Мария монтессори раннее развитие ребенка

Содержание

Раннее развитие детей. Методика Марии Монтессори

Мария монтессори раннее развитие ребенка

[frame][/frame]
В моей прошлой статье я описала методику раннего обучения Глена Домана. Сегодня же познакомимся с Марией Монтессори – итальянским педагогом-практиком, с легкой руки создавшей уникальную, супер эффективную и признанную во всем мире методику обучения, направленную на развитие ребенка во всех областях.

Углубившись ненадолго в историю, стоит отметить, что в начале своей карьеры Мария Монтессори получила блестящее педагогические образование.

А когда стала работать с детьми, то столкнулась с чудовищным фактом телесных наказаний детей (было начало 20 века), а также с неадаптированной для детей системой обучения, когда ученикам нужно было просиживать часами за партами и заучивать материал.

С тех пор она стала разрабатывать свою собственную систему обучения, постоянно совершенствуя ее. Ею были созданы обучающие пособия и целые классы, полностью адаптированные под детей.

Мария Монтессори была тем человеком, который впервые заметил, что детям неудобно пользоваться большими предметами – стульями, столами, умывальниками. И под ее руководством был создан целый маленький мир, состоящий из предметов обихода, находящихся на уровне глаз маленького малыша.

Таким образом ребенок мог дотянуться до любого нужного ему предмета без помощи взрослых, развивая самостоятельность и инициативу.

Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по-настоящему свободным. Ограждая ребенка от выполнения доступных ему физических действий (раздевание, кормление и т.д.

), можно причинить вред подрастающему крохе. Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, становится тяжелым и неповоротливым. Излишняя помощь препятствует развитию природных сил ребенка.

Мария Монтессори

Свои разработки и учебные методы Мария Монтессори применяла на детях с умственной отсталостью. И вскоре молодую ученую заметили после того, как ее воспитанники на одном из интеллектуальных соревнований выиграли у «нормальных» детей. Это потрясло все педагогическое сообщество. С тех пор Мария Монтессори постоянно дополняла и усовершенствовала свои методы.

Суть системы обучения по методике Монтессори

Смысл метода, разработанного итальянским педагогом, заключается в том, чтобы стимулировать в ребенке самобытность, самостоятельность, самовоспитание, саморазвитие и самообучение – т.е.

те вещи, которые в ребенке заложены природой.

А поскольку все эти способности проявляются уже в раннем детстве, то именно этот период и считается благодатной почвой для воспитания талантов и способностей.

Комнаты для обучения, созданные по методике Монтессори, разделены на зоны: практическая, учебная, сенсорная и двигательная. В первой малыши учатся самостоятельно обуваться, одеваться, пересыпать крупы, чистить тряпкой грязь.

Во второй малыши развивают мышление и логику с помощью различных материй – географии, математики, естественно-научных предметов. В третьей, сенсорной зоне, дети изучают меры, формы, размеры и свойства предметов.

А в четвертой малыши развивают ловкость, внимание и концентрацию.

Очень важным моментом в обучении по Монтессори является то, что ребенок вправе выбирать самостоятельно, в какой зоне он хочет обучаться. Он может свободно передвигаться из одной зоны в другую и менять деятельность с одной на другую.

Кроха не расположен сейчас играть с водой или рассматривать картинки? Имеет право! Пусть занимается тем, что ему интересно

Сама Мария Монтессори назвала свою систему «системой саморазвития ребенка в подготовительной среде».

Она считала, что для полноценного роста достаточно создать такую развивающую среду, где обучающий материал выбирал бы не взрослый, а сам малыш. Ведь работа крохи, выбранная им самим, никогда не утомляет, а только прибавляет энергии.

Впрочем, как и у нас, взрослых. Как было бы здорово, если бы мы могли заниматься только тем, что мы любим))

Уже прошло более 100 лет с тех пор, как весь мир признал систему обучения Марии Монтессори. Но ее методы и учебные пособия по-прежнему интересны и актуальны. Во всех городах мира открыты центры Монтессори, где преподают обученные по этой методике педагоги.

Обучение по Монтессори на дому

Что можно организовать дома по методике Марии Монтессори? Во-первых можно обзавестись различными обучающими материалами – так называемыми рамками и вкладышами Монтессори, развивающими координацию и моторику.

Это могут быть рамки с геометрическими фигурами, где ребенку нужно выбрать не только правильный цвет, но и верную форму и найти нужную фигурку. А также эти формы можно обводить карандашом, тем самым развивая и письменные навыки.

Также рамки бывают звуковые – когда, например, ребенку нужно подобрать правильного животного в правильное отверстие, и к тому же найти тот звук, который издает это животное.

Очень интересна деревянная игра, где нужно одеть львенка, подвязав шнурочками (а по сути, соединив) его одежду к нему самому. Здесь еще важно правильно выбрать верх одежды и низ и подобрать к джемперу подходящие по цвету брючки.

Рамок и вкладышей по методике Монтессори великое множество. Как правило, они выполнены из натуральных приятных на ощупь материалов и направлены на развитие зрительных и сенсорных стимулов.

Также для домашних игр и обучения можно приобрести различные обучающие игрушки, направление на развитие концентрации, точности и координации. Все эти игры относятся к серии настольных игр и послужат прекрасной возможностью для совместного времяпрепровождения.

Рамки и вкладыши помогут подготовить ребенка к рисованию и письму, развить общее представление о геометрических фигурах и цветах.

Мария Монтессори считала, что гармоничное развитие ребенка зависит от его представлений о свободе.

Поэтому важно воспитывать в ребенке умение мыслить и понимать, чем отличается его свобода от свободы других людей.

А также важно с самого начала объяснить ребенку, что значит «ответсвенность» и побуждать его к тому, чтобы он умел и стремился к тому, чтобы отвечать за каждый свой выбор и каждый свой поступок.

Личный опыт

В моем арсенале великое множество различных педагогических материалов, созданных по методике Марии Монтессори. Это была вторая методика, которой я уделила пристальное внимание в воспитании дочери.

Тем более, что игры с вкладышами были довольно занимательны.

Когда мне удавалось подключить мышление дочери к игре, то сама игра сопровождалась глубоким мыслительным процессом, в котором мой ребенок находил глубокое удовлетворение.

Я уделяла большое значение развивающим книгам, где знакомили ребенка с миром флоры и фауны или рассказывали о динозаврах и планетах.

Недавно мы с дочкой увидели на картинке одну птицу и не могли вспомнить ее названия.

И тут она мне говорит: «Мама, я знаю, что нам поможет» и побежала в другую комнату, взяла в библиотеке книгу с животными и птицами, принесла ее. Так мы нашли и искомую птичку, и ее название. Я была приятно удивлена.

В этот момент, наряду с любознательностью, у нее сработала рассудительное мышление и таким образом нашелся ответ на вопрос.

Когда я объясняю дочери математический счет, я стараюсь не использовать методы бездумного запоминания, а поясняю все на конкретных примерах: «Смотри, я вам дала с Марко по яблоку, сколько их всего? – два.

Ты сейчас одно съешь, сколько останется? – одно. А когда Марко доест яблоко, сколько их останется? – ни одного». Детей это здорово забавляет. К тому же так легче объяснить значение «ноль» — это когда чего-то не существует.

Его просто нет – «Вы съели яблоки, и их больше не существует»))

В садике, куда ходит Джулия, им недавно рассказали об импрессионизме и о технике его исполнения, показали работы Монэ.

А в конце они сами выбрали понравившуюся картину эпохи импрессионизма и нарисовали в этой технике свои работы.

После Монэ их познакомили с Кандинским,  выбрали его «Композицию VIII» и научили ребят писать картины геометрическими фигурами. После Кандинского у них по плану Поллак.

Таким образом, ребята понимают, что можно рисовать не только каляки или человечков, можно рисовать мазками, можно рисовать отрывистыми движениями, а можно создать рисунок под линейку из геометрических фигур. Их воображение полностью открыто и задействовано. А картины великих художников приобщают детей к красоте и развивают вкус.

Все эти вещи легко можно реализовать вместе с ребенком в домашних условиях. Для этого вам понадобится Интернет (чтобы показать ребенку работы художников), краски, кисточки и бумага.

Единственное условие любых занятий с ребенком – это чтобы ему это нравилось. Прочь фанатизм и удовлетворение собственных амбиций! На первом месте ребенок и его потребности. Как только малыш заскучал или не проявляет интерес к какой-то игре, сразу же переключайтесь на что-то другое или просто дайте ему время на свободной выбор и самовыражение. А затем попробуйте вновь вернуться к занятиям.

Если в вашем районе находятся развивающие центры по Методике Монтессори вы можете посещать их вместе с малышом. Подобные центры, как правило, предлагают очень удобный график для обучения – вы можете выбрать приходить в центр на час, на два или три часа; можете оставлять ребенка на весь день; можете быть с ним вместе или оставлять его наедине с другими ребятишками.

А можете организовать обучение по Монтессори в домашних условиях, предварительно изучив ее труды.

  • Книги Марии Монтессори:

    • Дом ребенка
    • Мой метод
    • Монтессори-материал
    • Помоги мне сделать это самому
    • Самовоспитание и самообучение в начальной школе
  • :

    Источник: http://www.marialedda.com/rannee-razvitie-detej-metodika-marii-montessori/

    Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

    Мария монтессори раннее развитие ребенка

    Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

    В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

    Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

    Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

    Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

    Система Монтессори – немного истории

    Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

    Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

    Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

    Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

    Только в 1906 году, после распространившихся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

    Основные принципы методики развития Марии Монтессори

    Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

    Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

    • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
    • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

    Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

    1. Создание развивающей среды

    Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

    • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
    • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
    • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

    Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

    Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

    Огромное значение в Монтессори-педагогике придается совершенствованию мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

    2. Предоставление детям самостоятельности и свободы

    Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительность занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

    Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

    Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

    Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

    Главные правила методики Марии Монтессори

    Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

    1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
    2. ​После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
    3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
    4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

    Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

    Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

    Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

    Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

    Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

    1. Зона реальной жизни

    Предметы этого блока учат детей самостоятельности и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

    Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

    2. Зона сенсорного развития

    Малыш с помощью подобранных монтессори-материалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствованию восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

    3. Зона математики

    Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

    Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

    4. Языковая зона

    В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

    Еще одна особенность монтессори-материалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

    Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительностью в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

    Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

    Критика методики раннего развития Марии Монтессори

    Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

    1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствование левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
    2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
    3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-группы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельность, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
    4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

    И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

    Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

    Источник: https://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/metodika-marii-montessori

    Метод Марии Монтессори + авторские книги

    Мария монтессори раннее развитие ребенка

    Здравствуйте, дорогие родители!

    На сегодняшний день каких только развивающих ранних и не ранних методик можно повстречать. Все они в чем-то полезны, в чем-то не очень. Какие-то распространенные и всем знакомы, о каких-то и не слышал никто.

    Но, думаю, методика развития Монтессори каждый, хоть раз да слышал. В чем же ее популярность и известность, в чем плюсы и недостатки, давайте разбираться.

    Мария Монтессори — первый итальянский врач — женщина. Она довольно длительное время работала с детьми, отстающими в развитии и благодаря своему опыту создала личную методику обучения и освоения мира детьми разных возрастов.

    Позже были открыты экспериментальные школы и другие дошкольные заведения, для здоровых детей, где с успехом практиковалась данная методика.

    Уже более 100 лет методика положительно себя зарекомендовала и благополучно используется и в наши дни в детских садах и других образовательных учреждениях. Существуют Монтессори — классы в разных городах России.

    Мария является автором многочисленных книг, в которых вы можете подробно ознакомиться с ее методикой, с занятиями, которые предлагает автор, как правильно оформить тематические зоны и много чего еще интересного.

    Книг на самом деле больше, я указала самые интересные и доступные для скачивания.

    Основные принципы

    Самый основной принцип методики гласит: «помоги мне освоить мир самому» и предполагает свободное воспитание.

    На этом и построен свод определенных правил, которых должны придерживаться и дети и взрослые.

    1. Все пространство разделено на зоны. Каждая из них наполнена тематическим дидактическим материалом.
    2. Все материалы, с которыми малыш может поиграть или позаниматься должны быть расположены таким образом, чтобы он без труда мог ими воспользоваться.

    3. Группы могут состоять из детей разного возраста, благодаря чему старшие помогают младшим, и младшие в свою очередь перенимают навыки у старших сами.
    4. Личное пространство ребенка. Его никто не нарушит, никто не отберет игрушку и не навяжет свои действия.
    5. Жизненный опыт.

      Ребенок приобретает житейский опыт с малых лет, учится простым бытовым навыкам, которые будут для него необходимы в течение всей жизни.

    6. Никто не навязывает малышу, каким занятием ему заняться. Он сам выберет из предложенного материала. Сколько времени он будет играть, здесь нет никаких ограничений.

      Вы можете предположить, что детям все разрешено и дозволено, в том числе и баловаться и пакостить. Это не так.

    Существует порядок, к которому приучают детей сразу с первого дня и его соблюдают все дети без исключения:

    • Если ребенок взял что-то для игры, то он обязан потом за собой прибрать и сложить все на место, так вырабатывается самостоятельность и уважение к другим: взрослым и детям.
    • Дети играя, должны вести себя спокойно без лишних эмоций, чтобы не мешать другим детям. Если хотят поиграть активно и побеситься, для этого тоже существует отдельное пространство.
    • Кто первый взял игрушку или какой-то обучающий материал, тот с ним и играет. Другой не вправе его отнимать, так устанавливаются границы личности ребенка.

    Все эти правила помогаю ребенка приучить за максимально короткое время к порядку, что делает его уверенным самостоятельным чистоплотным, терпеливым и настойчивым человеком. Здесь царит свобода и дисциплина одновременно.

    Ребенок должен узнать все самостоятельно, все попробовать. И сделать он это должен в своем индивидуальном для него темпе. Может кто-то будет копаться и медленно разглядывать, а кто-то бегло посмотрит и побежит к другому материалу.

    Игры и игрушки Монтессори

    Материалы для занятий, используемые в данной методике, они все направлены на развитие чего-то определенного и конкретного, здесь нет ничего лишнего и ненужного, все выполняет свою обучающую функцию.

    Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия, воображения, бытовых навыков, логики, математики и все они и составляют в совокупности обучающую среду, которая помогает и развивает ребенка.

    Все игрушки здесь побуждают ребенка интересоваться и познавать все новое и новое, позволяют раскрыть потенциал ребенка, его внутренние качества, подготавливают ребенка к реальной жизни.

    Развивающая среда

    В системе Монтессори предусмотрено зонирование пространства, как уже было упомянуто выше. Это для того, чтобы ребенку легче было ориентироваться и он знал, где что находится. А педагогам легче было поддерживать порядок и контролировать деятельность ребят.

    • Практическая зона предполагает занятия по обучению ребенка обычным бытовым навыкам, так необходимых в повседневной жизни. Это стирка, готовка глажка, уборка и другие.
    • Языковая зона поможет ребенку заговорить и обучиться грамоте и письму. Здесь он найдет все для данной темы. Это и буквы, и азбуки разных видов, книги, кубики, кассы букв и слогов, карточки и другие игры для расширения словарного запаса ребенка, для постановки правильной речи.
    • Математическая зона познакомит ребенка с цифрами, научит считать, поможет изучить геометрические фигуры.
    • Сенсорная зона направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка и тактильные ощущения. Здесь можно найти такой дидактический материал: различные крышечки, крупы, сенсорные коробки и карточки.
    • Космическая зона расскажет о загадках галактики и вселенной, о природных явлениях, планетах, о свойствах природных материалов. Здесь: карты, глобусы, миниатюра солнечной системы.

    10 заповедей Монтессори

    1. Ребенок учится тому, что его окру­жа­ет. Создайте благоприятную среду для развития вашего ребенка. Помогайте ребенку контактировать с ней. Наполните ее всевозможным обучающим материалом.  Показывайте ребенку, как им пользоваться, как следить за порядком.
    2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ковать — он будет учит­ься осуж­дать.

    3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.
    4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.
    5. Если вы с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
    6. Если вы высмеиваете ребенка — он учит­ся быть роб­ким.
    7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.

    8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­ву вины.
    9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
    10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
    11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе и своих силах.

    12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и заботы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
    13. Никогда не обсуждайте вашего ребенка при нем, ни без него.
    14. Сделайте акцент только на хорошем, что может быть в вашем ребенке и плохому не останется места.

    15. Всегда помогайте ребенку, когда он просит вашей помощи и прислушивайтесь к его словам.
    16. Уважайте и принимайте любую ошибку малыша, направьте его на ее устранение. Он ее исправит либо сейчас, либо со временем.

      Но немедленно пресекайте некорректное обращение с материалом или любые другие действия ребенка, которые могут причинить ему вред или вред его здоровью и безопасности.

    17. Уважайте наблюдающего или отдыхающего ребенка. Никогда не заставляйте ребенка заниматься, он должен сам решить когда он будет заниматься.

    18. Помогите ребенку, если он не знает, какое занятие выбрать, мягко направьте его. Помогайте ребенку, предлагайте повторить пройденное и обучиться новому, от которого он прежде отказывался.
    19. Будьте с ребенком вежливы и корректны. Предлагайте ребенку лучшее, что есть в вас, научите его самому лучшему, что умеете сами.

    Возраст

    Для того, чтобы начинать подобные занятия со своим малышом, вы должны быть сами готовы к таким занятиям.

    Если вы решили, что уже пора, то можете начинать с момента, когда ваш ребенок начинает ползать. Постепенно вводите в его жизнь Монтессори — материалы, и проводите небольшие занятия по несколько минуток в день. Дальше малыш растет и развивается, соответственно и материалы вы должны менять, они должны соответствовать его развитию.

    Для каждого возраста свои игры и занятия, например для возраста от 2,5 до 3,5 лет можете создать Монтессори — среду у себя дома своими руками, об этом подробно рассказано здесь.

    Какие занятия проводить с ребенком и какие материалы должны находиться в каждой из зон можете узнать тут.

    Плюсы и минусы метода

    К плюсам методики можно отнести то,

    • Что ребенок несомненно становится самостоятельным и ответственным, хорошо развивается мелкая и крупная моторика. Ребенок приучен к порядку и чистоте.
    • Развивается в том ритме, который задает себе сам, его никто не торопит, не одергивает, не принуждает. Нет критики, давления, ребенок занимается тем, чем хочет и когда хочет.
    • Развиваются все органы чувств, все занятия направлены на их развитие.
    • Если ребенок ходит в Монтессори — класс, он учится общаться не только со сверстниками, но и с ребятами разных возрастных групп.

    Недостатками можно считать:

    • Отсутствие сюжетно-ролевых и творческих занятий, нет активных игр и физическое воспитание ребенка хромает, что можно отнести к недочетам данной методики.
    • Если ваш ребенок застенчивый и скромный, но в данной методике педагог помогает ребенку или направляет его только в том случае, если ребенок сам просит его об этом. А ваш ребенок будет спрашивать педагога, если ему что-то непонятно?
    • Царит демократичная и свободная обстановка, после нее ребенку тяжело учиться в обычных садах и школах. На него давят запретами и другими принципами нашего образования.

    Система Монтессори довольно интересна и своеобразна. Вы, как мама, можете почерпнуть из нее самое интересное на ваш взгляд, разбить детскую на зоны и предоставить ребенку самостоятельность при выборе занятий.

    Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь вам было интересно!

    Пишите комментарии, что думаете о Монтессори — системе, интересна ли она вам?

    С уважением, Юлия Полонская

    Источник: https://polonskaya-blog.ru/metod-marii-montessori/

    Методика Монтессори: основные принципы

    Мария монтессори раннее развитие ребенка

    2015-04-09

    Методика Монтессори – это не только пересыпание круп и игры с рамками-вкладышами, как многие себе представляют. На самом деле это целая система воспитания. И основана она в первую очередь на уважении к ребенку и предоставлении ему максимальной свободы и самостоятельности.

    Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система.

    Педагог или мама, придерживающаяся Монтессори-принципов никогда не скажет ребенку «Положи, не трогай», «Ты до этого еще не дорос», а наоборот, зная его постоянную потребность в исследовании мира, даст в руки много интересных материалов, поручит простую посильную работу.

    С методикой раннего развития Марии Монтессори я познакомилась, когда моей дочке Таисии не было еще и года. Я читала о методике, пыталась кое-что применять в наших играх.

    Но по настоящему идеями этой замечательной системы я прониклась, когда мы с Таисией начали ходить в развивающий Монтессори-клуб.

    Малыши, увлеченно орудующие шваброй и щеткой, игровые материалы, сделанные, казалось бы, из обычных вещей, но такие притягательные для детей – все это вдохновило меня на воссоздание развивающей Монтессори-среды у нас дома и внедрение основных принципов методики в воспитание дочери.

    В этой статье я расскажу, что же из себя представляет эта методика раннего развития, а подробно о том, как ее можно реализовать в домашних условиях читайте здесь:

    МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: КАК РЕАЛИЗОВАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

    Хотя многие Монтессори-клубы заявляют, что набирают малышей от 8 месяцев, считаю наиболее целесообразно применять методику с 1 года.

    Основные принципы методики Монтессори

    Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только

    1. вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
    2. предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

    Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

    Что понимается под развивающей средой?  В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

    Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых.

    Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными баночками, коробочками и т.п.

    Очень большое значение в системе придается развитию мелкой моторики, поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием бусин, пуговиц, пинцета, прищепок и т.п. В рубрике «Развитие мелкой и крупной моторики» я подробно пишу о том, какие игрушки понадобятся в конкретном возрасте.

    Вторым ключевым принципом в методике является «предоставление ребенку свободы и самостоятельности». И это значит, что ребенок сам определяет себе вид занятия и его продолжительность. Никто его ни к чему не принуждает.

    Не хочет малыш сейчас вырезать – мы его не заставляем (хоть нам и кажется, что он давно уже этого не делал, и пора бы уже взяться за ножницы), повырезает тогда, когда это будет ему интересно. Сейчас у него другие интересы и их нужно уважать.

    А чтобы увлечения ребенка не ограничивались одними лишь машинками или куколками, нужно грамотно создать развивающую среду.

    Принцип свободы подразумевает также и то, что мы ничего не выхватываем у ребенка с криками «Положи, не трогай!».

    Среда должна быть организована таким образом, чтобы в зоне досягаемости малыша не было никаких опасных или особо ценных для вас предметов.

    Поэтому уберите с глаз, то что запретно для ребенка, а остальными предметами позвольте пользоваться малышу без каких-либо препятствий, но с соблюдением нескольких четких и простых правил (об этом читайте ниже).

    Необходимо предоставить ребенку как можно больше самостоятельности. Для детей это очень важно. Просыпалась крупа во время игры? Не беда, позвольте малышу самому все подмести (если малыш пока плохо справляется с щеткой и совком, придерживайте его руки своими).

    Вы готовите, а малыш ходит рядом с вами с явным желанием поучаствовать? Дайте ребенку какую-нибудь посильную работу (что-то помешать, переложить, а пластиковым ножом даже банан порезать можно!) Конечно, такой подход требует от мамы огромного терпения: гораздо проще сделать все самой, и быстрее и качественнее получится.

      Но так вы никогда не научите малыша независимости, не вселите в его душу уверенность в собственных силах.

    Соблюдаем вместе с малышом простые правила

    Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:

    1. Ребенок самостоятельно готовится к занятию: предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.

    2. После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.

    3. Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял, остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.

    Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время. Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру».

     Важно: если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно.

    Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь». Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.

    Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и  весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»

    Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания.

    Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе.

    В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.

    По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности.

    В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка.

     Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.

    Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:

    МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: КАК РЕАЛИЗОВАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

    Другие интересные статьи на сайте:

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

    СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ

    Искренне ваша, Яна Разначенко

    Источник: https://jili-blog.ru/metodika-montessori-osnovnye-principy.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.