогите ему, без вашего участия маленький «режиссер» не родится.

Цель игры: научить малыша быть «как взрослый», а потому теперь главную роль играет именно он. Теперь он не покупатель мороженого, а его продавец, не пассажир автобуса, а его водитель.

Как играть: Теперь ребенок главный, но это он так думает, на самом деле «двигателем» игры по-прежнему остается взрослый. Помогайте придумывать историю дальше, как это сделать?

Пример простой игры: Представим, что вы играете в детский садик, где ребенок – воспитатель. Что делать вам? Просить кушать и гулять, спрашивать, когда будут занятия и прогулка. Таким образом вы незаметно подскажите маленькому педагогу что делать дальше.

Не надо объявлять малышу новую должность. К этому он должен прийти сам, а помогут маленькие «хитрости» — незаменимые атрибуты любой профессии. Предложите крохе белый халат, и он сразу смекнет, что он врач, а автомобильный руль вмиг превратит его в водителя.

Подвижные игры для самых маленьких

Возраст с четырех до пяти лет: игра для общения

Итак, если вашему малышу уже исполнилось четыре года, то поиграть с ним он просит все реже, ведь гораздо интереснее это делать со сверстниками.

Цель игры: игра перестает быть самоцелью, теперь это способ общения с друзьями. Хотя взрослых ребенок иногда вовлекает в игру, тут важно именно общение.

Что важнее: просто играть или обучать в игре?

Как играть: как играть с ребятами в садике – ребенок разберется сам. Но если вы решили занять кроху дома, то помогут настольные игры, это самый подходящий возраст для лото или домино. Также стоит играть с малышом в подвижные игры, прятки, например, поднимут настроение всей семье.

Пример игры: в этом возрасте дети учатся выстраивать диалог со сверстниками, а помочь в этом сможет простая игра «Беседа по телефону». Предложите малышу побеседовать с вами по телефону, эта беседа станет «репетицией», и при реальном разговоре с друзьями малыш не растеряется. Особенно полезна такая игра для маленьких «молчунов», ведь в телефонной беседе не кивнешь головой.

Ближе к пяти годам ребенок начинает осознавать себя, как мальчик или девочка, это отражается и на выборе игр: девочка играет в дочки-матери, а мальчик вообразит себя отважным воином.

Мы рассказали вам о том, как играть с детьми от рождения до 5 лет, поделитесь своими любимыми играми, как вы играете со своим крохой?

Источник: https://viline.tv/deti/article/kak-pravilno-igrat-s-detmi-ot-rozdenia-do-5-let

Как играть с ребенком до года?

Как играть с малышами?

Общеизвестно, что малыши развиваются в процессе игр, которые должны быть достаточно просты и понятны ребенку. Играя со своим чадом, вы не только развиваете его мышление, моторику, интеллект, но и помогаете ему знакомиться и привыкать к окружающему миру, который сначала может быть даже пугающим для младенца.

В этой статье мы расскажем как о конкретных играх с детками первого года жизни, так и общие вариации на тему развивающих игр для малыша.

Прятки для самых маленьких

Помимо игр с предметами, можно поиграть с ребенком в простые игры, например «КУ-КУ». Такая незамысловатая игра сформирует у ребенка понимание, что даже если вы ушли (спрятались за ладошками), вы обязательно к нему вернетесь и будете всегда рядом. А когда малыш начнет понимать, что вы спрятались, ему будет интересно вас «отыскать».

Ладушки

Деткам очень нравится игра в «ЛАДУШКИ». Сначала ребенок будет хлопать в ладоши с вашей помощью, но очень быстро научится это делать сам. Приговаривайте стишок «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки». Эта игра помогает развивать двигательные и слуховые навыки вашего крохи. Также полезна игра в повторение звуков или мимики.

Рожицы

Когда ребенок произнесет какой-либо звук или слово, например «агу», ПОВТОРИТЕ ЗА НИМ, так вы поможете ребенку развивать уверенность в том, что вы его понимаете и вам с ним интересно. Корчите смешные рожицы ребенку, деткам нравится такая игра, они понимают, что бывает очень весело и смешно.

Изучаем части тела

«ПОИЩИТЕ» НОСИК на лице ребенка, сопровождая игру фразами «А где же носик?», а когда «найдете», не забудьте пояснить «Вот носик». Играйте так с разными частями тела малыша и с предметами, такая игра развивает внимание, координацию и расширяет словарный запас ребенка.

Танцы

ТАНЦУЙТЕ С МАЛЫШОМ. Музыка и танцы помогают ребенку быстрее развиваться и расти гармоничной личностью. Потанцуйте сами вокруг малыша, а затем возьмите его на руки или расположите в слинг и потанцуйте в паре.

Следите за состоянием ребенка, когда он устал и уже собирается поспать, просто медленно покружите с ним по комнате, в моменты активности можно подкидывать кроху в воздух, или покружить на вытянутых руках.

Это доставит огромное удовольствие вашему малышу.

Погремушка

Конечно, не будем рассказывать, в какую ручку и как дать малышу погремушку, а рассмотрим, какие требования к игре должны быть исходя из возраста ребеночка.

Для начала, не забывайте, что нельзя просить у ребенка то, что ему еще не по силам. Также и наоборот, не облегчайте задачу, если видите, что малыш способен на большее.

Усложняйте игры постепенно и, конечно, помогая и объясняя ребенку, как правильно.

НОВОРОЖДЕННЫЙ: только родившийся малыш еще совсем слаб и не может играть самостоятельно, но вы можете показывать ему погремушку, демонстрировать как ею можно погреметь, заинтересовать ярким цветом. На этом этапе будет достаточно того, что кроха сможет фиксировать не на долго свой взгляд на игрушке.

Постепенно он научиться следить за ней и прислушиваться к ее звуку. На втором месяце малыш уже сможет держать погремушку в соей ручке непродолжительное время. Ребенок научится со временем удерживать ее более длительное время и понимать причинно-следственную связь между взятием игрушки в руку и издаваемым звуком. Такая игра развивает хватательный рефлекс и тактильные ощущения.

С 2,5 МЕСЯЦЕВ можно уже показать ребенку, что он способен и дотянуться до игрушки Это поможет развитию координации движений и, благодаря разжиманию ладошки, снизить тонус рук.

С 3-4 МЕСЯЦЕВ малыш уже может тянуть свои ручки непосредственно к игрушке и удерживать ее, находясь в различных положениях, а также приближать и отдалять от себя, тянуть в ротик.

РЕБЕНОК 5-6 МЕСЯЦЕВ начинает использовать погремушки по назначению, активно ими гремит, может перекладывать из ручки в ручку или держать разные погремушки в обеих руках, увлекаясь то одной, то другой.

С 7-8 МЕСЯЦЕВ малыш осознанно выбирает ту погремушку, которая ему больше нравится, может постучать ею по столу или кроватке, также одной из забав становится кидание игрушки на пол. Подыграйте малышу, поднимите погремушку, пусть он снова ее бросит. Такая игра очень понравится ребенку и вызовет у него смех.

В этом возрасте крохе будут очень кстати игрушки разной фактуры или с нанизанными бусинами для развития мелкой моторики.
В ВОЗРАСТЕ 8-9 МЕСЯЦЕВ ребенок с удовольствием выполняет несложные задания, например, помахать или постучать погремушкой.
С 11 МЕСЯЦЕВ ребенка начинают интересовать игрушки с движущимися составляющими.

Малышу очень понравится перекатывать по обручу шарик или вращать фигурки на перекладине. Также ему обязательно приглянутся погремушки с фигурками животных, с которыми вы его начнете знакомить.

Игрушки-вкладыши

Это очень полезные игрушки для развития мышления и навыков ребенка. Для начала можно использовать два или три вкладыша. Дайте ребенку возможность самому сложить эти предметы. Затем покажите, как сделать правильно. Расскажите ребенку, что было много предметов, а если сложить детали,  получается один.

Не раздражайтесь, если у ребенка не получается поначалу складывать игрушки в правильном порядке, и не настаивайте на игре, если видите, что малышу она больше не нравится.
Вариантов игр с игрушками-вкладышами много, например, ИГРА В ПРЯТКИ.

Накройте вкладышами какие-либо предметы, разные по величин, и обязательно рассказывайте малышу о том, что вы делаете, объясните, что под маленькое ведерко нельзя спрятать большой шарик, например. Перекладывайте игрушки, меняйте вкладыши местами, предлагайте ребенку самому спрятать предметы, а потом их найти.

Такая забавная игра понравится вашему малышу.

Также из игрушек-вкладышей МОЖНО ПОСТРОИТЬ БАШНЮ. Помогайте и направляйте ребенка, если малыш совсем запутался, положите ему под руку тот вкладыш, который нужен.  Ребенку  понравится, что он справился, особенно если вы его похвалите и вместе с ним похлопаете достигнутым успехам.

Полезны для развития ребенка и РАМКИ-ВКЛАДЫШИ. Для начала подойдут просто с геометрическими фигурами, потом можно использовать более сложные, например, с животными или из нескольких частей в одном окошке. Поиграйте с ребенком в «окошки», объясните, что для каждого окошка есть своя крышечка и другая не подойдет, пусть малыш сам попробует подобрать нужную.    

Не менее полезная игрушка для ребенка, но сначала не забудьте показать малышу, как правильно ею играть, и объясните свои действия. Дайте ребенку разобранную пирамидку, чтобы он имел возможность ознакомиться с ней, а затем с вашей помощью предложите крохе ее собрать. Вы и не заметите, как малыш с удовольствием будет делать это самостоятельно.

Игрушки с сюрпризом

Малыша очень заинтересуют игрушки, которые издают звуки, с кнопочками, которые нужно нажать, чтобы что-то произошло, например открылась дверца, из которых можно достать фигурку или наоборот вложить.

Пусть ребенок делает это самостоятельно, если же вы видите, что у него не получается, помогите, но порадуйтесь за результат, как за совместный.

Деткам очень нравятся волчки, которые можно раскрутить, они яркие и способны очень заинтересовать деток своим танцем.

Игры с сюжетом

Приблизительно до 6 месяцев ребенок может только подержать и рассмотреть игрушку, но ПОСЛЕ 6-7 МЕСЯЦЕВ, когда малыш уже начинает следить за действиями родителей, можно поиграть с ним в сюжетные игры.

Они должны состоять из нескольких простых действий, например, кормим зайку, прыгает собачка, скачет лошадка и т. д. Можно спрятать игрушку под одеялко и предложить малышу НАЙТИ ЗАЙКУ, например.

Если ребенок так и не находит, пусть зайка «выпрыгнет» из под одеяла, а вы скажите ребенку, что вот он зайка, покажите где он прятался.
Для восприятия и эмоционального развития ребенка очень полезно включать в игры ПРОСТЫЕ ДЕТСКИЕ СТИШКИ, например А. Барто.

Сопроводите действия коровки всем известным стихотворением «Идет бычок, качается». Также в сюжетных играх включайте эмоциональные составляющие. Ребенок познакомится со всем спектром чувств и эмоций: смех, страх, грусть, слезы.

Ребенок научится понимать причину тех или иных эмоций, объясняйте, что зайка плачет, потому что он упал и ему больно, вместе пожалейте зайку и ему станет весело и радостно,  или куколка смеется, потому что ей нравится ехать на машине. Все зависит от вашей фантазии, а вариантов может быть огромное множество. 

Подвижные игры

РЕБЕНКУ 1-2 МЕСЯЦЕВ достаточно натянуть над ним в кроватке погремушку-подвеску или растяжку с яркими составляющими. Нечаянное прикосновение ручек или ножек вызовет звук, который привлечет внимание малыша. Такая игра заинтересует ребенка и он будет пытаться дотянуться до игрушки.

Это поможет развивать координацию движений и будет стимулировать зрительный и слуховой аппарат.
К 3-4 МЕСЯЦАМ можно менять положение игрушки, а ребенок будет следить за ее передвижением и пытаться ее достать. Двигайте игрушку из стороны в сторону, а малыш будет пытаться дотянуться до нее.

Но не испытывайте терпение ребенка слишком долго, после нескольких попыток отдайте игрушку в ручки малыша.
В 5-6 МЕСЯЦЕВ ребенка очень заинтересует шарик, наполненный гелием. Привяжите его к ручке малыша, он сможет двигать ручкой и следить за движением парящего шарика.

 
С 9-12 МЕСЯЦЕВ детям становятся интересны игры с мячиками. Перекатывайте мяч от себя к ребенку. Сопровождайте эти действия словами, типа «мячик убежал от Паши и прибежал к маме, а теперь убежал от мамы к Паше». Пусть малыш пытается просто подбрасывать мяч.

Чуть позже для игры с мячиком можно подключить коробку и попробовать бросить в нее мяч.

Как вы успели убедиться, все предлагаемые игры очень просты, но не смотря на это отлично развивают и учат общению вашего ребенка. Проявите фантазию, и вы отлично проведете время с вашим малышом, а его звонкий смех будет вашей наградой.

Источник: http://www.Ellevill.org/kak-igrat-s-rebenkom-do-goda/

Чем занять маленького ребёнка: 15 интересных развивающих игр

Как играть с малышами?

Ребёнок развивается с невероятной скоростью, и каждый год ему становится интересно что-то новое.

  • В 3 года он хочет всё делать сам. Это время самостоятельности, которое нужно уважать и лелеять, ведь оно позволяет ребёнку почувствовать себя молодцом. Выбирайте такие игры, в которых малыш может сам что-то делать, решать, придумывать, выбирать. А задача родителей — не мешать, если ребёнок хочет действовать самостоятельно, и помогать, если просит помочь.
  • В 4 года у малыша развивается пространственное мышление, и его речь уже становится взрослой. Это время лабиринтов и головоломок, самых простых настольных игр или игр с карточками. В этом возрасте нужно лепить, строить, фантазировать.
  • В 5 лет уже можно писать книги и строить большие замки. У ребёнка появляются свои собственные увлечения, и взрослым стоит поддерживать их и следовать за ними в игре.
  • В 6 лет происходит знакомство с буквами, цифрами, первое чтение по слогам, первые примеры. Но никакой учёбы — только игра! При этом важно, чтобы ребёнку не было сложно и скучно.

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика — это ловкость пальчиков, но она напрямую связана с развитием речи малыша. Так что чем больше ребёнок работает руками, тем лучше будет говорить и строить предложения.

1. Добро пожаловать на кухню

Наполните три-четыре миски разными крупами, например мелким рисом, крупной фасолью, мягкой овсянкой. Сначала ребёнок может трогать и перебирать пальчиками каждую крупу с открытыми глазами. Потом завяжите ему глаза и попросите, чтобы он наощупь угадал, какая крупа в миске.

Такую же «угадайку» можно устроить, если сложить в мешочек мелкие игрушки, хорошо знакомые малышу. Сначала пусть посмотрит на них, а потом попробует с закрытыми глазами узнать игрушки из мешочка.

2. Книжки с окошками и с клапанами

Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Найди меня» («Животные», «Цвета», «Транспорт», «Первые слова») — это книжки-малышки, в которых ответы на стихи-загадки прячутся под клапаном. Его нужно отогнуть, развивая ловкость, чтобы увидеть картинку-ответ.

Для детей постарше отличными «окошками» будет серия «Маленькие исследователи». Это занимательная энциклопедия, но всё самое интересное написано здесь именно под закрытым окошком-картинкой.

Открывая их, можно узнать много нового по темам «О погоде и природе», «Океаны и моря», «На ферме» и «Динозавры».

А ещё существуют книжки-задвижки, где на каждой странице картон нужно открывать, как занавес в театре.

Развиваем пространственное мышление

Математика начинается далеко не с цифр и счёта. Сначала ребёнку нужно научиться сравнивать предметы: больше — меньше, длиннее — короче, выше — ниже.

3. Кастрюли, ложки, поварёшки

Дети обожают игры на кухне, так что не спешите уходить оттуда. Доставайте кастрюли и крышки. Задача ребёнка — на глазок определить, какая крышка к какой кастрюле подходит по размеру.

Теперь поставьте перед ребёнком тарелки и ложки разного размера (можно ещё и чашки, если есть). Его задача — подобрать маленькую тарелку к маленькой чашке и маленькой ложке, среднюю тарелку — к средней чашке и средней ложке, большую тарелку соединить с большой чашкой и большой ложкой.

Развиваем чувство ритма

Чтобы петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах в будущем, читать и учить стихи, нужно научиться чувствовать ритм.

4. Ударники

Возьмите большую кастрюлю или ведро и переверните вверх дном. Это будет барабан. Приготовьте половник или большую ложку-поварёшку. Предложите своему барабанщику бить половником по дну ведра или кастрюли, но только в ритм. Вы можете хлопать в ладоши, можете поставить музыку. Разные песенки с разным ритмом ребёнок должен сопровождать «ударными». Хотите литавры — берите две крышки.

То же самое можно придумать и с меньшим грохотом, чем издаёт половник при ударе о кастрюлю. Например, предложите ребёнку прыгать в такт или просто хлопать в ладошки под музыку. А можно и не только под музыку, ведь ритм стихов тоже нужно чувствовать. Берите книжку с детскими стихами и хлопайте читая: «НАша ТАня ГРОМко ПЛАчет, УроНИла в РЕЧку МЯчик…»

Развиваем зрительную память

Зрительная память помогает быстро фиксировать любую новую информацию. Благодаря ей человек может стать грамотным, если много читает, а также хорошо запоминать лица людей.

5. Мемори

Лучше этой игры для развития памяти ещё не придумали. Вам нужно взять карточки с парными изображениями (подойдёт лото или просто набор карточек). Положите пары рубашками вверх.

Пусть ребёнок открывает по две карточки за раз и запоминает, где какие. Его задача — открыть за один ход сразу две одинаковые карточки, то есть пару.

Если нашёл пару — оставляет две картинки открытыми и ищет пары дальше.

Эта игра здорово развивает зрительную память и внимание. Кстати, в помощь родителям существуют книги-игры мемори с разными темами (животные, цвета, английские слова). Здесь эти самые пары спрятаны за картонными окошками-шторками. Их не нужно раскладывать или переворачивать — их нужно просто двигать, открывая рисунки. Очень удобно: ни одна деталь игры не потеряется.

Развиваем речь

Правильно произносить слова, строить предложения, пересказывать без труда и всегда быть в центре внимания — всё это обеспечит ребёнку хорошая речь.

6. Дыши глубже

Думаете, чтобы красиво говорить и рассказывать, ребёнку нужно просто выучить побольше слов? Нужно, конечно, но ещё необходимо тренировать дыхание, чтобы договаривать предложения до конца. В этом поможет игра с ватными шариками.

Постройте на столе лабиринт из конструктора или любых предметов. Положите в начале лабиринта ватный шарик. Задача ребёнка — дуть на шарик, перемещая его по лабиринту до самого финиша. Тут и дыхание будет развиваться, и мышление, ведь малышу придётся выстраивать путь.

7. Что я вижу

В эту игру хорошо играть на улице, хотя можно и дома. Ребёнок должен увидеть и загадать какой-то предмет, например синюю машину, которая припаркована во дворе, и описать её.

Какая она (форма, цвет, размер), где стоит, что рядом. Можно добавить от себя, кто на ней ездит, что она помогает людям делать.

А ваша задача — как можно дольше не угадывать предмет, чтобы дать ребёнку возможность рассказать побольше.

Развиваем самостоятельность

Самый важный этап в развитии ребёнка — это его растущая потребность в самостоятельности. От того, как много родители позволят малышу сделать самому, зависит его успех, уверенность и решительность в будущем.

8. Отведи меня домой

Одеться самому — ясное дело. Выбрать, что хочешь на обед — очень хорошо. Но сможешь ли ты сам найти свой дом? Когда пойдёте на прогулку, предложите ребёнку самому найти дорогу домой. А сами просто идите туда, куда вас ведёт малыш.

Развиваем воображение

Воображение нужно не только художникам и актёрам. Оно позволяет творить в любой области, получать удовольствие от чтения, мечтать, придумывать и изобретать.

9. Ладошка превращается…

Обведите на листах бумаги кисти рук и ступни малыша. Теперь пусть эти контуры маленький художник превращает в разные предметы. Например, из ладошки получится прекрасный осьминог, а из пяточки — букет цветов. Фантазируйте вместе!

10. Альбом путешественника

Скорее всего, летом вас ждёт целая куча приключений: вы можете отправиться на море, в деревню или просто будете много гулять на улице. Используйте это время, чтобы сделать альбом на память о самых ярких летних прогулках. Предложите малышу собрать мелочи, которые он захочет сохранить: билеты, ракушки, маленькие сувениры.

11. Поиск от А до Я

Напишите на листе бумаги алфавит. А теперь начинайте искать для каждой буквы соответствующий предмет вокруг себя. Если дома предметов больше не обнаруживается — бегом на улицу! Ведь там Д — дорога, П — песочница и, главное, С — солнце. Игра поможет малышу запомнить буквы и познакомиться с окружающим миром, научит его внимательности.

12. Карта местности

Эту игру мы нашли в книге идей для малышей от 4 до 6 лет «101 идея: дома». Предложите ребёнку нарисовать карту окрестностей своего двора.

Отметьте дом, в котором вы живёте, и другие важные для малыша точки: вот любимая детская площадка, а вот автобусная остановка. А ещё можно добавить свои маршруты, например путь в детский сад или к другу в гости.

Так в голове у ребёнка сложится полная картинка места, в котором он живёт.

13. Все на выставку!

Наверняка у вашего ребёнка есть дорогие сердцу «экспонаты»: собственные рисунки и поделки или любимые игрушки. А что, если разложить их в комнате и позвать бабушку, дедушку, дядю, тётю? Так мы развиваем речь и ораторские навыки. А еще ребёнку наверняка будет приятно с гордостью рассказать о своих любимых штучках.

14. Создаём робота

Люди делают роботов, чтобы они помогали им выполнять разную работу. А какого робота придумаете вы с малышом? Чем он будет полезен: уберёт все игрушки или поиграет вместе с вами в мяч? А теперь нарисуйте его! Такие задания развивают воображение и учат мыслить нестандартно.

Учим цвета

Научите малыша различать цвета на практике.

15. Всё в порядке!

Мечта родителей — разложенные по коробкам игрушки. Можно превратить такую уборку в полезное развивающее занятие и весёлую игру.

Расставьте коробки и предложите ребёнку складывать игрушки: всё красное — в белую коробку, всё синее — в зелёную. А потом можно давать и другие задания. Всё маленькое — в одну коробку, всё большое — в другую. А можно и на скорость убирать игрушки. Кто быстрее выберет из мягких игрушек всех зайцев?

Источник: https://Lifehacker.ru/razvivayushhie-igry/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.