Раннее развитие ребенка по месяцам до года
Развитие ребенка до года по месяцам: основные этапы
Развитие ребенка до года по месяцам идет очень динамично. То, о чем вчера нельзя было и подумать, сегодня становится обычным делом.
Никогда уже в жизни человек не будет расти, учиться и взрослеть с той же скоростью, как сразу после рождения.
Родители, особенно молодые, часто теряются, не зная, соответствует ли норме развитие ребенка по месяцам или имеется отставание. Этот вопрос очень важен. Итак, как происходит развитие ребенка до года?
1 месяц: адаптация к жизни
Большую часть времени малыш спит. Масса впечатлений, хлынувших на нервную систему, быстро утомляют, не говоря уже о силе тяжести, с действием которой грудничок познакомился после рождения. У малыша еще проявляются эмбриональные привычки: он складывает ручки и ножки в позе зародыша. Если их целенаправленно развести в стороны, после младенец все равно примет привычную позу.
Зрение для грудного ребенка в новинку, в этот период он еще не умеет управлять глазными мышцами, поэтому глаза часто будто «косят». Удаленные предметы малыш пока видит плохо, но близкие объекты — не далее четверти метра — уже довольно хорошо. Лицо склонившейся над ним матери при кормлении как раз попадает в эту зону.
Периодически грудничок шевелит ручками и ножками — быстро двигает конечностями, пока еще не вполне целенаправленно. Периоды активности сменяются периодами покоя — устают дети раннего возраста быстро.
На 3 неделе ребенок научается выделять человеческие голоса из множества посторонних шумов. В ответ на голос обычно замирает — прислушивается.Общая активность носит чисто рефлекторный характер: голодный ребенок плачет, сытый — дремлет (иногда перед этим проявляет двигательную активность). В ответ на дискомфорт или удовольствие кряхтит или хмыкает.
2 месяца: улыбка и гуление
Ребенок уже адаптировался к самостоятельному существованию. Лица взрослых, особенно матери, вызывают улыбку. Интересные объекты заставляют его сконцентрировать внимание на 5-10 секунд.
Малыш пытается следить взглядом за перемещением игрушки. Движения конечностей становятся более скоординированными.
На ровной поверхности малыш пытается приподнять головку и может держать ее около 10 секунд.
Явно усиливается реакция ребенка на человеческую речь: малыш уже не просто прислушивается к ней, а поворачивает голову и пытается разглядеть говорящего.
Речевая активность выходит за уровень рефлекторной — начинается гуление. В этот период развития в издаваемых младенцем звуках можно расслышать отдельные вокализации — «уа», «агу» и т.п.
В целом развитие речевой активности детей раннего возраста проходит определенные фазы: после чисто рефлекторных звуков возникает гуление, оно сменяется лепетом, к которому после накопления опыта добавляются звукоподражания, сменяющиеся уже настоящими словами. Эта последовательность характерна для всех детей раннего возраста.
Но в 2 месяца малыш только начинает гулить. К рефлекторным плачу и крику в качестве способа общения добавляются улыбка, поворот головы и отдельные возгласы.
3-4 месяца: узнавание и лепет
В четверть года малыш улыбается или хмурится, издает вокализированные звуки при виде знакомых людей или предметов.
Сильную реакцию у детей раннего возраста вызывают игрушки контрастных цветов: зрение ребенка еще плохо различает близкие оттенки (вроде желтого и оранжевого), но яркий контраст фиксирует вполне четко.
За такими игрушками малыш следит при перемещении, пытается схватить их и положить в рот.
Ребенок различает голос разной модуляции, ласковый тон отличает от строгого. Начинает реагировать на разные звуки, не только на речь. Пытается рассмотреть источник шума: поворачивает голову, иногда даже пытается сесть, особенно если взрослый оказывает в этом помощь. На животе удерживает голову до полуминуты, в вертикальном положении — 10-15 секунд.
В 4 месяца уровень развития грудного ребенка позволяет ему уверенно отличать знакомых людей от незнакомых. Знакомым малыш улыбается, тянет к ним руки.
Лежа на животе, грудничок уверенно приподнимается, опираясь на локти, держит голову 30-40 секунд. В вертикальном положении — 20-30 секунд. Предпринимает первые попытки переворачиваться со спины на живот — обычно неудачные. Может более или менее уверенно сидеть при помощи взрослого.
Умеет внимательно следить за перемещениями предмета 15-20 секунд. Действия с игрушками становятся целенаправленными, хотя пока еще грубыми: взять, облизать, постучать, бросить.Что касается речевых навыков, то теперь развитие ребенка до года входит в новую фазу: гуление переходит в лепет. Ребенок научается произносить повторяющиеся слоги «ма-ма-ма», «па-па-па» и т.п. Вполне уверенно реагирует на свое имя. Возникают предпочтения в общении — обычно с мамой малыш общается наиболее охотно. Появляются и явно любимые игрушки.
5-6 месяцев: потребность в общении и звукоподражании
На этом этапе для грудного ребенка свойственно самостоятельно проявлять инициативу в общении: он привлекает внимание лепетом, протягивает ручки, улыбается и т.п. Если на его попытки не реагируют — хмурится или плачет. В общении проявляет широкий диапазон реакций: смех, улыбка, настороженное выражение и т.д.
Действия с предметами становятся разнообразнее и точнее: ребенок тянется к игрушке, берет ее, рассматривает или пробует на вкус, стучит ей, отбрасывает, снова пытается взять. Начинает активно изучать себя и свои физические возможности: пожимает одну руку другой, исследует свое тело.
Переворачивается со спины на живот, пытается ползать — подтягиваться на руках. Пытается переворачиваться с живота на спину. Предпринимает попытки самостоятельно сесть — иногда успешные.
В полгода ребенок уверенно узнает всех домочадцев, активно реагирует на их появление. При слежении за игрушкой может поворачиваться всем телом. Играет: переставляет предметы с места на место, перекладывает из одной руки в другую.
Самостоятельно сидит, попытки ползать становятся более частыми и более успешными. Может подползти на небольшое расстояние к интересующему предмету (не более полуметра). Может встать, держась за руки взрослого или за опору (прутья кроватки).
Реагирует на зов по имени, может попытаться подползти к взрослому в ответ. В лепете появляются осмысленные звукоподражания: копирует тон речи взрослого, иногда — отдельные простые слова.
Звукоподражания «би-би», «ав-ав» и т.д. тоже появляются в этом возрасте.
Следует помнить, что развитие детей до года по месяцам идет плавно, и не всегда удается отличить раннее звукоподражание от простого лепета.Проявляется осознание элементарных причинно-следственных связей: свет зажжется после нажатия на выключатель, игрушка падает, если ее толкнуть.
7-8 месяцев: слово «нельзя» и передвижение вдоль опоры
В 7 месяцев ребенок сильно привязан к матери — радуется при ее появлении, расстраивается после ее ухода. Понимает основные слова — названия предметов и игрушек, имена членов семьи, смысл слова «нельзя», некоторые глаголы — «кушать» и т.п.
В этот период для детей раннего возраста характерно освоение многих двигательных навыков. Они уже умеют садиться и сидеть, вставать, держась за опору, свободно ползают в любом направлении. Умеют есть с ложечки и пытаются пить из чашки. Выполняют сложные игровые движения с игрушками — вставить одну в другую, поставить несколько друг на друга. В лепете широко используют звукоподражания.
Развитие ребенка уже позволяет ему легко ориентироваться в знакомом помещении. Он может указать, где находится предмет (кивком или жестом). Любит рассматривать яркие картинки, переворачивает страницы в детских книжках (иногда неаккуратно), любит тактильные пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Ладушки»).
Для детей раннего возраста (8 месяцев) свойственно очень болезненно переживать разлуку с родителями, с мамой — практически всегда: они капризничают, расстраиваются, когда входит не мама. Начинают преувеличенно бояться громких звуков (гром, сирена, крики): плачут, но иногда успокаиваются, если узнают причину шума.
Малыш легко сидит и встает вдоль опоры, ходит вдоль опоры приставным шагом. Опираясь на руки взрослого, может также идти вперед. Ориентируется в пространстве в пределах квартиры.
Может выполнять простые поручения и просьбы: подать что-то, принести и т.д. Теперь в играх преобладают не манипулятивные, а соотносящие действия: надеть кольца пирамидки на стержень, закрыть крышкой коробку. Охотно танцует, хлопает в ладоши, топает.
9-10 месяцев: «личный язык», «дай!» — первое слово
В три четверти года малыш активно проявляет свое отношение к тому, что происходит вокруг. Расстраивается, если мама одевается (собирается уходить), возмущается при неприятных процедурах (вроде стрижки ногтей) — плачет, вырывается.
Быстро ползает, свободно ходит, держась за опору. Изучает интересующие его предметы. Иногда пытается до них дотянуться, но боится выпустить опору и из-за этого плачет. Осознает действие плача: начинает манипулировать взрослыми плачем, криком, показным расстройством пытаясь добиться своего.
Лепет и звукоподражания обретают устойчивость — формируется «личный язык» ребенка, обычно понятный для родителей, но не для других людей. Этот «язык» постепенно обогащается.
Малыш начинает очень хорошо ориентироваться в квартире, обращает внимание на изменения в обстановке. Прекрасно знает, где его игрушки, запоминает, куда взрослые прячут интересные предметы, пытается их самостоятельно достать по мере возможности. Старается самостоятельно есть, проявляет активность в одевании. И то и другое — обычно неудачно.В 10 месяцев ребенок начинает в общих чертах понимать окружающую обстановку, начинает прислушиваться и присматриваться к действиям людей, подражает им. Моет пол/посуду вместе с матерью, имитирует другие действия. Лепеча, пытается подражать интонации взрослых.
Малыш знает, как обращаются с разными предметами, и в играх это демонстрирует: из стакана — пьют, машинку нужно катать и т.д. Быстро ходит, почти бегает, но все еще держится за опору.
Иногда делает первые попытки в ходьбе без опоры, но через 2-3 шага возвращается или падает. Умеет залезать на невысокие предметы. Может попробовать вылезти из манежа, кроватки.
Любит танцевать под музыку или пение: раскачивается, притопывает, прихлопывает.
Прогрессирует мелкая моторика: может удерживать пальцами рук сразу несколько мелких предметов. Только сейчас развитие детей раннего возраста позволяет говорить о начальном овладении истинной речью: появляются слова типа «дай», «ам-ам». Обычно «дай» и становится первым осознанно произнесенным словом (более чем в половине случаев).
11 месяцев: «хорошо» и «плохо»
В 11 месяцев малыш стремится к самостоятельности: есть ложкой без помощи родителей, ходить, одеваться и т.д. Умеет выражать согласие и несогласие жестами (киванием и отрицающим качанием головы). Знает, что надо делать при прощании (помахать рукой), при встрече (обняться, пожать руку).
Любит рассматривать цветные картинки в книжках, играть с говорящими игрушками и слушать музыку. Часто может выполнить связанные с этим элементарные действия (нажать на кнопку включения плеера или радиоприемника).
Эмоционально реагирует на события в семье: приходящих гостей, новые предметы мебели, новые игрушки. Начинает давать моральную оценку происходящему: осознает, когда поступает правильно или неправильно, обижается, когда его ругают (реагирует не на тон, а именно на слова), радуется, когда хвалят. Обычно старается действовать правильно.
Лепет начинает превращаться в подобие слов, хотя все еще малопонятных посторонним.
12 месяцев: ходьба
Развитие ребенка до года подошло к важнейшей фазе: дети раннего возраста в 12 месяцев обычно уже ходят и бегают самостоятельно — без опоры. Могут поднять что-то с пола, присесть и после снова встать, умеют перешагивать через небольшие препятствия и обходить большие.
Развитие детей раннего возраста в год позволяет им пытаться правильно собрать пирамидку, проталкивать фигуры в прорези и выполнять другие подобные игровые действия.
Обычно дети могут более или менее успешно самостоятельно есть — черпать ложкой из тарелки (пока еще весьма неаккуратно), пить из чашки, держа ее двумя руками.
Малыш выполняет более сложные просьбы, чем раньше: может пойти, найти и принести требуемый предмет, пойти позвать маму или папу. Может показывать предметы по просьбе, указывать на части тела у себя и других людей.
Часто может произносить общепонятные слова и словосочетания. Активный словарь нормально развитого годовалого малыша включает 10-15 слов.
Примерно так проходит жизнь до года по месяцам. Но стоит помнить, что все люди индивидуальны и развитие ребенка до года по месяцам тоже в некоторых случаях идет по-разному. Кто-то прогрессирует по чуть-чуть, но постоянно. Кто-то долго стоит на месте, а потом совершает резкий скачок.
Тем не менее отставание на протяжении года не должно превышать 1 месяца от описанного графика, если оно составляет 2 месяца или больше — это прямой повод обратиться к специалисту.
Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitie-rebenka-do-goda.html
Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года: полная таблица навыков
Последнее обновление статьи: 24.05.2019
Детки взрослеют очень быстро, поэтому большинству родителей интересно развитие ребенка по месяцам, чтобы точно знать – правильно ли происходит его физическое и психологическое становление согласно медицинским показателям.
Для более успешного отслеживания маме следует завести свой собственный дневник, в котором будет записываться каждый месяц и его показатели.
План (или календарь развития навыков ребенка по месяцам до года вы найдете в этой статье.
В заключении для вашего удобства все показатели речевого, двигательного и психического развития по месяцам мы собрали в одной таблице.
Первичное развитие
После рождения первый месяц жизни крохи является адаптационным. Он учится приспосабливаться к новому для себя миру вне маминого животика. В это время малыш еще очень много спит — до 20 часов в сутки — и много кушает.
Основной задачей родителей в это время является обеспечение комфортных условий существования. Для этого следует создать в комнате необходимую температуру, менять пеленки и следить за тем, чтобы дитя было сытым.
В первые две-три недели ушки новорожденного ребенка еще заполнены эмбриональной жидкостью и он воспринимает только громкий звук. К концу первого месяца он уже слышит голос. Родителям важно петь ребенку песенки, читать сказки и разговаривать с ним, чтобы он знал голос мамы и папы. А также рекомендуется чаще брать его на руки, чтобы он чувствовал любовь и теплоту родителей.К месячному возрасту кроха уже способен различать цвета и наблюдать за яркими игрушками, следя за ними глазами. Малыш учится концентрировать внимание на неподвижном предмете или лице родителей. Если же положить кроху на животик, то к месячному возрасту он должен уметь держать головку на протяжении нескольких секунд.
В первый месяц после рождения ребёнок набирает от 90 до 150 граммов в неделю. За это время грудничок успевает набрать до 700 грамм ко второму месяцу. Ест он до 5 раз за ночь и каждые два часа днем.
В течение первого месяца ребенка еженедельно посещает педиатр и два раза в неделю – медсестра. Примерно на седьмой-десятый день у него отпадает пуповина, к концу первого месяца кожа новорожденного приобретает естественный цвет.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка от 0 до 1 месяца
Двухмесячный возраст
На втором месяце ребёнок становится более активным. Это своеобразная стадия «оживления», когда он начинает различать эмоции родителей и проявлять свои. Ближе к концу этого возраста малыш прибавляет в весе до 800 грамм и в росте 3 см. Также увеличивается объем головы и обхват грудной клетки младенца.
Двухмесячный ребенок умеет:
- держать голову на весу, лежа на животе, до 20 секунд;
- переворачиваться с бока на спину и разводить ручки в сторону;
- начинает гулить и произносить некоторые звуки;
- удерживать внимание на неподвижном предмете довольно длительное время;
- пытается дотянуться до предмета и следит за ним глазами;
- искать источник звука и поворачивать голову в его сторону;
- хватать небольшие предметы руками;
- стараться вставать, приподнимая грудь на небольшое время;
- различать желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
К концу периода малыш учится передавать свои эмоции при помощи мимики. У него развивается координация движений, он слышит большинство звуков и способен радоваться голосам родителей. Но быстро передвигающие предметы он не способен видеть и фокусировать взгляд на них.
Читайте подробнее: Нормы развития ребенка в 2 месяца
Трехмесячный ребенок
Если верить таблице развития ребенка по месяцам до года, то к трем месяцам кроха превращается из полностью зависимого от мамы грудничка в активного и довольно общительного карапуза.
Он уже практически полностью избавился от непроизвольных рефлексов новорожденного и учится контролировать свое тело. Он становится очень любопытным, малыша интересуют новые вещи и лица вокруг него.
Ответом на общение становится гуление и воркование — так ребенок вовлекается в процесс взаимодействия с родителями и другими людьми.
Трехмесячный ребенок уже умеет опираться на ручки и поднимать тело из положения лежа. Он умеет сжимать пальцы и удерживать небольшие предметы. Когда родители берут его на руки, кроха довольно хорошо держит голову.
Но появляются и некоторые проблемы с животиком — у ребенка могут начаться кишечные колики. Избавиться от них довольно просто путем прикладывания нагретой пеленки на животик или простого массажа по часовой стрелке.
Ребенок уже умеет хватать и удерживать игрушки. На голос родителей он реагирует очень бурно — радуется, дергает ручками и ножками, улыбается.
К концу третьего месяца малыш умеет:
- переворачиваться со спины на бок;
- поворачиваться на источник света и звука;
- пытается взять и удержать погремушку;
- тянет в рот пальцы;
- хватает себя за ножки и подтягивает их к себе.
К концу этого периода вес ребенка увеличивается на 800 грамм и в росте он прибавляет до 2,5 см. И его развитие постоянно продолжается.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Второй квартал
К четырёхмесячному возрасту у малыша уже прекрасно развиты мышцы шеи и он может самостоятельно осматривать окружающие его предметы. Поле его зрения существенно расширяется и он может видеть не только общую картину, но и отдельные предметы. Мышцы у крохи тоже стали довольно крепкими и он может не только хватать игрушку, но и пытаться переложить из одной руки в другую.
В этом возрасте у ребенка развивается умение переворачиваться с бока на спину, а также он может подолгу держать голову на весу, высоко поднимая подбородок. Движения ручек уже скоординированы и он старается захватить игрушку, подвешенную над ним.
К концу периода кроха может различать привычные предметы и лица. Он начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Успешно имитирует некоторые звуки, начинает подолгу гулить и отличать маму от других членов семьи. Реагирует на посторонних взрослых настораживанием, но после оживляется и начинает играть.
Согласно таблице развития малыша, в 4 месяца кроха должен:
- пытаться сесть;
- лежа на животе пытаться ползти;
- придерживать бутылочку руками;
- фиксировать глаза на движущемся объекте;
- любопытно смотреть на свое отражение в зеркале.
Рост малыша увеличивается на 2−3 см. В весе он прибавляет за месяц еще 700 грамм.
Читайте подробнее: Все о развитии детей в 4 месяца
Пятый месяц развития
В этом возрасте малыш уже прекрасно видит удаленные предметы и способен узнать маму даже на расстоянии нескольких метров от него. Кроха может с увлечением всматриваться в работающий телевизор и с удовольствием смотреть короткие мультфильмы и рекламные ролики. Лежа на животе он делает попытку ползти.
В пятимесячном возрасте происходит настоящий скачок в развитии ребенка. Он лежа на животе упирается ручками в пол и поднимает грудь. При поддержке он уже старается идти. Может взять игрушку из рук родителей и передать ее им обратно. Согласно физиологическим показателям в этом возрасте у малыша могут начать прорезываться зубки.
Психофизическое развитие также продолжает расти. Ребенок в это время активно реагирует на изменение тона родителей и начинает подолгу гулить на разные тона. Если мама прерывает общение, то ребенок начинает плакать, выражая свое недовольство.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
Исполняется полгода
Согласно календарю развития полугодовалый ребенок должен уметь проявлять свои эмоции. Малыш реагирует плачем не только на желание поесть или дискомфорт.
Эта эмоция может означать с полугода желание получить новую игрушку или поменять занятие. Мышцы спины и шеи в это время уже достаточно укрепились, а потому малыш может короткое время сидеть самостоятельно.
Но справиться с попыткой сесть он сможет несколько позже.
При подтягивании за руки кроха уже может сесть. Самостоятельно же он сидит только с опорой на подушки или при поддержке взрослых. Если его подтолкнуть за ступни, то он делает попытку ползти вперед.
График развития ребенка помесячно показывает, что в это время чадо должно знать как его зовут и реагирует на имя поворотом головы. В отличие от грудничков он может произносить различные звуки.Чаще всего в этот период малыш произносит односложные слова «мама» или «папа».
Он обожает находиться на руках у мамы и может требовать этого плачем, который немедленно прекращается после того, как его взяли на руки.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Развитие семимесячного крохи
В этом возрасте выделяются прикладные способности. Теперь ребенок не только впитывает новое, но и учится применять это в жизни. Он умеет различать крупные предметы и показывает их. К концу месяца в норме у него развивается навык хождения. Малыш уже может недолго держать свое тело на весу и способен стоять с поддержкой.
Семимесячный ребенок умеет сидеть самостоятельно. Он с радостью бросает игрушки и стучит ими. Кроха легко переворачивается на живот и обратно. Это настоящий непоседа, которому сложно усидеть на месте.
Теперь ребенок может довольно длительное время находиться один в кроватке и лепетать. Но больше всего он любит исследовать лицо мамы руками, листать книжки и пробовать собирать пирамидку.
Читайте подробнее: Все о навыках ребенка в 7 месяцев
Восемь месяцев
Календарь развития ребенка по месяцам до года для мальчика и девочки показывает, что первые немного отстают в развитии, но при этом быстрее набирают вес и рост.
Нормальным показателем в восьмимесячном возрасте является повышенная активность крохи и его умение сидеть, ползать и самостоятельно вставать в кроватке.
Этот этап в развитии можно назвать переломным — малыш начинает осваивать первые самостоятельные шаги и уже может дотянуться до тех предметов, которые раньше казались недосягаемыми.
Пошаговый календарь предписывает ребенку в восемь месяцев учиться держать ложку самостоятельно и осваивать взрослые продукты. Он уже может принести игрушку или любой другой простой предмет по просьбе взрослого.
Ребёнок умеет и любит играть в простые игры — ладушки, прятки, пирамидку и складывать кубики.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка в 8 месяцев
Девять и десять
Многие родители ведут календарь помесячного развития ребенка. По месяцам и до года девочка развивается несколько быстрее мальчика. Это научно доказанный факт — малышки начинают раньше ходить и говорить.
Но в целом к этому возрасту ребенок должен начинать проявлять интерес к ходьбе. Падать он будет часто, потому что еще не умеет опускаться на пол бесшумно. Ребенок учится пить из кружки и есть самостоятельно.
В 9 месяцев малыш неплохо ползает и начинает осваивать щипковый захват – он уже может двумя или тремя пальчиками поднять с пола мелкие предметы. В этот период маме надо быть наиболее внимательной – каждую найденную мелочь ребенок потянет в рот и может подавиться.
Особый интерес в этот возрасте у него вызывают машинки, колесики и рычажки. Для развития двигательных навыков 9 месячного малыша педиатры рекомендуют упражнения на фитболе.Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 9 месяцев
Кроха повторяет все звуки, которые слышит и привносит их в свои игры. С радостью реагирует на свое имя. К 10 месяцам ребенок должен уметь делать первые шаги без поддержки взрослого, опираясь на ребро кровати или спинку дивана.
Он уже может некоторое время сидеть и заниматься одним делом. Большое удовольствие ему доставляют развивающие игры, пирамидки и кубики. Он учится общению с другими детьми и начинает с интересом рассматривать картинки в книжках.
В этом возрасте кроха копирует взрослую речь и начинает понимать простые вопросы. Ответить он еще не может, но жестами покажет правильный ответ или принесет необходимую игрушку.
Читайте подробнее: Навыки и таблицы развития ребенка в 10 месяцев
Конец первого года
В этом возрасте ребёнок становится очень любознательным. Он интересуется всем, что его окружает. Каждым новым предметом кроха стучит, гремит или подбрасывает его. Малыш с удовольствием играет и ищет спрятанные игрушки. Если назвать предмет на картинке — он его найдет. У ребёнка уже хорошо развито логическое мышление.
В 11 месяцев он любит двигаться под музыку, танцевать и играть с другими детьми. Умеет показывать части своего тела и знает как они называются.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка в 11 месяцев
К году перед родителями предстает маленькая личность, которая активно требует удовлетворения его желаний. Кроха перестает волноваться в присутствии посторонних людей и начинает проявлять собственническое отношение к родителям и вещам. Его словарный запас существенно увеличивается и он учится говорить. На заданные вопросы старается отвечать.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 1 год: полная проверка способностей на соответствие возрасту
Все эти параметры являются индивидуальными и нельзя каждого ребенка подогнать под стандарты. Дети растут и развиваются по-разному, но общие характеристики выделены в таблицу, которой и придерживаются педиатры.
Таблица навыков ребенка по месяцам
Для вашего удобства навыки ребенка по месяцам представлены в таблице:
Источник: https://rebenokrazvit.ru/rebenok-do-goda/razvitie-navykov/plan-razvitiya-rebenka.html
Развитие ребенка по месяцам до года: девочка
Первый год жизни – это самый сложный и самый интересный период как для малыша, так и для его родителей. Новоиспеченные родители с радостью наблюдают, как каждый месяц малыш меняется, растет и обучается.
С самого его рождения задача родителей – ухаживать за ребенком, внимательно следить за его развитием, знакомить с окружающим миром и обучать. Именно за первый год ребенок получает самый большой опыт, как и родители, если это первенец.
Так как же происходит развитие младенца по месяцам и чему научится кроха в первые 12 месяцев. Эта статья посвящена развитию по месяцам новорожденной девочки, маленькой принцессы.
Развитие девочки по месяцам
Предлагаю вам некий календарь развития ребенка по месяцам. По нему можно отслеживать как растет и меняется ваш малыш. Достаточно ли он прибавляет в весе, и насколько должен вырасти в следующем месяце.
Также, вы можете узнать каких изменений и достижений ожидать от малыша в тот или иной период. Конечно, каждый ребенок индивидуален и развивается по своему, если данные немного не совпадают с таблицей это не значит, что с ребенком что-то не так.
Но все же, что-то общее в развитии малышей есть, на этих данных и построен календарь.
Развитие девочки в 1 месяц
Первый месяц жизни — это период адаптации, ребенок привыкает жить вне утробы матери, родители привыкают к жизни с малышом, подстраивают под него свой режим.
Самая главная задача родителей на этот месяц — поместить новорожденного в максимально комфортные условия, постараться не перегревать его и не переохлаждать, вовремя кормить и менять пеленки или подгузники. Помимо материальных благ не менее важно дарить вашей маленькой девочке как можно больше любви, заботы и ласки.
Почаще носите ее на ручках, ей ведь еще так непривычно жить в этом мире, самое главное, что малышке сейчас нужно, это находится в тепле и уюте возле мамы.
К концу первого месяца ребенок начинает обращать внимание на яркие игрушки, умеет следить за ними глазками и поворачивает головку на громкий звук, хотя, сейчас малышку больше всего интересует грудь или соска. Ну и, конечно же, малышка умеет громко звать маму, прекрасно знает мамин голос и запах.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 1 месяц…
Развитие девочки в 2 месяца
Если в первый месяц жизни на сон приходилось около 17-20 часов в сутки, то сейчас уже малышка бодрствует по 20 минут в час. Она немного подросла, прибавила в весе, стала лучше координировать свои движения. К концу второго месяца у ребенка:
- улучшается зрение, он может рассмотреть предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра;
- улучшается слух, поворачивает голову на звук;
- поднимает головку и некоторое время удерживает ее в вертикальном положении;
- вовсю изучает свои кулачки, подносит их к лицу, может засунуть в ротик и начать сосать кулачок или несколько пальчиков;
- узнает своих родителей, когда они подходят к кроватке, малышка начинает быстро быстро передвигать ножками и ручками, так она показывает свою радость;
- некоторые малыши уже умеют улыбаться;
- начинает гулить, произносить некоторые звуки, ей нравится собственная речь, она с удовольствием слушает свой голос.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 2 месяца…
Развитие девочки в 3 месяца
В три месяца время сна уменьшается до 15 часов, а это значит, что ребенок стал больше бодрствовать, он стал более активным.
Малышка пока еще не обращает внимание на игрушки, ей интересно свое тело и она с удовольствием его изучает, разглядывает свои ножки и ручки, пробует на вкус, трогает ручками свое личико.
Вы можете заметить, что ваша девочка стала больше улыбаться, ей все интересно, она подолгу разглядывает предметы в комнате, мамино лицо, прислушивается к звукам, разговору. Теперь ей совсем не нравится оставаться одной, поэтому как только вы отходите от кроватки, сразу крики.В три месяца желательно как можно чаще переворачивать малышку на животик, это поможет ей избавиться от образовавшихся в животике газов и она научится поднимать и держать головку. В три месяца девочка умеет:
- лежа на животе, держать голову не меньше 20 секунд;
- поворачиваться со спины набок;
- улыбаться, также она узнает родителей и близких;
- криком и плачем выражать недовольство;
- распознавать источник света и звука;
- если мам держит малышку над твердой опорой, она отталкивается ножками.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 3 месяца…
Развитие девочки в 4 месяца
Четвертый месяц развития девочки характеризуется изменениями как в физиологическом, так и в психологическом плане:
- малышка уверенно держит голову, не только когда ее держат «столбиком», но и когда она лежит на животе, может поворачивать ее в разные стороны, следя за предметами или реагируя на звук;
- ребенок умеет подниматься на локти, лежа на животе, либо активно учится этому, некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
- с трех до четырех месяцев ребенок учится самостоятельно переворачиваться – с живота на спинку, со спинки на живот, наиболее активные дети уже умеют перекатами перемещаться по кровати;
- захватывает игрушку и тянет ее в рот;
- произносит первые слоги «ба», «ма», «па»;
- смеется в голос, может даже визжать от восторга, с помощью крика выражает недовольство;
- реагирует на музыку, затихает, когда слышит ее и начинает прислушиваться.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 4 месяца…
Развитие девочки в 5 месяцев
На пятый месяц жизни происходит скачать в развитии ребенка. Ваша девочка уже совсем не беспомощная, она много умеет. Более того, она уже вовсю проявляет свой характер.
также в этот месяц у ребенка появляется первый социальный навык: он начинает отличать своих от чужих, в связи с этим начинаются истерики при расставании с мамой и отказы идти на ручки к чужим на его взгляд людям. В пять месяцев девочка умеет:
- переворачиваться в разные стороны;
- сидеть с опорой некоторое время;
- общаться с родителями, тянуть ручки к маме или папе, лепетать, улыбаться;
- играть с предметами, захватывать, тянуть в рот, стучать и бросать;
- брать ручками себя за ступни и тянуть их в рот.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 5 месяцев…
Развитие девочки в 6 месяцев
В этом возрасте малышка уже может отличить свое имя от другого, отзывается на свое имя. Может без помощи сидеть без поддержки, хотя самостоятельно садиться еще не может. Она дотягивается до нужно игрушки, берет ее и уверенно держит в руках, может переложить игрушку из одной руки в другую.
Также в этом возрасте вводится прикорм. Главное стараться не давать малышке соленую и сладкую пищу, так как почки и кишечник ребенка для этого еще не достаточно развиты. На ежемесячном приеме у врача, вам скорее всего подробно расскажут о том, чем и как кормить ребенка.
В шесть месяцев девочка умеет:
- сидеть без поддержки;
- вставать на четвереньки и раскачиваться;
- ползать по-пластунски;
- пить из кружки и кушать ложкой, конечно же, с помощью мамы;
- с интересом изучает окружающие предметы, крутить их в ручках может бросить или сломать;
- начинает понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 6 месяцев…
Развитие девочки в 7 месяцев
В семь месяцев девочка становится настоящей непоседой, это время, когда нужно прятать все запрещенные предметы в доме. Она уже умеет сидеть, перекатываться, и практически умеет ползать.
Это время разрушений, малышке нравится кидать игрушки, стучать ими друг об друга и ломать их.
Также, дети в этом возрасте обожают купаться, так как уже умеют сидеть и играть с игрушками, а делать все это в воде — двойное удовольствие.
С этого месяца нужно особо следить за чистотой пола и предметами на полу, потому как, научившийся ползать ребенок будет все время находится на полу, и ,будьте уверены, он без сомнений потащит в рот все что найдет.
В семь месяцев ребенок умеет:
- уверенно сидеть, иногда опираясь на ручку;
- уже умеет или учится ползать;
- учится вставать опоры, но пока еще не у всех это получается;
- любит ходить, когда мама его поддерживает;
- совершенствует хватательные движения, развивает мелкую моторику пальцев;
- показывает где у нее или у мамы находятся глазки, ушки, носик, рот и т.д.;
- любит разглядывать картинки в книжке.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 7 месяцев…
Развитие девочки в 8 месяцев
В этом месяце ребенок будет предпринимать настойчивые попытки встать и многие достигнут успеха. Сейчас ваша девочка уже достаточно большая, чтобы научить ее играть в самые простые игры вроде «ку-ку», «ладушки», «сорока-ворона». Также можно начинать читать ей сказки, стишки, потешки, считалочки, петь песенки.
В этом возрасте детки особенно любопытны, им интересно абсолютно все. Будьте готовы, она исследует всю мебель в доме, откроет все ящички, заглянет в каждую полку и все, что получится, сунет в рот.
В восемь месяцев малышка:
- очень сильно привязана к маме, даже самое короткое расставание вызывает у нее бурю эмоции и море слез;
- свободно передвигается по дому;
- может выполнять простые поручения вроде «принеси», «покажи», «подай»;
- умеет играть с кубиками и собирать пирамидку;
- может сказать свое первое осознанное слово;
- любит слушать музыку, танцует под нее, смеется и хлопает в ладоши.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 8 месяцев…
Развитие девочки в 9 месяцев
Малышка подросла, теперь ей не нужно постоянная мамина помощь, она самостоятельно передвигается, может подолгу играть с игрушками сама. Продолжает совершенствоваться речь, девочка уже знает несколько слов и многое понимает. Без труда различает интонация, понимает когда мама ее ругает или хвалит, понимает слова «нет» и «да».
В девять месяцев ребенок:
- продолжает свои попытки встать на ножки с помощью опоры и достигает первых результатов;
- во время ползанья может развернуть и поползти в другую сторону;
- старается дотянуться до всего, что видит, если не получается, выражает свое недовольство криком;
- постоянно пополняет свой словарный запас;
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 9 месяцев…
Развитие девочки в 10 месяцев
В 10 месяцев перед вами уже не тот беспомощный младенец, которого вы принесли из роддома, сейчас это настоящий маленький человечек со своим характером.
Малышка продолжает совершенствовать все свои навыки, она уже умеет вставать у опоры и даже ходить, и с каждым дней ей все больше это нравится.
Маленькая девочка любит наблюдать за взрослыми, она пытается повторять за мамой, ее мимику, движения, действия или слова.
В этом возрасте малышам нравится играть с другими детьми, самое лучше место для них — детская площадка, там они могут познакомиться с кем-то, выплеснуть всю свою энергию. Малышка уже понимает назначение некоторых предметов и старается именно так их использовать (ложку, расческу, зубную щетку).
В десять месяцев маленькая девочка:
- умеет держать в одной руке несколько предметов, брать предметы двумя пальцами;
- знает как играть с игрушками — машинку нужно катать, пирамидку собирать, из кубиков строить;
- умеет играть с мячиком, кидать и катать его;
- перекладывает маленькие предметы в большие;
- умеет перелистывать страницы в книге.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 10 месяцев…
Развитие девочки в 11 месяцев
Ваша малышка настолько подросла и окрепла. что уже может сделать свои первые шаги без поддержки и опоры. Она может пройти небольшое расстояние от мамы до папы. В этом возрасте дети обожают животных, им интересно все, что с ними связано.
Девочка уже умеет подражать некоторым животным «ав-ав» или «мяу-мяу». В целом, говорит ей нравится, малышка может подолгу разговаривать сама с собой или с мамой, наслаждаясь звуками своего голоса.
Конечно, пока еще сложно что-то понять из ее разговора.
В одиннадцать месяцев ребенок:
- умеет махать ручкой «привет» и «пока»;
- умеет самостоятельно пить из поильника, кушать ложкой, пытается сама раздеться или одеться;
- кивает и машет головой в знак одобрения или отрицания;
- любит играть с куклой, может ее покормить или уложить спать, подражая маме;
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 11 месяцев…
Развитие девочки в 1 год
Двенадцатый месяц развития ребенка это переходный период, ваш малыш переходит от младенчества к детству. Ваша маленькая девочка за этот год подросла и многому научилась, она теперь совсем не беспомощная.
Ваша дочь уже более самостоятельна, она все время пытается изведать новые горизонты. Будьте бдительны, закрывайте розетки, убирайте опасные предметы, расчистите больше места для малышки.
Старайтесь как можно больше времени проводить с дочкой, играйте с ней в игры, читайте сказки.
Малышка в этом возрасте уже умеет:
- приседать, чтобы поднять определенную игрушку, может положить один предмет и взять другой, она очень хорошо знает, где что лежит, и будет искать игрушку именно там, где ее оставила;
- девочка учится перешагивать через препятствия, сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
- умеет есть ложкой, пить из кружки или поильника, надевать и снимать шапочку и носочки;
- понимает все, что ей говорят, даже если вам кажется, что это не так;
- умеет произносить некоторые слова — «мама», «баба», «папа», «ав», «мяу», «дай», «да».
- ходить самостоятельно, и это приносит ей огромное удовольствие.
Подробнее о том, что должна уметь девочка в 1 год.
Источник: https://just-woman.ru/razvitie-po-mesyatsam-devochka.html
Физическое развитие детей до 1 года
Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра.
Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка.
Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.
Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)
До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.
Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука.
Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.
Физическоеразвитие детей до 1 года по месяцам
Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.
К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.
На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.
В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.
В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.
Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.
Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д.
Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.
Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.
Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.
В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.
Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.
В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.
К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.
К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.
На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.
Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.Источник: https://viline.tv/moda/article/fiziceskoe-razvitie-detej-do-1-goda