Как ребенка научить узнавать цвета?

Содержание

Учим цвета с ребенком: 6 эффективных способов от детского офтальмолога, видео

Как ребенка научить узнавать цвета?

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Когда стоит начать обучение цветам?

Ребёнок к первым 2 — 3 месяцам жизни начинает различать красный цвет. Это объясняется тем, что первыми начинают работу колбочки (специальные элементы сетчатки глаза), чувствительные именно к длинноволновой части светового спектра.

В 1 год малыш может отличить 3 простых цвета — красный, жёлтый, синий и 1 сложный — зелёный. Однако проверить, что именно видит годовалый карапуз, пока ещё сложно. В каждом конкретном случае всё зависит от развития речи и мышления.

Активно стоит начинать изучать цвета с малышом 1 года, но запоминать и отличать дети могут только с 2 — 3 лет, когда появится активный познавательный интерес.

Существует множество методик, как научить ребёнка цветам.

  • для малышей 2 лет и младше занятие стоит проводить ненавязчиво, в игровой форме, прекращая при первых признаках усталости, переключая внимание. Использовать для обучения стоит предметы, имеющие ту или иную требуемую окраску;
  • в 3 года, когда просыпается интерес к сказкам, а словарный запас и пространственное мышление растёт, стоит читать и рассказывать истории, стихи и произведения, останавливаясь на описании, стараясь не уходить от основного сюжета. Например: платье на принцессе было розового цвета, возле дома росла зелёная ёлочка, ветер развеял синюю тучку;
  • в 4 года старайтесь, чтобы ребёнок рассказывал что-нибудь и старался описать конкретным цветом. Для этого задавайте ему наводящие вопросы.

Способ № 1. «Пробуждаем творчество»

Учимся различать цвета с помощью красок, пластилина, фломастеров и карандашей. Начинать обучение можно в 1 — 2 года. Краска должна быть нетоксична и хорошо отмываться.

У малышей в качестве красителя можно использовать свежевыжатый сок свеклы или ягод. Он безопасен, но пятна от него тяжелы в выведении.

Изначально рисовать придётся родителю.

  • чётко и ясно произносите, каким цветом рисуете;
  • разрешите ребёнку провести пару линий или полностью закрасить лист бумаги;
  • следите, чтобы ребёнок не ел краски, фломастеры или карандаши;
  • не начинайте изучать следующий цвет, пока малыш не начнёт уверенно называть предыдущий.

С осторожностью используют восковые карандаши, так как дети их часто грызут, царапают ноготками и совершают попытки засунуть их в уши или нос.

Изучение цветов происходит пассивно. Используют данный метод у детей старше 4 лет, так как требуются определённые мыслительные навыки. Необходимо нарисовать картинку, в которой чего-то не хватает. Например, солнцу — лучей, зайцу — уха, ёжику — иголок.

Ребёнку предлагается несколько карандашей. Суть задания заключается в том, чтобы малыш различил цвета и выбрал правильный, чтобы закончить рисунок. По мере взросления картинка усложняется большим количеством деталей.

Способ № 3. «Игра с интерактивной игрушкой»

Современный обучающий метод, позволяющий родителям не особо заморачивать голову. Поможет и цвета выучить, и ранее изученный материал проверить. Сочетает всё с песенками, стихами и загадками.

Обычно в каждую игрушку встроен хотя бы 1 светофильтр, основной целью которого является привлечение внимания ребёнка.

Обязательно внимательно ознакомьтесь с инструкцией перед использованием. Поинтересуйтесь материалом, из которого изготовлен светофильтр и сама игрушка.

Возраст, рекомендованный для режимов, в которых изучаем цвета, в среднем колеблется от 1,5 до 2 лет, хотя может использоваться и детьми постарше. В случае наличия мелких деталей и разборных конструкций интерактивной игрушкой разрешают играть тем, кому уже исполнилось 3 года.

Способ № 4. «Сортировка»

Способ хорош для детей 3 — 4 лет. Необходимо попросить малыша разложить все его игрушки по нескольким сортировочным кучкам в зависимости от цвета. Если ребёнок мал, то первый раз, а то и два, пример сортировки по цветовой гамме проводить будет родитель.

Не переживайте, дети достаточно быстро учатся, а данный вид сортировки им даже нравится. Ещё одним предметом, который любят сортировать малыши, являются лоскутки ткани. В настоящее время популярны так называемые игрушки-сортеры, которые помогают изучить цвета и формы.

Задавайте играющему с ними ребёнку дополнительные вопросы, уточняйте, какого цвета должен быть тот или иной элемент, который необходимо вставить.

Детки в 4 года любят играть в цветовой день. Суть способа заключается в том, чтобы в течение дня находить предметы определенного цвета. Утром демонстрируете цвет, в течение дня ребёнок в вашем присутствии пытается отыскать, увидеть и показать предмет того цвета, который вы загадали.

В конце дня подведите итоги. Можно придумать систему поощрений. Способ хорош тем, что вырабатывает внимательность и позволяет занять ребёнка.

Способ хорош для мам, использующих слинги, эргорюкзаки, или гуляющих с ребёнком на руках. Мама рассказывает малышу всё, что видит сама, активно описывая цвет предметов или явлений, которые она видит, привлекая внимание грудничка.

Считается, что хоть и начинают изучать цвета в более осознанном возрасте, в памяти ребёнка формируются определённые смысловые связки, позволяющие ускорить процессы обучения в дальнейшем.

Заболевания, при которых невозможно выучить с ребёнком цвета

Стоит помнить, что если ребёнок в 4 года не различает цвета, не может запомнить то, что кажется элементарным, хочет учиться, но не может узнать один, два или даже три цвета, не ругайте его, а обратитесь к врачу-офтальмологу.

Существует наследственное заболевание дальтонизм, при котором распознавание цветов нарушено, поэтому такое развивающее занятие, как научить ребёнка различать цвета, на время придётся оставить.

Используя таблицы Рабкина, а затем определённый светофильтр, врач может установить нарушение чувствительности к 1, 2 или даже всем 3 основным цветам. Вылечить аномалию на данном этапе развития медицины невозможно. Однако для детей и взрослых были предложены очки с особо изготовленными линзами, работающими как светофильтр.

Очки изготавливаются специально, в зависимости от существующего нарушения чувствительности. Светофильтр может быть красный, синий, зелёный, а также сочетающий, как 2, так и 3 оттенка.

Оценка статьи:

(4 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/nauchit-rebenka-razlichat-tsveta

Учим малыша различать цвета

Как ребенка научить узнавать цвета?

Видеть разнообразие красок окружающего мира очень важно, так как без этого невозможно получить достоверных знаний о нём. Чтобы определиться с тем, как научить ребёнка различать цвета, выясним, как формируется способность к цветоразличению у детей.

Цвета и возраст

Новорождённый ребёнок воспринимает окружающий мир как большое пёстрое пятно. Примерно со второго месяца жизни малыш начинает различать жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, чёрный и белый цвета, а к шести месяцам – фиолетовый. Речь идёт именно о различении, узнавании.

Ребёнок ещё не может назвать ту или иную окраску, сгруппировать игрушки, картинки по этому признаку.В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) ребёнок ориентируется в спектре, но цвета ещё не выступают существенными признаками, по которым определяются объекты.

Ребёнок от 3 до 7 лет может различать и называть цвета, оттенки (салатовый, светло-коричневый и т. д.), сам выбирает карандаши, краски, фломастеры для рисования, раскрашивания, кубики для возведения постройки, детали для создания образов из конструктора.

Границы выделенных периодов формирования цветоразличения у ребёнка нечёткие и могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша, условий его воспитания.

Таким образом, различать цвета кроху можно учить уже в младенчестве. Вот некоторые способы обучения.

Показ и называние

Демонстрация предмета с последующим его называнием – основной методический приём работы с ребёнком младенческого возраста. Для занятия понадобятся погремушки. Трясите игрушку в поле зрения малыша, приговаривая: «Послушай, как звучит красная погремушка: «динь-динь»».

Занимаясь с двухмесячным ребёнком, возьмите одну погремушку жёлтого цвета, спустя 2-3 дня поменяйте её. Предлагайте малышу слушать красную, зелёную, синюю погремушки. Постепенно кроха научится различать не только цвета, но и звуки.

Во время общения с 3-4 месячным ребёнком используйте несколько звучащих игрушек сразу, трясите их по очереди, называя цвета. Пятимесячный ребёнок может играть с погремушкой сам. Это научит его отличать одну игрушку от другой, в том числе, и по цвету.Полугодовалому малышу демонстрируйте кольца пирамидки, кубики и сообщайте их цвета.

Возьмите младенца на руки, носите его по комнате или двору, показывая и называя столы, стулья, обои, часы на стене, горки, качели, турники, песочницу на детской площадке, траву, деревья, не забывая говорить о цвете.

Поскольку красок в мире много, отделяйте наименование цвета от вещи, произносите не «Это синие качели», а «Это качели, они синие». Шестимесячного малыша знакомьте с одинаковыми внешне, но по-разному окрашенными предметами: «Это колечко красное, а это – голубое».

Сотрудничество

Крохам второго полугодия жизни показа и называния уже мало. Важно, чтобы ребёнок собирал пирамидку, упражнялся с вкладышами, кубиками, пробовал уложить «Ваньку-встаньку». Покажите малышу образцы действий, так он быстрее станет различать предметы по цвету.

Внимательно следите за безопасностью младенца.Годовалый малыш стремится увидеть, потрогать, обследовать всё, что попадается у него на пути.

Используйте это стремление, чтобы познакомить ребёнка с разными цветами: «Поставим красный кубик на синий, получится башня», «Сначала будем нанизывать на штырь пирамидки жёлтое колечко, потом – зелёное».

Обучение цветоразличению сочетайте с упражнением малыша в ходьбе. Разместите кирпичики из конструктора в разных местах комнаты и предложите ребёнку подойти к каждому из них: «Пойдём по дорожке до жёлтого кирпичика», «Пойдём по дорожке до синего кирпичика» и т. д.

Игра

Дети начинают играть примерно с двух лет. Ребёнок укачивает куклу или мишку, кормит их, катает на игрушечной машинке.

Думаете о том, как научить ребёнка распознавать цвета? Включитесь в игру, акцентируйте внимание малыша на окраске игрушек, кукольной одежды, посуды, мебели: «Зайчик будет пить чай из красной чашки, а мишка – из синей», «Куклу Машу оденем в жёлтое платье, а куклу Катю – в зелёное».
Проблема, как научить ребёнка различать цвета, волнует не только родителей, но и педагогов.

Специалисты разрабатывают дидактические (обучающие) игры. Вот одна из них (подходит для детей 2-3 лет).Вырежьте из цветного картона одинаковое число квадратов со сторонами 12 и 8 см. В центр каждого большого квадрата приклейте изображение мышки на белом фоне.Предложите ребёнку помочь грызунам спрятаться в «норках» от кошки. «Норки» – это большие квадраты.

Маленькие геометрические фигуры – это «дверцы», которые нужны, чтобы хищница не обнаружила добычу. Маленьким красным квадратом закрываем мышку на большом красном квадрате, зелёным – на зелёном и т. д. Просите ребёнка называть цвета «норок» и «дверей». Малыш с удовольствием выполнит просьбу.Трёхлетний ребёнок вместе со сверстниками с удовольствием поиграет в подвижную игру «Цветные автомобили».

Подготовьте несколько разноцветных флажков для себя и бумажные круги – «рули» для детворы. Цвет круга совпадает с окраской того или иного флажка.Станьте в центре площадки, а детей разместите за её пределами. Вы поднимаете флажок, а малыши, в руках у которых «руль» такого же цвета, ходят или бегают, имитируя движение легковой машины.

Для детей от 4 до 5 лет предусмотрены игры:

  • «Разложи по порядку» (предлагается распределить картинки с изображением, например, апельсинов от самого светлого до самого тёмного);
  • «Семицветик» (малыш последовательно раскладывает вокруг серединки цветка лепестки цветов спектра);
  • «Собери букет для Снегурочки и Солнечного лучика» (для снегурочки подбирают бумажные цветы холодных оттенков, для Солнечного лучика – тёплых) и др.

Будущий школьник увлечётся играми «Составь натюрморт» (на силуэты накладывают подобранные по цветовой гамме изображения), «Назови цвета времён года», «Сложи узор» и т. д.Играйте с детьми, и вопрос, как научить ребёнка различать цвета, потеряет актуальность.

Рисование

Малыши очень любят рисовать, начинают «создавать шедевры» примерно с годовалого возраста. В это время ребёнок рисует произвольные линии, мазки, ритмично заполняет лист бумаги пятнами, не особо заботясь о том, чтобы различать краски палитры.

Пока малыш занят рисунком, комментируйте действия ребёнка, называйте цвета: «Какая замечательная красная линия!», «Какое прекрасное жёлтое пятно!», предлагайте попробовать разные краски: «Возьми зелёную, посмотрим, что получится», «А здесь, наверное, лучше синей».

Чтобы помочь двухлетнему ребёнку ориентироваться в цветах, используйте игровые упражнения:

  • дорисовать шарикам ниточки (шарики нарисуйте заранее, ребёнок добавит ниточку такого же цвета, что и шарик);
  • нарисовать лучики солнышку и дождик из тучки (солнышко и тучку изобразите на разных листах, ребёнок дорисует лучики жёлтым цветом, а дождик из тучки – синим или фиолетовым);
  • дорисовать лепестки (нарисуйте несколько лепестков, ребёнок дополнит изображение, используя те же цвета) и др.

Дети от 3 до 5 лет рисуют предметы, элементарные сюжеты, декорируют получившееся работы. Во время рисования представления дошкольников расширяются. Малыши используют основные цвета и оттенки, учатся различать близкие и контрастные, тёплые и холодные тона.

Рисунки детей от 5 до 7 лет более сложные. Дошкольники сочетают линии, цвета, техники рисования.
Вот и ещё один ответ на вопрос, как научить ребёнка различать цвета. Рисуйте с малышом почаще.

Ни в коем случае не оставляйте ребёнка один на один с красками, кистями, другими принадлежностями для рисования.

Раскрашивание

Не менее, чем рисовать, дети любят раскрашивать. К этому занятию приобщайте ребёнка с двух лет.

В раскрасках для малышей изображения крупные, на картинке представлен один предмет или персонаж, даются образцы раскрашивания, чтобы можно было различать детали готового рисунка.

В раскрасках для детей от 4 до 5 лет встречаются не только предметные, но и сюжетные изображения: зебра Марти катается на дельфинах, Карлсон рассказывает Малышу секрет, мальчик с девочкой вешают скворечник для птиц. Цвета для раскрашивания ребёнок подбирает сам.

Раскраски для 5-7-летних «художников» дополнены цифрами, буквами, упражнениями на штриховку. Раскрашивание станет хорошим упражнением на цветоразличение, если предложить ребёнку раскрасить цифры, буквы, сделать разноцветным образ, получившийся в результате штриховки.

Малыш заинтересуется раскраской, и родителям не придётся беспокоиться о том, как научить ребёнка различать цвета.

Наблюдения в повседневной жизни

Ребёнка знакомят с разнообразием красок не только на специальных занятиях, но и «между делом», называя цвета во время прогулки («Это небо, оно синее, но бывает голубым, фиолетовым, сиреневым», «Это зелёная ель, а это – голубая»), сервировки стола («Поставим на стол сиреневые блюдца и чашки»), приёма пищи («Передай мне, пожалуйста, белую салфетку»), подготовки одежды на завтра («Пойдёшь в садик в красном платьице»), другой совместной деятельности.

  • Родничок у младенца
  • Кашель у грудничка

Источник: http://nashkarapuzik.ru/razvitie/nauchit-rebenka-razlichat-cveta.html

Как научить ребенка различать цвета

Как ребенка научить узнавать цвета?

История игрушек 4 в Растишке! Уникальный дизайн на упаковках в творожках и йогуртах.
Порадуйте детей полной коллекцией с любимыми героями! Йогурты и творожки «Растишка» обогащены Ca и D3.

100 г йогурта или творожка обеспечивают 20-27% суточной потребности в кальции детей дошкольного и школьного возраста.

«Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития»
(Б. А.

Базыма)

Если вы хотите научить ребенка различать цвета, стоит разобраться в особенностях детского восприятия, чтобы правильно организовать процесс обучения и не требовать от ребенка невозможного. Итак…

razvitie-krohi.ru

Возрастные особенности цветовосприятия

  • Новорожденные видят мир черно-белым.

Показывайте черно-белые орнаменты и геометрические фигуры.

  • В 4-5 месяцев ребенок может распознавать основные цвета спектра.

Показывайте ему чистые оттенки, без примесей и переходов цвета. В этом возрасте малыш лучше видит красные оттенки, с них и начинайте знакомство с цветом.

  • К 7-му месяцу у ребенка появляется возможность различать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий).
  • Дети учатся различать и запоминать цвета благодаря ассоциациям. 

Ребенок воспринимает цвет в единстве с предметом и словом. Например, «желтый» — это лимон или солнышко. Если показать малышу картинку, где солнышко зеленого цвета, вы поставите его в тупик. На вопрос «Что это?» он, возможно не сможет ответить.

  • Полноценное цветовосприятие формируется у ребенка к восьми годам. 

Чувство цвета можно развить. Начните изучение цветов с базовых, а затем подключите оттенки.

  • Аномалии цветоощущения у детей встречаются приблизительно с такой же частотой, как и у взрослых.

Если заметите какие-то отклонения, обратитесь за консультацией к врачу.

  • Цветовые предпочтения меняются с возрастом.

Дети любят цвет, реагируют на него, играют с ним. Знакомство с цветом помогает им познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. У детей разного возраста цветовые предпочтения отличаются. Это стоит учитывать при оформлении интерьера детской комнаты, покупке одежды и пр.

Как учить с ребенком цвета в 1-2 года

www.o-krohe.ru

Можно ли учить с ребенком цвета, если он еще не умеет говорить? 

Не только можно, но и нужно! Ребенок способен понять и запомнить то, что вы будете ему рассказывать и показывать. А повторить слова он сможет позже, когда научится говорить, пока достаточно того, что он может указать на нужный цвет или предмет пальчиком.  В будущем, когда он сможет осознанно строить фразы, он с легкостью сможет объяснить разницу между тем или иным цветом.

С какого цвета начать?

  • По мнению педагогов, надо начинать обучение с красного и желтого цвета.
  • Начинайте изучать цвета с любимого фрукта. Если ребенок любит апельсин, он легко запомнит оранжевый цвет.
  • Можно играть с пластилином или цветным тестом и называть ребенку цвета. Трогая пластилин, контактируя с ним, ребенок быстрее запомнить тот или иной цвет.
  • Предлагайте карандаши и фломастеры для рисования, называя, какого они цвета. Как можно чаще употребляйте эти названия: «Подай мне, пожалуйста, красный карандаш», «Давай закроем колпачком синий фломастер».

zhenomaniya.ru

  • Из игрушек для запоминания цветов хорошо подходят пирамидки, кубики, крупные детали конструктора, формочки, разноцветная посудка, крупная мозаика и др.

heaclub.ru

  • Почаще озвучивайте цвета и действия с цветными предметами: «Мишка любит пить из КРАСНОЙ чашки, кукле Маше нравится ЗЕЛЕНОЕ платье».
  • Учите цвета во время прогулок. «Мы идем по зеленой траве», «смотрим, какие синее небо!», «Вот папина черная машина». 
  • Сравнивайте тот или иной цвет со знакомыми малышу предметами. «Лопатка красная, как твоя шапочка», «Это ведерко такое зеленое, как огурец». 

Как учить с ребенком цвета в 3-4 года

  • Включайте образовательные мультики, где четко называют цвета разных предметов.
  • Если разрешаете ребенку играть в компьютерные игру, подберите такие, где необходимо собирать или разбивать предметы по цветам.
  • Играйте в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.

s1.maminklub.lv

  • Предлагайте сортировать предметы по цветам. 

mama-love.ru

Чем младше ребенок, тем меньше предметов для сортировки нужно ему предлагать.

heaclub.ru

  • Сделайте своими руками дидактические игры.

s1.maminklub.lv

  • Придумайте «цветные сказки». Например: » Жил-был носовой платочек. Однажды он упал в чашку с красным компотом и сам стал красным».
  • Произносите названия цветов в разном контексте: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик, он красный» и т.п. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  • Разрешите ребенку поиграть с продуктами и предметами на кухне. Все можно трогать и даже есть! Но сначала нужно разложить по кучкам в соответствии с цветом. Например, лимон, банан и тарелка — желтые, перец, помидор и кастрюля — красные и т.п. 
  • Поиграйте в игру «Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпачки.  Рассказывайте стишок, а ребенок пусть выбирает нужный колпак: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой (любой цвет) шапке».
  • Поиграйте в игру «Найди лишний».Возьмите 2-3 предмета одного цвета и один совершенно другого. Предложите ребенку исключить предмет, который отличается от остальных по цвету.

Как учить с ребенком цвета в 5-6 лет

  • Активно используйте стихи, в которых встречаются названия цветов.
  • В возрасте 5-6 лет детям очень нравятся раскраски. Используйте это, чтобы выучить как можно больше названий цветов.

Выбирайте изображения с крупными деталями и жирным контуром. Рекомендации ТУТ. Есть раскраски-подсказки с цветными контурами.

Раскрашивая, повторяйте названия цветов, рассказывайте, какие они красивые, какие карандаши похожи по цвету, а какие различаются.

  • Игра «Путаница». Как правило, после занятий рисованием на столе колпачки и фломастеры лежат отдельно. Маленькая хитрость, чтобы навести порядок и спасти от высыхания художественные материалы: закрыть каждый фломастер (цветные ручки) своим колпачком, не перепутав цвета.
  • Для изучения цветов с детьми 5-6 лет используйте настольные игры. Например, «Лото».
  • Учите ребенка собирать игрушки. Но не просто так, а по цветам. Например, сейчас мы убираем все красное. Готово? Теперь ищем на полу все зеленого цвета. Помогайте малышу, этим вы не только помогаете ему выучить цвета, но и воспитываете маленького помощника. 
  • Помните правило: «Выучили новый цвет — применяем».

Чем чаще вы будете побуждать ребенка называть и показывать то, что недавно узнали, тем лучше он это запомнит. 

Если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов, не паникуйте и не ругайте его. Постарайтесь разнообразить игры с цветами, поэкспериментировать с новыми способами запоминания.

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-razlichat-cveta/

Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

Как ребенка научить узнавать цвета?

2016-05-10

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам.

Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету.

Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни.

Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано.

Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр.

Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей.

То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

  • Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты.
  • Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть
  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики» (Ozon, My-shop, Read) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает.

Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути.

Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

  • Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;
  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой сенсорной коробокой;
  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек);
  • Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;
  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)

5. Карточки Домана «Цвета»

Если честно, я считаю, что изучение цветов по карточкам Домана – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах.

На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета   запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками.

Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета).

По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх.

Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте здесь. «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ, а купить ЗДЕСЬ.

6. Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

Колорама (Ozon, My-shop) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше здесь.

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).

Из обучающих книг можно посоветовать:

«Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop),

либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.

А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» (Ozon, My-shop, Read).

На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

ГОТОВЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ПО ВОЗРАСТАМ

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ (С ШАБЛОНАМИ)

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-razlichat-cveta.html

Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации

Как ребенка научить узнавать цвета?

Интеллектуальный потенциал ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.

В магазинах можно найти огромное количество развивающих дорогостоящих игрушек. Они интересны и занимательны, но для того, чтобы знания действительно накапливались, необходимо руководствоваться особенностями детского развития на каждом этапе, с любовью и вниманием применять их в общении с маленьким человечком.

Познание цветного мира до 1 года

Полугодовалый кроха начинает видеть мир цветным. Он реагирует на яркие вещи. Для этого возраста характерна кратковременная цветовая монохромность. Так, на протяжении нескольких дней или недель дитя выбирает игрушки и предметы одного цвета (например, желтого). Окружающие объекты для него полны неизвестности.

Что необходимо знать о том, как научить различать цвета детей на данном этапе?

  • Период является скорее информативным, нежели обучающим. Задача родителей – заинтересовать и рассказать.
  • Постоянное общение – фундамент раннего развития.
  • Осведомление об окружающей среде должно иметь системный характер.

Правила и методы раннего изучения «цветной» грамоты

В данном случае, как и в освоении любого дела, существуют определенные правила:

  • Вербальный метод – описание мира вокруг. Повторение – мать учения. Как можно чаще проговаривайте то, что вы видите. Гуляя с ребенком в парке, расскажите о листьях на деревьях, их цвете и форме. Сорвите листик и дайте тактильно ознакомиться с новым предметом. На следующей прогулке повторите то же самое. А в третий раз покажите травку в уже известной ему последовательности действий. Нелишним будет акцентировать внимание на том, что листики и травка – зеленые.
  • Не торопиться! Не нужно тараторить без умолку: ягодка – красная, лист – зеленый, солнышко – желтое. Если вы выбрали зеленый цвет для обучения первым, обращайте внимание лишь на вещи этого окраса на протяжении нескольких недель. Только тогда можно переходить к новым открытиям. Не забывайте напоминать об уже известном ранее.
  • Используйте методику Домана. Показывайте карточки с тоном краски, называйте его. Длительность воспроизведения – несколько секунд. Постепенное увеличение количества изображений и информации о них – залог более эффективного запоминания.
  • Учитывайте характер и настроение ребенка. Учить можно лишь тогда, когда он сыт, доволен и не испытывает других потребностей.
  • Вербальный метод (проговаривание).
  • Игровой метод.
  • Творческий (рисование, лепка).
  • Рифмованный (стишки и песенки).

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее — информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года – накапливание понимания разговорной речи. После – развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное – процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет – четыре основных.

Интересные идеи для игр после 1 года

Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.

  • Цветные кубики. Изначально концентрируйте внимание на одном цвете по принципу первичного ознакомления, только с меньшим интервалом времени между переходами к новому и повторению известного. Покажите два кубика разного окраса. Попросите выбрать среди них зеленый. Со временем увеличивайте количество разноцветных кубов, усложняйте процесс. Постройте домик для куклы или машинки.
  • Ассоциации. Игра с игрушечной посудой и другими предметами (например, мозаикой). Задание: расставить чашечки на соответствующие тарелочки, разложить в них мелкие цветные элементы. Сюда же можно отнести четкие ассоциации с фруктами или овощами: помидор – красный, огурец – зеленый, лимон – желтый, слива, баклажан – синие.
  • Мячики. Разбросайте по комнате мячи разной формы, текстуры и гаммы. Попросите сложить в корзинку только красные или только синие. Предложите ребенку найти и принести маленький зеленый, большой желтый предмет. Устанавливайте связь между цветом и формой.
  • «Радужное лото». В элементарном варианте на листе должны быть нарисованы четыре одинаковых разноцветных объекта. Они же дублируются поштучно. Задача: установить соответствие и разложить по местам. Это могут быть цветы, бантики, бабочки, машинки, домики, зверята. Меняйте заготовки. Один и тот же шаблон быстро надоедает, и малыш может утратить интерес. После полутора лет используйте шаблоны с геометрическими фигурами. Усложняйте задачи. Сделайте заготовки с отверстиями разной геометрической формы. Пусть теперь ребенок собирает отсутствующую картинку: красный квадрат, желтый круг и т. д.
  • Разрезные монохромные изображения. Это могут быть фрукты, овощи, фигуры, неваляшки или машинки. Один комплект – один вид объектов в четырех цветовых вариантах. Для ребенка 1-1,5 лет задание — собрать картинку из 2-3 паззлов, для двухлетки – из 4-5 штук.
  • Рисование. Развивается тактильное осознание. Для раннего творчества подойдут пальчиковые краски. Обратите внимание: ближе к двум годам чадо выбирает для рисования один цвет в зависимости от настроения. Один день он может рисовать только синим. В другой раз – только красным. Это характеризует его интеллектуальные достижения в данной сфере и психоэмоциональное состояние.

Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее. После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета.

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным – оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.

Как научить ребенка различать цвета: советы и игры

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество – двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель – главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке.

    Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.

  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.

  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки».

    Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».

  • «Красочный мир».

    Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию.

    Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.

  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами.

    Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте – это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения – 2-3. Акцент при этом делается на цветах.

  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки.

    Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание – на первом месте, а уж потом – обучение.

Малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, он владеет определенным запасом знаний, который нужно продолжать пополнять. Важно проявлять изобретательность и терпение для того, чтобы научить ребенка 3 лет различать цвета. В связи с некоторыми особенностями возникают неизбежные, но преодолимые трудности.

Что важно знать о том, как научить ребенка различать цвета:

  • Кризис 3-х лет. Характеризуется настойчивостью чада в том, чего он хочет и протестом против всего того, что ему навязывают. Наступает период осознания собственного «я» и становления самостоятельности.
  • Важный период психоэмоционального развития. Цветовая гамма воспринимается иначе. Расширяйте существующие знания до 12 цветов (добавляем розовый, фиолетовый, оранжевый, голубой, коричневый). В зависимости от уровня усвоения материала, возможно ознакомление с оттенками основных цветов (малиновый, бордовый, бежевый, серый).

Советы: как научить ребенка различать цвета в 3-4 года

Говорите, запоминайте, напоминайте. Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме.

  • Играйте в основные игры: кубики и мячики, лото, паззлы, сортеры, ассоциации — и занимайтесь творчеством: «цветные штучки», «красочный мир», «цветной» анализ гардероба. Импровизируйте с известными игровыми ситуациями, переделывая их на новый лад.
  • «Радуга». Дети любят радугу. Попробуйте вместе выучить «запоминалку» о ней. Нарисуйте большую радугу. Заранее вырежьте разноцветные кружочки. Пусть ребенок разложит их по соответствующим дугам.
  • «Разноцветные машинки». Прогуливаясь по улицам города, находясь в ожидании общественного транспорта, малыши наблюдают за дорогой и всем происходящим вокруг. Хорошее занятие – считать проезжающие мимо авто. Еще интересней искать среди них машину заданного цвета. Также можно сосчитать количество красных или белых автомобилей на определенном участке шоссе.
  • «Мороженое». Нарисуйте или вырежьте и приклейте вместе изображения сладеньких «рожков» с шариками мороженого разного окраса. Пусть выберет свое любимое. Возможно наличие нескольких оттенков и задача сосчитать розовые (клубничные) или шоколадные (коричневые). Можно собирать вырезанные изображения любимого десерта в сумочку или корзинку для покупок.
  • «Кто больше?». Находясь на прогулке, выберите интересный объект (к примеру, авто). Сыграйте в игру, кто больше сосчитает машин определенного цвета.
  • Учите стихи, пойте песни. Многие дети запоминают лучше именно таким способом.

Если кроха не проявляет интерес к игре – не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие – залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года – это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.

Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик.

Этот период – начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться.

Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.

Источник: https://FB.ru/article/256610/kak-nauchit-razlichat-tsveta-detey-effektivnyie-metodyi-interesnyie-idei-i-rekomendatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.