Влияние игры на развитие ребенка
Влияние игры на психическое развитие ребенка
Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.
Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.
Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.
Виды игр
Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.
По основной цели игры разделяются на несколько видов:
- Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
- Подвижные – игры, на развитие движений.
- Ролевые игры – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.
В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.
Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.
Игра и психическое развитие ребенка
Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.
Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.
Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.
Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.Переход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть действия переходят от практически в умственные.
Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.
Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает.
Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками.
Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.
Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий.
Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры.
Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.
Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли.
Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть.
Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.
Рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, нужно отметить, что игра – центральный развивающий фактор. Именно в ней происходит личностное становление ребенка, развитие всех его психических процессов, усвоение социальных отношений. Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность деятельности, что напрямую связано с волевыми функциями.
Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.
Источник: https://www.psyportal.net/134262/vliyanie-igryi-na-psihicheskoe-razvitie-rebenka/
Влияние игр на развитие ребенка
Влияние игр на развитие ребенка очень велико, ведь в зависимости от вида игры ребенок может развиваться физически, психологически и личностно.
Знакомство с окружающим миром, развитие воображения и фантазии, а также коммуникационных навыков – все это проявляется во время детских игр.
В зависимости от вида, игра способна развивать разные качества у малыша.
Так, например, дидактические игры в основном направлены на знакомство с миром, на познание новых и элементарных вещей, на формирование чувств и качеств.
Такие игры лучше всего подходят для совсем маленьких детей, которые благодаря разноцветным кубикам и фигуркам учатся различать предметы в зависимости от их формы и цвета, группируя отдельно кубики и шарики.
Дидактические игры развивают внимание и сосредоточенность.
Не менее важными являются сюжетно-ролевые игры. Благодаря тому, что нужно придумать сюжет игры, распределить роли и четко придерживаться отведенной ребенку роли, такие игры учат детей дисциплинированности и ответственности, а также развивают воображение.
В таких играх наиболее четко проявляется характер малыша, его отношение со сверстниками. Во время такой игры ребенок может копировать поведение своих родителей, поэтому нужно внимательно следить за тем, как он ведет себя в рамках отведенной ему роли.
Если он, играя «в магазин» или «в семью» постоянно ссорится с другими детьми, ведет себя агрессивно, то возможно именно родители являются причиной такого поведения.Ведь сам малыш не может сформировать модель поведения в таком раннем возрасте, поэтому вероятней всего он копирует поведение в семье.
Но сюжетно-ролевые игры очень важны для развития умения общаться и жить в социуме, ко всему прочему – у ребенка развивается воображение и лидерские качества.
Ведь каждый раз в новой игре он принимает на себя новую роль, для которой должен придумать модель поведения, правила.
Что касается сюжета игры, то тут как раз и проявляются лидерские качества малыша: если ребенок берет инициативу в свои руки и сам придумывает сюжет игры, продумывая все детали и правила, то таким способом он проявляет свои лидерские качества.
Подвижные игры – это игры, которые направлены на развитие у ребенка физических качеств. Они отлично подойдут для активных детей, которым тяжело усидеть на одном месте больше пяти минут. Подвижные игры выполняют очень важную роль в физическом развитие ребенка, так как учат дисциплинированности и умению играть по правилам, а еще помогают развить скорость мышления и движений.
Таким образом, кроме того, что игра дарит ребенку возможность веселого и увлекательного времяпровождения вместе со своими друзьями, она еще и оказывает положительное влияние на развитие физических и личностных качеств малыша.
Если говорить в целом, то игра может научить:
- Взаимодействовать со сверстниками и навыку общения с другими детьми.
- Следовать правилам, дисциплинированности, ответственности и соответствию взятой на себя роли.
- Внимательности, управлению своими эмоциями, посредством их контроля, умению просчитывать свой следующий шаг, планированию.
Также игра поможет вашему малышу развить:
- Познавательную сферу. Во время игры малыш знакомится с окружающим его миром, с предметами, их свойствами и назначением. Ребенок еще не осознает до конца, что играет, это скорей похоже на манипулирование предметами – перебирание, сортировка и группирование их по каким-либо качествам.
Но даже в таком случае игра оказывает на малыша положительное воздействие, так как закладывает в раннем возрасте навык концентрации и анализа, что непременно пригодится ему в дальнейшем.
- Физические качества. Физическое развитие еще никогда не было лишним, ведь это здоровье.
Подвижные игры не только укрепляют иммунитет и прививают любовь к спорту и здоровому образу жизни, они так же развивают умение владеть своим телом.
- Образное мышление и воображение.
Играя, ребенок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует пространство для игры: одушевляет игрушки, готовит без продуктов, строит целые города в своей комнате. Такие игры очень важны, ведь они учат ребенка принимать нестандартные решение, чтобы реализовать задуманный сюжет.
- Коммуникативные навыки.
Это особенно актуально при игре в ролевые игры. Так как ребенку постоянно приходится разыгрывать диалоги с другими участниками игры, обсуждать правила и сюжет, распределять роли и поддерживать контакт на протяжении всей игры.
Ребенок учится общаться со сверстниками, находить компромисс в конфликтных ситуациях, а еще такие игры способствуют развитию речи.
- Нравственные качества. В отличие от игр, которые являются выдуманными от начала и до конца, выводы, которые делает малыш, играя в них, самые настоящие.
Это отличная возможность научить ребенка быть честным, решительным, доброжелательным, главное здесь – это присутствие взрослого, который может оценить игровую ситуацию и сделать правильные выводы.
Как видим, игры – это очень важный аспект развития здорового физически и эмоционально малыша. Ведь они не только помогают выявить некие положительные стороны ребенка и развить их, но и обнаружить эмоциональные проблемы: страх, замкнутость, агрессию.
Источник: https://footbik.ua/article/vliyanie-igr-na-razvitie-rebenka/
Влияние игры на развитие ребенка
/ Статьи о детях / Влияние игры на развитие ребенка
Игра – форма взаимодействия людей, мотивом которой является не результат, а сам процесс.
Детская игра – основной вид деятельности ребенка, способ познания окружающего мира, усвоения нового опыта, испытания типичных жизненных ситуаций. Игра в определенной форме моделирует постоянное психо-эмоциональное состояние ребенка.
Каково влияние игр на развитие детей? Зачем детям игры? Какие игры необходимы ребенку для нормального развития? Роль компьютерных игр в деформации сознания и искажении реального мира.
Влияние игры на развитие ребенка: интерпретация игры
Игра для ребенка – одна из форм деятельности для познания окружающего мира. Влияние игры на развитие детей неоспоримо велико. В процессе игровой деятельности формируются основные психические процессы, происходит развитие ребенка. Посредством игры ребенок приобретает новый опыт, познает жизненные ситуации, вырабатывает свое отношение к ним.
Говоря о влиянии игр на развитие детей, стоит упомянуть, что любая форма игры, предпринимаемая ребенком, является своего рода диагностическим инструментом для родителей.
По типу предпочитаемых игр, поведению ребенка во время игры, его восприятию и реакции на развитие событий родители могут сделать выводы о психологическом и физическом развитии ребенка и предпринять определенные действия для коррекции данных состояний.
Так, ребенок может проявлять безразличие к предметам, что может говорить о его непонимании предназначения той или иной вещи, оставаться в стороне от других детей, предпочитая одиночные игры, что может свидетельствовать о страхе, боязни, физической слабости ребенка.Любая простейшая игра – собственная реальность для ребенка, которая подчиняется его правилам и законам, даже в том случае, если ребенок просто складывает кубики один на другой. Именно в этом и заключается основное влияние игр на развитие детей. Игра стимулирует ребенка к воссозданию ситуаций (усложняющихся с каждым новым этапом развития ребенка), определению своей роли в данной ситуации, а также ролей прочих людей, значения предметов, вовлеченных в ситуацию.
Влияние игры на развитие ребенка: основные виды игр
Игра присутствует в жизни ребенка с первых дней. Предметы, украшающие кроватку, комнату являются его первыми игрушками. Первый вид игры для ребенка – познавательный. Суть таких игр заключается в познании окружающих предметов: твердые, мягкие, гладкие, теплые, большие.
Предметами познания могут становиться как традиционные игрушки, так и предметы окружающего мира. Следующая стадия развития игр представляет собой логическое воспроизведение ситуаций «взрослого мира».
Логически-процессуальные игры помогают ребенку испробовать примитивные ситуации, постоянно встречающиеся в повседневной жизни взрослого человека.
Следующей стадией развития игры в жизни ребенка является моделирование отношений, ситуаций, создание своего мира, подвластного четко продуманным правилам, распределение ролей в игре, осуществляется переход к коллективной игре.
Такие подражающие игры являются основным этапом подготовки ребенка к взрослению. В моделирующих подражающих играх впервые происходит разделение по половому признаку.
Наблюдая за игрой ребенка на данном этапе, родители получают возможность скорректировать некоторые состояния и особенности поведения ребенка: грубость, жестокость, жадность, хитрость, нечестность.
Значение игры для развития ребенка: компьютерные и традиционные игры
Влияние игры на развитие детей до сих пор является предметом изучения многих психологов.
С развитием современного мира, современных технологий в жизни ребенка происходит непроизвольная замена игры в традиционном понимании игрой компьютерной.
В чем заключается опасное влияние игр на развитие детей подобного характера? В первую очередь необходимо понять, какое влияние на ребенка оказывает игра традиционная.
Обычная игра требует от ребенка моделирования самой ситуации, четкого представления и осмысления предстоящих событий, вовлечения предметов, других людей, интеграции игрового процесса в реальную жизнь. В этом процессе активно задействуется и развивается творческое мышление ребенка.
Игра заставляет ребенка продумывать ситуацию, подбирать необходимые роли для каждого участника игрового процесса. Создавая свою игру, ребенок вовлекает в процесс обычные предметы, наделяя их вовсе иным значением. Так, даже самые простые игры требуют некой физической активности от ребенка.
Компьютерная игра в свою очередь переносит ребенка уже в готовую реальность, где герои, образы, характеры, ситуации продуманы и прописаны в программном коде. Величайшее множество возможных игровых комбинаций, действий и образов создает иллюзию вседозволенности и свободы действий.
Компьютерные игры развивают культ силы, насилия, жестокости, безответственности за содеянное. Значение игры для развития ребенка не стоит недооценивать. Компьютерные игры существенно деформируют сознание ребенка, искажая его представление о реальной жизни. Опыт компьютерной игры производит ту же подмену ценностей.
Герой компьютерной игры выпивает зелье, становясь бессмертным, выполняет невозможные для человека задания, прививая бесстрашие и рискованность, что несет непосредственную угрозу для здоровья и жизни ребенка (оказавшись в подобной ситуации, ребенок, руководствуясь опытом, полученным в ходе компьютерной игры, может совершить поступок, стоящий ему жизни: прыжок с высоты, управление большим предметом). Влияние игры на развитие ребенка может проявиться на более поздних этапах жизни и отразиться на процессах обучения, построения карьеры, создания семейных отношений. Компьютерная игра приучает ребенка с детства к тому, что все можно остановить и «перезагрузить», начав с самого начала, что развивает в ребенке непостоянство, безответственность, легкомыслие. В будущем такое влияние игр на развитие детей проявляется частой сменой рабочих мест, кратковременными браками, брошенными детьми.
Однако нельзя утверждать, что компьютерные игры не развивают детей. Значение игры для развития ребенка в современном мире крайне велико.Посредством компьютерных игр ребенок постигает азы управления процессами, ситуациями, основы адаптации в новом окружении.
Виртуальные игры создают представление о глобальном Интернет пространстве, позволяют ребенку освоить простейшую работу с компьютером, что существенно облегчит процесс обучения и развития в дальнейшем.
Компьютерные игры используются психологами как психодиагностический инструмент для выявления определенных состояний: предпочтение тех или иных игр, выбор героя, сложности игры, выбор собственной тактики прохождения создают психологический портрет ребенка.
Игра – неотъемлемый элемент развития и воспитания ребенка. Правильный подбор игр способствует формированию характера, психо-эмоциональному развитию ребенка. Игра, моделируемая ребенком, является подготовительным этапом к взрослой жизни, испытанием различных сценариев и определением собственных предпочтений.
Слайд-шоу
15 привычек, вредных для кожи
Каждая девушка старается выглядеть красивой и нравиться не только себе, но и окружающим. До 25 лет прекрасными нас делает природ…
Читать далееЧто добавить в косметичку
В косметичке каждой женщины уйма нужных и полезных вещей, однако, любой арсенал можно всегда пополнить. Какие инструменты прет…
Читать далее 10 разных способов закаливания
Здоровье современного человека оставляет желать лучшего. Все чаще нас одолевают простудные заболевания, вирусы, болезни, связ…
Читать далееЯ самая красивая или как полюбить себя
Если научиться любить себя, то и для окружающих ваша красота не будет вызывать сомнений. Но как это сделать, как заставить себя …
Читать далее
Статьи о здоровье
Часто беспокоит онемение пальцев левой руки
Кратковременная потеря чувствительности в конечностях – довольно неприятное явление, которое знакомо многим. При этом в облас…
Читать далее
Клизма – это процедура, которая проводится с целью очищения и промывания толстой кишки. Клизмы бывают очистительные, послабляю…
Читать далее
Мало кто знает, что правильно проведенный массаж лица от морщин по эффективности сравним с качественной пластической операцией…
Читать далееБеспокоит боль в ягодицах, что делать
Развитие любого патологического процесса в организме характеризуется рядом клинических проявлений. Одним из них является боле…
Читать далее Полезен ли крем для увеличения груди?
Красивая грудь с древних времен считалась главным атрибутом женственности и сексуальности. Однако, далеко не всех представител…
Читать далее
Аэробика для похудения является не только эффективным способом снижения веса, но и средством укрепления мышц и общего оздоровл…
Читать далее
Источник: http://www.pigulka.ru/stati-o-detjah/5793-vlijanie-igry-na-razvitie-rebenka.php
Значение игры в жизни ребенка
Дошкольники, как правило, очень много времени проводят, играя. Они могут собирать пирамидки или паззлы, играть с куклами, машинками в одиночку или со своими сверстниками. Часто взрослые не воспринимают детские игры всерьез. Они считают, что это бесполезная трата времени.
Но ведь это занятие можно сделать для ребенка максимально полезным. Через любую игру дети учатся общаться, познают мир, обучаются различным навыкам, развивают логику, моторику. Поэтому относиться к играм детей дошкольного возраста несерьезно – это крайне неправильная позиция.
Но чтобы процесс игры был максимально полезным для развития, его должны корректировать взрослые. Для самых маленьких родители выбирают абсолютно все игры и игрушки. Именно они, как правило, играют вместе с малышом, учат его, как правильно это делать.
Когда ребенок становится старше, он сам может проявлять инициативу, выбирать любимые игры, просить те или иные игрушки. В этом возрасте родители больше являются наблюдателями. Но при том они должны помогать, советовать и объяснять.
В любом случае, взрослые оказывают значительное влияние на игры ребенка.
Влияние игры на развитие ребёнка
Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.
Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается ее до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо.
Он просто трясет погремушкой, слыша шум, складывает или бросает игрушки. Часто пробует на зуб различные предметы. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить.
Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.
Физическое развитие
Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом.
В детской комнате рекомендуется оборудовать уголок со спортивными конструкциями, чтобы ребенок мог заниматься в течение дня. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться.
Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.
Развитие образного мышления
Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.
Дети понимают, что все это не по-настоящему, но во время игры фантики становятся для них настоящими деньгами, а песок – тестом для куличей. Именно в процессе таких игр и развивается воображение ребенка, он учится мыслить самостоятельно и нестандартно.
Сегодня существует очень много игрушек, которые имитируют настоящие предметы. Это в каком-то смысле лишает детей возможности проявить фантазию.
Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.
Мотивация
Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия.
В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии.
Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.
Нравственность
Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества.
Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами.
Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.
Эмоциональная сфера
Очень важным компонентом познания мира и развития ребенка является формирование его эмоциональности. Играя, дети должны научиться проявлять поддержку, выражать сожаление, симпатию.
Часто сквозь игру можно заметить определенные проблемы. Например, малыш боится чего-то или встревожен. Выявив проблему, и своевременно обратив на нее внимание, ее можно будет решить еще в раннем возрасте.
Это поможет ребенку вырасти более уверенным и уравновешенным человеком.
Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя.
Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера.
Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически.
35 игр для детей: во что поиграть с ребёнком дома (видео)
Дача многими воспринимается как место с неблагоприятными бытовыми условиями, поскольку далеко не в каждом дачном домике есть отопление, водопровод, канализация и другие блага современного жилья. Но настоящими ценителям дач эти факторы не мешают, потому что они видят в дачном времяпровождении гораздо больше плюсов, чем минусов, особенно для детей. Что же хорошего ждет на даче ребенка?
Воздух в большом городе пропитан пылью, грязью, выхлопными газами. Воздух на даче насыщен ароматами цветущих кустарников и деревьев, влагой от расположенных неподалеку рек и озер.
С учетом того, что человек потребляет в сутки примерно в 10 раз больше воздуха, чем еды, этот фактор имеет огромное значение для здоровья людей.
Ребенок на даче в такой обстановке сможет «прочистить легкие» и «продышаться».
Продолжительные прогулки
В условиях городской квартиры сбор ребенка на прогулку приносит одни мучения. На даче этот процесс ограничивается надеванием обуви, а гулять можно хоть целыми днями. Кроме того, на улице во время нахождения на даче можно спать и принимать пищу, что невозможно в городе.
Продукты с собственного огорода
Вкусные помидоры, ароматные огурчики, малина, яблоки и многое другое – все это выращивается лично и без применения опасных для здоровья химикатов. Если к этому меню добавить парное молоко, натуральный мед, яйца, творог, то такому набору полезных и вкусных продуктов позавидуют посетители дорогого ресторана.
Здоровый сон
Как показывает практика, даже неугомонные ребятишки, которые с большой неохотой укладываются спать дома, на даче засыпают очень быстро и легко. Способствует этому, конечно же, свежий воздух и активный отдых.
Условия для повышения иммунитета
Не вызывает сомнений тезис, что носившийся по траве босиком под теплым дождиком, загоравший под солнцем ребенок в зимний период будет болеть значительно реже по сравнению со сверстником, который все каникулы провел в условиях городской квартиры.
Отдых для родителей
На дачу часто выезжают всей семьей. Вполне естественно, что наверняка найдутся родственники (дедушки и бабушки, дяди и тети и так далее), которые примут на себя хлопоты по присмотру и уходу за детьми. Дети всегда могут устроить веселые игры с соседскими ребятами и занять, таким образом, на некоторое время. Родители в этот период могут себе позволить немного отдохнуть и расслабиться.
Много интересного для детей
Любопытные дети с удовольствием будут наблюдать за красивыми бабочками, мерцающими в темноте светлячками, плетущим свою паутину пауком или обычными, но очень яркими и красивыми звездами на небе. Да и различные растения. Грибы, овощи определенно будут вызывать у них интерес.
А еще нужно будет помочь маме приготовить вкусный обед из продуктов с огорода, наколоть с папой дрова и растопить печку.
Кроме того, пребывание на даче автоматически означает некоторое ослабление внимания по присмотру за детьми в связи с отсутствием многочисленных источников проблем, присущих городу.
Смена обстановки
Смена обстановки приносит пользу не только взрослым, но и детям. Для многих ребят это стимул активнее развиваться и взрослеть, а для других – повод пересмотреть свое отношение к уже прилично поднадоевшим делам, в том числе обучению и урокам.
Общение
Проживание в городе всегда предполагает активный ритм жизни, постоянную занятость. Обусловлено это и наличием технических решений в совокупности с интернетом. На даче появляется прекрасная возможность отдохнуть ото всего этого и пообщаться со своими детьми и важных темах, стать с ними ближе. А располагает к откровенным и душевным разговорам пение птиц, тишина, треск костра.
Незабываемые воспоминания
Для родителей дача часто не является чем – то особенным, а для абсолютного большинства детей – это место, где можно найти много интересного. Чего только стоит строительство шалаша, поиск зарытого другими сокровища, посиделки около яркого и жаркого костра. Через многие годы такое времяпровождение будет вспоминаться с невероятной теплотой.
Источник: https://babymir.net/znachenie-igry-v-zhizni-rebenka/
Развитие ребенка. Влияние игры
Развитие ребенка к 3-4 годам формируется поведение и мышление. Именно на этом этапе можно определить лидерские задатки ребенка. Как известно, дети любят играть. Именно в этом и выражается отношение ребенка к окружающему миру. Достаточно рассмотреть развитие личности ребенка, чтобы понять стадийность ее развития.
Какие существуют игры для развития детей?
Развитие ребенка к 3- 4 годам формируется поведение и мышление. Именно на этом этапе можно определить лидерские задатки ребенка.
Как известно, дети любят играть. Именно в этом и выражается отношение ребенка к окружающему миру. Достаточно рассмотреть развитие личности ребенка, чтобы понять стадийность ее развития.
В 3-4 года ребенок предпочитает играть один, расставляя вокруг себя игрушки и командуя ими. Концентрации внимания надолго ребенку не хватает, не более 20 минут. Сюжет их игр напоминает сцены из жизни.
Какое влияние игры оказывается на развитие ребенка?
Однако в более позднем возрасте ребенок начинает тянуться к общению со сверстниками. На этом этапе проявляются лидерские способности детей. Такой ребенок будет организовыватьдеятельность группы детей, игры будут похожи на отношения между взрослыми в профессиональной сфере, семье.
Тогда, когда ребенок уступает в средний дошкольный период, он начинает изображать окружающий мир: маму и папу, небо, солнце, других детей и т.д. Ребенка на этом этапе впервые начинают интересовать игры с использованием мотивации, когда ребенок стремится к чему-либо ради результата.
Старшими становятся дошкольники, вступая в возраст 5-7 лет. Ребенок к этому моменту может играть длительное время, уделяя внимание морально-этическим правилам в поведении.
Ребенок учится помогать родителям, узнает предназначение многих предметов в доме, при рисовании рисунок перестает быть схематичным и становится объемным.
Таким образом, ребенок, начиная от раннего и заканчивая поздним дошкольным периодом проходит путь от осознания функции окружающих предметов до их воспроизведения на бумаге, в труде.
Важное значение игры для развития ребенка
В дошкольном возрасте ребенок активно учится отличать предметы между собой, различая форму, размеры, текстуру предметов. Лучше всего ребенком воспринимается та информация, которая сопровождается положительной энергией, позитивной.
В мышлении школьника преобладают три направления: наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Если в раннем возрасте ребенок неосознанно на практике осуществляет все свои задумки, то к позднему периоду от задумки до действия проходит несколько этапов логических умозаключений.
Однако до школьного возраста возникают проблемы с концентрацией внимания. Несмотря на то, что с ростом ребенка все более и более развивается устойчивость внимания, однако все это время внимание является непроизвольным.
Характеристика памяти дошкольника
В связи с тем, что лучше всего в памяти сохраняются яркие моменты, то память в данный период имеет образный характер.Лучше всего запоминается информация, которая организована и заключена в игру. Ребенок тогда сам не осознает, как запомнит то, что нужно.
Некоторую информацию ребенок получает при помощи повторения. Например, ребенок любит слушать сказки по нескольку раз, пока не запомнит и не начнет пересказывать.
Ребенок живет эмоциями, поэтому сохраняет много воспоминаний
Воображение дошкольника
Зачастую ребенок обладает хорошей фантазией, придумывая новые образы и делясь с ними со взрослыми;
Ребенок может отличать реальность от фантазии, говоря, что так не бывает, однако в тоже время держать множество невероятных образов;
У ребенка в голове обычно яркие образы, оригинальные и эмоциональные, многие из них, однако, являются вымышленными образами
Часто ребенок фантазирует о своем будущем, однако его планы постоянно меняются
Как говорилось ранее, ребенок активно проигрывает жизненные ситуации, распределяя разные роли. Это заставляет ребенка активно развивать свою речь.
Ребенок активно ознакамливается с правильным употреблением склонений существительных, спряжений глаголов, учится составлять сложные предложения, союзы, суффиксы и приставки.
Игры для развития речи у детей
Как известно, существует несколько видов речи: ситуативная, контекстная, объяснительная.
В ситуативной речи порой сложно разобраться со смыслом предложения, из него выпадают члены предложения, она полна наречий, непонятных словесных шаблонов.
Постепенно ребенок может пояснить суть ситуации, объяснить свои поступки. Это контекстная речь, которая касается определенной ситуации, в которой важно выделить главную мысль.
Эгоцентрическая речь отличается от контекстной тем, что она не обращена, скорее является внутренней беседой. В такой беседе скорее ребенок объясняет себе ситуацию, чем кому-либо.Та основа, которую получит ребенок именно на этом этапе, повлияет на способность к мышлению ребенка в дальнейшем. Способствуя развитию разных видов познавания, памяти, помогая ребенку правильно играть, можно и нужно развивать в нем полноценную личность. Это только часть развития ребенка-дошкольника, однако не менее важная, чем другие этапы развития личности.
Источник: http://infonyanya.ru/doshkolnik/razvitie-rebenka-vliyanie-igry.html
Влияние игр на мышление и развитие ребенка
Чтобы понять, каково значение игры для психического развития ребенка, необходимо разобраться с самим понятием.
В дошкольном возрасте именно игра считается основным видом деятельности малыша. В ходе игрового процесса у ребенка формируются основные личностные особенности и целый ряд психологических качеств. Кроме того, именно в игре берут начало отдельные виды деятельности, которые со временем приобретают самостоятельный характер.
Психологический портрет дошкольника достаточно легко можно нарисовать, всего лишь несколько минут понаблюдав за тем, как он играет.
Такого мнения придерживаются как опытные педагоги, так и детские психологи, которые игровую деятельность в детском возрасте приравнивают по значению к работе или службе в жизни взрослого человека.
Как играет малыш? Сосредоточенно и увлеченно? А может быть, с нетерпением и отсутствием концентрации внимания? Скорее всего, так же он проявит себя и на работе, когда вырастет.
На что влияет игровая деятельность?
В первую очередь стоит отметить ее влияние на формирование психических процессов. Играя, малыши учатся концентрироваться, запоминать информацию, действия. Направлять деятельность дошкольника проще и удобнее всего именно в игре.
В процессе малыш будет учиться сосредоточивать внимание на отдельных предметах, вовлеченных в процесс, держать в памяти сюжет, предугадывать действия. Ребенку крайне необходимо быть внимательным, соблюдая правила. В противном случае сверстники могут отказаться от его участия в дальнейшем.
В игре активно развивается умственная деятельность малыша дошкольного возраста. Малыш по ходу учится замещать одни предметы другими, придумывает названия новым предметам, вовлекая их в процесс.
Со временем действия с предметами сходят на нет, так как ребенок переносит их на уровень устного мышления.
В результате можно отметить, что игра в данном случае ускоряет переход ребенка к мышлению в отношении представлений.
С другой стороны, сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку разнообразить мышление, принимая во внимание мнения других людей, учат малыша предугадывать их поведение и корректировать на его основании собственную манеру поведения.
Детские игры можно охарактеризовать следующим образом.
- Они отражают жизнь, которую ребенок наблюдает вокруг себя.
- Игровая деятельность имеет общественный характер и меняется под влиянием изменения условий жизни ребенка.
- Это активная форма творческого отражения ребенка действительности.
- Это использование знаний, комплекс упражнений, способ обогатить свой опыт и стимулятор для развития нравственных способностей ребенка.
- Речь идет о коллективной деятельности детей.
- Такая деятельность стимулирует развитие детей в разных сферах, совершенствуется и изменяется, вырастая во что-то большее.
В дошкольном возрасте дети пробуют внедрять в жизнь элементы ролевой игры, в ходе которой показывают желание приблизиться к жизни взрослых, демонстрируют взаимоотношения и деятельность взрослых с собственной точки зрения.
Роль сюжетно-ролевых игр в жизни детей дошкольного возраста
Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова.
Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на том, что понаблюдав, как маленткий ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое.
А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.
Игра — это прекрасная возможность для ребенка выразить эмоции, которые в реальной жизни он, возможно, выразить бы не решился. Кроме того, в ходе игрового процесса малыш учится перенимать особый жизненный опыт, моделируя ситуации, планируя и экспериментируя.Играя, ребенок в дошкольном возрасте учится выражать чувства без опаски быть отчитанным или высмеянным. Он не боится последствий, и это позволяет ему быть более открытым. Показывая чувства и эмоции, малыш учится смотреть на них со стороны, таким образом понимая, что полностью контролирует происходящее и знает, как отрегулировать ситуацию, решить конфликты.
На психическое развитие ребенка игра оказывает серьезное влияние, и в этом сложно усомниться. Именно в процессе игры ребенок знакомится со свойствами предметов, учится распознавать их скрытые качества. Его впечатления накапливаются как снежный ком, а в ходе игры они приобретают определенный смысл и систематизируются.
Во время игры дошкольник переносит действия на разные предметы, учится обобщать, развивая словесно-логическое мышление. В игровом процессе малыш обычно сопоставляет себя только с теми взрослыми, которые играют в его жизни важную роль, которых он уважает и любит.
Он может копировать отдельные их действия в младшем возрасте и воспроизводить их отношения между собой в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому игру можно считать наиболее реальной школой для развития социальных отношений с моделированием поведения взрослых.
Обучающий процесс и роль в нем игровой деятельности
С помощью игры ребенок получает новые возможности для развития личности, воспроизводя поведение и взаимоотношения взрослых. В процессе ребенок учится налаживать связи со сверстниками, осознают степень ответственности за выполнение правил игры. Таким образом, в ходе игры ребенок учится волевой регуляции поведения.
У дошкольников, как младших, так и старших, именно с игровой деятельностью связаны такие интересные и развивающие занятия, как рисование и конструирование, к которым у малышей с раннего возраста возникает особое влечение.
В ходе игровой деятельности формируется также и учебная деятельность, которая со временем станет основной. Естественно, что учение не может самостоятельно возникнуть из игры. За его ввод отвечают взрослые. Очень важно, чтобы дошкольник приучался к учению именно в ходе игры. В этом случае он будет относиться к нему одновременно легко и с пониманием необходимости соблюдения основных правил.
Влияние игр на развитие речи
На развитие речи игровая деятельность оказывает не менее важную роль, чем на учение. Чтобы стать «своим» в игре, ребенку нужно уметь выражать эмоции и желания словами, то есть иметь определенные навыки речи. Эта необходимость будет способствовать развитию связной речи с использованием большого количества слов. Играя, дошкольники учатся общаться.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже умеют договариваться о том, кто какую роль будет играть в процессе. Прекращение игры может стать причиной разрушения общения.
В ходе игровой деятельности происходит перестройка основных психических функций малыша, а знаковые функции развиваются в результате замещения предметов друг другом.
Игровая деятельность и коммуникабельность
Аналогично другим видам деятельности, игровая потребует от малыша проявления целого ряда волевых качеств для налаживания прочного контакта с участниками. Чтобы игра приносила удовольствие, ребенок должен обладать социальными навыками. Это значит, что дошкольник должен понимать, что нельзя обойтись без общения и желания наладить связь со сверстниками, участвующими в игре.
Дополнительный плюс — проявление инициативы и желание убеждать других, что игра должна проходить по тем или иным правилам с учетом мнения большинства. Все эти качества, которые одним словом можно назвать «коммуникабельность», будут формироваться в процессе игровой деятельности.
В ходе игры у детей часто возникают спорные ситуации и даже ссоры. Считается, что конфликты появляются потому, что каждый из участников имеет свои представления о том, по какому сценарию должна проходить игра. По характеру конфликтов можно судить о развитии игры как совместной деятельности дошкольников.
Произвольное поведение в ходе игровой деятельности
Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения у дошкольника. Именно в ходе игры малыш учится подчиняться правилам, которые со временем будет соблюдать и в других сферах деятельности. Под произвольностью же следует в данном случае понимать наличие образца поведения, которому будет следовать дошкольник.
К старшему дошкольному возрасту для ребенка правила и нормы будут иметь особое значение. Именно они будут оказывать влияние на его поведение. К моменту поступления в первый класс дети уже будут отлично справляться с собственным поведением, контролируя весь процесс, а не отдельные действия.
Кроме того, нужно отметить, что именно в ходе игровой деятельности будет развиваться потребностная сфера дошкольника. У него начнут появляться мотивы и вытекающие из них новые цели.
В ходе игры ребенок будет с легкостью отказываться от мимолетных желаний во имя больших целей. Он будет понимать, что за ним наблюдают другие участники игры и он не имеет права нарушать установленные правила, меняя функции роли.Таким образом у малыша развиваются терпение и дисциплина.
Во время ролевой игры с интересным сюжетом и многочисленными ролями дети учатся фантазировать, у них развивается воображение. Кроме того, малыши в ходе игровой деятельности такого рода учатся преодолевать познавательный эгоцентризм, тренируя произвольную память.
Таким образом, у детей игра — это самостоятельная деятельность, в результате которой они учатся познавать различные сферы социальной действительности.
Игрушки — неотъемлемая часть процесса
Играть, не используя игрушки? В дошкольном возрасте это практически невозможно. На игрушку возлагается сразу несколько ролей. С одной стороны, она способствует психическому развитию малыша. С другой – является и предметом для развлечения, и средством для подготовки ребенка к жизни в современном обществе. Игрушки могут быть из разных материалов и с разными функциями.
Например, популярные дидактические игрушки будут стимулировать гармоничное развитие малыша, улучшая ему настроение, а моторные станут незаменимы для развития моторики и двигательных способностей.
С детства ребенка окружают десятки игрушек, которые выступают в роли заменителей целого ряда предметов из взрослой жизни. Это могут быть модели машинок, самолетов и оружия, различные куклы. Осваивая их, малыш учится осознавать функциональное значение предметов, что способствует его психическому развитию.
Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/vliyanie-igr-na-myshlenie-i-razvitie-rebenka.html